Глава 12 колыбель знаний

12.1 История Курганского машиностроительного института
 Мой муж Константин Георгиевич, я, наши сыновья, большая часть наших родственников и знакомых закончили Курганский машиностроительный институт, позже – Курганский Государственный Университет. Большее количество из них окончило выпускающую кафедру «Гусеничные машины и прикладная механика занимается подготовкой специалистов по направлению 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения» (специализация «Военные гусеничные и колесные машины»). Я закончила Инженерно- экономический факультет по специальности Экономика организация машиностроительной промышленности.

8 октября 1959 года постановлением Совета министров СССР № 2864-р был создан Курганский машиностроительный институт. Учебный корпус института был расположен в бывшем здании Курганской областной партийной школы, который располагался на площади Ленина. Первым ректором был назначен К. И. Радько.

4 мая 1960 года приказом по Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР была утверждена структура института, в составе: вечернего и заочного факультетов, факультета дневного обучения и одиннадцати общеинститутских кафедр: теоретической механики и сопротивления материалов, технологии металлов, деталей машин, начертательной геометрии и графики, общей химии, высшей математики, физики, иностранных языков, физического воспитания и спорта и марксизма-ленинизма. В структуру института входил сорок один преподаватель, из них одиннадцать человек имели учёную степень и учёное звание. Уже в 1960—1961 учебном годах на первом курсе заочного факультета обучалось сто четырнадцать студентов, дневного факультета — сто пятьдесят студентов. Всего к занятиям в институте были привлечены: вечерний факультет — 227 студентов, заочный факультет — 319 студентов и дневной факультет — 300 студентов.

В 1962 году  в институте помимо имеющихся были созданы ещё пять кафедр: автомобилей и тракторов, металлорежущих станков и инструментов, оборудования и технологии сварочного производства, технологии машиностроения и энергетики. В 1963 году была созданы кафедры: политэкономии и истории КПСС, так же была создана аспирантура по восьми специальностям. В этом же году состоялся первый выпуск инженеров-механиков. К 1965 году в структуре института имелось четыре факультета: вечерний, заочный, автотракторный и механико-технологический, шестнадцать общеинститутских кафедр, в состав педагогических работников входило сто девятнадцать четыре преподавателей, из которых двадцать восемь человек имели учёную степень и учёное звание. В 1965 году институт выпустил четыреста двенадцать инженеров-строителей, инженеров-механиков и инженеров-энергетиков. В 1966 году число учащихся института выросло до 2575 человек. В 1968 году в структуре института создан пятый факультет: инженерно-экономический и семнадцатая кафедра: гусеничные колёса и машины. В 1973 году приказом по Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР, Курганскому машиностроительному институту была присвоена первая категория вузов.

В 1966 году состав преподавателей составлял 168 человек, из них был один профессор и 21 кандидат наук, но уже в 1989 году преподавательский состав составлял — 323 человека, из них десять имели звание профессора, а 188 человек учёную степень кандидата и доктора наук. К концу своего существования в 1995 году институт имел 300 педагогов, из них 20 человек имели учёное звание профессор и 166 человек учёные степени докторов и кандидатов наук. С 1992 по 1995 год в структуре института имелись: машиностроительный факультет, естественно-научный факультет, факультет автоматизации и управления, факультет менеджмента и бизнеса. За годы своего существования институтом было подготовлено более десяти тысяч инженерно-технических специалистов.

30 сентября 1995 года Указом Президента Российской Федерации № 990 на базе Курганского машиностроительного института и Курганского педагогического института был создан Курганский государственный университет.]

Руководство
• Радько, Константин Иванович (1960—1965)
• Сычёв, Алексей Яковлевич (1965—1970)
• Мосталыгин, Григорий Петрович (1970—1986)
• Глазырин, Аркадий Васильевич (1986—1990)
• Терехов, Александр Сергеевич (1990—1995)
Источник
12.2 Выпускающая кафедра «Гусеничные машины и прикладная механика»
Выпускающая кафедра «Гусеничные машины и прикладная механика занимается подготовкой специалистов по направлению 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения» (специализация «Военные гусеничные и колесные машины»).

