О Национальной идее

...О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ...

Что есть российская национальная идея?
Перекликается ли она с идеей о Соборности, Интернационализме и Духовности в нашей жизни?
Не будем забывать, что тому, кто сформулирует национальную идею, обещана государственная премия. Но поскольку она никому до сих пор не выплачена, можно сделать вывод, что таковая до сих пор так надлежаще и не выражена.
Идея – это тот раствор, который способен укрепить и сцементировать нашу государственность.
Взявшись проследить её развитие вообще, обратимся к институту идеи в США, как успевшей пройти наиболее завершенный цикл своего движения.
Их идея заключалась в реализации Великой Американской Мечты.
Сперва это была Мечта о Свободе.
Но она трансформировалась в Мечту о Материальном Благополучии. Появился лозунг «Обогащайтесь!»
Затем это переросло в Мечту о Совершенстве. Всё должно быть совершенно, как их космические «Шаттлы».
Но и эта великая мечта взорвалась, как взорвались их «Челленджер» а затем и «Колумбия».
Теперь Западно-Американская идея заключается в том, чтобы «жить ради поколения «Челси». (это не то «Челси», что купил Абрам;вич, а имя дочери Президента США, ради поколения которой и следует работать.)
Считается, что в России национальной идеей может стать Православие. Но Православие – это не идея. Это религия.
Национальная идея не заканчивается идеей о совершенстве или жизнью ради будущих поколений.
Древняя, первобытная идея человечества – это мечта о вечной жизни. Мечта о той Вечности, которой не боятся Египетские пирамиды.

Но даже Вечный Рим не просуществовал больше тысячелетия...
Можно вспомнить сказку о Снежной Королеве. Там Королева попросила мальчика Кая - собрать из ледышек слово «Вечность».
Именно «Вечность» - наша цель, мечта и идея...
Развивая понятие мечты о Свободе:
Ранее, слово “Wild” (дикий), - переводили, как Свободный. “O, Wild West!”- говорили тогда. «О, дикий Запад». Подразумевая дикость именно как состояние свободы. «О, Свободный Запад».
Позднее, уже “Liberty” – перевели, как Свобода. Установили статую “Liberty”. Появилось радио “Liberty”. Мощное книгоиздательство “Liberty”, в Нью-Йорке. Точнее же, “Liberty” следует понимать, как «Либеральность», т.е. определённая, и лишь небольшая степень свободы.
А конкретная же свобода – это “Freedom”. Как теперь и говорят.
Ещё в 80-е я частенько читал лекции на тему свободы, и уже тогда обратил внимание, что советским людям это понятие не интересно, и более того – оно их раздражает. О чём мне и намекали иногда слушатели. Людям была нужна гарантированная пайка и добрый правитель. Свобода же требовала самостоятельности и работы. Физической и духовной.
Поэтому недавно я был приятно удивлён, получив поздравление к Рождеству, – где мне пожелали Свободы. Двадцать лет понадобилось России, чтобы приблизиться к этому понятию.
Сейчас мы находимся в начальной стадии Свободы. В состоянии “Wild”. Только - только отрываясь от состояния «дикого» рынка к либерализму.
Когда-нибудь мы дойдём и до состояния нормальной Свободы, (“Freedom”). Той Свободы, которая ничем не ограничивается, но сразу должна заканчиваться там, где начинается Свобода другого человека.
А уж к мечте о Материальном Благополучии - приблизились лишь единицы... Мечтать же об идее Совершенства, пока не приходиться вообще.
Жить ради будущих поколений...
Мы это пытались применить в советские годы. Но из той мечты ничего не получилось.
   
Ибо та идея не была подкреплена завершением предыдущих стадий:
Свободы.
Материального благополучия. И Совершенства.
А может мы и не должны идти путём другой страны?
Хотя законы развития государственности везде одинаковы. Это как законы физики или химии.
Ведь была же Российская Империя.
Был Советский Союз.
...У меня есть мечта; чтобы наше государство обрело то состояние, в котором оно находилось столетия.
Прекрасная мечта.
Именно она должна стать нашей национальной идеей и государственной политикой.
Государство крепко, когда выполняются два непременных условия:
1. Единая народная общность.
2. Единая религия.
В Российской империи, перечисленные условия отсутствовали.
Создать единую общность –советского человека, удалось в существования Советского Союза.
Со вторым пунктом оказалось все не так просто.
период
В России, и на всём постсоветском пространстве существовали следующие религии:
1. Христианство.
2. Мусульманство.
3. Буддизм.
4. Шаманизм народов Севера и Алтая.
При перечисленных условиях стабильность государства – крайне сомнительна. Поэтому тем более удивительно, какой огромной духовной и материальной мощью должна была обладать Россия, чтобы столь долгое время оставаться великой страной.

