И это все о нем - часть третья
Общий стаж работы этого Человека на наше государство,
на нас, с вами – около 40 лет
За девять лет, с 1962 по 1971 гг. – он прошел путь от старшего лаборанта, до старшего инженера НИИ Физики РГУ, поработав за это время и инженером, и м.н.с.
Чем занимались тогда выпускники Физфака РГУ на ЛЯФ?
Надо сказать, что, еще будучи студентами Физфака они принимали участие в строительстве самого здания лаборатории. Это было что-то вроде студенческого строительного отряда. Самые трудоемкие, в том числе земляные работы выполняли студенты. Зато представляете, каково это было потом работать на ЛЯФ, особенно, если учесть, что все монтажные, пуско-наладочные и эксплуатационные работы на электростатическом ускорителе ЭГ-2.5 они – молодые специалисты-физики проводили потом сами. Тогда же, в конце 60-х, в начале 70-х годов молодые ученые участвовали в экспериментальных исследованиях на этом же ускорителе ЭГ-2.5.
Одновременно Китаев со товарищами проводил тогда экспериментальные исследования на бетатроне Б25/30. Работы велись в области фотоядерных реакций и гамма-активационного анализа.
В 1971 году Владимир Васильевич становится заведующим лабораторией ядерной гамма-резонансной (ЯГР, или мессбауэровской) спектроскопии НИИ Физики РГУ. И работает завлабом до 1982 года.
Направления выполнявшихся работ в это время:
- Создание, наладка, регулировка, ремонт ЯГР (мессбауэровских) спектрометров и разной другой используемой аппаратуры по методике исследований,
- Проведение ЯГР (мессбауэровских) исследований в различных областях химии и физики, а также в области физической химии и технологии.
Одновременно, как это было принято в те времена, велись работы по хоздоговорам, по теме производства специальных цементов. Обычно такие работы завершались проведением промышленных испытаний и внедрением результатов НИР на цементных заводах.
С 1982 по 1989 гг. – Владимир Васильевич работает начальником лаборатории физико-химических исследований НПО Микротехники (МЭП). Направление выполняемых работ несколько меняется, но для выпускника Физфака советского университета нет ничего невозможного. Главное – правильно сформулировать задачу. Все остальное сделают.
Начинали с создания комплексной лаборатории по исследованию состава, структуры и свойств металлов и сплавов. Потом решали более конкретные задачи: проводили исследования и анализ металлических материалов и деталей в обеспечение конструкторских и технологических разработок своего института. Внедряя научные разработки в производство, сотрудники лаборатории много времени проводили на опытном заводе, осуществляли входной и межоперационный контроль материалов…
Подтверждая и расширяя диапазон своих знаний, Китаев занимается постановкой и освоением в производстве некоторых специальных технологий, очень актуальных на момент их проведения, - вакуумный отжиг, спекание, намагничивание, размагничивание и т.п. Одновременно разрабатываются и внедряются некоторые виды контроля и испытаний изделий, осуществляется сопровождение разработок ряда комплектующих контрагентами (магниты, подшипники).
Защита кандидатской диссертации состоялась в Киевском политехническом институте в 1988 г. по специальности – технология силикатных и тугоплавких неметаллических материалов.
А в 1989 году судьба делает очередной поворот. Китаеву предлагают, и он принимает предложение, - становится начальником лаборатории электромеханических систем своего же НИИ Микротехники (МЭП). Работает в этой должности до 1994 года
Естественно, меняется и направление выполняемых работ.
Теперь, специалист по физике атомного ядра Владимир Васильевич Китаев занимается разработкой специальных бесколлекторных двигателей постоянного тока и шаговых двигателей для устройств памяти на жестких магнитных дисках. Но дело это по тем временам было новое, поэтому, чтобы заниматься разработкой самих двигателей, пришлось разрабатывать и создавать методику исследований и испытаний указанных двигателей, а также создать весь комплекс необходимого стендового оборудования. Как может решать все эти задачи выпускник Физфака? Физик-теоретик? Легко! Он же физик наш, советский!
