Интуиция. Её выбор
"Случай в поезде"
http://proza.ru/2025/03/16/1323
Приехав в Симферополь, друзья первым делом, пошли на вокзал и сдали вещи в камеру хранения. О случае в поезде они уже не вспоминали. У них было одно желание - навестить Игоря с Галиной, которые после окончания университета поженились и поехали работать юристами в Симферополь, где дядя Игоря был каким-то госслужащим. Ну а потом продолжить путь в Евпаторию. Свой домашний адрес Игорь дал им ещё в Питере, приглашая непременно приехать к нему с Галкой.
Недолго думая, они узнали, как добраться до улицы Куйбышева, сели в троллейбус и вышли на нужной остановке.
Было 12 часов, когда друзья подошли к дому, где жили Ильины. Неожиданно они услышали, что их окликнули:
– Миша, Юра!
Оглянувшись, они увидели красивую девушку и не сразу узнали в ней Галину.
– Галя! Да тебя не узнать. Просто красавица! – радостно воскликнул Юрий. – А мы к вам. Представляешь, нам дали отпуск и мы с Михой сразу же поехали в Симферополь, чтобы вас повидать, а потом уж в Евпаторию…
Девушка не дала ему договорить, а взяв друзей под руки, повела в дом.
– Вот и здорово, что приехали! Это просто замечательно! Игорь обрадуется, а я-то как рада!..
Игорь оказался дома, и действительно был рад приезду друзей. После рассказов о себе, друзья стали интересоваться жизнью семейной пары. Игорь делился своими впечатлениями об этом замечательном городе, о своей работе, а Галя накрывала на стол. Правда, между походами на кухню, вставляла свои комментарии.
Когда стол, можно сказать, ломился от еды, хозяйка пригласила всех кушать. Конечно, друзья испытывали чувство голода после поездки в поезде, поэтому быстро приступили к еде. Галя улыбалась и подкладывала им салаты. Немного утолив голод, Михаил спросил, повезло ли им с соседями.
– Да, соседи у нас спокойные, хотя шумоизоляция желает лучшего. На нашей лестничной площадке, как вы видели, три квартиры. Рядом с нами живёт внук с бабушкой, а напротив престарелая женщина с пожилой дочерью. Варвара Фёдоровна – это соседка, что рядом с нами, очень больная женщина. Ей уже за восемьдесят лет, а внук нашего возраста. Родители его живут на севере, но сыну не помогают. Скорее всего, у них неблагополучная семья, но мы с Варварой Фёдоровной не разговаривали на эту тему. Не знаю, где работает внук, но денег им на жизнь не хватает. Мы с Игорем иногда даём им что-нибудь из еды.
– Да, плохо когда у старых людей нет опоры от родственников, – с грустью произнёс Михаил. – Знаешь, Галя, у меня иногда бывает такое состояние, когда на меня находит неимоверная жалость к одиноким старикам, которые посвятили свою жизнь детям, но не получили ничего взамен.
– А давайте сейчас отнесём бабушке что-нибудь с нашего стола. Ведь у нас вон, сколько еды, – расчувствовавшись от слов Михаила, предложил Юрий. – Конечно, если хозяева не возражают.
Юрий посмотрел на Галю с Игорем, а те лишь одобрительно улыбнулись.
– Юра, ты прав. Именно сейчас и отнесём ей немного еды.
Галина быстро наполнила два контейнера салатами, и сказала, что к соседке пойдём все вместе…
Двухкомнатная квартира соседки оказалась просторной, но ей требовался хороший ремонт. Варвара Фёдоровна радостно встретила Галю с Игорем, но увидев незнакомых молодых людей, немного смутилась. Игорь объяснил, что это их друзья, и все прошли на просторную кухню, где на табуретке сидел ухоженный и откормленный чёрный кот.
«Да, видно, что старушка всю свою любовь отдала этому коту», – подумал Михаил, а вслух сказал:
– Какой у вас красивый чёрный кот. Просто загляденье. Он не кусается?
