К 4. Глава 35 Письменность и литература Шумера
В эпоху Урука и Джемдет-Насра основным способом письма была пиктография. Пиктография — это фиксация информации с помощью рисунков, которые можно было передавать различными речевыми конструкциями и пересказывать разными словами, не меняя смысла. Шумерское рисуночное письмо было одинаковым в северных и южных районах Нижней Месопотамии, что свидетельствует о его создании в одном авторитетном центре — Ниппуре, столице всешумерского общинно-культового союза.
Со временем пиктограммы стали использоваться для «ребусного» письма. Например, знак ноги стал обозначать не только ногу, но и различные действия, связанные с ней, такие как стоять, идти и так далее. Постепенно знаки рисуночного письма стали слоговыми и могли применяться для передачи частей речи и любых звукосочетаний, то есть для фиксации речи. Например, изображение тростника (шумер. ги) стало обозначать слово «возвращать» (по-шумерски тоже ги, но с другой интонацией). Напоминаю — язык общения шумеров был тоновым, как в современном Китае. В результате каждый знак имел несколько словесных и звуковых значений. Оставалось сделать всего один шаг, чтобы знаки приобрели чисто звуковое значение. Однако ни шумеры, ни народы, которые заимствовали у них систему письма, не сделали этого шага — не создали алфавитного письма.
Некоторые знаки могли быть также и «детерминативами», то есть нечитаемыми знаками, которые только указывали, к какой категории понятий относится соседний знак (деревянные или металлические предметы, рыбы, птицы, профессии и так далее). Это облегчало правильный выбор чтения из нескольких возможных. Постепенно система такого употребления знаков стала устойчивой и всеобъемлющей, одновременно схематизировалась и упростилась их начертание (так что опознать в знаке какой-либо предмет было уже нельзя). Это и означало переход от пиктографии к письменности.
Шумерскую письменность называют клинописью, поскольку шумеры писали на сырой глине пером-палочкой из тростникового стебля с треугольным сечением. Такие перья оставляли клинообразные оттиски. Для сохранности глиняный документ обжигали. Шумеры были народом словарей. Помимо обычных, у них имелись ботанические, фармацевтические и другие словари. Словари обладали определенной логикой составления и фактически являлись учебниками. Даже самый образованный шумер не мог обойтись без них: запомнить написание многих слов было невозможно, а знание их звучания помогало мало.
Литература
Литература Шумера — это древнейший из известных письменных литератур. Вряд ли когда-либо будут обнаружены литературные произведения, которые могли бы быть старше шумерских. Они представляют собой бесценный источник для всех, кто изучает историю цивилизаций, особенно в её интеллектуальных и духовных аспектах. Было обнаружено около пяти тысяч табличек и фрагментов с различными литературными произведениями. По своему художественному достоинству шумерская литература занимает высокое место среди эстетических творений цивилизованного человечества. Она вполне может конкурировать с древнегреческими и древнееврейскими шедеврами и, подобно последним, отражает духовную и интеллектуальную жизнь одной из древних культур, которая иначе осталась бы во многом неизвестной. Их значение для культурного и духовного развития всего Древнего Ближнего Востока трудно переоценить.
Шумерская литература включает в себя мифы и эпические повествования, гимны, плачи, историографические документы, длинные и краткие эссе, предписания и пословицы. Сюда не входят вотивные надписи, как не имеющие художественной ценности (например, исторические надписи Энтемены), тексты реформ Урукагины и политические письма, хотя некоторые из них также обладают литературными достоинствами. Шумеры впервые начали излагать свои литературные произведения в письменной форме около 2500 года до нашей эры, хотя самые ранние из найденных литературных документов относятся приблизительно к 2400 году до нашей эры.
Часто предполагают, что вся шумерская литература была религиозной и что её писали и редактировали жрецы для использования в храмовых культах. Однако, за исключением гимнов и плачей, это не так. Например, было бы странно полагать, что шумерские пословицы и предписания писались священниками или для них и имели какую-либо связь с храмовым культом. Нет веских причин считать, что эпические поэмы о героях Энмеркаре, Лугальбанде и Гильгамеше были составлены жрецами и звучали в храмах. Даже в случае с мифами нет никаких указаний на то, что их читали во время богослужений и религиозных праздников. Только гимны и плачи, похоже, действительно сочинялись и редактировались для храмовой службы. Но поскольку таблички с гимнами и плачами, как и с другими видами литературных текстов, были найдены не в храмах, а в квартале писарей, то и они, скорее всего, слагались в эдуббе (так называли школу в Шумере) её штатными сотрудниками, а не священниками; жрецы же в составе штатного персонала эдуббы нигде не упоминаются.
