Анабазис-2 ч. 6 Дорога на восток

На фото: Саяны. Интересно – полезны ли там спасательные жилеты с сигнальной лампочкой, срабатывающей от воды?
Как говорится в известной китайской песне: дунфан хун, тайян шэн !  Алеет восток, солнце встаёт!  К нам с небес спустился Вождь! С ним мы будем строить Рай, где порядок и свобода! Нашу страну он Сверхдержавой объявил!
от http://proza.ru/2025/02/13/370


                Когда Строгановы снаряжали ватагу Ермака Тимофеевича - численностью в нынешний отдельный батальон – на покорение Сибири, едва ли они  предполагали, что со временем это направление окажется  у нас настолько востребованным.

                Ныне же не года и не месяца, а нескольких часов окажется достаточно, чтобы преодолеть 2811 километров пространства и простора, населённого тогда непокорёнными ещё народцами древних цивилизаций. Конечно нам нет нужды сейчас отважно красться по дикой тайге да болотами севера, используя сплошь поперечно текущие реки. Большие да малые.  Таков уж был когда-то путь в измерении по прямой от  Урала до некоего тогда похабового острожка,

                И уж стопудово никто не мог предположить, что за несколько часов до отправления в ту сторону два весьма возрастных путешественника отправятся всей своей компанией слушать заграничный джаз. А что? – ведь красиво жить не запретишь!

                Действительность подтвердила все наши ожидания.  Богемного вида, но ухоженный зал со столиками и барной стойкой. Меню предложения самого, хоть   тебе демократичного, а хоть и с претензиями повыше. Настолько, что и не возникало позывов туда возвышаться.

                Эстрада казалась несколько сиротливой, пока на свет её софитов один за другим не выступили чуваки: юный барабанщик, весьма зрелый клавишник, гитарист, ну и, само собой, сам маэстро души Талабуев.

                Он без труда сразу же завладел вниманием едаков да питаков, сообщив залу, что сегодня нас всех навестит дух Гровера Вашингтона и, плюс к тому, ещё несколько  композиций других, не менее впечатляющих джазменов . Ну и бацнули!

                Гость же, облика раздобревшего мафиози, забыл про всё на свете да едва ли ни пустил слезу. И ведь было же от чего обнаружить в себе постыдную слабость. Ну, не будем здесь углубляться в подробности, ибо  пришло время прозвучать уже названию композиции, в которой расслабившийся меломан разобрал нечто похожее Дорога На Восток.

                Вот именно. Надо поторапливаться. Времени в обрез. Нас заждался аэропорт.


 
          Если кому знакомо выражение «смесь французского с нижегородским», то именно в этом контексте и приходится воспринимать состояние  современных российских аэропортов. Прямо-таки ошеломляющая и не деревенского даже жителя  деловая красота внутреннего антуража с кажется неизбывной невразумительностью обслуживания.    Словно ты не в цеху с выверенной до мелочей функциональностью сопровождения пассажира от порога до входа в салон самолёта, а попадаешь в ловушку с приманкой  для твоего кошелька.

                Указатели сугубо функциональные, типа туалет или регистрация, а того более изуверски – досмотр  - низменно теряются среди аршинных вывесок о какой-то там БЫСТРОЙ ЕДЕ.

                Словно странник прибывает сюда, только для того чтобы увидеть эту сияющую надпись, ею очароваться, а уж отыскать ему низменный какой-то там  «туалет» - это его проблема, которую-то и форменные охранники не в силах внятно разрешить.
                Конечно, для активного молодого человека, эти проблемы может быть и мизерны.

- А  вот если ты аксакал с богатым опытом воздушных мытарств полувековой давности?
- Ты это о чём?

                Сейчас узнаете. Я-то за десятки свои годков всякого повидал, так что могу и приврать ненароком.  Тем более что знатоки вообще грешат при этом ещё и занудством
                Вместо меня пусть рассказывает вам лейтенант Валерий, отловленный в Вооружённые Силы из молодых выпускников гражданского института. И теперь, в 1970 году, впервые направляющийся, согласно предписанию, в неведомую воинскую часть на краю света.

