Хикикомори. Борьба за реальность
«Хикикамори» — (в переводе с японского «устраняться, находиться в уединении») люди, которые предпочли, или получили в результате своего образа жизни, отстранение (отказ), самоизоляцию от социума, находясь на иждивении у родителей или государства. Они предпочитают книги, сериалы, компьютерные игры и прочие виды виртуального и альтернативного миров, за исключением реального. По каким причинам? По самым разным, например, из-за разочарования, отсутствия сил и интереса к рядовой жизни, наличия страхов, фобий, прочих когнитивных искажений и много чего ещё.
Меня сперва заинтересовала не простая тема «лежащих на диване» подростков, которые ничего не хотят, кроме своего телефона или компа. Через неё я вышел на более острую форму «лежания» — «хикикомори».
Давайте начнём с того, что данная особенность «развития» проявляется преимущественно в мегаполисах развитых стран и там, где есть для этого необходимые тепличные условия. Именно в тех местах, где человечек не обременён бытом, вопросами физического выживания, где для него созданы слишком комфортные и благоприятные условия. Вы согласны?
Если нет, давайте порассуждаем. Представьте себе подростка из тех стран, где есть дефицит питьевой воды, качественной еды, либо условия жизни представляют постоянную угрозу, из-за особенностей местности, климата или политических потрясений. Вы думаете в таких условиях подросток будет лежать и страдать от бессмысленности жизни, или от того что ему скучно? Очень сомневаюсь. Он просто не выживет, если не научиться себя обеспечивать всем необходимым.
Екатерина Мурашова, психолог, биолог, писатель, рассказывала про излечение от подобного образа жизни, который случился в её практике. Мама 19 летнего молодого человека, оставила его паспорт, ключи от квартиры и уехала в Конго на 2 года без всяческих контактов и связи с ней на всё время её поездки. После возвращения, она к удивлению своему обнаружила, что сын нашел работу, завёл собаку, потому что стало просто скучно, и продолжал зависать в своей виртуальной реальности. Соглашусь с тем, что излечение не полное, но результат позитивный, на мой взгляд. По крайней мере он научился обеспечивать себя и собаку.
Сделаем промежуточный вывод.
«Лежачий», «хикикоморский» образ жизни возникает из сложившихся условий, который ему организовали его же любящие люди, которые, разумеется, желают своим детям только добра.
Поймите меня правильно. Это не значит, что нужно брать ремень или садить на голодный паёк своих несовершеннолетних детей. Это значит, что нужен здоровый баланс у развлечений и обязанностей, у игр и домашней работе. Если сказать в двух словах, то нужно каким-то образом заинтересовать детей реальной жизнью, радостью движений и активного познания мира, через осознание ими личной выгоды, построением планов на будущее. Как это сделать? Собственным примером.
Перед тем, как углубиться в тему, есть необходимость понять, что такое реальность.
Если со словом виртуальная или дополненная всё более-менее понятно, то с понятием реальность, не всё так просто.
Реальность — это грань (фрагмент) общей коллективной действительности, т.е. грань окружающего Мiра, которую мы индивидуально познаём.
Можно сказать так, что на Земле существует огромное количество реальностей, ибо каждый из нас интерпретирует внешний мир и взаимодействует с ним так, как умеет, исходя из своего внутреннего видения. Именно поэтому справедливо высказывание: «каждый человек живёт в своей реальности».
Например, школа, для молодого человека — это отдельная реальность, где есть он и его успеваемость, его личная оценка себя, как ученика; отношения со сверстниками в школе — это часть школьной реальности, где он как-то понимает своё место и роль в этих отношениях; отношения с родителями — реальность в которой ребёнок как-то себя определяет и оценивает свои отношения с ними, свой статус и положение; реальность игры во дворе с местными детьми — это понимание своей личной позиции и роли во время дворовых игр, с кем он дружит, с кем не дружит, что у него хорошо получается, а что не очень; реальность кружков и прочих видов дополнительного развития для детей — это его личное познание и успеваемость в данном направлении, например, насколько он хорош, как каратист, пианист, программист и т.д. и т.п.
Получается так, что реальность — это дверь в новый мир, в новое пространство с дополнительными условиями, особенностями, правилами, которые человек изучает. Для чего? Для собственного развития.
