К 4. Глава 36 Образование в Шумере
История школьного образования в Шумере почти столь же древняя, как и история самой страны. Так называемые школьные тексты появились одновременно с древними письменными памятниками. Основная задача шумерской школы заключалась в обучении сложному искусству письма. Однако ученики шумерских школ получали гораздо больше, чем просто умение владеть тростниковой палочкой. Существовали различные школы с разнообразными программами обучения. Например, трудно представить, чтобы автор «Календаря земледельца» мог не обладать знаниями в области агротехники. Также маловероятно, что люди, руководившие строительством огромных храмов, не имели необходимых знаний в математике и архитектуре.
Шумерская школа была известна как эдубба, что означает «дом табличек». Её первоначальная задача была «профессиональной», то есть она была учреждена для обучения писцов, чтобы удовлетворить экономические и административные потребности страны, в первую очередь храмов и дворцов. Эти приоритеты не менялись на протяжении всего существования шумерской школы. Однако по мере её роста и развития, особенно благодаря постоянно расширяющейся программе, она стала центром культуры в Шумере. В её стенах занимались изучением теологии, ботаники, зоологии, географии, математики, грамматики и лингвистики.
Главу шумерской школы называли уммия, «эксперт» или «профессор». Его также называли «отцом школы». Ученика же называли «сыном школы», а выпускника – «сыном школы прошлых дней». Ассистент профессора значился «большим братом», и в его обязанности входило составление образцов табличек для копирования, проверка копий учеников и выслушивание заданий наизусть. Другими членами факультета были «ответственный за рисование», «ответственный за шумерский язык», «ответственный за математику» и так далее. В школе были старосты, следившие за посещением, и инспектор («тот, кто владеет хлыстом»), очевидно отвечающий за дисциплину в школе.
Как показывают археологические находки и сохранившиеся тексты о школьной жизни в Шумере, процесс обучения начинался с освоения техники изготовления глиняных табличек и тростниковых палочек. Затем ученики приступали к изучению первых знаков по школьным учебникам. Учебники в школах Шумера были более-менее одинаковыми. В них мы встречаем длинные списки названий растений и трав, всех видов животных, включая насекомых и птиц, а также стран, городов и деревень, различных пород камней и минералов. Эти сборники свидетельствуют о глубоком знании ботаники, зоологии, географии и минералогии. До нас дошло множество табличек с первыми робкими каллиграфическими опытами "первоклассников".
Мы пока мало знаем о методах обучения, которые практиковались в шумерских школах. Однако кое-что нам известно достоверно. Утром, по прибытии в школу, ученик повторял табличку, подготовленную накануне. Затем "большой брат", то есть ассистент профессора, готовил новую табличку, и студент приступал к её копированию и изучению. И "большой брат", и "отец школы" проверяли правильность его копий. Запоминание, или "зазубривание", несомненно, играло важную роль в работе студента. И учитель, и ассистенты имели запас "чистых листов" — табличек, а также литературных текстов, которые ученик копировал и изучал одновременно с подробными устными комментариями и пояснениями. Однако эти "лекции", которые были бы бесценны для понимания шумерской научной, религиозной и литературной мысли, скорее всего, никогда не записывались и поэтому утрачены навсегда.
Когда студент хорошо осваивал сложный шумерский словарь, он начинал копировать и запоминать краткие предложения, пословицы, басни, а также подборку "типовых" контрактов, необходимых для правки юридических документов, которые играли большую роль в хозяйственной жизни Шумера. Параллельно с языковыми упражнениями студент получал наставления в математике, осваивая и копируя метрические таблицы, содержащие меры емкости, длины и веса, а также таблицы умножения и обратные величины для вычислений. Ещё позже студенту давали решать практические задачи на темы доходов, рытья каналов и строительных работ.
Овладев искусством письма, чтения и счета, наиболее настойчивые и способные "сыновья школы" переходили к своего рода специализации. Одни углубляли свои познания в области стилистики и грамматики, изучали литературу и сами становились авторами песен и гимнов, эпических поэм и афоризмов, притч и исторических хроник. Другие, овладев тайнами математики, посвящали себя строительному делу и архитектуре, строительству кораблей, каналов и т. д. Третьи занимали должности в административном аппарате и руководили хозяйством страны, становились врачами. Ученики также могли остановиться на простом записывании текстов и стать судебными писцами и жрецами в храме. Успех в обучении зависел от прилежания, способностей и трудолюбия ученика, а также от его способности платить за обучение.
Дисциплина в шумерской школе занимала особое место, и за её нарушение могли наказать розгами. При этом учителя, безусловно, хвалили и благодарили тех, кто хорошо учился. Студенты проводили в школе каждый день с раннего утра до позднего вечера. В течение года у них были каникулы, но неизвестно, сколько дней и когда они длились. Обучение длилось много лет, и ребёнок, поступая в школу, выходил из неё уже зрелым юношей. Образование не было всеобщим или обязательным, и большинство студентов были детьми из зажиточных семей. Мы не можем с уверенностью сказать, обучались ли в шумерских школах только мальчики. Возможно, женщины не становились профессиональными писцами, но среди них, особенно среди жриц высшего ранга, должны были быть образованные и просвещённые люди. Умение красиво и быстро писать высоко ценилось в Шумере, и обучение этому было основной задачей шумерской школы. Как гласит изречение: «Только тот настоящий писец, чья рука не отстаёт от уст».
Несмотря на то, что большинство выпускников шумерских школ становились писарями на храмовой и дворцовой службе, достигая богатства и власти, были и те, кто посвятил свою жизнь учительству и просветительству. Подобно профессорам современных университетов, многие из этих древних учёных жили на жалованье от своей преподавательской деятельности, а исследованиями и литературным трудом занимались в свободное время. Учителям платили, как мы понимаем, из взносов студентов.
В заключение, несколько слов о школьном здании. В процессе раскопок были обнаружены строения, которые по тем или иным причинам были признаны школами. Однако, за исключением большого количества табличек, мало что отличало их от помещений обычного дома, поэтому возможна ошибка. Тем не менее, две комнаты, которые были найдены, определенно обладают некоторыми признаками, характерными для школьных классов. В них есть несколько рядов скамей из обожжённого кирпича, рассчитанные на одного, двух и четырёх человек.
Свидетельство о публикации №225021701359