С татарина поганого кто же станет спрашивать...
«Напрасно мы татар победили, — татары лучше нас!»
Любопытно, что Максим Горький в «Моих университетах» рассказывал о персонаже по фамилии Кукушкин, пришедшим к мысли, что «Напрасно мы татар победили, — татары лучше нас!» Но его резкое суждение не нашло отображения в фильме, позволяя нам плавно перейти к очередному фильму, когда в 1944 году советский кинематограф совсем «охренел» с выходом в свет первой серии «Ивана Грозного» режиссера Сергея Эйзенштейна, с Николаем Черкасовым в главной роли. Можно вспомнить о волшебной силе кино, но «Иван Грозный» переполнен животной ненавистью к Казанскому ханству, которую особенно демонстрирует Малюта Скуратов в исполнении Михаила Жарова. Иосиф Сталин, лично контролировавший выход этой картины, совсем не подрасчитал с эффектом, если вспомнить, что только Советская Татария отправила на фронт порядка 700 тысяч человек, даже при условии, что не все они были коренными жителями республики, но солдат татарской нации немало призвали из других союзных и автономных республик, и появление такого «шедевра» выглядело крайне неуместно, мягко говоря, не добавляя симпатий ни русским, ни Ивану Грозному и всей его шайке-лейке.
Где татары на войне?
Советское военное кино, увы, было в большинстве своем мифологическим. Кинорессижеры, сценаристы, даже военкоры тех лет, во многом, использовали сюжеты с придуманными героями. Летчики-асы Иван Кожедуб и Александр Покрышкин, легендарные Николай Гастелло и Виктор Талалихин разгромно проиграли придуманному режиссером Леонидом Быковым персонажу Маэстро из «В бой идут одни старики». Фильм отличный, шедевральный, при этом, увы, еще и вральный. Например, с песней «Смуглянка-молдаванка», написанной в 1940 году, и посвященной временам Ивана Котовского. Именно там собирался «Партизанский молдаванский наш отряд». Ну, что это, право за исторический анекдот о молдавских партизанах? Диссидент-фронтовик Лев Копелев в автобиографическом романе «Хранить вечно» удивлялся тому, что молдаване сдавались в плен немцам аж весной 1945 года. Будучи включенными в состав СССР в конце 1939-го, они просто не успели пожить в новой стране, пропитаться советским духом, и не верили в победу советской армии. ...Герой СССР, летчица Евгения Жигуленко, после войны стала режиссером, сняв фильм «Ночные ведьмы», но в его сюжете нет ни одной реальной летчицы, включая нашей героини Магубы Сыртлановой. Но в этом случае даже не это обидно, а то, что в другом фильме Жигуленко «Без права на провал» снимался Станислав Садальский. К тому времени Садальский восстановил родственные отношения с двоюродной бабушкой, которая служила переводчицей у адмирала Канариса. Видеть физиономию Садальского в роли бандита Кирпича еще куда ни шло, но снимать его в военном фильме было кощунством......Не дождались экранизации своих подвигов подводник Александр Маринеско и казанец Михаил Девятаев, татарстанец Газинур Гафиатуллин, повторивший подвиг Александра Матросова. Про Матросова сняли фильм в 1947-м, и, как будто, вместе с ним «похоронили» саму тему бойцов-«камикадзе».
Реальный разведчик Николай Кузнецов показан в собирательном образе в фильме «Подвиг разведчика», но память о нем в десятки раз меньше, чем память о чемпионе Берлина по теннису Штирлице.
