О немелочах

Задумался недавно об идиоме «дьявол кроется в мелочах». Решил поизучать историю её возникновения. И вот что выяснил. В таком виде она звучит примерно с середины прошлого века, авторство приписывают знаменитому немецкому архитектору Мария Людвиг Михаэль Мису, одному из художников, определивших облик архитектуры XX века.
Но фраза эта звучала раньше, из уст немецкого искусствоведа Аби Варбурга и французского прозаика-реалиста Гюстава Флобера: «Le bon Dieu est dans le d;tail», что переводится как «добрый Бог в деталях».
Считается, что изначальный вариант фразы — «Бог в мелочах, а дьявол в крайностях», сформулировал Иоганн Вольфганг фон Гетё, но я уверен, что так, или иначе, эта фраза уходит корнями в глубину веков, в основы мудрости, основы религий.
Эту фразу можно интерпретировать так, что в любом явлении есть малозаметные составляющие, которые тем не менее сильно влияют на его суть. Другое значение — всё, что делается, должно быть сделано тщательно, со вниманием к деталям, так как они важны.
Вот вам пример. В произведении братьев Вайнеров «Эра милосердия» (экранизация названа «Место встречи изменить нельзя»), основные, практически неопровержимые улики говорят о том, что Ларису Груздеву убил её муж – Иван Сергеевич. Но раскручивая мелочи – косвенные улики, Шарапов убеждается в его невиновности и следствие находит настоящего убийцу – Фокса.
Почему я вспомнил о мелочах? Да потому что по ним, по деталям, можно судить о многих вопросах в целом. Например, о состоянии общества. Возьмем вопросы знания истории, культуры, искусства и социального чувства патриотизма.
Вот, например, 9 мая 2022 года по центральному телевидению, во время трансляции праздничного концерта ко Дню Победы «Уроки истории», среди череды показанных старых фотографий тридцатых годов, промелькнуло фото двух влюбленных молодых людей, парня и девушки. Открытые, улыбающиеся лица, молодой человек держит девушку на руках, она обнимает его за плечи. В этот момент исполнялась песня «Если б не было войны». Все бы хорошо, но на фото - Бонни Паркер и Клайд Бэрроу, более известные как Бонни и Клайд – прославившаяся своей жестокостью пара гангстеров из США.
Уверен, что это была непреднамеренная ошибка.
Или схожий случай. В северном городе Усинске, так же к юбилею Великой Победы, на торце многоэтажного дома разместили большой баннер с солдатом и оленем, подразумевалось, что это советский воин, воевавший за полярным кругом. Но чуть позже, по военной форме, амуниции и пистолету-пулемету «Suomi» определили, что это Финский солдат, а еще через какое-то время, даже установили его личность, житель Финляндии узнал своего отца. Баннер мгновенно убрали.
Ошибка? Ошибка. Досадная.
Но гораздо хуже, когда намеренно. Например, когда для рекламы используются выражения, приобретшие со временем ярко негативный оттенок.
Так, фраза «Каждому свое» восходит корнями к Древней Греции и подразумевала изначально, что каждый должен поступать в соответствии со своими способностями и возможностями, чтобы служить стране и обществу в целом, должен получить своё и не может быть лишён своего.
Ничего такого, словосочетание использовалось в риторике, девизах и религии. Все изменилось в 1937 году, когда нацисты, недалеко от города Веймара, построили концентрационный лагерь Бухенвальд. Над главными воротами входа лагеря, с подачи Ницше, была помещена фраза «Jedem das Seine» (каждому – свое. нем.). Через застенки лагеря прошло свыше 250 тысяч человек, около 56 тысяч погибло, в том числе несколько тысяч граждан СССР. Страшно представить себе, какие ужасы творили изверги над заключенными, часть фактов легли в основу романа Эрих Мария Ремарка «Искра жизни». Сейчас Бухенвальд превращен в мемориальный комплекс.
С тех пор, в Германии официальное употребление этой фразы вызывает отрицательный общественный резонанс, власти часто накладывают запреты на некоторую рекламу, использующую данный слоган.
Вдвойне огорчает, что в современной России были случаи рекламы, с использованием фразы, например одна телефонная компания при продвижении нового тарифа использовала слоган: Каждому свое с тарифом ВСЁмоё! (синтаксис сохранен). Был отмечен резкий рост недовольства среди пользователей, рекламную компанию быстро закрыли, пресс-служба принесла извинения, с разъяснением, что злого умысла не было.
История повторилась с одним из Российских федеральных банков. Были изданы плакаты и буклеты о выпуске кредитной карты «КЭШБЭК», слоган «каждому свое» был напечатан большими белыми буквами на темно-синем фоне. Ситуацию быстро поправили, буклеты исчезли. И банк в скором времени был поглощен другим банком.