В развитии шумерской литературы ключевую роль играл нар (поэт), которого иногда упоминают в гимнах рядом с дубсаром (писателем). Однако их связь с эдуббой (литературным центром) остаётся неясной. Вполне вероятно, что некоторые выпускники эдуббы специализировались на религиозных композициях и входили в состав храмовых служителей. Они обучали певцов и музыкантов, а также следили за культовыми литургиями, а иногда и сами принимали в них участие. Те же, кто специализировался на мифах и эпических сказаниях, служили во дворцах, обучая придворных певцов и актёров.
К сожалению, у нас нет точных и подробных сведений о зрителях и читателях — аудитории, для которой были предназначены литературные произведения. Маловероятно, что даже образованные люди собирали частные библиотеки для своего удовольствия и образования. Скорее всего, библиотеки существовали только при эдуббах, хотя в храмах и дворцах тоже могли храниться копии сочинений, соответствующих потребностям их владельцев. Маловероятно, что произведения шумерской литературы хранились «на полках» исключительно для учебных целей. Скорее всего, они использовались на публичных собраниях, независимо от места их проведения — храма, дворца или рыночной площади.
Подавляющее большинство шумерских литературных произведений написано в поэтической форме. Хотя о размере и рифме ещё не было представления, практически все другие приёмы и техники поэтического искусства применялись довольно умело, продуманно и эффектно: повтор и параллелизм, метафора и сравнение, хор и припев. Шумерская повествовательная поэзия, например, мифы и эпические сказания, изобилует постоянными эпитетами, длинными повторами, устойчивыми формулами, тщательной детализацией описаний и длинными речами.
В целом шумерских авторов мало заботит отделка структуры сюжета; повествование ведётся довольно беспорядочно и монотонно, почти лишено разнообразия в акцентах и настроении. В довершение всего шумерским поэтам абсолютно чуждо чувство кульминации. Мифы и эпические поэмы почти совсем не обнаруживают нарастания и ослабления эмоций по мере продвижения повествования, и часто заключительный эпизод оказывается более трогательным и волнующим, чем первый. Нет здесь и попыток давать характеристики и психологические оценки; боги и герои шумерских повествований более тяготеют к общим типам, нежели к узнаваемым и осязаемым личностям.
Переходя от мифологии к эпосу, скажем, что шумеры, несомненно, были первыми творцами и разработчиками эпической литературы, состоящей из повествовательных героических сказаний, облечённых в поэтическую форму. Подобно древним грекам и индусам, шумеры на ранних стадиях своей истории прошли через героический век, дух и атмосфера которого воспроизводятся в их эпической памяти. Побуждаемые жаждой славы и имени, столь характерной для правящего класса героической эпохи, цари и принцы держали бардов и менестрелей при дворах для сочинения повествовательных поэм или гимнов, прославляющих их достижения. Эти эпические гимны, преимущественно направленные на увеселение публики в ходе частых придворных праздников и пиршеств, вероятно, произносились речитативом под аккомпанемент арфы или лиры (такой вот первозданный рэп).
Следует отметить, что шумерский эпос имеет ряд существенных отличий от греческого и индийского. Например, шумерская эпическая поэма представляет собой несколько отдельных повестей, не связанных общим сюжетом и различающихся по объему. Каждая из них посвящена одному эпизоду, и задача объединить эти эпизоды в единое целое не ставится. Шумерский литературный материал практически не раскрывает характера героя и не пытается проникнуть в его психологию. Герои предстают скорее как обобщенные образы.
Сегодня мы можем назвать девять шумерских эпических сказаний, объем которых варьируется от чуть более ста до более шестисот строк. Две из них посвящены герою Энмеркару и могут быть названы «Энмеркар в стране Аратта» и «Энмеркар и Энсукушсиранна». Две другие сосредоточены на герое по имени Лугальбанда, хотя и здесь мы встречаемся с Энмеркаром. Их можно озаглавить: «Лугальбанда и Энмеркар» и «Лугальбанда и Гора Хуррум». Остальные пять посвящены самому известному из шумерских героев — Гильгамешу, которому нет равных на всем Древнем Ближнем Востоке. Две из них, «Гильгамеш и Бык Неба» и «Смерть Гильгамеша», дошли до нас в отрывках. Остальные три сохранились практически полностью:
1) «Гильгамеш и Агга Киша», прославляющая Гильгамеша как патриота и «защитника царства»;
2) «Гильгамеш и Страна Жизни», где он выступает в роли храброго победителя дракона, можно сказать первого святого Георгия;
3) «Гильгамеш, Энкиду и нижний мир (загробное царство)», в котором он предстает как на редкость сложная личность: обходительный, отважный, деспотичный, великодушный, душевный, провидящий и любознательный.
