Мысли и образы. Роман М. А. Булгакова Мастер и Мар
Эту книгу я первый раз прочитала ещё в школьные годы. Если бы меня тогда спросили:"О чём она?" Я бы ответила,что она о похождениях нечистой силы в Москве, о любви Мастера и Маргариты, и ещё о куче всяких литераторов,о которых не особенно то и интересно читать.Вы согласны с этим? Я улыбаюсь. Ах, как же я ошибалась.
Сейчас, по прошествии не одного десятилетия, после того школьного времени, об этой книге я думаю совсем по-другому,совсем иначе.
Как-то мне захотелось пересмотреть фильм по этому роману, тот старый фильм, который я смотрела ещё давным-давно, с любимыми знаменитыми артистами. Но посмотреть его в интернете у меня не получилось ,почти не загружался YouTube, тогда я нашла на рутубе аудиозапись этого произведения и стала её слушать. Прослушав её один раз,я стала размышлять над этой книгой,и поразилась её глубине. Эту же аудиозапись, хотя она и очень длинная, по времени раза в два длиннее фильма, я прослушала её повторно , внимательно вслушивалась во все мелкие детали ,какие-то якобы случайные подробности, которые я пропустила в мое первое прослушивание. Когда мной больше внимания уделялось сюжету ,а тонкости, написанные автором, просто вылетали из моей головы,а на некоторые из них я сначала даже и внимания не обратила. Если вам интересно вместе со мной разобраться во всей этой книге глубоко,тогда вперёд,товарищи, давайте будем разбираться.
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" автор писал долгое время начиная с 1928 или 1929 года и писал его вплоть до своей смерти ,до 1940 года. Эти годы были самыми трудными годами для людей православных,которые тогда преследовались властями,и в стране насаждался тотальный атеизм,поэтому в данном романе всё, что связано с Господом Богом ,изменено и зашифровано. И хоть эта информация по максимуму завуалирована и изменена, читатель легко узнаёт и город Иерусалим, и Господа Иисуса Христа, приговорённого к распятию.
И уже одно то,что свой роман М.А.Булгаков писал 11-12 лет,до самой смерти своей над ним работал,подразумевает то,что не стоит его воспринимать просто как фэнтези о разгуле нечистой силы в Москве.
Итак, приступим к самому роману,попробуем разобраться,что же автор хотел сказать читателю.А для начала,так сказать для затравки ,я предлагаю ответить вам на два простых вопроса, сразу сейчас ответьте на них сами себе. А по мере того как мы будем разбираться в этой книге,мы все вместе ответим на эти вопросы снова.
Вопрос первый:
Зачем Воланд прибыл в Москву?
Вопрос второй:
Кто главный герой в этом произведении?
А начинается нашумевшее произведение с простых слов.Воланда спрашивают:
- Так кто ж ты,наконец?
-Я часть той силы,которая вечно хочет зла,и вечно совершает благо."- отвечает он.
В сюжете - этого произведения замечены три линии, которые причудливо переплетаются между собой.
Первая линия - это всё что связано с Воландом,и со всей чертовщиной, которая происходит в Москве.
Вторая линия -это воспоминание о Понтии Пилате , и обо всём том божественном, что происходило в давние времена с Господом нашим Иисусом Христом.
.
Третья линия- это то атеистическое общество, современное Михаилу Булгакову, которое было в те недалёкие от совершения Великой Октябрьской революции, времена,а именно 1929 -1940гг, когда писалась эта книга.
Начинается повествование в романе с того, что дьявол со своей свитой, встречаются с двумя литераторами -поэтом Иваном Бездомным и его редактором Михаилом Берлиозом.
Что же в этих, обычных двух атеистах, такого примечательного,что сделали они такого,что привлекло к ним внимание самого сатаны? И не просто привлекло внимание,а более того- эти люди наказываются им,самим дьяволом,-редактору трамвай отрезает голову, а поэт попадает в сумасшедший дом.
