Глава 15 Состояние промышленности дореволюционного
О промышленном развитии города Кургана можно говорить лишь после проведения железной дороги. За столетие до этого начали возникать примитивные перерабатывающие предприятия, иногда громко именуемые заводами и фабриками. Когда собирались сведения в 1789 г. для составления описания Тобольского наместничества, о Кургане поступили следующие данные: "В Кургане кожевен две, мыловарня одна, кузниц три. Фабрик и заводов, кроме показанных, не имеется. На коих работных людей особо для того дела навсегда не имеют, а производят работы своим семейством, в случае же нужды приглашают из вольных не более как человека по два и то на короткое время. Потребные ж к тому дуб и золу получают от городских и Курганской округи жителей, а известку из города Тюмени, деланные же кожи и мыло выходят в самом городе".
Город медленно, но все-таки рос, торговля процветала, ярмарки собирали тысячи покупателей. И статистические данные 1863 года показывают, что промышленные заведения стали гораздо многочисленнее и разнообразнее. В городе уже имелось 28 "фабрик и заводов" - 8 салотопенных, 3 мыловаренных, 2 свечных, 1 кожевенный, 1 маслобойный, 2 картофеле-паточных и 11 кирпичных. Особенным успехом, конечно же, пользовались кирпичные заводики. Деревянный город ежегодно значительно выгорал, и жители сочли более выгодным строить кирпичные дома. Кроме того, строились общественные здания, часть кирпича вывозилась в соседние села зажиточными крестьянами. Доход за общую продукцию курганских "заводов" в 1863 г. исчислялся в 166191 руб. сер.
В 80-90-е гг. 19 в. произошли изменения и в Курганском уезде. Начался стремительный рост предприятий. Зауральские кустари начали теснить с рынка тюменских в кожевенном производстве. Ведущую роль заняли Моревская, Лебяжьевская и Шмаковская волости. Лидером в маслоделии стала Мостовская волость, а в салотопенном – Могилевская.
Значительную роль в промышленном производстве, связанном с животноводством продолжал играть пригон скота из «киргизских» степей, где число голов шло на десятки тысяч, причем большинство животных оставались на территории уезда. Это привело к специализации местных промыслов. Так, в 1984 г. на территории уезда действовали 401 скотобойня, 50 больших и 41 маленькая салотопня. Непосредственно рядом с Курганом возникла группа кожевенных заводов, обслуживающих в первую очередь потребности городского населения и местного рынка. В Смолинской волости действовал крестьянский кожзавод на 5500 кож в год. При нем имелись печь, котел, 4 дубильных чана, 1 квасной и 3 зольных.
15.1 Салотопенные заводы
Другую группу предприятий составляли салотопенные заводы. САЛОТО;ПЕННЫЙ, -ая, -ое. Относящийся к вытопке сала. Салотопенный завод. Салотопенные котлы.
https://kartaslov.ru/-/
Из-за ярко выраженного в Курганском уезде уклона в животноводство продажа сала-сырца и топленого сала занимала значительный процент в доходах крестьянских хозяйств. Производства этой отрасли были распространены по всей территории уезда, но зачастую по своему оснащению оставались на довольно примитивном уровне. Например, оборудование салотопенного завода в селе Чернавском Курганского уезда состояло из одной топкой и одного котла. Работало на нем всего трое рабочих. Принадлежали заводы обычно купцам, и наиболее крупными из этих заведений в Кургане владели Д. И. Смолин, Ф. С. Березин, В. А. Гореванов, Д. Ф. Колпаков. Сала вытапливалось каждым заводиком до 1000 пудов в год, на крупных до 15-25 тыс. пудов. На перетопку обычно шло сало курдючных степных овец. Перед вытопкой сало сортировалось - курдючное давало лучший, олейный сорт, идущий на парфюмерные заводы в Москве. "Рубашка" давала сало столовое, а внутреннее сало давало худший сорт и шло на свечные и мыловаренные заводы.