 (На котором краю ваш нынешний зануда уже прочно тогда обосновался)

                Радио объявляет посадку на рейс 2211 Москва – Амдерма -Тикси-Анадырь. Через полчаса ИЛ-18 начинает разбег и начинается в моей жизни, как выяснилось впоследствии, самый долгий перелёт.  Как и положено, после взлёта бортпроводница бодрым голосом докладывает на какой высоте, когда прилетим в Амдерму и с какой скоростью.

[Скорость 625 километров в час означает что до Анадыря не менее десяти лётных часов. Так нарушено им первое табу путешественника – не считать  суетно времени в пути. Результат для него воспоследовал сразу же]

                После обеда, когда народ в самолёте начал потихоньку засыпать, бортпроводница тихим голосом сообщает, что Амдерма - это конечно хорошо, но там из пассажиров никого не ждут. Да и погода там дрянь. А вот в Хатанге очень хорошо, и погода замечательная. В общем, летим в Хатангу, благо это почти на полпути ближе к Анадырю.

            Шесть часов полёта, и самолёт начинает снижаться. После посадки располагаемся в одноэтажном деревянном здании аэропорта – тесном зале ожидания с парой десятков кресел.
                Обещают, что через три-четыре часа полетим дальше. До обеда коротаем время в поисках столовой. После обеда становиться ясно, что полетим не скоро. Теперь дружно ищем магазин, чтобы запастись провизией на вечер и утро;

 - на утро небольшой ветерок и сыпется лёгкий снежок, никуда не летим - где-то по дороге плохая погода;
- на второй день опять никуда не летим - в Тикси, как нам говорят, нелётная погода, сильный ветер поперёк полосы; продолжаем группами ходить по маршруту аэропорт – столовая – магазин;
- на третий день тоже ничего хорошего не обещают - сидим дальше;

(Оказывается, уже пошли четвёртые сутки отсидки здесь; и - никакой надежды улететь)

- в конце дня доносится какой-то неясный шум, хлопают двери.

                Ага, уже началось – всех приглашают на посадку. Пассажиры, радостные от сбывшегося ожидания, выходят на стоянку к самолёту, уже освобождённому от снега и готовящемуся к продолжению полёта. В самолёте бортпроводница пытает рассаживающихся по своим местам пассажиров - «Кому выходить в Тикси?».  Но всем хочется в Анадырь.

                Самолёт взлетает и берёт курс на Анадырь. Хатанга, полярная ночь и возможность увидеть Тикси остаются нереализованными.
Мерно шумят двигатели. Кажется, что ИЛ-18 застыл в воздухе – в темноте, через тёмные облака, на тёмной земле не видно никаких ориентиров. Лететь часов пять, а может и больше. Под крылом безжизненное пространство и полная неопределённость того, что меня ждёт впереди...

  ...Наконец бортпроводница радостным голосом просит пассажиров пристегнуться – самолёт садится в аэропорту Угольная. Это и есть Анадырь
До которого, как оказалось, надо пять суток добираться самолётом.


                Ну а теперь вам – рекорд скорости перелёта

                Рассказывает об этом молодая мамочка с сыночком шести лет, трёхлетней дочкой и большим чемоданом. Её прихоть частного порядка: самой повидать мамочку и внуков ей показать. Для этой благой цели ей надо переместиться от постоянного места жительства по азимуту 328 градусов на удаление 7554 километра в генеральном направлении. То есть отправиться «на юга»  Материка, в северо-западном направлении. Но это только поверхностное проявление той замысловатости, в которой предстоит действовать путешественнице.

                Тут не обойтись без некоторых пояснений. Ну, во-первых, действовать приходилось в системе транспортных сообщений с фактически непредсказуемо действующими расписаниями; 
без возможности предварительного планирования рейсов;
со случайной вероятностью приобретения билетов в длинных очередях претендентов;
при ненавязчивом советском сервисе;
держащемся только на доброй и недоброй воле отдельных товарищей.

                И всё это на огромных просторах где царит сложная логистика.