Артисты с татарскими корнями не играли татар от слова совсем
Раднэр Муратов — татарин, чего бы ему и не сыграть татар, возразят мне читатели. А почему тогда не сыграл уроженец Казани и выпускник местного театрального училища Валерий Закирович Гатаев? Главное, Котовского сыграл, Григория Ивановича, англичан-немцев, Фрола Курганова из «Тени исчезают в полдень», а татар не удосужился. Как и Александр Абдулов, русский по отцу Гавриилу, по деду Даниле, а вот по прадеду — Абдуле Абдуловиче Абдулову — татарин родом из Смоленска. Они, кстати, встречались с Муратовым в «Золотой речке» и «12 стульях», набиравший силу Александр Абдулов и сходящий со сцены Раднэр Муратов. Марк Захаров, после «Обыкновенного чуда», где его Медведь ловко управлялся со шпагой (все-таки, кандидат в мастер спорта по фехтованию), видел в Абдулове англичанина, немца, снова англичанина, наконец, Ланцелота. Нет ни одного персонажа-татарина в киношной коллекции Талгата Нигматуллина, известного мастера каратэ. У Геннадия Сайфуллина, который сыграл роль чемпиона по фехтованию, множество исторических персонажей, но ни одну он не посвятил татарам, как и представитель крымских татар — режиссер Александр Муратов, у которого в детективе «Гонки по вертикали» снимался уроженец Казани Владимир Сальников, обучившийся актерскому ремеслу в Москве.
Какое уважение оказали башкирам!
В 1978 году на экраны вышла картина «Емельян Пугачев» режиссера Алексея Салтыкова, и спустя 34 года после Эйзенштейна, снова снимали сцену взятия Казани. Как мы помним по истории, в войске у Пугачева было множество татар во главе с командирами, самый известный из которых Бахтияр Канкаев, в Казани они освободили одного из своих предводителей — Валида Персианова, он же Василий Торнов. Смотрим, как режиссер справится с исторической правдой? Нет, хотя в одном из своих манифестов призывает под свои ряды татар во втором ряду, после казаков, зато перед калмыками и башкирами. Казань защищает генерал Михельсон, которого Ильф и Петров навек запечатлели в умах читателей, как Конрад Карлович. Но, нет, не Конрад, тут другой, Иван Иванович. В целом, фильм создает впечатление, что снять «Емельяна Пугачева» престарелому режиссеру Салтыкову надо для того, чтобы лишний раз явить публике свою молодую супругу Ольгу Прохорову, теперь в роли Устиньи Пугачевой. Через шесть лет она наконец оставит престарелого супруга, выйдет замуж за канадца и переедет к нему на ПМЖ. Но Салтыков на кастинге удивляет не только Прохоровой. Екатерину Вторую играет латышка Вия Артмане, это нормально, величавая латышка в роли такой же немки. Но роль фаворита Григория Орлова отдали эстонцу Анатолию Азо, воплощение казака Чики Зарубина доверили молдаванину Грегоре Грегориу, двум бывшим боксёрам.
При этом образ Салавата Юлаева в «Емельяне Пугачеве» трепетно передан башкиром Салаватом Киреевым, чтобы даже намека не было на несоответствие. А на контрасте вспомним кинокартину 1939 года, снятую режиссером Яковом Протазановым «Салават Юлаев». Арслан Мубаряков в роли Салавата Юлаева, Гималетдин Мингажев в роли его отца, Вали Галимов (Мулла), Абдулламин Зубаиров (Бабай), Рим Сыртланов (Бухаир), Сахи Саитов (Кинзя Арсланов), образ которого передан и в Емельяне Пугачеве» 1978-го года, где обильно звучит башкирская речь. Яхши, ряхят, тем более, что башкирский мало отличим от татарского, который в советских фильмах зачастую предстает исковерканным русским.
Практически нет ничего от Казани и в одноименной экранизации Алексея Толстого «Гадюка», где начало повествования проходит в столице Казанской губернии, захваченной белочехами. Но киевской киностудии имени Александра Довженко не до того, чтобы картинка Казани хотя бы как-то соответствовала реальности. Как и в фильме по одноименной экранизации другого Толстого — Льва Николаевича — «После бала». Достаточно того, что бьют шпицрутенами беглого солдата-татарина, и будет с нас. В экранизации «После бала» снимались молодой Михаил Державин, княгиня Евдокия Урусова, несравненная Агнесса Ивановна из «Курьера», советского киношедевра 1986 года выпуска.