Но перетапливали и скотское сало. Как то, так и другое сало закупалось на Никольской Ишимской ярмарке, у частных продавцов Курганского, Ишимского и Ялуторовского округов, в Акмолинской области. Сбывалось перетопленное сало на губернских ярмарках, а также в Ирбите, Шадринске, Екатеринбурге и даже в С.Петербурге. Д. И. Смолин вывозил даже за границу через Петербург, но к концу XIX в. сала не стало хватать для внутреннего производства, и главным рынком для Смолиных стала Москва и казанский стеариновый завод бр. Крестовниковых. Кроме перетопки сала (около 17 тыс. пудов) они перетапливали от 10 до 30 тыс. пудов в год коровьего масла, смотря по требованиям из России. Фирма Смолина была первой, которая познакомила с сибирским маслом Ростовский и Таганрогский порты. Через них сибирское масло шло и в Турцию. Для перевозки сала-топца и масла бочки заказывались в Мендерской, Иковской и Тебенякской волостях.
Наряду с обработкой продуктов животноводства, в Курганском уезде в 1890-х гг. складываются так же и отрасли крестьянской промышленности, обслуживающие потребности других промыслов. Салотопенные заводы требовали большого количества тары, на производстве которой сложилась своеобразная специализация уезда. Курганские кустари ежегодно производили до 50000 бочек для перевозки сала и масла.
Развитие промышленности на территории Зауралья позволило удовлетворить потребности не только внутреннего рынка, но и получить широкую известность зауральской продукции по всей Западной Сибири и Уралу, а иногда и на территории Европейской части России. Специализация промыслов Курганского уезда и строительство Транссибирской магистрали подтолкнули к дальнейшему развитию маслодельной отрасли Южного Зауралья, что стало первым шагом к созданию Союза Сибирских маслодельных артелей.
http://www.gako.archives.kurganobl.ru/maslo2
15.2 Мельничное дело
Для земледельческих, по сути, групп переселенцев Зауралья– латышей, немцев, украинцев, чувашей и эстонцев – основу питания традиционно составляли зерновые. Производство зерна было основой хозяйства для представителей названных групп. При этом стартовые условия подавляющей части переселенцев совпадали – относительно небольшие земельные участки, производство, ориентированное на удовлетворение собственных потребностей, инвентарь, обладающий невысокой производительностью. Применительно к домашнему производству муки стандартный инвентарный набор имел следующий состав: ступы с пестами для предварительного дробления (обдирки) зерна, ручные мельницы (жернова), совки (плицы), различные грохоты и сита для провеивания и просеивания муки.
Паровые мельницы тоже были выгодными предприятиями. В начале XX века вокруг Кургана стояло пять паровых мельниц - Смолиных, Дунаевых, Бакиновых, М. В. Соколова и И. И. Меньшикова. Товарную форму мукомольное дело в Кургане стало приобретать после проведения железной дороги, хотя и раньше были крупные мельницы. Размол зерна шел простых грубых сортов, сеянки и крупчатки. Мололи не только пшеницу, но рожь и овес. Наиболее ценились крупчатые сорта. Крупчатка отличалась значительной зернистостью.
Курганская мука была известна далеко за пределами округа. Например, Марк Маркович Дунаев за высокое качество муки получил в 1907 г. золотую медаль на выставке в Ростове-на-Дону, а на I Всероссийской мукомольной выставке в С.-Петербурге в 1909 г. - серебряную медаль. Это неудивительно, потому что его мельница была оборудована по последнему слову техники. "Водяная турбинная крупчаточная мельница М. М. Дунаева на р. Тоболе при дер. Курганской, в 7 верстах от города Кургана. Выработка высшего качества муки разных сортов. Полный автоматический ход, заграничные и русские машины последнего усовершенствования. ".
Мельница была построена на землях крестьян Мало-Чаусовской волости, арендованной на 25 лет с 1899 по 1924 год. До наших дней эта мельница не дожила. Здание же паровой крупчаточной мельницы братьев Бакиновых стоит до сих пор на левом берегу Тобола, против лодочной станции приборостроительного завода. Разрешение на постройку мельницы было получено Бакиновыми в ноябре 1897 г., в 1898 г. строительство было окончено.
Все годы мельницу достраивают и расширяют, деревянные стены заменяют на каменные, и к 1907 г. она принимает свой окончательный вид. В здание этой мельницы в середине 1920-х годов начали переводить кустарные производства Кургана, в т. ч. изготовление кошмы, отчего среди населения даже после войны оставалось за этим зданием наименование "Кошмокат".