Вот мы и добрались до завершающего штриха моего повествования.
Есть такой неформальный термин в строительстве и архитектуре – точечная (уплотнительная) застройка. Это относится к случаям, когда в исторической части города, между памятниками архитектуры, и просто зданиями иных архитектурных ансамблей столетней и более давности, начинают то тут, то там, как грибы, расти современные дома-свечки, отжимая «золотую» территорию, в том числе для инфраструктуры и парковок.
Я, наверное, буду не одинок в своем отрицательном отношении к таковым вещам, но здесь ситуация обидная вдвойне. Судите сами.
Был такой замечательный писатель Дмитрий Дмитриевич Нагишкин.
Много лет жил и работал на Дальнем Востоке, был дружен с Аркадием Гайдаром и Николаем Задорновым, во время советско-японской войны служил военным корреспондентом на кораблях Амурской Краснознаменной флотилии. Писал о Дальнем Востоке, о становлении Советской власти, о жизни в тылу во время Великой Отечественной войны.
Серьезно занимался этнографией, устным творчеством малых народов Приамурья. Автор сборников сказок «Мальчик Чокчо», «Амурские сказки», «Храбрый Азмун» и других. Если вы не читали «Амурские сказки», то очень рекомендую прочесть. В любом возрасте.
Дмитрий Дмитриевич писал в своей автобиографии: Герои моих книг и мои дети родились на Дальнем Востоке, где я прочитал первую книгу и написал свою первую книгу. Дальний Восток занимает в моей душе то особое место, которое принадлежит первой любви…
В 1976 году одна из улиц Хабаровска, расположенная в непосредственной близости к историческому центру города, была названа в его честь.
Очень долгое время, в начале улицы Нагишкина, совсем недалеко от мэрии, стоял ветхий деревянный барак, давно уродующий архитектурный облик города. Народная молва прозвала его барак-призрак. Дом загорался несколько раз, но жителей не переселяли. В 2019 году, во время страшного, большого пожара, погибли люди, дом был расселен. Затем, остатки здания были закрыты пологом и простояли так до 2024 года, когда нашлась подходящая компания-застройщик, начала снос и строительство нового жилого комплекса.
Для жилых комплексов придумывают разные названия. «Нордик» например. Или «Розмарин». Вот и «Голландский квартал», и «Шантары» на подходе. Кто это выдумывает? Назвал розмарином, изволь выполняя благоустройство посадить кусты rosmarinus, построить кафе с одноименным названием и в качестве фишки использовать приправы из розмарина, к рыбе там, или к мясу… Упомянул Голландию, милости прошу построить Голландский дворик в ландшафтном дизайне, с буйством красок из растений и цветов. Обязательно с тюльпанами… Много можно по этому поводу позитивно мыслить…
Если строить дом на улице, названной в честь выдающегося человека, не грех и комплекс назвать в его честь. Например, назвать именем одной из его работ, и без того увековеченной во времени. Вот подойдут, уже упомянутые мной «Амурские сказки», в качестве оформления стен весьма уместны были бы работы не менее известного дальневосточного художника Геннадия Павлишина. Есть еще «Тихая бухта», или «Созвездие стрельца»… Много чего.
Наиболее известным произведением Дмитрия Нагишкина по праву считается исторический роман «Сердце Бонивура», о героях Гражданской войны на Дальнем Востоке, основанный на судьбе комсомольца Виталия Баневура. По роману был снят одноимённый фильм, сам роман переиздавался только на русском языке около 30 раз.
Вот и назвали жилой квартал «Сердце Бонивура». Все бы хорошо, но есть одно но. В упомянутом романе, если кто не читал, герой погибает. Погибает мученической смертью, под пытками. Перед смертью белогвардейцы вырезали у него на груди красную звезду, затем вырвали из груди сердце.
Иногда в рунете обсуждают: было ли так на самом деле, или не было. Но изучая хронику того времени, того кровопролития и тех изуверств, о которых есть рассказы свидетелей и сохранившиеся фото, то можно уверенно сказать, что такие пытки были. Как писал поэт Революции В.В. Маяковский: «Рот заливали свинцом и оловом!»
Вот я и задаю себе и тебе, мой уважаемый читатель, вопрос: стоило ли называть современный жилой комплекс «Сердцем Бонивура»?


Рецензии
Присоединюсь к Антонине. Под хорошим углом автор подошел к этой теме.
Можно ли использовать литературные названия, возникшие, как память в честь реальных исторических персонажей для присвоении их имени всему чему попало?
Есть примеры, когда именами подлинных или придуманных героев называют корабли и , города, но жилой комплекс для этого не годится.

Николай Таурин   08.06.2025 13:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.