Данное направление подготовки входит в перечень приоритетных направлений модернизации и технологического развития российской экономики. Срок обучения составляет 5,5 лет, выпускнику присваивается квалификация «Инженер».

Специалисты по направлению подготовки «Транспортные средства специального назначения» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; проектно-конструкторская; производственно-технологическая; организационно-управленческая.

Основными объектами профессиональной деятельности являются военные гусеничные и колесные машины: автомобили многоцелевого назначения, автомобильные базовые шасси под монтаж вооружения и военной техники, специальные колесные и гусеничные шасси военного и гражданского назначения, специальные прицепы и полуприцепы, автопоезда, бронетанковая техника, роботизированные колесные и гусеничные машины военного и специального назначения, амфибийные машины и тягачи военного и специального назначения.


 
Боевая машина пехоты БМП-3
Кафедра обладает собственными аудиториями и лабораториями, оснащенными учебно-действующими макетами объектов профессиональной деятельности, где ведётся проектирование, моделирование и оптимизация параметров специальных машин, их узлов и агрегатов

Кафедра обладает уникальным учебным оборудованием:
- комплекс для изучения электрических и электронных цепей, а также мультиплексных сетей CAN и LIN современных транспортных машин;
- комплекс для изучения устройства, принципа работы и диагностирования гибридных энергосиловых установок;
- учебный стенд с реальными элементами конструкции транспортного средства для изучения устройства, принципов работы и диагностированию систем активной безопасности ABS, ASR, ESP;
- комплекс для изучения устройства и принципов работы, моделирования и устранения неисправностей, диагностирования турбированного дизельного двигателя современных транспортных средств с топливной системой Common Rail;

 
Снегоболотоход ТМ-140


- уникальный измерительный комплекс RaceLogic 3i.
Первым заведующим кафедры был Чернов Лев Борисович

Родился 1 октября 1912 года. В годы Великой Отечественной войны работал главным технологом одного из производств Челябинского тракторного завода. После войны переехал в Курган, трудился главным инженером на Курганском машиностроительном заводе, а затем на Курганском автобусном заводе и на заводе Уралсельмаш.

В годы Великой Отечественной войны работал главным технологом одного из производств Челябинского тракторного завода. После войны переехал в Курган, трудился главным инженером на Курганском машиностроительном заводе, а затем на Курганском автобусном заводе и на заводе Уралсельмаш.


Чернов в последующем перешёл на преподавательскую деятельность, заведовал кафедрой АТ Курганского машиностроительного института. В феврале 1972 года избран заведующим вновь созданной кафедрой гусеничных машин. экспертов и многих других специалистов

Умер 15 июня 1991 года. Похоронен на Рябковском кладбище в городе Кургане.

Лев Борисович был крупный брюнет- еврей. Злые языки говорили, что он был «еврейский папа» местной еврейской общины. Я была с ним знакома, хотя бы потому, что он был научным руководителем мужа. Муж почти ежедневно уходил на консультацию к Леву Борисовичу с 10 вечера и возвращался в первом  часу ночи. Слава Богу, защита у Кости кандидатской диссертации по закрытой прошла блестяще.

Был перед он как раз переел защитой анекдотичный случай, это сейчас анекдотичный, а тогда это была суровая правда жизни.

Один из основоположников  Арапетов Арутюн Леонович был оппонентом Кости одним из теоретиков зубчатчатых передач. так, оказадось, что в диссертации Кости в ссылках на источники нет  его работ. По этому поводу Арапетов сорвал первую защиту. 
Косте срочно пришлось править диссертацию. Срок защиты пришлось переносить.

 

.
Но мой отец, будучи в те времена был начальником районного узла связи и у него были в расположении овчинные тулупы. Следует  учесть, что в те времена в моде были дубленки. С учетом того, что и СССР дубленки не производились, полушубки вошили в большую советскую моду. Отец оперативно сообразил, запаковал один из полушубков и привез Косте. И поехал Костя в Москву на встречу с Арапетовым. Арапетов встретил Костю прекрасно у себя дома, принял подарок, все вопросы были решены.               