Старейшей и крупнейшей паровой вальцевой мельницей города была мельница Д. И. Смолина. Выстроена она в 1872 г. на участке городского выгона, взятом в аренду на 99 лет, с 1871. Была она каменная, трехэтажная, потом достроили еще два этажа. Имела два отделения. В одном выделывали только крупчатку четырех-шести сортов, во втором, так называемом раструсочном отделении, размалывалась обыкновенная пшеничная мука, а также ржаная и овсяная. "
В 1898 году мельница сгорела. Удалось отстоять только котельное отделение и паровую машину. Через пять лет "Товарищество Д. И. Смолина Наследники" подготовило проект возрождения мельницы. Решили снова отстроить пятиэтажное каменное здание под железной крышей, с бетонными сводчатыми междуэтажными потолками на железных балках. Стены каждого этажа скреплялись железными натяжными связями, и кроме того, здание было связано вдоль и поперек железными прогонами и балками. Это позволило зданию сохраниться в рабочем состоянии до настоящего времени.
15.3 Винокуренный завод
Виноку;рня (винокурный завод, винокуренный завод, винница, малорос. караван) — спирто- и ликёро-водочный завод в Российской империи — предприятие по перегонке крепкого алкоголя («горячего вина») и спирта кустарным способом из хлеба, картофеля и прочего сырья, облагавшееся акцизом.
У глагола «курить» в русском языке кроме значения «дымить» было и значение «перегонять», а «выкурить» было синонимом «выгнать». При перегонке вина получалось так называемое горячее вино: спирт, в зависимости от количества прогонов.
Спирто- и ликёро-водочный завод в Российской империи — предприятие по перегонке крепкого алкоголя («горячего вина») и спирта кустарным способом из хлеба, картофеля и прочего сырья, облагавшееся акцизом.
Напротив мельницы Д. И. Смолина стоял его же винокуренный завод (ныне дрожжевой завод). Завод был выстроен Ф. В. Шишкиным и вступил в строй в октябре 1865 г. В документах он назывался "Винокуренный Федоровский N 19". Через 10 лет был передан во владение Дм. Ив. Смолину. Существует документ, написанный Дм. Ив. Смолиным 3 февраля 1875 г., в котором говорится: "На отданной курганскому I гильдии купцу Ф. В. Шишкину в потомственное, а также и мне срочное на 99 лет пользование в городском выгоне земле, мы с Ф. В. Шишкиным на общий наш капитал в равных частях возвели: на земле первого из нас заводы - винокуренный, пивоваренный и салотопенный, к ним разные здания и строения. А на земле моей к винокуренному заводу паровую раструсную мельницу. ".
Винокурение было очень прибыльным делом, хотя во все времена подвергалось акцизу. Акциз - это косвенный налог на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемые собственно с потребления. По уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г., с хозяина винокуренного завода бралось обязательство сдать в казну по установленной таксе заранее согласованное количество продукции. Избыток вина уже не облагался акцизом, и хозяин мог его реализовать по своему усмотрению. Поэтому все заводчики старались перекрыть норму, чтобы получить прибыль. Завод Д. И. Смолина эту прибыль давал. Но в 1892 г. случился пожар, завод понес убытку на 40 тыс. руб. Его быстро восстановили и даже расширили. "Действует завод паром, и сила завода 92 паровых лошади. Отапливается дровами. Винокурение производится из зернового хлеба и картофеля. Первый покупается на рынках и базарах Курганского и Ишимского округов, а картофель засевается на 200 десятинах в своем имении, находящемся в Черемуховской волости". Продукция завода измерялась в ведрах. В 1890-е годы получали от 950 до 1100 ведер вина в сутки. В это время главным винокуром на заводе был швейцарский гражданин Гоер Самуил Самуилович, сорокалетний холостяк и знаток своего дела.
Отходы виноделия назывались бардой и были прекрасным кормом для животных. Часть этой барды шла на откорм животных в своем хозяйстве, часть продавалась жителям города.
После пожара на заводе выстроили трехэтажное отделение, где разместился ректификационный аппарат, очищавший в течение 22 часов до 1100 ведер сырого спирта. Но производство спирта расширялось, требовались новые площади, и в 1908 г. Федор Смолин, являвшийся распорядителем товарищества "Д. И. Смолин. Наследники" просит у губернского начальства разрешения на переустройство завода. "Перестройку завода предполагается произвести в течение трех лет. В 1908 г. предполагается сделать новые пристройки, котельное, брагоперегонное и квасильное отделения. ".
