Тонька
А никак ее больше и не называли.
Тонька, да и Тонька. А вообще – то по паспорту она -Татьяна. Но даже близкие ее по настоящему имени не называли. Так бывает.
Родится ребенок, дадут ему родители имя, а оно не приживается. И растет мальчонка или девчонка не со своим именем.
А Тонька хорошая девка вырастала! Рукастая, работящая и как это не странно –улыбчивая! Семья большая, мал – мала меньше. А все братья и сестры заботы да внимания требовали. Вот и крутилась Тонька целый день как «белка в колесе». А ни внимания ей, ни заботы. Кто же в деревне о старших детях заботится? Родителям не до нее, работают не покладая рук. Тонька и не роптала. Родителей ей всегда жалко было, время – то суровое, не до ласки тут.
- Тонька, воды наноси!
- Тонька, скотину накорми!
- Тонька, за малыми присмотри!
Все Тонька, да Тонька!
И подружкам также было. Едва за околицу выберутся, а тут уже и темно, и домой бежать надо.
Времечко быстро бежит, не успели родители и оглянуться, а Тонька – то и выросла. Нельзя сказать, что заневестилась, рано еще было. Об этом ни родители, ни сама Тонька даже и не думали, некогда было. Но на танцы стали отпускать. В своей деревне парни не обидят, все свои, а чужих и не было.
Оказывается, были.
Идут как – то летним вечерком с подружкой до дома. Слышат, догоняет их кто- то. Догнал, за плечо Тоньку тронул. Остановилась, оглянулась девка.
- Ты кто такой?
- Семен я, а ты – Тонька, знаю, пригляделся уже.
- Иди- ка ты, Семен, своей дорогой. Иди!
- А если моя дорога вместе с твоей лежит, как ты на это посмотришь?
Тонька засмеялась. Парень шустрый да говорливый оказался. До дому проводил, у калитки остановил. А как подружка отстала, Тонька и не заметила.
- Пойдешь за меня замуж?
- А пойду, - и Тонька рассмеялась. Думала - шутит.
Не шутил Семен. В эту же неделю и сватов прислал. Тут только и узнали, что парень из соседнего поселка в гости к дяде приехал, невесту деревенскую да работящую себе сосватать. Скорый жених оказался. Тонька долго – то и не раздумывала. А что тут думать? Парень с виду, вроде, ничего, ладный да складный. Родители опять же, не перечили. Девка выросла, пора замуж отдавать. Присказка такая есть: «Девок замуж надо отдавать, пока берут!»
Не заметила девка, что и родители долго раздумывали. Да и какая тут дума? Вон их еще сколько по лавкам сидят! И всех надо пристроить. А пристраивала в итоге Тонька. Но об этом рассказ впереди.
Увез Семен невесту к себе на родину. Быстро свадебку сладили. Да и какая тут свадьба – то? Времена – то какие? Хорошо, что на столе что- то стояло. Ласки ни от кого Тонька и не увидела. Но не думала вначале об этом. Сразу в работу включилась. Постепенно все в доме на Тонькины плечи легло. И не заметила даже как. Дом – полон народу. Не меньше, чем у Тоньки в родительском доме. Тонька, наивная душа, все приняла за чистую монету. Народу много, значит и работы с лихвой всем. Оказалось – то не всем. Не сразу, но дошло до девушки, что работница им нужна была. Все на нее свалили, да еще и измывались. Тонька – то работу быстро нашла, в поселке ее много, строители нужны были. Она и пошла на штукатура учиться. Ловкая да скорая на работу, она приглянулась мастерице. Та ее всему и научила. Быстро освоила Тонька не легкое это дело. Но зато полюбила.
- Посмотри, какая стеночка ровная и гладкая получилась! – говорит она подружке.
А подружка, и соседка в одном лице, славная такая, добрая Наталья. Они быстро сдружились и всю жизнь потом вместе были и друг друга поддерживали. Идут вместе после работы домой, усталые, конечно, но довольные. И на работе все хорошо, и домой что – то прикупили.
- Тонь, а Тонь, а что ты сегодня вечером будешь делать? - спрашивает Наталья.
- Что делать?
Дома – свекровь, свекор, деверь, золовка и свой уже в животе шевелится. Семен с работы приходит злой, ему все угождать должны были. Не думала, конечно, Тонька, что муж такой неласковый будет. А не видела никогда ни ласки, ни слова доброго не слышала от него. Но сама всем старалась угодить. На стол соберет, все сядут, а ей места нет. Стоя ложкой к еде потянется, а свекровь по руке:
- Куда раньше всех?
А не раньше, не раньше! Выпадет ложка из рук, заплачет Тонька, да и отойдет от стола. И так часто голодная спать и ложилась. Но не перечила никому Тонька. Только старалась делать все, как привыкла да сердце подсказывало.
А вот уже и сыночек народился, следом и второй. Детей Тонька своих любила! Ласкала, старалась каждому слово ласковое сказать, обнять. Не хватало самой ласки, так детей своих обидеть не хотела.
Шло время. Теперь она уже тетя Тоня. Всех своих из деревни перевезла, как родителей схоронила. Всем помогала, всех лаской не обидела. Хоть и не обласкана она была в своем доме, но сердце не зачерствело, не заросло коркой злобы. Муж, старея, еще злее становился. Что было тому причиной, Тоня так и не узнала. Да ладно бы только на нее! А то ведь все вокруг плохие – соседи, сослуживцы, детям порядком доставалось.
Если начать перечислять, сколько работы приходилось Тоне переделывать по дому, читателям будет скучно. Да и у всех она была такой же. Какие тут машинки да пылесосы. Все сами, все на своем горбу. Но рассказывая, баба Тоня улыбается. Воспоминания греют душу. И в людей она, в доброту их по – прежнему, верит. Только не слышно больше:
- Тонька, воды принеси! Тонька, скотину накорми!
Некому на нее сейчас кричать.
А дети хорошие выросли, заботливые. И снох удачно сыновья выбрали, хозяйственные, добрые. Все «мама, да мама». Баба Тоня их, как дочерей, любит. Внучата радуют. Не дают ей по дому ничего делать. А Тоня – то к работе привычная, чем руки занять? Вот и начали они с подружкой пряжу прясть, да носки солдатикам вязать.
Низкий Вам поклон, баба Тоня! Светлой души человек!
Елена Кустова- Губерт
Свидетельство о публикации №225021701138