                В этом случае даме с чемоданом предстояло доставить деток  сложно составленным маршрутом:

- Из точки с координатами грубо определяемыми в 63 градуса СШ 174 градуса ВД из временного геологического селения в сотню обитателей, связанного - с цивилизованным в понятиях Севера - городом  всеми двумястами километров абсолютного бездорожья;
- из города там до аэропорта летом можно попасть, переправившись через полсотни кабельтовых морского лимана и проехав два десятка километров  грунтовки на условно рейсовом автомобиле:
- в аэропорту удачно купить билеты на любую даже дату вылета, дождаться прибытия какого-нибудь блуждающего  борта  из Москвы и на Москву, да биться в толпе претендентов за право попасть на него;
- в самолёте - на более чем шести тысяч километров геоида - воля путешественника обнуляется, целиком подчиняя его случайностям функционирования северной трассы воздушных сообщений;
- в Москве история борьбы за его право как можно скорее занять место в рейсе на Адлер окрашивается в новые тона;
-а уж в Адлере-то – дело, известное каждому аборигену и гостю черноморского побережья. 
 
                Здесь следует конец всего лишь моего предуведомления.

               
                Заслушаем же что об этом скажет нам сама дама с чемоданом. Только не будем слишком уж придирчивы к её эмоциональной речи. Поправлять что –либо из её рассказа – на это у меня не достаёт смелости. Скажу только, что из всех достоинств женщин вообще, более всего меня эмоционально возбуждают их разного рода изъяны. Но не будем здесь распространяться на темы столь интимных тонкостей


                Шёл 1979-ый - год, предшествующий Олимпиаде в Москве. Я опять летела в отпуск одна с двумя детьми. Роме было уже 6 лет, а Кате три года и 4 месяца. Та ещё была шалунья. Только и смотри, чтоб не залезла в какую-нибудь урну.
 
                Была где-то середина или уж конец августа. У меня всё собрано. Один или два дня ждали вертолет. И уже перестали ждать, как он и нарисовался, часов в 16. Перелёт на Ми-8  обычно занимал час пятнадцать минут. Благополучно улетели в Анадырь. Ярко светило чукотское солнышко. С вертолётки нас быстренько  чем-то довезли до гостиницы, где нам повезло взять номер, и стали устраиваться на ночь. билетов у меня не было, и я уже думала, что мне придется помаяться пару-тройку дней покупкой их в Анадыре.
 
                Тут на глаза мне попался гостиничный телефон, и я решилась позвонить в аэропорт. И тут я узнаю, что можно улететь с е г о д н я,  и даже есть билеты на самолет, улетающий в Москву где-то около 20-ти часов. А на часах в гостинице половина 18-го Решение было принято мгновенно. Не помню каким способом добрались до причала, успели и на последний катер через лиман. В порту быстренько оформили билеты.

(Вероятно это был какой-то борт вне рейса 2212 – сентябрь ведь на носу и чукотских школьников с материка дополнительными бортами вывозят сюда, а обратно борт перегоняют хоть как-то наполненным)

                И вот мы уже в самолете, конечно на первых трех местах салона. До первой посадки в Тикси лететь надо около 3 часов. Но из-за сборов, перелётов, оформления документов, таскания багажа и детей я была вымотана до предела. И пыталась уснуть. Мы с Романом занимали крайние места, Катерину устроили посередине. И она с детской непосредственностью скакала по нам, в основном по мне. Все её выкрутасы наблюдала стюардесса и только бросала на меня сочувствующие взгляды. И лишь на подлете к Тикси Катюня угомонилась и уснула сладким сном. Увидев это, стюардесса разрешила нам на время техобслуживания борта остаться в самолете. Когда все ушли, мы с Романом вышли подышать воздухом. Я стояла со стюардессой у трапа, а Роман накручивал круги вокруг самолета, пока шла дозаправка...
 
                Дальнейший полет помню смутно. Но посадки ни в Хатанге, ни Амдерме так и не последовало. Дозаправка самолета произошла в уже привычном для наших перелётов запасном аэродроме Сыктывкара. По-моему, и тогда мы оставались в самолете.

                До Москвы из Сыктывкара долетели быстро и без особенностей, так что ранним утром были уже в Москве. Аэропорт Москвы предолимпийской встретил нас строительными лесами, бесконечными заборами, суетой. Помню себя перед билетной кассой.  В 6 утра она должна открыться. Я была, кажется, вторая или третья. Тогда в Союзе существовала система продажи авиабилетов «Сирена». Принцип её действия остается для меня загадкой и по сию пору. Подходит моя очередь – а билетов уже нет. Но две билетные кассы находились рядом, были стеклянные, прозрачные и кассирша из соседней кассы дала мне знак подойти к ней. Видимо приметила, что я одна маюсь с двумя маленькими детьми. Она и продала мне билеты в ТУ-134 до Сочи на 8 утра. До сих пор вспоминаю её с благодарностью.