По воспоминаниям Денисова Антона Захаровича, пришедшего на завод как раз во время ремонта 1908 г. чернорабочим, известно, что в это время, кроме всех построек, сложили вторую трубу, выше старой. Автор отмечает, что на заводе работали одни мужчины, женщин допустили на завод только в 1934 г. Модернизация завода в 1908 г. была связана с возросшей конкуренцией. В 1895 г. акцизная форма обложения сменилась казенной винной монополией, и продажа вина сделалась собственной прерогативой правительства. Теперь все вино и спирт закупалось государством по фиксированной цене, притом были повышены требования к алкогольной крепости и очистке спирта. Поэтому Смолины уделили особое внимание ректификационному отделению, очищавшему спирт. В связи с начавшейся войной и объявлением в августе 1914 г. военной мобилизации правительство вводит в стране сухой закон. Продажа водки запрещается совсем, виноградные вина и пиво продают в ограниченных количествах, а спирт разрешается выкуривать только по заказу санитарного ведомства, на нужды здравоохранения и военного ведомства - снабжать вместо бензина автомобили. Превышение нормы, распродажа спирта строго карались. Тот же Денисов А. 3. вспоминает, что "во время империалистической войны завод перерабатывал масло. После революции завод был законсервирован, а в 1925 г. провели ремонт и пустили". В 1922 г. завод был национализирован и после ремонта до 1930 г. функционировал как завод местного подчинения. С 1930 г. масштаб деятельности завода стал союзным, с подчинением Уральскому спиртоводочному тресту в Свердловске. С образованием Челябинской области завод находился в подчинении Челябинского спирттреста с 1934 до 1950 гг. В 1942 г. в спиртовой завод влился ликероводочный как водочный цех. С 1 июля 1950 г. спиртовой завод перешел в ведение главного управления хлебопекарной промышленности СССР с производством пищевых дрожжей в качестве основной продукции, при сохранении водочно-разливочного цеха на привозном спирте. Название завода было изменено на "дрожжевой".
15.4 Пивоваренный завод
Промышленное производство пива появилось в России в конце XVII века, а уже в начале XVIII века только в Москве было более 200 пивоваренных заводов. В то же время было разрешено варить свое пиво помещикам и крестьянам, что привело к росту частных малых и средних кустарных пивоварен.
На Руси «пивом» стали называть именно «алкогольный напиток» к XIV веку (ст. слав. пиво творено, «питиё ставленное»). При этом напитки, получаемые путём искусственного сбраживания зерна назывались квас и ол (олуй, олус).
Вместе с винокуренным заводом в 1875 г. во владение Д. И. Смолина перешел и пивоваренный завод. В документе, составленном при передаче завода, хозяева так характеризовали его: "Пивоваренный завод устроен в 1867 г. и содержится не с целью промышленного производства на нем пивоварения, а единственно для получения дрожжей для винокурения. Завод этот помещается в малоценном деревянном здании в одну комнату, в действии бывает не более 10 дней в разное время года, и как пиво в продажу не поступает, то и отдельного дохода он никакого не приносит". Д. И. Смолин начал активно расширять завод, достраивать, а в 1876 г. наладили и выпуск пива, поэтому иногда указывают именно эту дату основания завода, хотя это год промышленного изготовления пива. В это время на западной окраине города, у Битевки, был небольшой пиво-медоваренный заводик, переходящий из рук в руки и довольно быстро окончивший свое существование. А завод Д. И. Смолина набирал силу и благополучно действовал. Располагался он на берегу Тобола, за винокуренным заводом, за небольшим заливчиком, который делала река на излуке. К 1895 г. рабочих было немного, от 10 до 12 человек, но производительность довольно высокая: 161000 ведер пива и 21000 ведер меда в год.177 Управляющий делами "Товарищества Д. И. Смолина Н-ки" дворянин Викт. Феликс. Крамковский в январе 1903 года совершил доверенность на управление пиво-медоваренным заводом австрийским подданным Вячеславом Антоновичем Гампль. После введения казенной винной монополии стали увеличивать производство пива, так как оно не регламентировалось казной. Качество пива, а значит, и его конкурентные возможности во многом зависели от квалификации мастеров. Поэтому многие заводчики выписывали пивоваров из Чехии, Австрии, Моравии, где пиво было национальным напитком, как в России квас.
