Инфляция в России слишком высока
В условиях сильной экономики ценовое давление может сохраняться в течение длительного времени.
В то время как инфляция снизилась почти везде, в России она набирает обороты. Потребительские цены выросли на 9,5% в годовом исчислении в декабре, по сравнению с 8,9% в предыдущем месяце и неприятно выше целевого показателя центрального банка в 4% (см. график). Цены на фрукты и овощи выросли в среднем более чем на 20% за последний год. В нормальной стране такая высокая инфляция была бы неустойчивой. Но Россия — ненормальная страна.
Последний виток инфляции является результатом как внешних, так и внутренних факторов. В последние месяцы, когда Запад ужесточил санкции, рубль обесценился, что увеличило стоимость импорта. Российские импортеры, надеющиеся поставлять клиентам американские телефоны или итальянские сумочки, должны быть все более креативными, что увеличивает их издержки. Есть косвенные доказательства того, что французские виноделы обходят санкции, продавая свою продукцию недобросовестным посредникам в Австрии и Греции, среди прочих мест. Тем не менее, цена бутылки Clos de Tart 2006 года, великолепного бургундского в White Rabbit, лучшем ресторане Москвы, выросла почти на 30% с тех пор, как Владимир Путин вторгся на Украину.
Тем временем призыв на военную службу создал нехватку рабочей силы, усугубленную тем фактом, что многие россияне покинули страну. Безработица, составляющая около 2% рабочей силы, является самой низкой за всю историю. Это, в свою очередь, заставило работодателей жестко конкурировать за работников. В 2024 году номинальная заработная плата выросла на поразительные 18%, что оказало дополнительное давление на цены. Правительство также внедрило огромные фискальные стимулы, увеличив расходы на оборону, социальное обеспечение и инфраструктуру. Высокий спрос, по словам центрального банка, «все еще превышает возможности компаний по расширению предложения».
В российском политическом истеблишменте сейчас идет борьба. Центральный банк, набитый ортодоксальными экономистами, отчаянно пытается снизить цены. 14 февраля, после заседания по денежно-кредитной политике, ожидается, что он сохранит процентные ставки на уровне 21%, что является самым высоким показателем с начала 2000-х годов. Он также ужесточил правила кредитования. Но у приближенных к г-ну Путину людей другие идеи. Огромный военный бюджет продолжает поступать намного больше запланированного и теперь составляет около 7% ВВП. Правительство раздает огромные суммы, в том числе в качестве бонусов солдатам при вступлении в должность и компенсаций семьям, когда их родственники погибают в бою. Оно также заставляет частный сектор финансировать вооруженные силы, что является своего рода формой стимулирования.
Устойчива ли высокая инфляция в России? На типичном развивающемся рынке возникает одна из трех проблем. Иногда высокая инфляция может затруднить обслуживание страной своих внешних долгов, поскольку валюта обесценивается. Тем не менее, у России большой профицит текущего счета и здоровый запас чистых иностранных активов, что делает такой сценарий маловероятным. С другой стороны, растущая инфляция может привести к росту процентных ставок, что увеличит стоимость обслуживания долга для правительства. Хотя российские ставки действительно выросли, государственный долг низок, что делает расходы на обслуживание долга управляемыми.
Третья потенциальная проблема — политика. Люди, уставшие от влияния инфляции на качество своей жизни, требуют перемен. Вопрос о том, изменят ли авторитарные правители России курс, столкнувшись с таким ворчанием, остается открытым. Несмотря на это, люди кажутся разумно довольными экономикой, по крайней мере, на данный момент. За последний год доходы домохозяйств выросли на 10% после корректировки на инфляцию, а государственные выплаты и зарплаты легко опережают рост стоимости жизни. По данным Левада-центра, независимого социологического центра, потребительская уверенность близка к историческому максимуму (см. диаграмму), в то время как жалобы на инфляцию не превышают долгосрочного среднего показателя. Это отражается на том, как люди тратят свои деньги. Согласно нашему анализу официальных данных, реальное потребление домохозяйств как минимум на 6% выше, чем год назад.
Другой вопрос, продлится ли эта уверенность. В конце концов, россияне могут достичь своего предела и начать жаловаться на рост цен. Между тем, перспектива мирных переговоров, как предположил Дональд Трамп 12 февраля, ставит новую экономическую задачу. Россия производит много товаров и услуг, не в последнюю очередь оружия, которые не нужны экономике мирного времени. Поэтому адаптация к окончанию войны может оказаться на удивление сложным процессом. Если Запад не снимет санкции, долгосрочные перспективы России мрачны — что бы ни случилось с инфляцией. ;
Свидетельство о публикации №225021701581