Неделя 1 - притча о мытаре и фарисее

Перед Великим постом для товарищей православных сделали целых четыре недели подготовки к нему. У каждой недели своя тематика. Первая - неделя о мытаре и фарисее. Основана она на знаменитой притче Христа из Евангелия от Луки:

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.;18:;9–14).

Кто такой фарисей? Кто такой мытарь? Почему фарисей – плохой, а мытарь – хороший?
Давайте разбираться. Как обычно нужно отправиться в древнюю Иудею на две тысячи лет назад. Куда ж мы как обычно без исторического контексту? Тем более, что «фарисей» – слово уже жутко изъезженное и избитое. Мытарь тоже иногда звучит, но немного реже.
Начнём всё-таки с первого молодого человека.
Количество школ иудаизма в те времена впечатляло, но выделим три самых заметных течения, которые формировали вокруг себя всю движуху в те времена. Течения такие были – фарисеи, саддукеи и ессеи. Слишком глубоко копать не будем. Скажем вкратце сегодня именно о фарисеях.
Фарисеи отличались тем, что пытались воплотить Закон (Моисеев) буква в букву. Написано бить – значит, бить, написано миловать – значит, миловать. Надо тарелочку с двумя синими полосочками – иначе никак нельзя. За это простой народ и уважал фарисеев, мол, вот всё чётко у них, настоящие духовные люди. Мало кто вступал с ними в конфронтацию. В основном, конечно, это были пророки, но конец их был традиционно немного предсказуем.
Тем не менее, были и те, кому фарисеи не очень-то нравились. Самым громким обличением фарисеев занимался Христос, называя их «порождениями ехиднины» и даже «крашеными гробами». Возникший впоследствии термин «фарисейство» как раз означал тягу к внешнему исполнению Закона. Иначе говоря, фарисеев обвиняют именно в формализме, мол, вы тут на людях исполняете, конечно, а дома-то чем занимаетесь? В целом, претензия вполне оправдана – залезть к фарисею в потроха его сердца было проблематично, как в принципе и ко всем людям. Тем не менее, внутри себя можно было всех проклинать, посылать, высчитывать секунды до наступления шаббата, чтобы наконец-то ничего не делать, а к Богу по факту никакого интереса не проявлять, но за другими ходить и говорить, что, дескать, живут они совершенно бездуховно, безнравственно и аморально. Чаще всего это раньше называли «лицемерием», ныне это называется «двойные стандарты».
К слову, фарисеи-то по духу никуда и не делись. Формулировка «вы не понимаете, это совершенно другое» — это и есть по большей части то самое фарисейское лицемерие. «Вы тут вот пива на улице попили, значит, вы злейший хулиган и редкостный гад, а я вот пьяный на скамейке валялся – так это с кем не бывает» - что-то вроде того.
С фарисеями вроде ясно. Кто есть мытарь? А мытарь – это подлинно презренный персонаж, в отличие от уважаемых фарисеев. Мытарь – сборщик налогов в Иудее, но не просто сборщик, а тот, кто эти самые налоги передавал лично римскому императору. Сами подумайте, как можно относиться к сборщику податей, который собирает золото и серебро оккупантам. Думаю, что долго размышлять не придётся.
Собираем воедино картину – приходит супер прилежный фарисей и крайне загаженный мытарь в один и тот же храм. Фарисей с гордо поднятой головой говорит «спасибо Тебе, Господи, что я не такой как вот эти все людишки гадкие», а мытарь бьёт себя в грудь и тихо плачет, произнося «Ки;рие эле;йсон».
И вроде бы всё легко и понятно. Как нынче принято у верующей публики формула «фарисей – вонючка, а мытарь – молодец» работает безотказно. Верующему человеку предлагается примерить себя на месте мытаря, а фарисеем не быть ни в коем случае. Человече спокойно выдыхает, вытирает пот со лба и кайфует от собственной мытарственности. Вроде бы даже все довольны.
Так в чём проблема? Есть буквально пар моментов.
Во-первых, пошла в одно время тенденция до лютой ненависти относиться к фарисею, да причём такой, что стала работать формулировка «спасибо, Господи, что мы не такие, как эти все фарисеи». То есть, буквально мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. А чем это лучше? Более того – «сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот». То есть, это совершенно не значит, что фарисей отправляется во адЪ. Нет, не отправляется он туда автоматически по одной простой причине – он исполняет Закон. Он не просто стоит столбом в храме и превозносится над другими, а отдаёт десятину на содержание храма, даёт милостыню и постится. Кто-то из мытарей хотя бы таким скромным списком занимается?
Во-вторых – путь покаяния мытаря только начинается, причём не в переносном смысле, а в буквальном. Он не просто стоит и радуется, что фарисей – козёл, а он нет. Ни в коем случае. Мытарь вообще не обращает на него внимания – он занят своими собственными прегрешениями, а не чьими-то ещё.
Но несмотря на это, в один момент началась у православных мода выставлять себя мытарями. Ходят по улицам, приговаривают, что они грешные, в храме кулаком себя бьют (ладно хоть не по морде), перед всем нижайше каются, падают ниц, посыпают голову пеплом (ладно хоть если ещё пеплом) и так далее и тому подобное. Но периодически центральный процессор не выдерживает такого смирения и переключается, так сказать, в default-режим фарисейства с обязательным проклятием всех вокруг подряд и обязательной отправкой в уже упоминаемый ранее адЪ.
Короче, фарисеи – не ругайте мытарей, а то опять будете превозноситься и кирдык. Мытари – не ругайте фарисеев, а то тоже начнёте превозноситься и опять кирдык.


Рецензии