Вспомните себя и своё первое впечатление от детского сада, от школы, от института, от первой работы. Это всё являлось для нас отдельным миром со своими условиями нахождения в них. Так мы развиваемся, последовательно, шаг за шагом, познавая разные стороны окружающего мира. При этом, чем больше человек познал реальностей, и чем более качественно он это сделал, тем более он развит.
А вот теперь давайте перейдём к виртуальной реальности, а конкретно к теме компьютерных игр.
Представьте, вы сидите перед экраном, на котором сменяются сочные картинки, есть захватывающий сюжет, удивительные пейзажи, фантастические персонажи со своим уникальным характером. Игровая музыка — это вообще отдельное направление. Музыка атмосферная, будоражащая, волнующая, встроенная в характер игры, поддерживает и усиливает эффект присутствия. Здесь всё сделано для того, чтобы (внимание) ПОГРУЗИТЬ и удержать сознание игрока по максимуму. Задача разработчика игр, завлечь сюжетными поворотами, графикой и прочими фишками игрока, где у него есть возможность стать ГЛАВНЫМ героем и пройти его путь.
А если сюда добавить возможность создать уникального персонажа на свой вкус? А если добавить возможность играть по сети с другими игроками во всём мире, включая соревновательный или командный азарт? Оторваться от такого не просто.
Мы находимся в том пространстве (реальности), в которую погружено наше сознание.
Механизм зависимости и залипания юного сознания в виртуальной реальности срабатывает примерно следующим образом.
В обычной современной жизни, дома, мало что можно делать детям, из того что они хотят. Нельзя бегать, кричать, брать, делать что хотят, из соображения безопасности или порядка. В компьютерной игре он может воротить что захочет, притом без явных последствий, осуждения и критики со стороны родителей. Вот она, свобода. Хоть где-то.
Одна из причин ухода и погружения в виртуальную реальность, это чрезмерный контроль и ограничение свобод, подавленность и т.д. В итоге получается так, что с точки зрения психологии, дети идут в компьютерные игры для того, чтобы закрыть свои базовые потребности, например, в безопасности, общении, свободе действия и/или познания, а иногда и справедливости.
Приведу пример из собственной жизни. Когда мне было лет 13-14, мама попала в больницу, отец находился в очередном запое. Будучи довольно восприимчивым подростком, мне было не просто справляться с такой обстановкой дома, в которой, как мне казалось, рушится моя семья, а вместе с ним и весь мой Мiр. Интуитивно, сознание искало место или способ, в котором можно забыться, в которое можно погрузиться чтобы не встречаться с суровой реальностью. В то время только начинали открываться компьютерные клубы, появились первые сетевые игры, где можно было весело провести время с друзьями.
Каков итог?
Всё время моё сознание находилось где угодно (не на уроках, не дома), а в пространстве компьютерных вымышленных реальностей, даже после того, когда мама выписалась, и отец на некоторое время перестал выпивать. Почему? Сознание зафиксировало ненадёжность домашней системы, оно зависло в прошлых страхах и в желании никаким образом не соприкасаться с «суровой» реальностью. Кроме этого, сформировалась банальная привычка и соответствующий зависимый образ жизни. Получилось так, что виртуальная реальность стала для меня в то время, более интересной, безопасной, весёлой. Поймите меня правильно, я никого не обвиняю, а пытаюсь вам доступно рассказать о своих мыслях и настроениях в то время.
Ещё один промежуточный вывод. Не здоровая и не стабильная обстановка в детско-родительской семье, одна из причин ухода от реальности, в мир компьютерных иллюзий. Разумеется, дети разные. Кто-то может пройти мимо игр, проживая в более суровых условиях. Бывает всякое.
Знаете, что мне помогло, до того, как я начал свой путь саморазвития и разных духовных практик?
Спустя годы моего страстного увлечения, я увидел и осознал, что отстаю по многим показателям от моих сверстников, которые были успешнее, умнее, лучше меня. Казалось, они ушли далеко вперёд, а я так и остался на том уровне, в котором я спрятался от жизни, заякорясь в своих страхах и самоограничениях. Мне казалось, что жизнь проходит мимо.
