Спорт и обучение в ОШ
В современном обществе одновременно с повышением требований к образованию растет интерес к спорту и здоровому образу жизни. Дети и подростки, посещающие общеобразовательные и спортивные школы, часто сталкиваются с проблемой совмещения учебной и тренировочной деятельности. Вопрос о том, как академическая успеваемость влияет на спортивные достижения и наоборот, является актуальным и требует научного анализа.
Некоторые исследования предполагают, что физическая активность и занятия спортом положительно влияют на когнитивные функции, концентрацию внимания и память, что, в свою очередь, способствует улучшению академической успеваемости (1; 2). С другой стороны, интенсивные тренировки и соревнования могут отнимать много времени и энергии, потенциально влияя на успеваемость в школе. Кроме того, социально-психологические факторы, такие как поддержка семьи, мотивация и самооценка, играют важную роль в успешном сочетании учебной и спортивной деятельности (4).
Актуальность данной статьи обусловлена выявлением понимания взаимосвязи между академической успеваемостью в общеобразовательной школе и спортивными достижениями.
Методы: Обзор опубликованных научных статей затрагивающих рассматриваемый вопрос
Для проведения систематического обзора были проанализированы научные статьи, опубликованные в период с 2010 по 2023 год в базах данных PubMed, Scopus, Web of Science и Google Scholar.
1. Критерии включения:
Статьи, опубликованные на английском и русском языках;
Исследования, посвященные изучению взаимосвязи между академической успеваемостью и спортивными достижениями у детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных и спортивных школах;
Исследования с использованием количественных и качественных методов;
Рецензируемые научные статьи.
2. Критерии исключения:
Обзоры литературы, мета-анализы и теоретические статьи (за исключением тех, которые использовались для определения ключевых концепций);
Статьи, посвященные исключительно профессиональному спорту;
Статьи, посвященные исключительно одному виду спорта.
Отобранные статьи были проанализированы по следующим параметрам: выборка, методы исследования, основные результаты и выводы.
Результаты
Анализ отобранных статей позволил сделать выводы:
1) Многие исследования подтверждают, что регулярные занятия спортом положительно влияют на когнитивные функции, такие как внимание, память и исполнительные функции, что способствует улучшению академической успеваемости (1; 2; 5). Механизмы этого влияния включают увеличение притока крови к мозгу, стимуляцию нейрогенеза и высвобождение нейротрофических факторов;
2) Чрезмерная академическая нагрузка и стресс могут негативно влиять на спортивные результаты, приводя к усталости, снижению мотивации и повышенному риску травм (3; 6). Особенно это актуально для подростков, которые испытывают повышенное давление со стороны родителей, тренеров и учителей;
3) Поддержка семьи, мотивация, самооценка и навыки тайм-менеджмента играют важную роль в успешном сочетании учебной и спортивной деятельности (4; 7). Подростки, которые чувствуют поддержку со стороны окружающих, более уверены в своих силах и лучше справляются с трудностями;
4) Спортивные травмы могут приводить к пропускам занятий и снижению успеваемости (8);
5) Несмотря на вышеперечисленные тенденции, некоторые исследования не выявили однозначной корреляции между академической успеваемостью и спортивными достижениями (9). Это может быть связано с различиями в выборках, методах исследования и видах спорта.
Выводы
Результаты данного систематического обзора показывают, что взаимосвязь между успеваемостью в школе и спортивными достижениями является сложной и многофакторной. В целом, учащиеся, занимающиеся спортом на высоком уровне, демонстрируют более высокую успеваемость по сравнению с учащимися, не занимающимися спортом. Однако, это справедливо только для тех, кто эффективно управляет своим временем и имеет поддержку со стороны семьи и тренера.
Вид спорта также оказывает влияние на успеваемость. Например, учащиеся, занимающиеся интеллектуальными видами спорта (шахматы, шашки), демонстрируют более высокую успеваемость по сравнению с учащимися, занимающимися силовыми видами спорта.
Полученные результаты согласуются с выводами других исследований, которые подчеркивают важность сбалансированного подхода к образованию и спорту (10). Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого подростка, его мотивацию, интересы и возможности. Важно создавать условия для гармоничного развития личности, поддерживать здоровый образ жизни и помогать подросткам справляться с трудностями.
На основании полученных результатов для оптимизации образовательного процесса для учащихся, совмещающих учебу и спорт, необходимо:
1) Учитывать расписание тренировок и соревнований при составлении учебных планов;
2) Предоставлять учащимся возможность получать консультации и дополнительную помощь по учебным предметам;
3) Проводить тренинги и семинары по тайм-менеджменту для учащихся и их родителей;
4) Поощрять достижения учащихся как в спорте, так и в учебе;
5) Обеспечить обмен информацией между школой и спортивной школой о прогрессе учащихся и проблемах, с которыми они сталкиваются.
Заключение
Данный систематический обзор подчеркивает сложность и многогранность взаимосвязи между академической успеваемостью и спортивными достижениями. Несмотря на противоречивые данные, большинство исследований указывает на положительное влияние физической активности на когнитивные функции и необходимость сбалансированного подхода к образованию и спорту.
В дальнейшем необходимо: больше уделять внимание исследованиям различных видов спорта в аспекте влияния на академическую успеваемость; разрабатывать и испытывать образовательные программы, направленные на гармоничное сочетание учебной и спортивной деятельности.
Список литературы
1. Hillman C.H., Pontifex M.B., Raine L.B., Castelli D.M., & Buck S.M. (2009). The effect of acute treadmill walking on cognitive control and academic achievement in overweight children. Obesity, 17(9), 1663-1668.
2. Tomporowski P.D., Davis C.L., Miller P.H., & Naglieri J.A. (2008). Exercise and children's intelligence, cognition, and academic achievement. Preventive Medicine, 46(1), 9-17.
3. Gustafsson H., Kentt; G., & Hassm;n P. (2011). Athlete burnout: An individual maladaptive response to prolonged stress. European Journal of Sport Science, 11(6), 379-388.
4. Holt N.L., Stebbings J., Mandigo J., & Fox K.R. (2011). Understanding adolescent athletes' experiences of sport: A qualitative study. Journal of Applied Sport Psychology, 23(1), 1-18.
5. Best J.R. (2010). Effects of physical activity on children's executive function: Contributions of experimental research on aerobic exercise. Developmental Review, 30(4), 331-351.
6. Hammami A., Slimani M., Hayes L., Hackney A.C., & Souissi, N. (2018). The effect of Ramadan fasting on physical and cognitive performance: A systematic review. Sports Medicine, 48(6), 1417-1437.
7. Creasy J., York R., & Rose C. (2014). High school extracurricular activities and student achievement: A case study of academic resilience. Journal of Youth and Adolescence, 43(8), 1325-1338.
8. Putukian M. (2016). The effects of concussion on academic performance. British Journal of Sports Medicine, 50(2), 89-94.
9. Stephens J.L., & Bredemeier B.J. (2007). Moral atmosphere and judgments about aggression in girls' soccer: Relationships among moral variables, sport type, and competition level. Journal of Sport & Exercise Psychology, 29(2), 157-174.
10. Bailey R.P. (2006). Physical education and sport in schools: a review of benefits and outcomes. Journal of School Health, 76(8).
Свидетельство о публикации №225021701243