В. А. Гампль поставил дело на широкую ногу. Пиво разливалось в бочки, которые перевозились на склады. Один склад был на заводе, один в городе. Место под этот склад было приобретено Д. И. Смолиным еще в 1874 г. на Запольной улице, между Шишкинским и Компанейским переулками (в настоящее время место занято кинотеатром "Звездный"). Здесь были выстроены два каменных подвала и деревянный флигель. Отсюда бочки отправлялись заказчикам, в основном в Курганский и Ишимский уезды. В соседних уездах и округах всю виноторговлю держал в руках Торговый дом "Наследники А. Ф. Поклевского-Козелл". Основатель фирмы Альфонс Фомич Поклевский-Козелл еще в 1869 г. купил в Кургане большую усадьбу, выстроил на ней каменный винный склад (на Дворянской, против лесной школы), чтобы привозить сюда вино и пиво со своих заводов, но заводы Д. И. Смолина выдержали конкуренцию на своей территории, и хотя фирма Поклевских-Козелл торговала в Кургане до революции, но без того размаха, как на Урале, в Перми и Тюмени.
Скоро из управляющего пиво-медоваренным заводом В. А. Гампль становится его арендатором. Но в 1909 году он просит разрешения построить свой пиво-медоваренный завод с ледником на западной окраине города. Здесь В. А. Гампль приобрел обширный участок земли в Шавринском предместьи, между улицами Центральной и Скобелевской (ныне Горького и К. Маркса) специально под постройку завода. 18 июля 1909 г. такое разрешение В. А. Гампль получает. На берегу Битевки началось строительство. К весне 1910 г. возвели стены основного трехэтажного корпуса завода. Заранее, уже в январе, было получено разрешение на установку "парового котла Ланкастерской системы с поверхностью нагрева 60 кв. м, предназначенного для работы на нем с давлением пара по манометру не свыше 7 атмосфер". В. А. Гампль был сразу же привлечен к уголовной ответственности и вынужден был дать следующую подписку. "1910 г. июля 1 дня, я, нижеподписавшийся владелец пивоваренного завода, австрийский подданный В. А. Гампль даю сию подписку приставу I части г. Кургана в том, что от сего числа в семидневный срок обязан я, Гампль, ...ввиду обвала стены забить сваи, соорудить двойные подкосы и сплошные щиты лесов для укрепления берегов... И кроме того в названный срок пригласить опытного лица... по наблюдению за постройками". Технический ответственный надзор принял на себя Николай Александрович Юшков, бывший городской архитектор, а в 1910 г. - техник.
Осенью 1912 г. встал вопрос об отводе промышленных стоков. В. А. Гампль просил разрешения сбрасывать в Битевку ежедневно 2200 ведер, на что ему было отвечено из губернского управления, что на заводе "должна быть устроена рациональная канализация с биологической очисткой вод..."
Завод имел полное электрическое освещение в цехах, подсосных помещениях, имел два электромотора на водокачке для подъема воды и два электромотора в подвале, все моторы четырехсильные. Кроме главного корпуса, были выстроены каменные же помещения для парового котла, солодовня, пивной подвал, в котором были ледник, холодильник, бродильное отделение и мойка. Полы во всех корпусах были бетонные. Завод был виден издалека по кирпичной дымовой трубе, взметнувшейся на 25 метров (12 саженей).
Ко времени пуска на заводе оставалось много недоделок, тем не менее курганское пиво было очень высокого качества. Вся технология, принятая В. А. Гамплем еще на арендованном им заводе Смолиных, была перенесена на его собственный завод. В предыдущие годы он получал высшие награды за свое пиво на европейских выставках: гран-при в Париже в 1905 г., в Брюсселе - в 1905, в Лондоне - в 1903 году. Пиво приготовлялось разных сортов - русское, венское, столовое, пльзеньское, эль, бок-бир, и продавалось за ведро от 1 руб. 20 коп. до 1 руб. 80 коп. Для изготовления пива закупался ячмень не только местный, но из Вятской, Пермской и Люблинской губернии, а также хмель, в основном трех сортов: "Волынский", "Польский" и за границей - "Богемский". К началу 1-й мировой войны в Кургане было пять пивных складов - бр. Смолиных, Торгового дома Поклевских-Козелл, В. А. Гампля, Жигулевского завода "А. Вакано и К°", занявшего усадьбу Соснина на Пушкинской, и позднее всех открытый Оптовый пивной склад екатеринбургских и ирбитских заводов на улице Береговой в доме Фоминцева. Пиво с завода В. А. Гампля легко выдерживало конкуренцию и продавалось в больших количествах. После революции завод был закрыт до 1923 г., когда возобновил свою деятельность, и функционирует на том же месте по настоящее время.