– Что вы, что вы, – замахала руками старушка. – Мой Черныш сама доброта. Он никого не кусает и не царапает.
Она нежно погладила своего любимца и продолжила нахваливать его:
– Вот посмотрите, какой он красивый, какой смирный и без единого пятнышка. Он чёрный как смоль, а шерсть просто шелковистая. В нашем дворе много чёрных котов бегает, но все с белыми пятнами.
Варвара Фёдоровна вся сияла, когда расхваливала Черныша. Она взяла кота на руки и дала его погладить Михаилу. Действительно, блестящая шерсть кота была мягкой, и его хотелось гладить и гладить.
Галина сказала, что принесла немного еды. Говоря это, она чувствовала себя неловко, но старушка поблагодарила её и с улыбкой переложила принесённые салаты в свою посуду.
Галя взяла опустошённые контейнер, и мы хотели уже покинуть квартиру, как из комнаты вышел заспанный молодой человек неопрятного вида с небритым лицом. При виде нас он немного растерялся, но поздоровавшись, обратился к бабушке:
– Бабуленька, что же ты меня не разбудила. Я ведь должен успеть в аптеку, чтобы купить тебе лекарства.
Объяснив нам, что пришёл после ночной смены, он пошёл в ванную комнату.
– Да я совсем забыла, что Коля собирался в аптеку, а ведь ему скоро снова на работу, – как бы оправдываясь, сказала бабушка. – Он у меня заботливый.
Михаил посмотрел на старушку, и их глаза встретились. В её глазах он увидел печаль…
Вечерняя прогулка по Симферополю, которую устроили друзья, оказалась приятной и впечатляющей. В городском парке они покатались на аттракционах, посидели в кафе, а потом зашли в дегустационный зал, где продегустировали некоторые крымские вина. Конечно, такая прогулка всем была по душе.
Михаил с Юрием остались ночевать у друзей, а поехать в Евпаторию решили завтра.
Проснулись друзья ранним утром из-за громких разговоров за стеной, что соединяла квартиру Игоря с квартирой Варвары Фёдоровны.
– Юра, в той квартире что-то произошло, – с волнением обратился Михаил к другу. – Я слышу мужские голоса. Да и разговор какой-то странный. Слышишь?
Юрий прислушался и сказал:
– Да, ты прав. Может разбудить Игоря?
Друзья посмотрели на часы, которые показывали половину шестого утра. Они оделись и пошли к супружеской спальне. Юрий тихо постучал в дверь. На удивление Игорь сразу услышал их стук и вышел к ним.
– Что случилось? – встревожился он.
Михаил объяснил, что их разбудили громкие мужские голоса у соседей. Игорь тут же вернулся в спальню и разбудил жену. Он вышел с Галиной, которая сразу же поинтересовалась, что произошло. Михаил объяснил ей ситуацию, и она приняла решение тут же пойти к Варваре Фёдоровне.
Дверь им открыл Николай. Глаза у него были заплаканными, а руки слегка тряслись.
– Галя, Игорь, бабушка умерла, – плача проговорил он. – Я пришёл с работы, а она мёртвая. Так и умерла на кухне. Видно, что сил уже не было к себе в комнату пойти… Как же я без неё?
Галя принялась успокаивать Николая, но он уже плакал навзрыд и никакие уговоры на него не действовали.
– Прошу вас не уходите. Останьтесь со мной и поговорите, – просил он сквозь слёзы.
– Конечно, конечно, мы останемся, – ответила Галина за всех.
Все прошли в комнату Николая и остановились у дверей.
– Да проходите, не стесняйтесь.
Михаил по привычке, как это ему свойственно, быстрым взглядом осмотрел комнату, но тут же подумал о кухне, где и нашёл внук свою бабушку мёртвой.
– Николай, а можно взглянуть на то место, где ты обнаружил бабашку.
Тот был удивлён такой просьбе, но провёл Михаила на кухню.
– Вот здесь она и лежала. Прямо у стола. А вам это зачем?
– Не обращайте внимания, Николай, на Михаила. Это его конёк – осматривать место смерти человека или преступления. Ведь он у нас отличный криминалист, хотя и адвокат.