Берлиоз, сидя на лавочке под липами, на аллее вместе с поэтом, ругает его за то, что он, написав стихотворение об Иисусе Христе, хоть сильно и очернил его в своём произведении, но тем не менее написал стихотворение так, как будто Иисус не вымышленное и совершенно мифическое лицо, а из его стихов получается так,словно этот Герой слухов и сказаний, жил на самом деле. Это редактора в корне не устраивало. В атеистическом обществе того времени это было неприемлемо, и редактор доказывал и энергично требовал, чтобы поэт исправил свое стихотворение, и написал его так, чтобы читателю было понятно ,что Иисус Христос никогда не существовал.
В это самое время к ним и подходит сам сатана, и вступая в их беседу, начинает говорить о том , что он может подтвердить существование Иисуса Христа .Из чего соответственно выходит, что существует и дьявол. Но самодовольные, и не признающие никаких авторитетов, атеисты только смеются над ним...
Тогда сатана провозглашает им своё наказание, которое буквально тут же и исполняется. Берлиозу трамвай отрезает голову, а поэт Иван Бездомный, после его неудачных попыток задержать иностранного консультанта Волонда и его свиту , всё-таки ,как и было предсказано совсем недавно предводителем нечистой силы, попадает в сумасшедший дом.
Михаил Булгаков для помощи читателю ,подобрал для своих героев говорящие фамилии, это тоже нам подсказка.
Неверящий ни во что и невежественный Иван, был духовно мёртв, но после встречи с сатаной, его разговора с ним, он начал задумываться и понимать, что в этом мире кроме того ,что он непосредственно видит своими глазами, есть что-то ещё,а вот что это такое он толком понять никак не мог. И от того и метался он между атеизмом и верой, то есть был как - бы бездомный.
Редактору Михаил Булгаков даёт фамилию великого композитора, Берлиоза,как бы в насмешку, в противопоставление того что на самом деле он был абсолютно заурядным человеком, может быть и ничтожеством,хотя хорошо мог говорить и многое знал.
Почему же тогда ничтожеством?
Потому что редактор того времени, это был очень важный человек. Тогда не было интернета, даже телевизора не было ещё тогда, а были книги, радио и театр. Это были средства массовой информации того времени, именно эти люди и влияли на сознание всего общества того времени. Они могли это общество поднимать на высоких ценностях мировой культуры,а могли,напичкивая его антирелигиозной пропагандой,совершенно умалять его.И они это общество зомбировали, при помощи таких поэтов бездомных,распространяя атеистическую пропаганду,они внушали людям оторванные от реальности идеи, за что правительство обеспечивало их элитными и дешёвыми ресторанами ,прекрасными дачами и многим другим.
Практически тоже самое мы видим сейчас на Украине, когда украинцам говорят, что они выкопали Чёрное море, а в церквях ставят фотографии пса Патрона, и требуют, чтобы люди поклонялись ему. Это и есть пропаганда, над ними смеется весь мир, а они оболваненные, продолжают в это верить. И виноваты в этом те же самые средства массовой информации,при помощи которых представители режима зомбируют людей.
Во времена Булгакова это делали литераторы и деятели искусства. В этом произведении под раздачу попали театр варьете и объединение литераторов Массолит.
Именно за эту пропаганду редактору Берлиозу была оторвана голова.
В этом произведении ещё одному человеку отрывают голову, а потом её снова восстанавливают на место, после чего человек попадает в сумасшедший дом. Это конферансье театра варьете- Бенгальский на представлении чёрного мага-Воланда.За что же и с Бенгальским так обошлись темные силы?
Раз в театре ,на представлении черной магии у людей открываются глаза,и они начинают понимать , что есть потусторонние силы зла, то значит ,в противовес им, есть и белые божественные силы.
А наказан конферансье за то, что он пытался отрицать существование этих сил,то есть пытался зомбировать народ и призывать его к атеизму, но именно это сделать ему не позволили.Вместо разоблачения магических действий на сцене,происходит разоблачение нечестивых действий " порядочных" людей из публики.
А Бенгальского,за его попытки в очередной раз одурачить зрителей, наказывают отрыванием головы и последующим его попаданием в сумасшедший дом.
В этом произведении дьявол предстаёт как палач Господа Бога, таким образом он приходит в мир , приезжает конкретно в Москву, чтобы наказывать людей, которые нарушают Божьи законы. И мы видим как лихо он разделывается со многими литератороми, деятелями искусства.
Почему же сатана приехал именно в Россию, именно в Москву?