15.5 Картофелепаточные заводы
Дом Троицкого причта, ул. Куйбышева, 73
В 1920-е гг. дом был муниципализирован. Второй этаж использовался под жилье, а на первом были общественные заведения, позднее ресторан «Урал». В советские годы именно здесь располагалась самая известная в городе пельменная.
Ресторан в здании располагается и сейчас, хотя второй этаж находится в аварийном состоянии. Первоначальный облик дома практически полностью утрачен, особенно после облицовки первого этажа керамической плиткой.
К началу XX века исчезает в Кургане (но не в округе) картофелепаточное производство. В городе такие заводы имели купец 1-й гильдии Алексей Егорович Папулов, купцы 2-й гильдии Вас. Фед. Шветов и Григ. Алекс. Незговоров. Заводы были на окраинах города, у В. Шветова и Г. Нёзговорова заводы были поменьше, без паровых машин.
Заводчики выращивали картофель на своих собственных или арендованных у города землях, а при наращивании производства прикупали его у местных жителей. Необходимые для производства мел и купорос закупались в Екатеринбурге, туда же, преимущественно, шел и сбыт патоки. Другим крупным пунктом сбыта был Шадринск. Эти города имели кондитерское производство, а патока, представляющая собой густой иекристаллизующийся сироп, употреблялась для приготовления сахарного колера, для подслащивания вин, пива и т. д. Но к XX веку картофелепаточные заводы остались только в округе, полностью исчезнув в Кургане. Самым крупным заводом оказался завод А. П. Ванюкова и А. Н. Балакшина в Логовушке, общая сумма его производства достигала 60000 руб. На заводе была паровая машина, и варка патоки производилась паром. Для размола крахмала была мельница, и вообще техническое оборудование завода было хорошим.
15.6 Кожевенный завод
Кожевенное производство — это одна из популярных отраслей легкой промышленности, в первую очередь заключающаяся в физико-химической и механической выделке кожи животных, преимущественно крупного рогатого скота (КРС), а также морских млекопитающих.
Кожевенное производство — выработка различных сортов кож из сырых (парны;х) или законсервированных шкур. Несмотря на различие в методах обработки для получения разных видов конечной продукции, имеются общие обязательные этапы.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/217312
Курганские ярмарки всегда славились своими кожами, а в начале XIX в. скот забивали не столько для продажи мяса, которое было слишком дешево, сколько для продажи выдеданной шкуры. Кожевенников-ремесленников можно было найти в каждой деревне и в самом Кургане. Уже в 1789 г. в городе было две кожевни, в 1863 - одна кожевня. Как писалось в "Памятной книжке Тобольской губернии на 1864 г." - "ремесленников в Кургане немного, потому что большая часть рук занимается или торговлею, или хлебопашеством, или извозом. Вообще всех ремесленников считается в городе 138 чел., и занятия их не превышают потребностей жителей..." В 1910 г. в Кургане опять две кожевни и рабочих в них 55 человек, т. е. это довольно крупные мастерские с хорошим оборотом. С появлением в Кургане экспортных фирм и наплывом иностранных предпринимателей на эту отрасль обратили особое внимание как представляющую возможность развить крупное производство с поставкой товара в Европу. Немец Гольдстон начал хлопотать об отводе ему участка на городском выгоне, на берегу Быструшки, против мельницы Смолиных. Завод строился капитально, но быстро и в 1917 г. начал действовать. Главное здание было каменное, двухэтажное, каменными же одноэтажными были дубильное, зольное отделения. К дубильному отделению была пристроена каменная сушилка для корья. Кроме каменных построек были деревянные: отделочная, сушилка для кож и колодец с бревенчатым срубом и бревенчатой будкой над ним. Полы на заводе были из рифленых чугунных плит весом 114 кг 1 кв. м на прослойке из цементного раствора. На территории завода было выстроено два жилых дома, флигель и баня. Один из домов, так называемая казарма, был общежитием, и там проживало 12-15 человек.