И потом, я знала этого Человека много лет. Много лет имела возможность наблюдать за ним. Поверьте, для Китаева не было нерешаемых задач. С любой техникой, а уж с домашней, бытовой и подавно, он разбирался так, словно занимался этим всю жизнь. Он читал любые электрические и монтажные схемы. Разбирался с любой механикой. Думаю, что причина столь широкого диапазона знаний этого Человека, в том фундаменте, который заложил в своих выпускниках Физфак. Их обучили основам и логике. А все остальное строилось на этом фундаменте. Там, где мне нужно было напрягать свои мозги, чтобы перепаять, например, сгоревший ПТК нашего старого телевизора- (его, правда, уже не бралась ремонтировать ни одна мастерская, а я его сделала) , или полностью изменить «разводку» купленной, многорожковой, люстры (с этим я тоже, не сразу, но справилась, развела на разные выключатели), Китаев все делал легко, быстро, не напрягаясь совсем. Ему было интересно искать и находить решение.
Вот и тогда, в очередной раз сменив род своих занятий, Владимир Васильевич занимался организацией производства новых двигателей на трех заводах СССР. Его лаборатория участвовала в освоении и сопровождении производства. По результатам работ в 1990 г. Китаеву вручена серебряная медаль ВДНХ .
С 1994 года Владимир Васильевич – начальник конструкторского сектора, а с 1996 года – ведущий конструктор ЗАО НПП «Дисма». Знакомо это название?
Теперь выпускник Физфака занимается разработкой устройств памяти на жестких магнитных дисках для ПК спецназначения. Это последнее слово означает, что в Техническом задании на разработку предусмотрены меры по защите указанных устройств от внешних механических и температурных воздействий. Причем, для различных групп эксплуатации эти меры должны быть разными.
И опять все приходится делать практически с нуля. Разрабатывать методику испытаний указанных устройств при серийном производстве, подготавливать соответствующее оборудование, проводить все виды испытаний;
В это же время завод ведет разработку термоэлектрических охлаждающих и терморегулирующих устройств различного назначения. И это также при самом непосредственном участии самого Китаева. Он не может наблюдать со стороны. Он должен видеть проблему изнутри, должен понимать процесс на уровне атома.
Как все эти знания могут поместиться в одной человеческой голове? Не знаю, но это только очень малая часть того, что знал и умел Владимир Васильевич Китаев.
С 2001 г. и до самых своих последних дней, Владимир Васильевич работал старшим научным сотрудником отдела аналитического приборостроения НИИ Физики РГУ
И тут уж он точно был незаменимым специалистом. Чем занималась и занимается лаборатория? Основное направление - разработка, комплексные испытания, регулировка и проверка параметров компьютеризированных ЯГР (мессбауэровских) - спектрометров повышенной точности и экспрессности, а также дополнительного оборудования к ним, с поставкой Заказчикам. Параллельно, проводились ЯГР-исследования оксидных материалов по тематикам НИИ. На этих приборах работают сейчас самые продвинутые научные организации, начиная от МГУ, до Черноголовки. Не знаю, как сегодня, возможно в связи с международной обстановкой экспорт таких приборов из России ограничен, но до недавнего времени эти приборы работали в разных концах земного шара. И наши специалисты не только поставляли спектрометры заказчику, но и осуществляли их техническое сопровождение.
Вот такой это был человек. Такая у него была жизнь.
Что же все-таки успел в своей жизни В.В. Китаев?
Что ушло вместе с ним? Что он знал и умел?
Давайте попробуем подвести этот горький итог.
Область знаний – ее величество Физика! В том числе, отдельные разделы ядерной физики и физики твердого тела. Физическая химия, Физическая химия и технология силикатов. Кристаллохимия и материаловедение. Приборостроение.
Знание программирования и компьютерной техники – уровень рядового пользователя. Однако, у этого «рядового» был опыт самостоятельного программирования в: Бэйсик, Алгол, Турбопаскаль, - расчетные программы; Делфи5 и Си - расчетные и управляющие программы - понимал, редактировал.