                Однако усталость моя давала о себе знать. Я отошла от кассы и стала рассматривать билеты. Тут ко мне важно подходит какой-то маленький мужичонка и твёрдо спрашивает: «Куда летишь?». «В Сочи» - отвечаю я машинально. Тогда он по-хозяйски берёт мой багаж и говорит: «Пошли». И мы пошли. Шли-шли, шли-шли. Прошли несколько огромных пустых залов. Ни одного человека. Потом, огромный зал, весь заставленый багажными тележками. Я уж начала побаиваться: - куда это поперлась с двумя маленькими детьми. А он бесстрастно мне, указывая на металлическое сиденье впереди тележки: «Садись». Романа и багаж в тележку. Сам за руль. И поехали. Я еле держусь на этой тележке, на руках у меня Катя.  А Роман балдеет.

                Начинает уж солнышко всходить. А мы всё едем вдоль плотного забора, которому конца края нет. И никакого проема нет. Опять сомнения в мою душу закрались. И куда он меня везет? Подвозит к одному месту. Вынимает ключ и открывает дверь, которую почти незаметно. Заводит нас в какой-то, типа сарай, ставит багаж и говорит – «Жди, здесь будет посадка». И ушёл в дверь, замкнул. А народу никого. Я осмотрелась, с другой стороны к этому сараю подходит деревянный тротуар, огороженный высоким забором с двух сторон. Приказала детям сидеть и пошла вдоль по этому тротуару. Не прошла и 50-60 метров
– тут тебе и цивилизация, зал аэропорта. Короче, приехали, откуда уехали.

                А уж потихоньку и люди стали собираться. Смотрю, обслуга сопровождения появилась из волшебной дверки, собрали в кучу пассажиров. И в 8 часов по Москве вылетели в Сочи. Ту-134 не ИЛ- 18 – красота и комфорт. Кажется, что ещё не успели набрать высоту, как уже и посадка. Как будто, меньше 3-х часов  полёта. Это разве  это для нас расстояние! В Адлере-же - такси, и не позже 12 часов  были у бабушки. Теперь главное - добраться бы до постели.

                Из Тамватнея (на Чукотке) мы вылетели вертолётом часов в 16 вечера (6 утра по московскому времени).  А в Сочи, у бабушки, мы объявились на следующее утро в 12 часов. В пути находились примерно 30 часов.

                Не правда ли, результат чем-то сродни нынешним конюховским эволюциям в планетарном пространстве?

                Теперь, я думаю, самое подходящее время сболтнуть сокровенную тайну  всеобщего нашего отечественного менталитета. Всем опытом выживания в своей стране,  с незапамятных ещё времён сформирована в нас глубоко укоренившаяся, если мягко сказать, двойственность. Даже если кто-либо из нас совершенно искренне, удивляет всякого, например, щедростью своей, то подсознательно же тороватость свою расточает мелочно и скупо. Чтобы на людях всё было как бы и богато, но уж и как-нибудь да подешевле.
Нет же прямо сказать – я тебя ценю и уважаю, но уж извини брат – чем богаты, тем и рады.  А он-то тебя и успокоит: - всё нормально, товарищ, мне не дорог твой подарок, а дорого твоё внимание ко мне.
            
                Хитросплетения таких мотивировок и привели участников выбора к перевозчику, которому бы можно поручить доставку гостей в обжитые ими стены.

                Время полёта самолётом на расстояние 2811 километров,  разделяющих Екатеринбург и Иркутск  без пересадок  составляет 3 часа 45 минут.
                Аэропорт же прибытия находится в городе с не менее славной историей, но ко дню сегодняшнему оказавшегося - есть много поводов это признать - как бы на задворках империи. И поэтому есть только несколько авиакомпаний, пытающихся заработать и на беспересадочных туда перелётах с Урала. Ухищрения в ценовой политике их таковы, что простаки непременно окажутся обутыми по полной программе.
                Да ладно бы только деньги. Они – дело наживное. А назвался груздем – ну так и полезай в кузов.

                Кузов выбранного нами авиарейса, при всей декларируемой дешевизне,  оказался не только дороговат, но и ошеломляюще дискомфортным  при всех его  пяти часов полёта с промежуточной посадкой со сменой рейса но, оказывается, без замены борта.
 