Мой свекор Горгоц Георгий Сергеевич подполковник был п прислан из Челябинского политехнического института для организации военной кафедры в КМИ. Позже он работал на Выпускающей кафедре «Гусеничные машины и прикладная механика». Эту же кафедру закончили мой муж Горгоц Констант ин Георгиевич, мой сын Горгоц Денис Константинович, мой двоюродный брат Тютнев Игорь Геннадьевич.

Горгоц Константин Георгиевич много лет преподавал на этой кафедре

Вторым заведующим кафедры был Александр Александрович Благонравов.

, Александр Благонравов - главный конструктор боевых машин пехоты БМП-2 и БМП-3, генерал-майор, награжденнен орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Почета, доктор технических наук, профессор, почётный гражданин города Кургана и Курганской области. По многим техническим решениям, параметрам и возможностям аналогичная техника западных конкурентов и поныне уступает машинам, созданным им во второй половине прошлого века. Отечественные БМП и сегодня служат эталоном для российских и зарубежных конструкторов, технологов,

Родившийся в 1933 году в Москве, Александр не захотел идти по стопам отца и становиться военным. Его привлекала техника и очень увлекла теория, над которой долгое время бился отец, - какой механизм может быть бесступенчатой передачей. Забегая вперед, отметим, сын на этом поприще превзошел отца, нашел ее обоснование, решение и защитил докторскую диссертацию. После окончания школы перед молодым человеком встал вопрос: куда дальше идти учиться - в МГУ на физмат заниматься теорией или в МВТУ им. Баумана на факультет реактивной техники - практика. Собрался все-таки в МВТУ, но в тот год в академию бронетанковых войск стали набирать выпускников школ. Александр поступил в академию, окончил ее с отличием и был направлен младшим научным сотрудником в научно-исследовательский отдел академии.

А.А. Благонравов — выпускник Военной академии бронетанковых войск. Более тридцати лет он служил в Вооруженных силах СССР, окончив службу в звании генерал-майора. Область его научных интересов — проблемы устойчивости, стабилизации и управления динамическими системами транспортных машин. Наиболее полно талант и оригинальность мышления Александра Александровича проявились в научной и конструкторской деятельности. Для повышения скорости движения бронетанковой техники были необходимы исследования, связанные с вероятностным подходом к описанию движения быстроходных машин. А.А. Благонравов с группой научных сотрудников издал фундаментальную работу по быстроходности танков, которая стала основой отраслевых стандартов. Занимался исследованиями в области теории поворота гусеничных машин, защитил кандидатскую диссертацию.. В 1971 году защитил докторскую диссертацию.  Пришло время испытать теорию практикой создания новой техники. Благонравова хотели направить работать на завод, где гендиректор ищет конструктора, готового в ближайшие годы не создавать ничего нового, как говорится, не мешать производству. Александр Александрович от такого «теплого места» отказался. Тогда ему предложили выбрать из двух других предприятий место будущей работы.