Поэма «Гильгамеш и Агга» — самая короткая из всех шумерских эпических поэм. Однако, несмотря на свою краткость, она представляет довольно необычный интерес. Сюжет связан исключительно с людьми; в отличие от других шумерских эпических поэм, в ней нет мифологических мотивов с участием каких-либо шумерских божеств. Поэма имеет историческую значимость; она проливает новый свет на раннюю вражду шумерских городов-государств. Наконец, она свидетельствует о первой политической ассамблее, «двухпалатном конгрессе», имевшем место почти пять тысяч лет назад.
От эпоса перейдем к гимнам. Гимнография была тщательно разработанным и чрезвычайно сложным искусством в Шумере. До нас дошли собрания гимнов, объемом от менее пятидесяти до почти четырехсот строк, и есть все основания полагать, что это только часть гимнов, написанных в Шумере на протяжении веков. Судя по их содержанию, существующие гимны можно разделить на четыре главные категории:
1) Гимны, прославляющие богов;
2) Гимны, прославляющие царей;
3) Гимнические молитвы, в которых хвала богам перемежается с благословениями и молитвами за царей;
4) Гимны в честь шумерских храмов.
Божественные гимны написаны в двух основных формах: либо в виде обращения поэта к божеству, либо в виде восхваления божества и его деяний от третьего лица. Среди самых длинных и значимых гимнов можно выделить следующие:
1) Гимн Энлилю — поэтический итог того, чем цивилизация обязана своему благодетелю.
2) Гимн богу Нинурте, в котором его называют не только этим именем, но и Пагибильсаг и Нингирсу.
3) Гимн Эгхедуанне, известной как богиня Инанна.
4) Гимн Инанне как звезде Венере, который описывает иерогамную церемонию ритуального союза богини с царем Иддин-Даганом из Исина в день Нового года.
5) Гимн Инанне как богине войны и гнева.
6) Гимн Уту — богу справедливости, который регулирует и оберегает мировой порядок.
7) Гимн богине Нанше — куратору человеческой этики и морали.
8) Гимн Хендурсагу — особо избранному визирю богини Нанше, отвечающему за суд над человеческими поступками и проступками.
9) Гимн богине Нинисинне — «великой врачевательнице черноголовых», покровительнице искусства медицины и целительства.
10) Гимн Нинкаси — богине хмельных напитков.
11) Гимн Нидабе — богине письма, счета и мудрости.
12) Гимн богине Нунгаль, дочери Эрешкигаля, как судье и покровительнице «черноголовых».
Большинство царских гимнов отличаются экстравагантным самовосхвалением. Цари без тени сомнения и смущения воздавали хвалу собственной славе. Это необычное и, на наш взгляд, довольно недостойное поведение имело некий психологический смысл и соответствовало общей тенденции к высокомерию и превосходству, характерной для шумерского общества в целом.
Шумерские гимнографы часто использовали тип композиции, в которой хвалы богам чередовались с благословениями царям и молитвами за них. В этой категории гимнов представлены практически все основные божества, за исключением богини-матери Нинхурсаг. Среди них: Ан, Энлиль, Энки, Нанна, Уту, Нинурта, Нергал, Инанна, Бау и Нинисинна. Цари, которым возносились молитвы, — это, в основном, правители Первой династии Исина. Один из гимнов посвящен богине Бау как другу и помощнику Эаннатума в Лагаше.
Храмовые гимны представлены хвалебной песней Экуру — храму Энлиля в Ниппуре, гимном храму богини Нинхурсаг в Кише и самой яркой композицией, содержащей краткие гимны всем наиболее значительным храмам Шумера.
Шумерские плачи можно разделить на два основных типа:
1) Плачи о разрушении городов. Среди них особенно выделяются два плача, посвященные разрушению Ура.
2) Плачи о смерти бога Думузи или кого-то из его близких. Эти произведения значительно различаются по объему — от длинных композиций, превышающих 200 строк, до коротких плачей менее 50 строк.