Знал английский, - переводил с листа технические тексты, читал без словаря.
Владел: Техникой работы с различными электро- и радиоизмерительными приборами, в том числе специальными и компьютеризированными;
Вакуумной техникой и вакуумным оборудованием, включая лабораторные и промышленные вакуумные печи, монтаж, пуск и обучение термистов; течеискатели, включая, гелиевые;
Уверенный пользователь ядерно-физической техники и аппаратуры, в том числе дозиметрической;
Очень хорошо владел различными методами исследования и испытаний материалов и оборудования:
- владел специальными ядерно-физическими методиками, такими, как: мессбауэровский анализ, гамма-активационный анализ;
Владел на хорошем уровне - масс-спектрометрическим изотопным анализом, - МИ1305, в т.ч. определял возраст горных пород свинцовым и калий-аргоновым методами);
Владел - масс-спектрографическим химическим анализом с лазерным источником ионов, включая оценки следовых концентраций элементов (ЭМАЛ-2);
- хорошо знал все методы измерений механических характеристик металлических материалов и проведения механических технологических проб (включая наладку соответствующего оборудования);
- хорошо владел оптическими и щуповыми методами контроля качества и микропрофиля поверхности;
- отлично владел навыком измерений характеристик магнитотвердых и магнитомягких материалов, техникой намагничивания и размагничивания деталей, расчетом магнитных систем;
- был опыт проведения испытаний на воздействие вибрации и удара, включая виброизмерительную и стендовую аппаратуру;
- владел методикой и техникой защиты аппаратуры от вибрации и удара. Автор собственных расчетных программ;
- Рассчитывал характеристики термоэлектрических охлаждающих модулей, термоэлектрических систем охлаждения и регулирования температуры, создал собственный пакет программ для расчета, был опыт испытаний и наладки этих систем.
Был у Китаева и большой опыт пуска, наладки и ремонта специальной аппаратуры, правда, опыт самостоятельных анализов или исследований был несколько ограничен. Ему доводилось осуществлять только контроль за точностными показателями:
- мог проводить рентгеноструктурный анализ (ДРОН-3);
- был опыт работы с растровой электронной микроскопией (МРЭМ-200, МРЭМ-100);
- опыт приготовления микрошлифов и проведения металлографических анализов;
- экспресс-анализ содержания углерода в сталях с применением кулонометрического титрования (АН-7529);
- атомно-абсорбционный химический анализ (САТУРН-2) *;
- спектральный анализ (ИСП-30 с генератором УГЭ-4, стило скопы;
- рентгенфлуоресцентный анализ химического состава;
Имел опыт, - приходилось иногда:
- электромонтажных работ;
- наладки достаточно сложных систем управления, блокировки и сигнализации;
- проведения испытаний электрофизической аппаратуры (была 5 группа свыше 1000 В).
- ремонта ядерно-физических и радиоприборов выпуска до 1990 г.
- расчета состава шихты при производстве портландцемента;
- работы на вращающихся печах обжига портландцементного клинкера.
И вот этот Человек не может найти себе работы в Москве? Люди, страна, КАКАЯ-НИКАКАЯ ВЛАСТЬ, В КОНЦЕ КОНЦОВ, вы ЧТО, все одновременно сошли с ума?!
Кстати, Москва именно в эти годы по какому-то недоумию, принимает миллионы неграмотных, нередко враждебно настроенных мигрантов, а для одного умного, грамотного, хорошо образованного специалиста в столице вакансии не нашлось.
Будь это по-другому, был бы сейчас Владимир Китаев жив.
Возможно, продолжал бы трудиться на благо своей страны...
Кстати, материал об этом выпуске физфака РГУ можно прочитать на Прозе.ру, на страничке Елены Смирновой-Облонской. Материал называется «Мы вместе уже 58 лет»
Свидетельство о публикации №225021800186