В Россию потому что , эта атеистическая страна в то время больше всего нарушала Божьи законы,и всячески противоборствовала им.
А вот почему именно в Москву приехал сатана со свитой? Ведь подобных литераторов по всему СССР в то время было очень много, во всех крупных городах страны,да, практически ,все они были заняты пропагандой атеизма. На этот вопрос мы ответим чуть позже, когда логически подойдём к ответу.
Давайте теперь попробуем ответить на второй вопрос- кто же является главным героем в этом романе?
Может быть Воланд и его свита, которые занимают основную часть произведения? Но нет, ведь Роман называется"Мастер и Маргарита", значит произведение всё-таки больше о них, хотя Мастер появляется в романе где-то, начиная только с его середины.
Маргарита деятельна и активна, а Мастер занят своими размышлениями о жизни, тих и нерешителен, не может или не хочет , отстоять свою правоту,а просто смиряется с обрушившимися на него несчастьями.
Но именно на Мастере завязана вся история этого романа.
Он вдруг "увидел" словно воочию, всё что происходило почти 2000 лет тому назад ,при распятии Иисуса Христа.
Каким образом он мог "увидеть",словно наяву, действие,которое происходило на самом деле почти две тысячи лет тому назад?
Это можно было сделать, только одним способом.
Тем же самым способом при помощи которого апостолы, бывшие простые рыбаки, неграмотные люди, начинали понимать устройство Божьего мира, разговаривать на незнакомых иностранных языках,исцелять неизлечимые болезни, делать много других и невероятных вещей. С помощью влияния на них Святого Духа. Вот это же самое произошло и с Мастером , и он написал свой непревзойденный Роман, самый лучший Роман, который был послан на Землю. Но в больном,свихнувшемся на атеизме обществе, эти взгляды были неприемлемы, и Мастера объявили сумасшедшим.Критики,под большим давлением редактора Берлиоза начали травить Мастера в прессе, растоптали его Божественный Роман.И не зря Мастеру каждый раз казалось,что в их критике его романа слышится какая-то неискренность,как-будто критики говорят не то, что думают.Так и было ,они писали такие статьи ,какие от них требовал редактор - Берлиоз,также как он требовал у поэта. Бездомного изменить свое стихотворение.
Если сумасшедшее атеистическое общество, погрязшее во зле, объявляет тебя сумасшедшим, то есть не таким как оно, это значит только одно, что ты как раз и есть нормальный человек.
И в романе мы видим двух людей ,носящих фамилии композиторов- это редактор Берлиоз,и гениальный психиатр Стравинский.За Берлиозом стоят все люди литературного мира, осуществляющие пропаганду атеизма среди населения,и сами являющиеся ярыми атеистами,а в ведомство Стравинского попадают люди,которые начали сомневаться в атеизме,у них открылись глаза и стало приходить понимание, что не все так просто в этом мире,что есть и другие силы в мире,более могущественные,чем земные их руководители
Это мы видим у Иванушки,Мастера,Бенгальского.
И во всём мире только Маргарита поняла ,что Мастер не такой как все,ее окружающие люди,она приняла и поверила Мастеру,высоко оценила его. Маргарита бросила свою обеспеченную, комфортную, но никчёмную жизнь, и стала во всём следовать за Мастером, помогать ему устраивать его совершенно непритязательный быт.
Маргарита поступила также ,как когда-то бросила свою сытую ,но погрязшую во грехе жизнь Мария Магдалина, и стала служить Христу. То же сделала и Маргарита,даже их имена в каком-то смысле созвучны.
Мастер, как и раньше Иисус Христос, принёс людям Божье слово, и за это пострадал.
Маргарита, став любовницей Мастера, совершила тяжкий грех прелюбодеяния. Но он был сделан ради установления божественной истины ,в том сумасшедшем атеистическом мире, ради высоких целей. И поэтому этот грех как бы умаляется, отходит на второй план,хотя и остаётся грехом. Но в итоге добра ею было сделано больше, чем зла, несмотря на то ,что зло окружало женщину повсюду.
То есть в современном Михаилу Афанасьевичу Булгакову мире ,разыгрывается очень старая история ,которая происходила около 2.000 лет тому назад.
Снова Мастера, принёсшего божественное слово в мир, распинают враги этого слова. Кто же эти враги?