В 1917 г. завод выполнял военный заказ - вырабатывал подошвенную кожу для армейской обуви. После свершения революции и национализации заводу было присвоено имя Мартина Грунта, комиссара курганской тюрьмы, члена уездного ревтрибунала, по профессии кожевника. Он был выходцем из Лифляндской губернии, участвовал в русско-японской войне, был наводчиком орудия в Порт-Артуре. Демобилизовавшись, работал на рижской обувной фабрике "Эрглис", которая в 1915 г., в связи с приближением фронта, была эвакуирована на Урал, в Кунгур. По заданию Уральской партийной организации М. Грунт был направлен в Курган, где и назначен начальником тюрьмы. Расстрелян белочехами 15 сентября 1918 г. в числе десяти курганских комиссаров. В советское время на заводе производилась выделка юфтовых кож, мостовья, легкого и тяжелого полувала, выростка и проч. Кожсырье всегда получали из местных заготовок, корье - большей частью со станций Миасс и Сатка, экстракт - из Москвы, известь - из Екатеринбурга. В результате продолжительной эксплуатации производственные здания кожзавода обветшали, пришли в аварийное состояние, и Совет Уральского экономического района постановил: "Курганский кожевенный завод с 1 июля 1963 г. ликвидировать".
15.7 Турбиностроительный завод
Основатель Курганского машиностроения – Сергей Александрович Балакшин
О строительстве машиностроительного завода в Кургане в «Обзоре Курганского Округа» за 1925 год сообщалось следующее: «Машиностроительный завод Балакшина в Кургане основан в 1900 году. Личная связь бывшего владельца завода С.А. Балакшина с деятелем Сибирского маслоделия А.Н. Балакшиным послужила причиной к тому, что вновь организованный машиностроительный завод начал свою работу с выработки маслодельных машин, взяв за основу типы маслобоек: «Виктория», «Победа» гольштинского типа и маслообработники «датского типа». В скором времени завод приступил к выработке водяных турбин, при чем, выработка этого рода машин по тому времени являлась, единственной не только в Сибири, но и в России.
https://ural-meridian.ru/news/17420/
Рассказав про завод Балакшина, конечно же, нельзя не рассказать про личность самого Сергея Балакшина. Он был сыном того самого Александра Балакшина, основателя Союза Сибирских маслодельных артелей. Сергея Балакшина по праву считают основателем Курганского машиностроения и первым гидроэнергетиком Сибири. Что любопытно, в отличии от отца, после того как у него отняли завод, он остался в СССР и работал в Томском технологическом институте. Сергей Александрович Балакшин родился 22 апреля 1877 года в деревне Логовушка Курганского уезда. Начальное образование получил дома.
С детства Сергей интересовался техникой, поэтому для продолжения образования родители отправили его в механический техникум города Омска. Так как юноша был очень способным, он смог свободно сдать экстерном экзамены за курс уездного училища. Обучаясь в Омске, Балакшин стал первым учеником на курсе, и в 1895 году блестяще окончил техникум. Получать высшее образование Сергей отправился в Германию, в Шарлоттенбургский политехнический институт.
В 1899 году Сергей Балакшин женился на дочери компаньона и друга отца Елене Ванюковой. После свадьбы молодые еще год жили в Германии, так как Сергей заканчивал обучение.
В 1900 году Балакшин получил диплом инженера – механика и возвратился в Курган. Здесь нужно отметить, что Балакшину предлагали основать производства в Киеве и Харькове, но он решил вернуться домой и развивать свой край. Свою профессиональную деятельность он начал с организации чугунно – медно – литейной мастерской в родной Логовушке. Мастерская выпускала оборудование для маслоделов: ручные и приводные маслобойки, конные приводы, отжимные столы, молоковесы, фляги и прочее. Произведенные предметы не уступали заграничным образцам. Для того чтобы расширить и увеличить производство, завод было решено перевезти в Курган.
