Спорт и обучение в ОШ
В современном обществе одновременно с повышением требований к образованию растет интерес к спорту и здоровому образу жизни. Дети и подростки, посещающие общеобразовательные и спортивные школы, часто сталкиваются с проблемой совмещения учебной и тренировочной деятельности. Вопрос о том, как академическая успеваемость влияет на спортивные достижения и наоборот, является актуальным и требует научного анализа.
Некоторые исследования предполагают, что физическая активность и занятия спортом положительно влияют на когнитивные функции, концентрацию внимания и память, что, в свою очередь, способствует улучшению академической успеваемости (1; 2). С другой стороны, интенсивные тренировки и соревнования могут отнимать много времени и энергии, потенциально влияя на успеваемость в школе. Кроме того, социально-психологические факторы, такие как поддержка семьи, мотивация и самооценка, играют важную роль в успешном сочетании учебной и спортивной деятельности (4).
Актуальность данной статьи обусловлена выявлением понимания взаимосвязи между академической успеваемостью в общеобразовательной школе и спортивными достижениями.
Методы: Обзор опубликованных научных статей затрагивающих рассматриваемый вопрос
Для проведения систематического обзора были проанализированы научные статьи, опубликованные в период с 2010 по 2023 год в базах данных PubMed, Scopus, Web of Science и Google Scholar.
1. Критерии включения:
Статьи, опубликованные на английском и русском языках;
Исследования, посвященные изучению взаимосвязи между академической успеваемостью и спортивными достижениями у детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных и спортивных школах;
Исследования с использованием количественных и качественных методов;
Рецензируемые научные статьи.
2. Критерии исключения:
Обзоры литературы, мета-анализы и теоретические статьи (за исключением тех, которые использовались для определения ключевых концепций);
Статьи, посвященные исключительно профессиональному спорту;
Статьи, посвященные исключительно одному виду спорта.
Отобранные статьи были проанализированы по следующим параметрам: выборка, методы исследования, основные результаты и выводы.
Результаты
Анализ отобранных статей позволил сделать выводы:
1) Многие исследования подтверждают, что регулярные занятия спортом положительно влияют на когнитивные функции, такие как внимание, память и исполнительные функции, что способствует улучшению академической успеваемости (1; 2; 5). Механизмы этого влияния включают увеличение притока крови к мозгу, стимуляцию нейрогенеза и высвобождение нейротрофических факторов;
2) Чрезмерная академическая нагрузка и стресс могут негативно влиять на спортивные результаты, приводя к усталости, снижению мотивации и повышенному риску травм (3; 6). Особенно это актуально для подростков, которые испытывают повышенное давление со стороны родителей, тренеров и учителей;
3) Поддержка семьи, мотивация, самооценка и навыки тайм-менеджмента играют важную роль в успешном сочетании учебной и спортивной деятельности (4; 7). Подростки, которые чувствуют поддержку со стороны окружающих, более уверены в своих силах и лучше справляются с трудностями;
4) Спортивные травмы могут приводить к пропускам занятий и снижению успеваемости (8);
5) Несмотря на вышеперечисленные тенденции, некоторые исследования не выявили однозначной корреляции между академической успеваемостью и спортивными достижениями (9). Это может быть связано с различиями в выборках, методах исследования и видах спорта.
Выводы
Результаты данного систематического обзора показывают, что взаимосвязь между успеваемостью в школе и спортивными достижениями является сложной и многофакторной. В целом, учащиеся, занимающиеся спортом на высоком уровне, демонстрируют более высокую успеваемость по сравнению с учащимися, не занимающимися спортом. Однако, это справедливо только для тех, кто эффективно управляет своим временем и имеет поддержку со стороны семьи и тренера.
Вид спорта также оказывает влияние на успеваемость. Например, учащиеся, занимающиеся интеллектуальными видами спорта (шахматы, шашки), демонстрируют более высокую успеваемость по сравнению с учащимися, занимающимися силовыми видами спорта.
Полученные результаты согласуются с выводами других исследований, которые подчеркивают важность сбалансированного подхода к образованию и спорту (10). Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого подростка, его мотивацию, интересы и возможности. Важно создавать условия для гармоничного развития личности, поддерживать здоровый образ жизни и помогать подросткам справляться с трудностями.
На основании полученных результатов для оптимизации образовательного процесса для учащихся, совмещающих учебу и спорт, необходимо:
1) Учитывать расписание тренировок и соревнований при составлении учебных планов;
2) Предоставлять учащимся возможность получать консультации и дополнительную помощь по учебным предметам;
3) Проводить тренинги и семинары по тайм-менеджменту для учащихся и их родителей;
4) Поощрять достижения учащихся как в спорте, так и в учебе;
5) Обеспечить обмен информацией между школой и спортивной школой о прогрессе учащихся и проблемах, с которыми они сталкиваются.
Заключение
Данный систематический обзор подчеркивает сложность и многогранность взаимосвязи между академической успеваемостью и спортивными достижениями. Несмотря на противоречивые данные, большинство исследований указывает на положительное влияние физической активности на когнитивные функции и необходимость сбалансированного подхода к образованию и спорту.
В дальнейшем необходимо: больше уделять внимание исследованиям различных видов спорта в аспекте влияния на академическую успеваемость; разрабатывать и испытывать образовательные программы, направленные на гармоничное сочетание учебной и спортивной деятельности.
Список литературы
...
Свидетельство о публикации №225021701243