Вопросы к портретам графа С. О. Потоцкого
В настоящей миниатюре к ним добавлен портрет графа, выполненный художником С.С. Щукиным, находящийся в собрании Харьковского музея изобразительных искусств. Выполнен он был в 1805 году по заказу Харьковского университета.
Из названия миниатюры следует, что речь в ней пойдет о приложенных портретах, каждый из которых имеет свою историю бытования. Так самый левый приложенный к миниатюре портрет, хранящийся все годы в Музее Российской Академии художеств, написанный для конференц-залы Академии художеств [2], побывал в 1905 году на грандиозной Таврической выставке, а в 2002 году – на выставке, посвященной 300-летнему юбилею Санкт- Петербурга [3].
В настоящее время местонахождение портрета – Научно исследовательский музей Россий Академии художеств, причем выставлен он как на сайте музея, так и на сайте «Воскресный день».
Средний приложенный к миниатюре портрет, выполненный А.Г. Варнеком лично для графа Потоцкого [1], находился, возможно, после его смерти у родственников. При этом он не затерялся, т.к. однажды (много лет назад) он возник из «ниоткуда», причем файл с его изображением был использован неизвестным автором при опубликовании биографии графа в Википедии.
Данный портрет прилагается к четырем интернетовским документам, однако местонахождение его по-прежнему остается не известным.
На портрет С.О. Потоцкого кисти С.С. Щукина переключимся позже, а перед этим ознакомлю читателей с одной из биографий графа, опубликованной в редком специализированном журнале Российской Академии наук [4]:
«Потоцкий Северин Осипович (1762 – 1829) – граф, представитель знатной польской фамилии. Получил образование в Швейцарии. В 1793 году, перейдя на русскую службу, поселился в Петербурге. Входил в число близких друзей Александра I. Член Государственного Совета, сенатор. В 1805 -1817 гг. – первый попечитель Харьковского университета. Неоднократно предлагал темы из русской истории ученикам исторического класса Академии художеств и выделял средства на наградные медали за лучшие работы.
«Желал бы я, - писал он президенту Академии художеств А.С. Строганову, - обращать воображение молодого российского художника более на предметы отечественного честолюбия, …чтоб вместе с успехами его дарований, возрастала в нем благородная гордость, что он принадлежит к народу, богатому памятниками славы, которые ожидают только пера и кисти».
В 1802 году С.О. Потоцкий был избран АХ почетным любителем. Изображен на портрете А.Г. Варнека с орденами св. Владимира и Белого орла».
Приведенная биография позволяет понять мотивы написания Щукиным третьего приложенного к миниатюре портрета – Потоцкий С.О. являлся первым попечителем Харьковского университета. Как видно, Академия художеств, в связи с этим, и получила заказ на исполнение портрета графа.
Сопоставляя портрет работы С.С. Щукина с двумя портретами, выполненными А.Г. Варнеком, можно с полной гарантией утверждать, что возраст модели на портретах двух художников коррелирует с датами их выполнения. А это позволит нам ликвидировать некоторые недоразумения с датировками и размерами обсуждаемых портретов, т.к вопросы к ним имеются.
Так в монографии В.С. Турчина указана дата исполнения первого портрета - ок.1802, размеры 71х58 [1]; в журнале Российской Академии художеств - после 1802 , 71х58 [4].
В то же время, на сайте Научно-исследовательского музея РАХ датировка и размеры обсуждаемого портрета приведены совсем другие – 1810 , 58х41 (?). Возможно, по этой причине на сайте «Воскресный день» как датировка, так и размеры портрета не указаны.
Считаю, что вместо слов «около» и «после» при написании датировки записывать ее так: 1802-1803, поскольку в 1804 году художник уехал в Италию.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Владимир Варнек. Два портрета графа Северина Осиповича Потоцкого. Проза.ру.
2. Турчин В.С. Александр Варнек. М. «Искусство». 1985. С. 110.
3. Русское и западно-европейское искусство XVII –начала XX веков из собрания Научно-исследовательского музея РАН, СПб. Каталог выставки. М. 2002.
4. Немцы и Академия художеств. М. 2003. С.33.
18.02.2025.
Свидетельство о публикации №225021800217