 В 1974 году А. Благонравов назначен главным конструктором СКБ Курганмашзавода, ему присваивается звание полковник. Параллельно с основной работой он ведет преподавательскую работу в Курганском машиностроительном институте (КМИ) на кафедре «Гусеничные машины». В то время курганские специалисты выпускали БМП-1, проводили реорганизацию производства, разрабатывали БМП-2. Новая боевая машина, созданная в СКБ, одержала победу над челябинским вариантом, но запустить ее в серийное производство и принимать на вооружение не хотели. Претензии были не к машине, а к ее вооружению. На него из московских кабинетов был свой взгляд и свое мнение. ГРАУ требовало, чтобы пушка на БМП обладала противотанковыми свойствами, а значит, и калибром 76-мм.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Ввод ограниченного контингента советских войск в ДРА и его участие в боевых действиях показали недостатки и слабые стороны имевшегося вооружения, техники. Воевавшие предъявили свои новые требования к технике, вспомнили о БМП-2 с соответствующим вооружением. За месяц на заводе в срочном порядке изготовили 25 машин, отправили в Афганистан и стали осваивать серийное производство. В 1982 году Александру Александровичу присвоили звание генерал-майор. Новая боевая машина пехоты БМП-2 с 30-миллиметровой автоматической пушкой, имеющей угол возвышения до 780, была принята на вооружение в 1981 г. и активно применялась в ходе боевых действий в Афганистане. За обеспечение высокой боевой эффективности новой машины («шайтан-арба», по меткому определению афганских специалистов) в горных условиях ее главный конструктор А.А. Благонравов был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
 СКБ Курганмашзавода, возглавляемое А. Благонравовым, не остановилось на достигнутом успехе - БМП-2. Начались работы по объекту 688. Требовалось обеспечить превосходство над зарубежными БМП на длительный период, а для этого значительно усилить три основных свойства отечественной машины: огневую мощь, защиту и подвижность. К тому же она должна оставаться плавающейегая вперед, отмечу, что более 20 изобретений главного конструктора реализованы в конструкциях боевых машин пехоты. А. Благонравов помимо таланта конструктора показал себя прекрасным организатором. Он собрал коллектив единомышленников, где каждый нашел возможность реализовать себя как творческую личность. Машина создавалась с соблюдением жесточайшего режима секретности. Однако о выполняемых работах в той или иной мере знали все, кто так или иначе был к ним причастен. Противников у новой разработки было более чем предостаточно, и доводы их на первый взгляд правильные, убедительные. Зачем создавать новое, если существующую машину вероятный противник превзойти не может. Главным противником стал головной институт бронетанковой отрасли ВНИИТрансмаш. Курганцев обвиняли ни много ни мало в нарушении теорий, разработанных в институте. Одни рассуждали и предлагали варианты, основанные на теории, а Благонравов с коллективом создавал, отрабатывал различные компоновки, основанные на опыте боевого применения.

Машина за ворота завода идет на испытания, а в Москву от «доброжелателей» как бы по случайному совпадению «телеги» с кляузами, жалобами - машина плохая, сырая, ненужная. Откуда ей готовой взяться? К тому же ее не только создать надо, но и подготовить к серийному производству. Технология производства наукоемкой машины - непростой ребус для завода, тут нужен современный станочный парк, новейшие технологии. Не нужна была стране самая распрекрасная военная техника, выпускаемая в единичных экземплярах. Десятки соисполнителей надо было объединить одной идеей - сначала на стадии создания, потом на стадии изготовления.

Отстоял главный конструктор машину, разгадало СКБ все ребусы. В марте 1987 года на коллегии Минобороны на вооружение приняли БМП-3. Через два года Благонравов переходит в КМИ на должность заведующего кафедры «Гусеничные машины».


Но еще раньше, в 1976 г. правительство приняло решение о разработке принципиально новой БМП (впоследствии — БМП-3), которая обеспечивала бы существенное и длительное преимущество в этом виде вооружений. Главным конструктором этой БМП был назначен Александр Александрович. При разработке и согласовании с заказчиком каждого показателя тактико-технического задания на новое изделие нужно было представить расчетно-теоретическое обоснование его влияния на общий коэффициент боевой эффективности БМП. А.А. Благонравов как научный сотрудник Академии бронетанковых войск принимал активное участие в разработке методики расчета коэффициента боевой эффективности танков. Этот опыт коллектив специалистов КМЗ, ВНИИтрансмаш, ЦНИИточмаш и 38НИИИ МО СССР под руководством А.А. Благонравова использовал при создании аналогичной методики применительно к проектируемой БМП. Заложенные в проекте БМП-3 технические решения позволили повысить расчетный коэффициент боевой эффективности в сравнении с БМП-2 почти в 3 раза.

Пройдя полный объем испытаний, в том числе в условиях пустыни, в горах и на море, БМП-3 была принята на вооружение в 1987 г. Это весьма эффективное оружие для мобильных формирований российской армии. Кроме того, БМП-3 пользуется большим спросом за рубежом. На многих международных выставках вооружений (Париж, Абу-Даби и др.) эта машина была признана лучшей в своем классе и до настоящего времени остается конкурентоспособной и закупается многими странами мира (в различные страны поставлено более 1000 машин).