Последняя группа шумерских литературных документов — это так называемые «сочинения мудрости», которые включают споры, короткие и длинные эссе, а также собрания предписаний и пословиц.
Спор — это излюбленный жанр шумерских литераторов, ставший прототипом литературного жанра «диспут», популярного в Европе в эпоху поздней античности и Средневековья. Его основная идея заключается в дебатах и словопрениях между двумя протагонистами, которые часто изображаются в виде пары противоположных по своим признакам животных, растений, камней, профессий, времен года или даже созданных человеком орудий труда.
Соперники в споре поочередно описывают свои достоинства и значимость, а также нелестные качества друг друга. Все эти описания представлены в поэтической форме, так как поэзия была более естественной для шумеров, чем проза. Композиция диспутов имела круговое построение с мифологическим сюжетом во вступлении, рассказывающим о сотворении протагонистов, и с концовкой, в которой боги присуждают победу той или иной стороне. Сегодня нам известно семь таких сочинений:
1) «Спор Лета и Зимы».
2) «Спор Скота и Зерна».
3) «Спор Птицы и Рыбы».
4) «Спор Дерева и Тростника».
5) «Спор Серебра и Могучей Меди».
6) «Спор Кирки и Плуга».
7) «Спор Жернова и камня гульгуль».
Все композиции, кроме последнего, имеют длину от двухсот до трехсот строк. Два самых длинных и лучше всего сохранившихся — это «Спор Лета и Зимы» и «Спор Скота и Зерна».
Мы подошли к последнему типу произведений жанра мудрости — пословицам. Этот материал включает около семисот табличек и фрагментов. Большинство табличек изначально содержали либо полные собрания пословиц, либо пространные выдержки из них. Остальные были предназначены для практического использования в школах, на ученических табличках с краткими отрывками, а иногда — с единственной пословицей.
Пришли к выводу, что древние шумерские писцы составили по крайней мере пятнадцать или двадцать различных стандартных сводов пословиц. Из них десять-двенадцать можно более-менее полностью реконструировать, что составляет свыше тысячи пословиц. Почти в половине этих собраний пословицы были расположены группами в соответствии с первыми знаками. В других сводах принцип ключевого слова не использовался, и, хотя близкие по теме пословицы иногда встречаются рядом, общий критерий порядка расположения остается неясным. В целом, шумерские пословицы отражают заинтересованную, если не сказать лестную, оценку человеческой жизни, мотивов и побуждений, надежд и чаяний, а также парадоксов и противоречий, пронизывающих бытие. Ниже приведены несколько наиболее понятных пословиц.
1. Пусть моё остаётся нетронутым, я же воспользуюсь твоим — вряд ли такой человек будет любим домочадцами друга.
2. Молчи о том, что ты нашёл; скажи лишь о том, что потерял.
3. Пожитки как в воздухе птицы, не знают, куда приземлиться.
4. Не срывай сейчас; позже даст плоды.
5. Кто много ест, тот плохо спит.
6. К вражде ведёт не сердце, к вражде ведёт язык.
7. Солги, и, когда ты скажешь правду, её сочтут ложью.
8. В открытый рот влетает муха.
9. Дальний странник — вечный лжец.
10. Строй как царь — живи как раб, строй как раб — живи как царь.
11. Рука к руке — построен дом, пузо к пузу — дом разрушен.
12. Плохо ел — славно жил!
13. При ходьбе, не забывай, ноги в землю упирай.
14. Дружба — на день, родство — на века.
15. У кого много серебра, возможно, и счастлив;
У кого много зерна, возможно, доволен;
Но крепкий сон у того, у кого нет ничего.
16. Ласковое слово — всем друг.
17. Любящее сердце дом строит, ненавидящее сердце дом рушит.
18. Жизнь человека — пустой сундук, башмак — глаз человека, жена — будущее человека, сын — прибежище человека, дочь — спасение человека, невестка — проклятие человека.
19. Бери жену по выбору, роди ребёнка по сердцу.
20. Преступника — лучше бы мать не рожала, лучше бы его бог не замысливал.
21. Грамотей, что не знает шумерский язык, что за грамотей?
22. Писарь, чья рука поспевает за ртом, вот какой нужен тебе.
23. Певца, чей голос не приятен, певцом едва ли можно звать нам.
24. Город, где (сторожевые) псы перевелись, находится под контролем у лис.
25. Лис наступил на копыто быку и спросил, не больно ли тому.
26. Кот — за его мысли! Мангуст — за его поступки!
Свидетельство о публикации №225021600885