Так вот, Урусова ранее сыграла в «12 стульях», тех самых, где Раднэр Муратов запечатлен в роли шахматиста, а еще ранее в «Братьях Карамазовых» в последней экранизации Ивана Пырьева. Цитатой из оригинального текста Федора Достоевского: «С татарина поганого кто же станет спрашивать... если от поганых родителей поганым на свет произошел...» мы и умозаключим отношение советского кинематографа к Казани, в целом, и к татарам, в частности.
Полностью монолог Смердякова звучит так: «С татарина поганого кто же станет спрашивать, Григорий Васильевич, хотя бы и в небесах, за то, что он не христианином родился, и кто же станет его за это наказывать, рассуждая, что с одного вола двух шкур не дерут. Да и сам бог вседержитель с татарина если и будет спрашивать, когда тот помрет, то, полагаю, каким-нибудь самым малым наказанием (так как нельзя же совсем не наказать его), рассудив, что ведь неповинен же он в том, если от поганых родителей поганым на свет произошел. Не может же господь бог насильно взять татарина и говорить про него, что и он был христианином? Ведь значило бы тогда, что господь вседержитель скажет сущую неправду. А разве может господь вседержитель неба и земли произнести ложь, хотя бы в одном только каком-нибудь слове-с?»
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №225021700860
Около 100 известных мне татар в коллекции "История+Антропология: Лица народов мира". Герои, учёные, артисты и просто мои друзья и подруги ...
По ссылке http://proza.ru/2023/09/29/352
Алексей Владимирович Горшков 21.02.2025 07:19 Заявить о нарушении
Но "душевные раны" связаны не с тем, что нас, татар, только герои Достоевского погаными называют, да в поговорках полощут. Царские правительства России устраивали на территории казанского ханства, а затем казанской губернии настоящий религиозный геноцид. Живя в СССР, и будучи неверующим (агностиком) я этого не замечал, а когда СССР развалился и весь центр Казани оказался переполнен церквями соборами, как будто это не столица татарской республики, а Рязань, Тверь либо оба Новгорода. Пушкин про восстание Пугачева писал, что бунтовщики сожгли в Казани 25 церквей и три собора (и ни одной мечети. Поелику их было на всю Казань конца 18 века одна-две). Затем сожженные церкви и соборы отстроили, а за всю историю Казанской губернии было построено 18 мечетей. Во времена СССР церкви и соборы были перепрофилированы, а сейчас снова вернулись в ведение Епархии. И даже сейчас центр нынешней Казани это перелив церковных колоколов при полном отсутствии хотя бы одного крика муэдзина с минарета. Поэтому мои записки - это поиски исторической справедливости, и попытка спросить с представителей проклятого царизма: почему татары в армию призывались, а помолиться Аллаху на своей исторической родине не могли. И, читайте в сегодняшней заключительной статье из цикла моих "криков души" - нас, татар, в Казани практически и не было, если верить воспоминаниям живших здесь Горького и Шаляпина, Толстого и Ульянова-Ленина.
Джаудат Абдуллин 21.02.2025 12:07 Заявить о нарушении
Алексей Владимирович Горшков 21.02.2025 15:57 Заявить о нарушении
Это как-то неправильно, если учесть, что не было у татар другой исторической родины.
Получается. что царизм это та же лиса, которая выселила татарского зайца из лубяной избушки. Попутно повыгоняв татар из их родного города, что подтверждают воспоминания живших в Казани в 19 веке Горького и Толстого, Шаляпина и Ульянова-Ленина. Полтора татарина, упомянутых ими на четверых - это яркое доказательство, что моих соплеменников выселили с родных мест, расшвыряв их по окраинам Казани. Ну, а советский кинематограф дополнил эту картину, дав сыграть татарских персонажей артистам еврейской национальности, о чем я закончил информировать немногочисленных читателей своим текстом от 21 февраля.
Джаудат Абдуллин 23.02.2025 04:02 Заявить о нарушении
Алексей Владимирович Горшков 23.02.2025 07:19 Заявить о нарушении