Я помню, как работая директором филиала Крелобанка, который единственный из курганских банков на то время имел валютную лицензию, я проводила валютные операции по счетам завода. Так вот, можете себе представить, что тогда продажная стоимость БМП в рублях была равна ее стоимость  в долларах.

Конечно, курс доллара был невысок но, по тем временам это были сумасшедшие деньги. На Новый год 1994 год во Дворце машиностроителей мы с директором Дворца Журавлевой Ольгой Леонидовной устроили новогодний бал для элиты курганского общества. Банк вложил в увеселение серьезную сумму, по сему поводу я была хозяйкой бала. На праздник первый раз в истории всяких праздников были приглашены мужья со своими женами.

В 2001 г. на базе этой кафедры в Кургане при активном его участии был организован и по настоящее время успешно функционирует отдел механики транспортных машин Института машиноведения УрО РАН. За это время сотрудники отдела исследовали проблемы динамики управляемого движения, устойчивости, стабилизации и управления транспортными машинами, прогнозирования динамической загруженности.
 
Под руководством А.А. Благонравова постепенно сложилась научная школа в области теории, расчета и конструирования транспортных машин. Научными сотрудниками школы защищено 3 докторские и более 20 кандидатских диссертаций, опубликовано 8 монографий, получено более 100 авторских свидетельств и патентов на изобретения. В последние годы Александр Александрович много сил отдает решению проблемы повышения энергоэффективности транспортных средств путем рекуперации и аккумулирования мощности в процессе движения. Он принимает активное участие в общественной жизни области и региона, будучи заместителем председателя Координационного совета по научной, научно-технической и инновационной деятельности при Губернаторе Курганской области, членом ученого совета Института машиноведения УрО РАН. А.А. Благонравов — Почетный гражданин г. Кургана и Курганской области.
Достижения А.А. Благонравова отмечены государственными наградами. За создание боевых машин пехоты БМП-2 и БМП-3 в советское время А.А. Благонравов награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалями. Указом Президента РФ Александр Александрович Благонравов награжден орденом Почета.
Президим УрО РАН Коллектив Института машиноведения УрО РАН Редакция газеты «Наука Урала»  2013г., май. Номер выпуска: 13

Я первый раз увидела Благонравова на автобусной остановке напротив КМИ. Стояло жаркое лето и мужчина в белых брюках резко выделялся среди серой толпы. В те времена никто в Кургане в белых брюках не ходил. Это был высокий стройный блондин с аккуратными усами. Потом я узнала, что среди московского бомонда он был известен как известный ловелас.

Позже я его с встречала не раз улице Гоголя, где он гулял со своей собакой колли. Колли в те времена в Кургане не было.

Женой Благонравова на тот момент была внучка Малиновского. Но я не успела с ней познакомиться, как он завел бурный роман со своей студенткой и быстро женился на ней, Благонравова хотя та была уже замужем и у нее был ребенок.

Мы с Костей тогда занимались клубом собаководства «Фауна», а клуба  для кошек не был. И нам с Костей пришла идея организовать такой клуб. Жена Лена  Благонравовы не работала и мы предложили организовать кошачий клуб.
Ввиду отсутствия у Лены организаторского опыта и вообще опыта пришлась организовывать нам с Костей.

Мы семьями часто встречались, жили неподалеку. Один раз мы вместе на машинах ездили в Квзахстан на озера за тысячу километров. С нами были дети, собаки. В те времена в Квзахстане было много дефицитных товаров и продуктов.
Я помню как мы  у  местных жителей меняли талоны на водку на импортные сапоги

Благонравовы посещали все наши семейные праздники в том числе и свадьбы наших сыновей.

Благонравовы развелись из-за легкомысленного поведения Лены
Я помню один показательный случай. Костя с Благонравовым осенью поехали на охоту на нашем Москвиче. Москвич по дороге заглох и им пришлось возвращаться среди ночи. Костя застал меня за большой стиркой, а Благонравов Лену вообще не застал  дома, зато в пепельнице было два окурка .

 Благонравов женился в это раз на Галине Федоровне, бывшей парикмактерше.,  Женщина она была странная, увлекалась метаифизикой
Умер он  в 2017 году будчи четвертый раз женат.


Рецензии