Композитор всего этого действа- Михаил Берлиоз-редактор. А поддерживали его -Римский,финдиректор, критик Латунский-как и воин закованый в доспехи ,который непосредственно казнил Христа. Много было гонителей у Мастера, и только Маргарита оставалась верной ему ,как когда- то и Мария Магдалина.
В романе М, А. Булгакова его Мастер - фигура очень статичная.Его главное дело - написание Божественного Романа.И для этого ему высшие силы дали возможность выиграть огромную сумму денег,чтобы его не отвлекали от работы ,служения материальные трудности.
Мастера,до встречи с Воландом,мы видим практически в двух ситуациях-живущим в подвале,пока он писал роман,и обитателем палаты в сумасшедшем доме,после разгрома его романа.
Случайно попались (?) строки из письма Бориса Пастернака Варламу Шаламову о своем романе "Доктор Живаго":
"Ничего не изменилось.То есть изменилось колоссально много:Я окончил роман,исполнил долг, завещанный от Бога,но кругом ничего не изменилось."Это иллюстрирует как высоко писатель оценивает влияние романа на окружающий мир,и его удивляет, почему же после такой духовной работы мир остался прежним.
Но статичность Мастера в романе М.А.Булгакоа ,только во внешнем,материальном мире,а в мире духовном,все совсем иначе.Здесь как раз и происходят тектонические сдвиги ,Мастер с Божьей помощью, сдвигает годы ,века,рассматривает прошлые народы,великие правительства и даже пишет о самом Боге.И эти величайшие сдвиги в духовной области начинают отражаться на мире материальном и вот уже и в нем,в реальном мире, все завертелось:редактор,находящийся в ужасе от религиозного романа,натравливает критиков на его разгром,сюда сразу же прилетают темные силы и начинают громить всю пропагандистскую клику,Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского,идёт на сговор с сатаной, лишь бы помочь Мастеру,погромы ,начавшееся в Москве приводят в движение всю страну,со многими людьми происходят странности и чудеса,весь народ взбаломучен и многие люди теперь точно знают о наличии в Москве и не только в ней , нечистой силы.В столице просто вихрь из людей и темных сил,и эта вихревая воронка становится все шире и шире,и туда затягивается все больше людей,горят здания и происходит много невероятных событий.
Вот теперь мы и подошли к вопросу почему Воланд со своей свитой приехали именно в Москву?
Потому что именно в Москве Мастер написал Божественный Роман, который растоптало атеистическое общество.Но Он(Господь) прочитал этот роман, который Ему понравился,и Он послал своего палача Воланда, чтобы наказать виновных ,которые пытались уничтожить Его сокровище, и Он попросил позаботиться о тех ,кто это Сокровище создал- Мастера, и. того кто был его помощником и поддержкой - Маргариту.
Когда же Он прочитал этот роман? Господу не надо искать книгу по магазинам,Он писал это произведение вместе с Мастером, и знал и видел каждую страницу сразу же, как только она была написана.
А главное о чем говорится в этом романе, " Мастер и Маргарита",это то,что написано о нашем Господе Иисусе Христе. Но в тогдашнем сумасшедшим атеистическом обществе называть Его своим именем была просто невозможно. Поэтому автор пишет многие эпизоды эзоповым языком, изменяет название города, меняет имя Господа, объявляет его одиноким бродягой, но не изменяет самого главного, полностью описывает то дело ,которое он должен был сделать, придя на Землю для спасения греховного человечества.
М,А.Булгаков подробно описывает проповедь ,суд, и распятие Господа Иисуса Христа. В романе Мастера - это линия про Понтия Пилата,но читающим понятно,что прокуратор не главное здесь лицо,хотя объявляется Мастером ,что его роман о Понтии Пилате.
В романе открыто пишется о сатане, который прибывает в Москву под видом консультанта Воланда,в своей книге автор называет его мессиром, сатаной, дьяволом,не скрывая этого от читателя.
Но всё, что касается Господа Бога, зашифровано вымышленным именем - Га Ноцри или местоимением Он.
Если в имени Га Ноцри мы поменяем местами первые две буквы,и две последние, то получим - Агноц ир,очень похоже на словосочетание- Агнец мира.