Советский Союз не сломался даже в Великую Отечественную.
Когда- то в состав Российской империи входили не только все пятнадцать наших братских республик. Но единой семьей с нами была и Польша, и Финляндия, и далекая Аляска.
Могла стать Российской и Швеция, но породнению царственных родов помешала революция.
Остров Мальта посылал официальные запросы императору Павлу с просьбой принять их большие и тёплые земли, в качестве ещё одной губернии Российской империи.
Дело в том, что в начале 1800-х годов, в Санкт-Петербург стали прибывать Мальтийские рыцари - члены монашеского ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Резиденция ордена находилась на острове Мальта в Средиземном море.
Мальтийские рыцари были изгнаны из охваченной революцией Франции, а остров Мальта со временем захватил Наполеон. И вскоре после коронации Павла I, члены ордена официально попросили у императора приюта и предложили ему союз для борьбы против общего врага - Наполеона.
Приют рыцарям-монахам был предоставлен.
Император подписал Конвенцию об учреждении в России ордена Иоанна Иерусалимского. В ней Павел 1 подтверждал и ратифицировал «на все времена, на всем пространстве и торжественным образом, образование упомянутого ордена в своих владениях».
Приорству Мальтийского ордена царская казна предоставила годовой доход в 300 тысяч золотых, «свободных навсегда» от каких-либо налогов.
Заранее были выпущены географические карты, в которых остров Мальта обозначался как Российская губерния.
Иметь свой остров в центре Средиземного моря – большого стоит. Владеть Мальтой – значит контролировать всё Средиземноморское побережье: от Италии, Греции, и до Египта.

За свои благодеяния император Павел получил от ордена титул Протектора, и подарки - крест славного магистра ордена Ла-Валетта и часть мощей Св. Иоанна Иерусалимского.
Затем, император Павел I принял предложение стать во главе Мальтийского ордена, и быть его гроссмейстером (руководителем).
«Мальтийский крест получил и мой родственник - князь Куракин. Ибо именно он разрабатывал и подписывал конвенцию об учреждении ордена.» /1/.

1. Е. В. Ковтун. «О национальной идее», в альманахе: «Сударыня, зажгите свечи», М. 2006 г., с. 93.

В дальнейшем Александр Борисович Куракин по высочайшему повелению императора стал одним из высших руководителей ордена в России и носил титул «Великий Начальник Стражи Священного совета, бальи - командор по праву дворянства, кавалер Мальтийского ордена Большого Креста». /2/.

2. Б.-Р. Логашова. Москва. Дом Национальностей. М. ГУ МДН 2003 г., с.161.

Так же у нас были обширные территории на юге страны: это Карс, Баязет и Ардаган, отошедшие в дальнейшем к Турции.
России принадлежал и южный берег Каспийского моря, доставшийся потом Персии.
До войны с Японией, в составе России были Порт-Артур и Ляодунский полуостров. В результате же войны, эти территории, а так же часть Курильских островов - были утрачены.
Русские войска стояли во Франции, Германии и Японии, и лишь из уважения к международному праву – покинули эти земли.

Кроме того; в 19 – начале 20 века, независимая монашеская республика Афон, так же находилась под патронажем России. Сейчас святой Афон формально принадлежит Греции. А тогда это были наши земли. Частенько русские корабли стояли там.
В 1828 г. они блокировали выход турецкому десанту через Босфор и Дарданеллы.
Когда Турция готовила в том месте кровавую резню, - наша страна защищала греческое восстание. И это принесло свободу.
Российское командование держало на Афоне ограниченный контингент своих войск, на случай необходимости погашения зарождающихся очагов военных действий в данном не очень спокойном тогда регионе. И поскольку нашу силу применять не пришлось, почти все военные матросы ... подстриглись в монахи, и так и провели там свои земные дни. Именно поэтому в 19 веке на Афоне можно было встретить много необычных монахов: по-военному подтянутых и крепких.
Следует вспомнить и щит, который мы ещё в средние века прибили на ворота Царьграда.
Или взять Иерусалим.
Русский народ годами собирал пожертвования на приобретение части территории Храма Гроба Господня.
Благодаря умной дипломатии, Россия приобретала и строила в Иерусалиме больницы, богадельни. Мы фактически владели этим великим Городом. И особых конфликтов между конфессиями в Иерусалиме тогда не было.
А поскольку автор данной работы родом из Приморья. И работает большей частью на Дальнем Востоке России, то назревают и такие исторические вопросы как, «правда ли, что»:
1. Оборонные сооружения Великой Китайской стены почему-то направлены на юг, будто их делали с Российской стороны?
По древнему мирному договору с Китаем - граница между нашими странами могла
бы быть на тысячу километров южнее Амура?