По лицу Николая пробежало небольшое волнение и, не скрывая этого, он спросил:
– А при чём здесь криминалист? Бабушка умерла от сердечного приступа. Так сказал врач, который приезжал. И он сказал, что картина ясная и вскрытия тела не будет. Он даже установил примерное время её смерти – 23 часа. Я как раз был на работе. У меня скользящий график. А домой я вернулся в четыре часа ночи. Когда увидел, что бабушка умерла, то позвонил в скорую помощь. Ведь я не знал, куда ещё звонить. Ну а там приехал врач, участковый, а потом я ждал «труповозку». Вот санитары только недавно и увезли мою бабушку.
После этих слов Николай вытер набежавшую слезу.
– Николай, не обижайся на моего друга. Он не хотел причинить тебе душевную боль, и прими наши соболезнования, – вступил в разговор Игорь. – Если что надо, то ты обращайся.
Он похлопал Николая по спине и предложил Галине и друзьям покинуть его квартиру.
И когда Николай хотел закрыть дверь за своими гостями, из комнаты выбежал чёрный кот. Весь вид его говорил о том, что он напуган.
– А вот и Черныш вышел нас проводить, – ласково проговорила Галина, но кот бросился на кухню и спрятался под табуретку.
«А вот это уже интересно! – подумал Михаил, поднимая от удивления брови. – Такой ласковый кот, а сейчас словно с цепи сорвался. Неужели так смерть старушки на него повлияла или санитары напугали, которые выносили её тело?»
Николай заметил удивления Михаила и сказал:
– Да, Черныш так перепугался, когда в квартиру пришёл врач, потом участковый, а потом ещё мужики унесли его хозяйку.
Николай протянул руку, чтобы открыть дверной замок, и Михаил увидел на его руке свежие царапины.
– Так перепугался, что даже поцарапал тебя? – спросил Михаил, обращаясь к тому на «ты».
Николай одёрнул рукав рубашки и ответил с небольшим раздражением:
– Да, поцарапал. Он и раньше меня мог царапнуть, ну а сегодня…
– А сегодня не узнал своего хозяина? – спросил Михаил с иронией.
Друзья были удивлены словам Михаила, а Галина даже почувствовала себя неловко.
– Ладно, Миша! Пошли домой. Не надо искать криминал там, где его нет.
Она взяла его за руку и хотела вывести из квартиры. Но Михаил отдёрнул руку и чётко сказал:
– А вот теперь я никуда не уйду.
Из прихожей ему хорошо была видна кухня и кот, который спрятался под табуретку.
Не спрашивая у Николая разрешения пройти на кухню, он подошёл к коту. Галине с Игорем стало не по себе, лишь один Юрий с интересом смотрел за действиями Михаила. Он то хорошо знал, – раз друг за что-то уцепился, то его лучше не трогать.
Михаил наклонился к коту, но так, чтобы тот его не поцарапал. Кот предупреждающе зашипел, выгнул спину, и шерсть его встала дыбом.
– Теперь мне всё понятно. И интуиция меня не подвела. – произнёс Михаил, отходя от кота.
– Что понятно? Какая интуиция? – возмутилась Галина. – У парня и так большие неприятности, а ты со своими причудами.
– Да неужели вы сами не видите, что кот – совсем не тот кот. И у него чуть заметное белое пятнышко за ухом. А Черныш был без единого пятна. Ведь я вчера сам в этом убедился, когда Варвара Фёдоровна разрешила его погладить… А теперь пускай Николай расскажет нам, как он додумался убить свою любимую бабушку.
От слов Михаила все были в шоке. Николай стал возмущаться, призывать Галину с Игорем вразумить их друга, но те, зная характер друга, решили отмолчаться. Тогда Николай стал стыдить Михаила.
– А меня стыдить не надо, – произнёс Михаил, уверенный в своих действиях. – Ты лучше скажи, чем отравил бабульку? Или как ты её там убил? А кота специально принёс, чтобы соседи ничего не заподозрили. Схватил на улице похожего кота, а он тебя и поцарапал. Что, сначала яд на коте испробовал, а потом и на бабушке?