Таким образом, писатель показывает нам как Он, через Мастера и через дьявола и его свиту, приходит в безбожный мир, чтобы совершив всевозможные чудеса, заставить этот мир усомниться в своих безбожных взглядах и снова привести русский мир к Богу. Даже, как ни странно, используя для этого тёмные силы.Ибо если есть потусторонние тёмные силы, то есть и потусторонние светлые силы. Именно эти мысли и зародило посещение Воланда и его свиты в зомбированных невежественных атеистических умах того времени.
И даже название романа" Мастер и Маргарита", тоже своего рода зашифрованное название, чтобы оставить в тени, не выставлять напоказ,Его Божественное имя.
И так же ,как и в мире, чем больше человек занят мирским, чем больший вес имеет в мире, тем меньше он значит для Бога, точно так же и в романе Михаила Булгакова, чем больше места персонаж занимает в романе, тем дальше он находится от главного героя.
И главным героем в романе является не чертовщина, которая занимает основное место в нем, совсем не чертовщина.
Главным героем романа является Господь Бог,и его прототип в современном мире- Мастер.Даже Маргарита,которой отведено много места в романе, исполняет второстепенную роль - помощницы Мастера.Поэта Ивана Бездомного Мастер называет своим учеником,и сам Иванушка говорит,о том,что он больше не будет писать плохих пропагандистских стихов,а начнет писать что-то совсем другое.Возможно,он продолжит дело Мастера и сам станет им,
И если в двух словах описать смысл этого романа, то получится примерно так:
Под внушением Святого Духа великий писатель пишет Божественный Роман, за который его преследует атеистическое общество того времени. На грани нервного срыва,после травли,и жёсткой критики его Романа,не справляясь с навалившимися на него несчастьями, писатель сжигает свое произведение. Видя, что творится на Земле, Господь Бог негодует, и посылает тёмные силы наказать тех, кто виновен в травле мастера и в исчезновении Его романа.
В итоге остаются одни головешки от учреждений,принадлежащих литераторам, руководители которых травили Мастера, наказаны и все заказчики и спонсоры этого действа.
Здесь можно вспомнить приход Коровьева и Бегемота в ресторан в доме Грибоедова,где они представились известными тогда критиками Панаевым и Скобичевским,критикуя и громя все то,зажравшееся не по заслугам общество.
А люди, послужившие Божьему делу,Мастер и Маргарита, вознаграждены за свой труд.
Посещение темными силами Москвы взбудоражило весь народ страны,и уже по прошествии многих лет после отъезда Воланда со свитой из города,люди продолжают тащить в милицию черных котов,арестовывают людей с примусами. И в среде простых обывателей начинают возникать вопросы и сомнения в идеях атеизма.
А теперь давайте подумаем зачем в самом начале романа, сатана вступает в разговор с Берлиозом и Бездомным,уже приговоренными к наказанию, и очень жёсткому наказанию?
Приговор должен быть приведен в исполнение в самое ближайшее время.Уже разлито масло,уже к этому месту приближается трамвай..,
Это было сделано единственно для того,чтобы ,если это возможно ,найти для приговоренных смягчающие обстоятельства,дать им последний шанс сказать последнее слово в свое оправдание, раскаяться,пока приговор еще не вступил в действие,ещё есть шанс все исправить.Но,увы,смягчающих обстоятельств нет,виновные упрямо стоят на своем,насмехаются над тем,в чьих руках находятся их жизни, и никаких вопросов не задают тому,кто может дать на них самые полные и правильные ответы.Им не нужны никакие ответы,они нацелены исключительно на то,чтобы проталкивать свою атеистическую идеологию.И темные силы в романе выступают карой Господней.
Берлиоз получает самое страшное наказание,потому - что именно он пошел против дела Бога,растоптал его Роман.Мало того,что он лишается жизни очень жестоким способом,но он по своему неверию в Бога,лишается и вечной жизни.Он уничтожен полностью на веки вечные.Вот что случается с теми,кто решает бороться с Богом.
И уже значительно позже,именно о том,что ни о чем не спросил сатану, горюет Иванушка,поняв после разговора с Мастером,в больнице,с кем он разговаривал тогда ,в аллее,под липами,и какой шанс для себя он упустил.
