Воины Чингисхана на Байкале
Суть этой легенды такова:
В далекие. давние времена на остров Ольхон прибыли войска Чингисхана. Сюда они добрались «посуху» - по узкому перешейку, который позже уйдет на дно Байкала («Академический хребет»). Память об этом событии сохранил найденный железный таган с чугунным котлом, на котором был изображен череп коня. На дне котла была пробита дыра…
Валентин Распутин, после посещения Ольхона напишет: … Тут и выбрал я место для покойствующего Чингисхана…(Распутин В. Сибирь. М. 1991. – с.106).
На Ольхоне нам попалась женщина, которая уже больше трех лет живет на Ольхоне, практикуя шаманские и буддийские практики. Она поведала нам, что во время религиозного поста, перед ней явился призрак монгольского воина, который поведал свою печальную историю... "Все это повествование, сопровождалось картинами и звуками, так как будто передо мной поставили экран большого кинотеатра... Для меня было особенно странно, что временами я отчетливо слышала монгольскую речь и даже понимала ее смысл..."
Темные тучи, холодный пронизывающий ветер
Храп и топот лошадей, звон стального оружия
Резкие окрики воинов
Юрты поставленные рядами
В центральной юрте расшитом золотом сидит Джучи – сын Чингисхана
Джучи вызывает старого шамана калмыка Аюка
провести обряд «Шагай»(Гадание по косточкам).
Аюка укладывает поверх ковра расшитое золотом алтарное покрывало – бээхэ
Читает молитву, достает инкрустированные серебром косточки – альчики
Произносит повеление Джучи: Благоприятен ли будет военный поход в «лесную страну»(mets;maa)?
Обходя по кругу алтарное покрывало двенадцать раз Аюка бросал альчики, после чего внимательно их рассматривал. После последнего броска костей было заметно, что руки Аюка сильно дрожали…
После завершения обряда Мэргэн Шагал, Аюка подошел к трону Джучи и упал перед ним бледный на колени:
«- Правитель Вселенной, Владыка моей жизни (Эзэгнэгч, ноёлогч), я могу перед твоим взором говорить только правду!
Сегодня Рука Судьбы, показывает тебе, о Великий Хан, что путь на Север закрыт! Я знаю также судьбу любого шамана, который дает предсказания против воли правителя и я готов принять, эту кару, как дар Судьбы…
Джучи молча кивнул головой и два рослых телохранителя схватили Аюка за руки и вытащили из ханской юрты. Алуурчин (палач) вынул из ножен безжалостно сверкающий сэлмээр (монгольская шашка).
Аюка: - "Дай слово для молитвы, потом делай свое дело!" Аллурчин молча кивнул. Аюка повернулся головой к Востоку, упал на колени, касаясь лбом земли шептал молитву:
«ТЭНГЭРИЙН ЭЗЭН МИНЬ МОРЬ ХОНИО ХАНДЛАГАТАЙ НЬ, ТАНЫ ЭЛГИЙ НУТАГ НАМАЙГ АВ. МИНИЙ ХУВЬД ХААЛГАА НЭЭСЭН ТАНД БАЯРЛАА!»
(Перевод: Владыка неба, прими меня в свою обитель, пасти твоих коней и овец. Благодарю Тебя за то, что Ты открыл для меня свои двери!»
Воздух будто рассекла короткая вспышка света над головой Аюка… После чего его голова отделилась от тела и еще какое-то время продолжала шевелить губами…
Небо со стороны Тэнгис-Байкаль нууур(Малого моря) почернело и через несколько минут налетел шквальный северный ветер, который валил людей и лошадей с ног. Спастись от такого ветра можно только прижимаясь к земле. Местное название ветра Сарма. Сарма бушевала всю ночь. Только под утро ветер стих. Джучи приказал провести обряд «ундур улыг дэрлулж, ургэн усыг ушгэлулэн худэлулэх». На костре приготовили угощение из мяса и крови молодого коня. После погребального пира дно большого котла было пробито, и оставлено рядом с покойником(Цогцос харуулах зан ;йл - обряд выставления трупа), с тем чтобы в загробном мире у покойного всегда была шавхагдашгуй хоол хунс (неиссякаема пища).
Свидетельство о публикации №225021701497
В этом рассказе так же выражено соединение настоящего и прошлого, что является непременным условием наступления будущего.
У-Вей Гоби 18.02.2025 22:46 Заявить о нарушении