– Да никого я не травил и не хватал! Когда я пришёл домой, то кот, как всегда дома был. Он у нас на улицу не ходит. Я ещё сам удивился, что он какой-то странный.
Михаил задумался, прикусил губу, почесал лоб, как он это всегда делал, когда думал о чём-то серьёзном и обратился к Николаю:
– Так говоришь, что сам удивился?
– Да, удивился.
– Хорошо. Предположим, что это не ты принёс этого кота. Тогда кто? Ведь кто-то пустил его в квартиру. Думай, думай.
На кухне воцарилось молчание, и даже кот уже не шипел. Он, воспользовавшись тем, что его оставили в покое, по-пластунски направился к дверям. Николай хотел его остановить, но Михаил предложил проследить за действиями кота. Тот подошёл к дверям и стал тихо мяукать. Михаил медленно, чтобы не спугнуть его, подошёл к дверям и приоткрыл их. Кот словно того и ждал, выбежал из квартиры, побегал по лестничной площадке и остановился у дверей соседки, которая жила с дочерью.
Кот стал жалобно мяукать под дверью. Вот тут у Михаила возникли новые вопросы.
– Ты знаешь соседку? – спросил он Николая.
– Да, знаю. А что? Она лучшая подруга моей бабушки.
– Пока ничего вразумительного ответить не могу. Но знаю одно, что следует позвонить ей в дверь, чтобы она впустила кота.
С этими словами он нажал на звонок. Дверь открыла женщина лет шестидесяти. Как только дверь открылась, кот тут же бросился в квартиру. Увидев кота, женщина обрадовалась.
– Большое спасибо, что нашли нашего Стёпу, – обрадовалась она, а потом крикнула: – Мама, Стёпка нашёлся!
Из комнаты вышла женщина преклонного возраста, видимо, её мать. Увидев соседей с незнакомыми мужчинами, она растерялась, потом сильно побледнела. Женщина крепко держалась за дверь, боясь упасть.
Михаил видел как её широкий, морщинистый лоб покрыл пот и всё понял. И чтобы не дать женщине опомниться, резко спросил:
– Зачем вы убили свою соседку? Отвечайте быстро и без выкрутасов. Мы уже всё знаем.
Эти слова Михаил произнёс с упрёком, и они прозвучали словно приговор. Да, со стороны это выглядело неуважительно к женщине и бесцеремонно, но зато действенно.
– Да, это я отравила Варвару. Вернее она сама отравила себя…
– Как сама! – взволнованно крикнул Николай. – Что вы такое говорите, баба Маша.
– Да, Коля, сама.
Все были удивлены словам старушки, а её дочь, взяв мать под руку, пригласила всех пройти в комнату. Дочь уже догадалась, что разговор будет серьёзным и неприятным. Уложив мать на кровать, она дала ей лекарство. Потом обратилась к Галине:
– Галя, мама очень плохо себя чувствует. Сегодня ночью я вызывала скорую, но она отказалась от госпитализации. Поэтому прошу разговаривать с ней спокойно и в уважительном тоне.
После этих слов она укоризненно посмотрела на Михаила, который на миг почувствовал себя неловко. Но он хотел докопаться до истины и уже спокойно, даже можно сказать ласково, обратился к бабе Маше.
– Вы простите меня за резкие слова, но прошу рассказать всю правду. Ведь при вскрытии обязательно обнаружат, что Варвара Фёдоровна умерла не своей смертью. И тогда подозрения упадут на Николая. Вы меня понимаете?
Конечно, Михаил слукавил, говоря о вскрытии.
– Я расскажу всю правду, – тихо сказала баба Маша. – Варвара уже как месяц пыталась покончить с жизнью, да внука всё было жалко одного оставлять. Ведь у неё рак поджелудочной железы. Врачи сказали, что операцию уже делать бесполезно. Выписали ей обезболивающее лекарство, а она и перестала ходить на обследование. Сказала, что одно – смерть. Первое время лекарства помогали, а последнюю неделю нестерпимые боли одолевали и мучили её.