Отдельно хочется вспомнить бал у сатаны. Для чего автор изобразил его? Именно так описывается наша сегодняшняя жизнь и жизнь тех людей, которых изображал автор.
Сатана собрал на бал всех убийц и висельников ,которые у него были. Эти люди приняли наказание при жизни на Земле, за совершённые ими тяжёлые грехи, они расплачиваются за них и в аду. Но когда они появляются на балу у сатаны,то продолжают со всей страстью окунаются в давно забытые удовольствия жизни. Они объедаются изысканными яствами, опиваются дорогими винами, голыми плавают в винных фонтанах, везде на балу мы видим смех, радость, музыку ,пляски, веселье. И так, словно в последний раз, веселятся люди, на которых висят страшные нераскаянные преступления, и раскаиваться в них они не собираются. Если бы сейчас им дали вторую жизнь, они бы прожили её точно так же ,как прожили и первую свою жизнь: грабили, убивали, травили. Не зря перед тем как идти на бал Воланд предупреждал Маргариту:"Пей только воду, иначе не выдержишь." Хотя на этом балу били фонтаны дорогих вин и коньяков. Ведь только не вступая самому в соблазны мира, можно видеть и различать всю его грязь. Как только ты погружаешься в эту грязь сам ,ты тут же перестаёшь её замечать.
Среди большого количества гостей на балу, была только одна женщина-Фрида, для которой этот балл был не в радость ,она веками оплакивала убийство своего новорожденного ребёнка, раскаивалась в этом злодеянии, и никогда бы этого не сделала в другой раз. И была помилована сатаной, по просьбе Маргариты. Возможно и этот балл создавался не для того, чтобы показать всю эту роскошь, а исключительно для того ,чтобы дать шанс людям быть помилованными, то есть дать им ещё один шанс раскаяться.
И когда кот Бегемот, говорит Воланду о том, какой был шикарный бал,сатана не соглашается с ним.
Потому что нет ничего шикарного в мишуре этого мира, это большой обман человечества, в котором выигрывает не тот ,кто больше нахапает, а тот кто поймёт этот обман ,и будет жить в этом мире по Божьим законам.
А настоящую роскошь человек зарабатывает здесь,на Земле, и здесь же зарабатывает себе вечную жизнь.
Но даже если в этом мире человек сделал самые тяжёлые грехи, например убийство ребёнка, как это было у Фриды, он может быть помилован ,но только когда он возненавидит этот грех,и при окончательном и бесповоротном его раскаянии в этом грехе.
Вот я коротко и описала своё видение этого романа. Прошло несколько десятилетий после моего первого его прочтения, ещё в школьные годы, и только сейчас я пришла к его пониманию.
Я очень советую всем ,интересующимся этим произведением, прослушать именно аудио версию этого романа или прочитать сам роман.В фильме так подробно и ясно не показано всё то ,что сказано словами автора- Михаила Булгакова.
Очень бы хотелось узнать ваше мнение о моём понимании романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".
Важное дополнение получила я из рецензии
Бориса Зарубинского:http://proza.ru/avtor/zarubinski
Интересный анализ
Я люблю этот чудесный роман Булгакова.
Два небольших дополнения
Имя Иешуа hа Ноцри в переводе с иврита и арамейского означает
Иисус Христианин, "hа" это просто определённый артикль, в состав имени он не входит
Существование Иисуса Христа, не считая булгаковского Воланда подтверждает в своей книге Иудейские войны древний историк Иосиф Флавий, очевидец тех событий
Борис Зарубинский 01.03.2025 23:27 • Заявить о нарушении / Удалить
Свидетельство о публикации №225021701285
пожар в Грибоедове (гори всё огнём!!!) и возвращение несгораемой рукописи...
Потрясающая антитеза!
Спасибо, Алла,
Елена Викторовна Скворцова 13.03.2025 16:23 Заявить о нарушении
Очень интересно на счёт" Гори все огнем!"
Меня тоже как- то вдруг осенило о смысле этого произведения.
А " рукописи не горят",я это понимаю как-то ,что уже произошло остаётся в каких- то мыслеформах,слова и мысли материальны и остаются навсегда.
Всего доброго,
Алла Гиркая 14.03.2025 12:17 Заявить о нарушении