Второй важный момент, это то, что родители не поощряли моё увлечение, но и не запрещали. При всё этом, они никогда не обеспечивали меня компьютерной техникой или оплатой компьютерных клубов. Мне приходилось работать, чтобы купить себе всё необходимое.
Важный нюанс в том, что родители никогда не ныли и не сравнивали меня с моим окружением. На мой взгляд, именно такая позиция, помогла мне многое осознать самостоятельно. Осознание это личный, глубокого индивидуальный процесс понимания своего положения в обществе, и своего примерного будущего, если ничего не поменять в текущем моменте. Каждому нужно своё время, информация, чтобы прийти к нужным решениям.
Чтобы не уходить далеко в философские рассуждения, вернёмся к нашему лежачему подростку.
Помните такое выражение: «там, где внимание, там энергия».
А что там, где зависимость? На мой взгляд — там большая часть энергии, с привязкой на постоянной основе внимания.
Стоит упомянуть, что запрет в таком случае может усугубить ситуацию. Представьте, что у вас забирают устройство, которое выступает посредником общения со сверстниками. А если вы ещё дополнительно вложили все ресурсы своей души, всю свою энергию, время, мысли, воображение туда. Со стороны, запрет похож на попытку разрушить внутренний мир. На, мой взгляд, не стоит трогать больное место, т.к. по сути телефон (или любой другой гаджет) является единым целым с нашим страдальцем. Кстати говоря, это не одно и тоже, если, например, у алкоголика забрать бутылку. У пьяницы есть потребность забыться, где выпивка не цель, а средство. У игроманов другая ситуация, у них есть потребность в безопасности, общении, самовыражении и т.д.
Чем более неподвижен подросток, чем он менее активен, тем он более погружен своим сознанием в цифровую среду.
Давайте рассмотрим более подробно сам процесс погружения своей личности в пространство интернет, со множеством платформ общения.
Часть современного мира - это создание цифровых аватаров человека для взаимодействия в искусственной реальности, сеть интернет.
Страница Вк (или любая другая площадка) - это проекция нашей части личности, нашего Я, которое мы каким-то образом там проявляем (общаемся, делимся новостями, мнениями и т.д.)
Разумеется, каждый по-разному проявляет активность на своей странице, по-своему её заполняет, что так или иначе будет говорить о нем самом, и о той включенности в жизнь своего цифрового аналога.
Перенос части своей личности происходит автоматически, вместе с вниманием, с ожиданиями, с надеждами и прочими эмоциональными инвестициями, которые мы неосознанно вкладываем в процессе взаимодействия, а также по мере заполнения своей личной информацией.
По сути, мы (человечество) создали для себя эту возможность — исследовать новую реальность, в которых наше сознание точно также ходит по виртуальным комнатам (группам), домам (сообществам) и подворотням (сайтам), буквально находясь дома на диване.
Помимо сети интернет, сюда можно точно также добавить реальности вымышленных миров и разных альтернативных вселенных, таких как: «мир фэнтэзи Толкина», «звёздные войны», «звёздные врата», научная фантастика и комиксы марвелл, с отдельной вселенной супергероев. Я перечислил только те, о которых известно большинству людей, но в действительности это целое направление субкультуры со своими особенностями, правилами и т.д. Что говорить, если есть международные правила, по которым пишутся фэнтэзи романы, где каждой расе (эльфы, гномы, орки и т.д.) принадлежат уникальные особенности внешности, поведения, оружия, выбора имён и даже своего языка. Получается так, что мы имеем дело с отдельными реальностями, куда приглашают их создатели, что бы наша обыденная жизнь перестала быть скучной.
Фантастическое и фэнтэзи наслоение на нашу бытовую жизнь, это может не так и плохо, если люди остаются адекватными, в самом примитивном понимании данного термина. Т.е. умеют возвращаться в состояние здесь и сейчас, понимают, что вокруг не летают драконы и понимают, что по улицам не ходят орки и гремлины. Я к тому, чтобы не смешивать эти миры. Мир действительности, с его коммунальными платежами, работой, учёбой, с миром Гарри Поттера и прочих красивых выдумок.