– Действительно, бабушка часто стонала по ночам, да и днём стонала, – утвердительно произнёс Николай. – Но я ей всегда покупал лекарства в аптеке. Ведь сама она последнее время на улицу не выходила.
Николай обхватил голову руками и тяжело вздохнул.
– Да, бабушка не хотела тебя волновать. Когда у неё были сильнейшие приступы, то она только и думала о смерти. Повеситься или выброситься из окна она не хотела. Ведь это позор, да и внуку неприятности. Вот она и решила отравиться. Она попросила меня достать яд. Ведь я бывший фармацевт и в ядах разбираюсь. Я долго уговаривала её не делать этого, но она даже слушать не хотела. Тогда я сказала, что что-нибудь придумаю. Вот и придумала: передозировку дигиталисом плюс саму ядовитую наперстянку, из которой и изготавливается дигиталис. Наперстянка у нас везде растёт. Варвара попробовала эту адскую смесь на Черныше. Ведь она решила забрать своего любимца с собой. Когда же кот умер, она позвала меня. Мы думали, как сделать так, чтобы Николай не заметил его пропажу, и я предложила ей взять моего кота. Он такой же чёрный, только белое пятнышко за ушком. Да Николай и не заметил бы подмены, ведь он редко общался с котом… Да, видно плохо мы с ней всё продумали раз вы вышли на меня…
Баба Маша обвела взглядом всех присутствующих, но на их лицах она не увидела злости и негодования, а лишь сожаление. Конечно, то, что поведала старушка, всех ошеломило и привело в стопор.
И тут Николай спросил бабу Машу:
- А куда же Черныша дели?
- Твоя бабушка сама его закопала, хотя ей было трудно это сделать.
Михаилу больше не хотелось оставаться в этой квартире и он сказал:
– Действительно, наделали вы дел, но смерть есть смерть. Но старушку уже не вернуть. Правда, это не моё дело. Разбирайтесь сами, а мы с другом уезжаем в Евпаторию.
Он вышел из квартиры, а следом и его друзья. У всех было тяжело на сердце.
– Миша, а что теперь делать? – спросил Игорь, когда они вернулись в его квартиру.
– Не знаю. Конечно, бабульку жалко, но в России эвтаназия законодательно запрещена. Но решайте сами, а вернее Николай. Мы же с Юрием поедем отдыхать на берег Чёрного моря.
Уже через час друзья ехали в Евпаторию…
P.S. Домой Михаил с Юрием возвращались прямым поездом Евпатория- Санкт-Петербург. В Симферополе к их вагону подошёл Игорь. Он рассказал, что Николай не стал заявлять на соседку. Ведь у бабушки действительно был рак последней стадии. Вскрытие же не проводилось. Друзья попрощались, обещая, что иногда будут приезжать друг к другу в гости.
Свидетельство о публикации №225021700633
Знаете, тут, пожалуй, не столько детективная история, хотя криминал и присутствует, сколько серьезная драма. Причем такая драма, в которой просто не может быть благополучного финала.
Да, наверняка бы нашлись люди, которые осудили бы бабушку, но, в большинстве своем мы плохо представляем себе, каково тем больным, которые фактически медленно и мучительно умирают. Честно скажу, не смог бы осудить такого человека, такие вещи - исключительно его собственный выбор, кто бы там чего не говорил.
Может, соседку не стоило бы впутывать, но с другой стороны... Как еще выполнить задуманную, особенно с учетом того, что не желаешь бросить тень на внука.
Да, история печальная, тут есть над чем поразмышлять.
С самыми добрыми пожеланиями,
Сергей
Сергей Макаров Юс 02.04.2025 20:46 Заявить о нарушении
Вы глубоко прониклись к страданиям больной женщины, что приятно.
Благодарю за понимание и такой замечательный отзыв!
Удачи Вам во всём!
С уважением, Валентина
Валентина Валентова 03.04.2025 05:55 Заявить о нарушении