                Оказывается ещё, у нас, не только умеют делать деньги на простаках, но и создавать летательные аппараты настолько пыточные, что те, упомянутые раритеты прошлого, предстают прямо-таки диванчиками от дома родного. Неужели опять заграничные Боинги да Эрбасы замутили такое, от чего родился у нас вот это недоношенное суперское сухое?

(Приходится терпеть. Тем более что ведь ещё и не всё)

                Есть  и процедуры досмотра. О, это верх изобретательности творцов нашей безопасности! Сколько рубежей надо пройти – одновременно долгожителю и добропорядочному воспитаннику своей страны, играющей  с миром в прятки ( как и этим нашим рейсом) сменой своего названия?

- пройти, наконец,  но уж вывернув карманы, разувшись, раздевшись, сняв подтяжки, бандажи и наколенники? Проще прийти в аэровокзал в купальном костюме, чтобы избежать и скрытого, и неприкрытого неудовольствия персонала!


-Когда уж всех злоумышленников-то выведут на свет правосудия и пересадят куда надо?

                Кстати, о такого рода посадках. При всей мощности работы специальных служб - в стране нынче находятся в исправительных колониях около 266 тысяч заключённых. Правда,  десять лет назад таких было почти 700 тысяч. Ну и в 1970 году – почти столько же. А скольких же не доставала рука правосудия, да сколько же из контингентов выходили на свободу не совсем с чистой совестью! Значит и тогда не дремали урки.

                Да ведь жили же тогда и несмышлёныши в деле криминала безо всяких там досмотров в местах общего пользования. Конечно, случались и в те времена эксцессы. Но ведь не без охранительного же засилья.

                Откуда же выскакивает на нас этот неизбывный террорист? Террористы. Сплошь одни террористы. И ведь не чахнут же при виде рамок досмотра, заборов и видеокамер.

                Есть и на эту странность многие  мнения всевозможных специалистов и эрудированных  экспертов по проблеме . Да не только заскорузлых ретроградов, но и молодые учёные находят что сказать…

                ...Стоп! – говорю я сам себе, только лишь для того чтобы  и тут не сболтнуть лишнего о выпирающей тайне наших времён, о том, что насилие зарождается ответом на лицемерную добродетель, а уж когда оно созреет, то поздно ловить его пионерским сачком на лужайке.

Стоп, стоп,стоп! – приказываю я себе, однако же не в силах остановить поток сознания, терзающий меня в пластиковой ловушке  современного нашего  авиалайнера. В ночном интерьере которого, видно мне как мучается рядом моя дама (же без чемодана и махоньких ребятишек, но вот мучается же она в попытках расслабиться и уснуть). И всё что удаётся ей – это прикрыть глаза и тихо постанывать.

                А я же, не прекращая перерабатывать сознанием множественные откровения новых мудрецов о странностях наших времён, уже различаю в иллюминаторе, как алеет восток, а из сумрака ночи начинают проступать очертания страны гор - со склонов которых издревле берут своё начало ручейки и речки, вливающиеся в большую реку. На берегах её-то и стоит нынче мой дом.

                Наш прилёт туда состоялся вовремя. И вышли мы на площадь ну прямо уж никакие. Дама моя была настолько бледна, что я невменяемо тотчас же попал в капкан  здешних бывалых таксёров, и тот быстро домчал удачно  ему подвернувшихся  придурков до  названного ими  подъезда, с лёгкостью нахлобучив стариков на все последние у них  наличные тысячи.

                Что тут скажешь в заключение?  Это твоя родина, сынок (и дочка).
                И выдохнем с облегчением – вот мы и дома!
14.02.2025 10:43


Рецензии
Да,друг Виктор, сидеть надо дома и наслаждаться окружающей красотой! Посочувствал от души, как бывший командированный, полетавший всласть по нашим просторам.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   17.02.2025 18:43     Заявить о нарушении
Да, мой друг,как же ты прав! Сидеть бы и мне да радоваться . Да вот приходит же кое кому прихоть похвастаться перед народом видом живого динозавра баснословных эпох.
С благодарностью за сочувствие - я.

Виктор Гранин   17.02.2025 19:11   Заявить о нарушении