Нереальные миры хороши для отвлечения, для наполнения эмоциями, впечатлениями, когда реальная жизнь кого-то не удовлетворяет, остаётся скучной и не интересной. Поэтому, не стоит сильно удивляться почему наши дети, а может и мы сами иногда, зависаем в альтернативных мирах своих сознанием.
Что происходит с сознанием в тот момент, когда мы смотрим в монитор или в книгу?
Если смотреть со стороны, на себя, когда мы увлечены каким-либо делом, то ощущение своего тела, окружающего пространства сходит на минимум. Залипая в коротких видео роликах, или на разных сайтах, играх и приложениях, тело остаётся на короткое время на автопилоте, т.е. без присмотра, до тех пор, пока не отвлекут или самому не надоест.
Погруженное сознание находится в созданных для него реальностях. Например, в тюремной камере с Эдмоном Дантесом, Дюма, или с Анной Карениной, Толстого, на перроне железнодорожной станции. Кто-то в далёких космических уголках фантастического сериала, где борются с враждебными цивилизациями и т.д. и .т.п.
Из этого следует, что наше подсознание буквально воспринимает тот выдуманный мир, в который погружается наше сознание в здесь и сейчас, проживая на себе буквально все ситуации, чувства, эмоции и сюжетные повороты главного героя. Вспомните себя, когда вы переживали за любимого актёра. В какие-то моменты кажется, что вы находитесь на его месте. Условно говоря, так и есть.
Кроме этого, есть ещё один существенный нюанс: если главный герой деградирует у нас на глазах, то наша часть личности идёт вместе с ним. А если сюда добавить отсутствие или слабость собственного этического фундамента, то развращение смотрящего происходит намного быстрее.
Если главный герой — образец морали, то мы возвышаемся вместе с ним. Однако нюанс в том, что такие картины и произведения остались, по большей части, в прошлом, на пыльных страницах и старой киноплёнке. Какая-то часть современного искусства и творчества идёт, к сожалению, по пути ужасов, насилия и разврата. Бог с ними.
Почему и для чего мы выбираем что-то конкретное из всего культурного и мультимедийного многообразия?
Скорее всего, какая-то часть нашей личности (субличность) заинтересована в получении данного опосредованного опыта, и сопутствующих переживаниях, пребывая на некоторое время в роли главного героя. Чьё-то нутро подсознательно жаждет справедливости, кому-то подавай крутости, другому яркую узнаваемую персону….Каждому своё.
Кроме этого, учитывая уникальность и архитипичность личности с её характером, мы сублимируем, т.е. внутренне играем те сценарии, которые нам близки. Именно поэтому, одному нравятся остросюжетные картины, а другим мелодрамы и трагикомедии.
Как говорилось ранее, происходит это от скуки, но не только. Может быть сейчас, находясь не на своём месте жизни мы пытаемся заглушить свои истинные потребности, травму или боль разного характера, которые не просто выносить в реальности…. Сейчас не об этом.
Порой, у некоторых, могут случаться перекосы в сознании, такие как полная ассоциация себя в реальной жизни с вымышленным персонажем. Это говорит о том, что личность читателя (игрока) не сформировалась. В таком случае человек начинает копировать характер и внешний вид персонажа, заполняя внутреннюю пустоту (несформированность) тем, что ему предлагают, теряя свою индивидуальность. Таким копирующим поведениям подвержены в основном дети и инфантильные взрослые люди. Например, ныне популярный «комик кон» тому подтверждение. «Не будь собой, будь человеком-пауком».
Такой подход в формировании «псевдоличности» значительно упрощает жизнь. Зачем строить, искать и находить себя, если можно взять готовый образ из всего многообразия вымышленных персонажей?
На мой взгляд, идя по лёгкому пути, себя не найти. Таким образом мы отдаляемся ещё больше от своего потенциала.
Давайте возьмём самый тяжелый случай. Подросток лежит, не шевелиться, ничего не хочет, через силу заставляет себя поесть. Взгляд опустошенный, словно его здесь нет.
По большому счёту так и есть. Его сознание пребывает в теле примерно на 10-20%, для поддержания минимальных контактов с реальностью, для обеспечения своих минимальных жизненных потребностей.