Чингисхан десять лет находился в плену у нас на Дальнем Востоке, и работал в
кузнице, соответственно – кузнецом?
Поиском ответов на три эти вопроса занят Находкинский исследователь, литератор и путешественник – Станислав Владимирович Кабелев.
Следует отметить, что, по мнению американских историков, и жаркая Калифорния, вкупе с замёрзшей Аляской – вполне могли оказаться русскоязычными, разрешившись благополучно вопрос женитьбы русского графа Николая Петровича Резанова на дочери губернатора Сан-Франциско, – Кончиты.
Но по закону, Резанову требовалось ходатайство императора к Римскому Папе, для разрешения на этот брак. Ему пришлось ехать в Россию. В дороге он простудился и умер. По данным других историков – по дороге граф упал с лошади, разбил голову, сильно болел, организм его ослаб, далее он уже в пути просудился и скончался от горячки.
Глупый закон согласований и разрешений привёл к потере Российской Империей теплой и благодатной Калифорнии.
...Недалеко от Сан-Франциско до сих пор берегут русский форт в память об истории тех времён.
И сейчас их Лос-Анджелес со всем их Голливудом был бы русскоязычным. И уже какой-нибудь наш Шварценеггер, на чисто русском языке говорил свою фирменную фразу: «I’ll be back» - «Я вернусь».
Наша национальная идея, заключается в сохранении Российского Государства в том виде, в каком оно существовало столетия.
И духовность у нас должна иметь приоритет перед материальным. Именно это должно стать государственной политикой.
До распада СССР, люди были сплоченнее, держались друг за друга. Соответственно, и страна укреплялась людьми.
Сейчас же происходит обратное.

Берёт верх индивидуализм, разобщение, разъединение.
И социальное. И национальное. И на бытовом уровне: мой дом - моя крепость. Железная дверь и решетки на окно...
Послереволюционный курс на создания национальных республик и областей, с правом выхода из СССР – оказалась миной замедленного действия, которая взорвалась в Беловежской пуще 1991 г.
Союз рухнул именно по национальным границам.
Невозможно разделять людей по национальному признаку в стране, где все давно переженились между собой, где в крови каждого человека исторически намешано много всего.
Попытки разделять по национальностям, и властвовать, -нужны разве что политикам. Урвать свой кусок автономии и незалежности, где можно командовать, вот что им нужно; ибо это приносит моральные, и, что более важно для них - материальные дивиденды.
Торговать Курильскими островами и демаркировать не в нашу пользу Российско-Китайскую границу, - материально очень заманчиво...
В результате подобных действий – истончается культурная составляющая государственности.
Разве государство создаётся для наращивания «золотовалютного» запаса?
Нет. Это золотовалютный запас создаётся для подпитки и развития культуры государства.
Стало быть, главное назначение государства – сохранение и развитие его культуры.
Вспомнилось, как я с группой учёных-филологов оформлял служебные пропуска в Большой Театр.
Мимо, в сторону служебного входа прошла (проплыла) прекрасная актриса - Нина Ананиашвили. Каждый её выход на сцену – это настоящий праздник. Я подбежал к ней и попросил автограф. Протянул свою пластиковую карту с развязками метро. Чтоб на ней расписалась. Она засмеялась и сказала: «А у меня другое есть». Достала из сумочки свою фотографию из балета «Жар-птица», надписала: «Евгению от Нины». Пририсовала балеринку и расписалась.

Нина Ананиашвили работает в Тбилиси, в Москве, в Париже... Какой национальности её творчество?
Вот так встречаясь с представителями и других культур, всё больше понимаешь, что культура очень условно делима по национальным признакам. По сути своей она одинакова: что русская, что грузинская, что украинская, что французская. И мы воспринимаем прекрасное, и творчество любых авторов или исполнителей из любой страны - как родное.
Грузия отделяется от России? Украина строит собственную незалежность? Только политически.
Духовного же деления не будет. Поскольку нет существенного разграничения между разными культурами.
Никто не говорит об унификации культур.
Писать картину одной краской никто не захочет. Да и смотреть на такое творчество – тоже. Нужны разные краски. Нужны разные культуры, чтобы картина мира заиграла всеми цветами радуги, и стала логически состоявшимся произведением.
Тогда каждый из нас будет иметь больше культурных составляющих для совершенствования себя. А, стало быть - и развития государства в целом.
Ведь так у нас и было в пору существования СССР.
Как сформируется наше государство дальше – вопрос к политикам. Удержат ли власти страну от дальнейшего распада – вопрос опять к ним. Государство, оно само соберётся. Главное -не надо его разваливать и распродавать. Здесь не нужно особых усилий. И согласно всеобщим законам развития – Россия обретёт былое экономическое и духовное пространство.
Пусть это будет моей мечтой. И нашей национальной идеей.

© Е. Ковтун


Рецензии