После революции Балакшин перестал быть собственником завода, в «Народной газете» от 10 (23) февраля 1918 года появилось объявление: «Согласно постановлению курганского исполнительного комитета совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 14(1) февраля сего года мой машиностроительный завод в городе Кургане конфискован рабочими, а потому я слагаю с себя всякую ответственность за дальнейшую его работу и исполнение заказов. Инженер Балакшин».
В июне 1918 года, после восстания Чехословацкого корпуса, Механический завод Народного достояния был возвращён С.А. Балакшину. Летом 1919 года он попросил в Государственном банке кредит на расширение завода, но не получил. 14 августа 1919 года красные заняли город Курган. Покидая Курган, Балакшин рассчитался с рабочими и передал ключи от действующего завода рабочему комитету. Он отверг требование белых властей взорвать или вывести завод из строя. Он до конца жизни считал этот завод своим вкладом в промышленное развитие Сибири.
Далее он принимает решение уехать в Омск, а затем в Томск к семье. В 1920 году он стал штатным преподавателем Томского технологического института. 20 января 1920 года при Томском совнархозе по инициативе инженера Балакшина было создано Бюро по использованию водных сил Сибири. Большая помощь им оказывалась в дальнейшей конкретизации плана ГОЭЛРО.
В феврале 1920 года была создана комиссия ГОЭЛРО. Она установила тесный контакт с сибирскими исследователями. Замечательным энтузиастом первых шагов электрификации Сибири стали талантливые инженеры – практики С. А. Балакшин и А.Н. Афанасьев» – так писали советские газеты. В июне 1920 года решением правительства на «Сибисполвод» была возложена обязанность руководства изучением гидроэнергетических ресурсов всей Сибири. В 1920 – 1921 годах «Сибисполвод» провел ряд экспедиций по изучению энергетических ресурсов края. Но связь с Курганом Сергей Александрович никогда не терял.
В июле 1922 года газета «Красный курган» писала: «Старый турбиностроительный завод Балакшина сейчас почти один на всю советскую Россию, так как не знаем, работает ли такой же завод в Риге. В настоящее время на заводе работает 70 человек рабочих и служащих, обеспеченных сырьем на 1 год, кроме валового железа. Производится подбор рабочих специалистов, разбежавшихся в свое время, так как штаты были разрознены. Не хватает продовольствия и т.д. Заказов продолжительное время завод никаких не имел. Производился только мелкий ремонт. За последнее время производительность поднялась. Сейчас имеется заказ от местных крестьян на две турбины для водяных мельниц стоимостью 3 млн. рублей».
В последующие годы, кроме гидротурбин, завод вырабатывал различное оборудование для сельского хозяйства: маслообработники, конные приводы с трансмиссиями, маслобойки и другое. Вся, выработанная заводом продукция немедленно раскупалась. Заказы принимались из разных городов: Москвы, Пензы, Самары и организаций: Маслоцентра, Маслоэкспорта, Маслосоюза и других. 29 июля 1926 года на Курганском турбинном заводе был произведен пробный запуск турбины гигантских размеров в 236 лошадиных сил. Ее изготовили для Красно – Усольского завода, для того, чтобы приводить в движение заводской электрогенератор. Конструкция турбины принадлежала Курганскому заводу.
В 1930 году на территории бывшего турбинного завода Балакшина были разрушены все цеха. Оставался только литейный цех (там держали коров) и деревянный склад готовой продукции. На территории было расположено подсобное хозяйство Кургансельмаша. В бывшем доме Балакшиных с одного входа жили рабочие подсобного хозяйства, с другой – был детский сад. В 1930 – е годы дом расширили и отдали под родильный дом.
В 1931 году в нашей стране предпринимались попытки построить новый турбиностроительный завод. Местом для постройки завода предложили использовать город Курган, основываясь на исторических данных города в области турбиностроения малого типа. Как писалось в докладной записке: «Курган является первым местом в СССР по изготовлению водяных турбин малой мощности». К постройке нового турбинного завода предполагалось приступить в 1932 году. Но все так и осталось на бумаге. Выпуск же гидравлических турбин на машиностроительном (турбинном) заводе в Кургане был прекращен. Завод перепрофилировали на производство сельскохозяйственных машин. Здесь уже начинает свою историю Кургансельмаш.
Только в 2021 году в Кургане ему был открыт памятник.
Свидетельство о публикации №225021700836