А где остальные 80-90% сознания? Где вся энергия, радость жизни, где подростковая суета души?
В виртуальной реальности, иных пространствах, мерностях и мирах.
Совсем недавно мне мой 8 летний сын заявил: «папа, а ты знаешь где я сегодня спал? В своём доме, который я построил в майнкрафте (компьютерная игра)»
Вытеснение сознания, вместе с частью души из реального мира в альтернативные реальности происходит по самым разным причинам. Некоторые из них перечислены выше.
Что делать? Как помочь своему подростку?
Задача родителя помочь опосредованно либо напрямую вернуть сознание ребёнка в реальную жизнь.
Какие инструменты и способы могут помочь?
На всякий случай упомяну, что не стоит бояться простых детских увлечений, когда ребёнок сохраняет приемлемый контакт с реальностью, не смотря на компьютерные развлечения. Если у него нормальное настроение, он ходит на учёбу, делает уроки, общается и т.д., то тревожится в таких случая не стоит. Не стоит полностью запрещать общение с виртуальным миром, но регулировать время нужно так, как вы считаете нужным, во избежание перекосов сознания.
В тех случаях, когда ребёнок теряет адекватность и контакт с реальным миром, не может разумно оценить своё состояние, есть вариант обратиться к психологической помощи. Разумеется, при его согласии и понимании того, что ему это необходимо. Насильно причинить добро не получится, т.к. столкнётесь с отторжением предлагаемой помощи. Нужно суметь найти подход и общий язык с близким человеком.
Внимание. Я перечисляю только те подходы, о которых известно лично мне. Вполне возможно их существует намного больше.
1.Психологи, которые работают по методу эмоционально-образной терапии Н.Д. Линдэ;
2. Психологи, прошедшие обучение в Институте Инновационных Психотехнологий С.В. Ковалёва;
В тяжелых случаях, когда подросток сохранял адекватность в прошлом, но потом стало похож на амёбу, есть возможность обратиться к альтернативным источникам.
3. Рекомендую профессионалов практикующих систему Рэйки, Русской традиции, а также практиков системы Здрава Рода, которые дополнительно используют психологические инструменты, а также работу через внутреннее «Я» человека.
Задача у специалистов — это помочь вернуть сознание (душу) из тех реальностей, в которых она залипла. Попутно будут выяснены и психологические причины, по которым произошла данная ситуация, чтобы этого не происходило в будущем.
Любой вопрос можно решить, если есть желание и необходимость.
Напоследок.
Данная статья не о том, что «всё плохо», или «давайте всё бросать и уезжать в лес», совсем нет. По большому счету у нас этого не получится сделать, да и нет такой необходимости. Здесь, как и везде нужна мера, которая будет регулировать управление собственным сознанием.
Мы не сможем отказаться от огромной техногенной искусственной части нашего мира, которая создаёт для нас разные реальности и соответствующие условия жизни. Нужно учиться жить, находясь в непосредственном контакте с ней, чётко разделяя реальную жизнь с нереальной.
Маркетологи и прочие социоинженеры, пытаются загнать сознание людей, через экраны в альтернативную реальность, сделав нас зависимыми от неё, а значит и управляемыми ими. Наша задача, во-первых, это — увидеть проблему и нюансы данного вопроса со всеми вытекающими, т.к. здоровье нашего сознания — это залог нашей адекватности и ответственности за свою жизнь. Можно иногда залипнуть в сериальчик, проживая кризисы и прочие не простые моменты, если ты создал для себя такую возможность. Но так же нужно уметь и отлипнуть от него, наводя порядок в личной жизни и в своём доме.
Во-вторых, придумать и сделать так, чтобы реальная жизнь оставалась на первом месте. Наша задача, как родителей подрастающего поколения, научиться выживать и творить, обучая своим примером детей. А также показать многообразие и красоту реального мира со многими его нюансами, а только потом её дополнение в виде развлечений и путешествий сознания. В противном случае мы рискуем отыграть нежелательные сценарии некоторых голливудских фильмов конца света, где роботы и искусственный интеллект замещают людей, за ненадобностью.
Сейчас человечество получает данный опыт, чтобы вынести из него пользу или урок, смотря какие допустит ошибки.
Свидетельство о публикации №225021700445