Почему В. Крапивин?..

     Больше, чем другим, в Советском Союзе позволялось не только комсомольскому, но даже и пионерскому активу.

     Для пионерского актива были в СССР зимние и летние лагеря отдыха. Отдыха, конечно, активного.

     Уж если попал какой комсомолец или пионер в ряды активистов, то он должен был и отдыхать активно. То есть, отдыхая должен был не только набираться каких-то полезных в активизме знаний и умений, но и вырабатывать конкретные навыки. Например, барабанного боя.

     Он тоже бывал, правда,  не во во всесоюзных, даже не в республиканских, а только в областных лагерях пионерского актива. И, если вспоминать о таких лагерях, то, по его мнению, нельзя не говорить об атмосфере или психическом климате а таких лагерях.

      Ему вспомнилось, что мооально-психический климат лагерей пионерского актива в Советском Союзе  имел запах некоторой свободы. Пионерским активистам в их лагерях иногда позволялось пропевать даже такие слова гусара Д. Давыдова, как  "Я рождён для службы царской..."


      Но он помнил, что не песня на слова Д. Давыдова была определяющей для морально-психической атмосферы, которая возникала и поддерживалась в лагерях пионерского актива в Советском Союзе.

     Он думает, что определённую атмосферу создавали в советских лагерях исполнение пяти песен, по крайней мере, он сам помнит только пять таких атмосферных песен, и разговоры о произведениях  одного советского прозаика.

    Вспоминает, как встав в круг и обняв руками друг друга за плечи пионерские активисты вдохновенно, порой, правда, без музыкального слуха, пели "Вечер бродит" Ады (Ариадны) Якушевой, "Домбайский вальс" Юрия Визбора , "Милая моя", тоже Ю.Визбора,  "Песню полярных лётчиков" Александра Городницкого и "Звездопад"  Александры Пахмутовой и Николая Добронравова.

     Странно или, наоборот, закономерно, но он лично не знает причин этой закономерности", "Вечер бродит" А.Якушевой и "Песня полярных лётчиков" А.Городницкого написаны в одном и том же году. В тысяча девятьсот пятьдесят девятом.

     А в песне А. Пахмутовой и Н.Добронравова, он, когда немного постарался, вспомнил: речь идёт о старых и новых "орлятах". 

     В республиканский лагерь "Орлёнок" попадали не столько активисты, сколько чем-то хорошим отметившиеся пионеры.

    Отметиться, то есть выделиться среди других,  пионеру или пионерке можно было или отличной учёбой, или участием в пионерской художественной  самодеятельности. Можно было отметиться и своими родителями, другими родственниками, которые были не столько профсоюзными, сколько партийными функционерами.

     В Советском Союзе была и такая традиция: пионер или пионерка не афишировали, то есть старались открыто не объявлять, что отметились для поездки в уважаемый лагерь не своими достижениями, а "дяде-тётиной" и "папо-маминой" принадлежностью к партийной и советской управленческой элите.

     Лично ему удалось, не менее двух раз, побывать  не во всесоюзном, не в республиканском, а только лишь в областном лагере пионерского актива, не за счёт своих родственных связей, а потому что кто-то из решающих принял его за пионерского активиста.

     От пребывания в лагере пионерского актива и от пения в нём у него в памяти осталось следующее:

     "Не смотри ты так неосторожно, // В тряпкой занавешенное низкое окно, // Мы оставим на память в палатках, //Я могу подумать что-нибудь не то.//Милая моя, солнышко лесное, //Мы навсегда сохраним в сердце своём этот край.

    То, что сохранилось в его памяти от климата областного лагеря пионерского актива, не является ни абракадаброй, ни зашифрованным сообщением.

     "Тряпкой занавешенное низкое  окно"  - это строчка из "Песни полярных лётчиков" А. Городницкого, "Не смотри ты так неосторожно" и "Я могу подумать что-нибудь не то" - это строчки из песни А. Якушевой "Вечер бродит".

      Нельзя не вспомнить, даже тому, кто сам никогда не бывал в пионерских лагерях актива, с помощью запроса в Сети, например, что "Мы оставим на память в палатках", - это из "Звездопада" Н.Добронравова  и А. Пахмутовой.

     "Милая моя,солнышко лесное" - это одна песня Ю.Визбора, а "Мы навсегда сохраним в сердце своём этот край" - это другая его песня. Кажется, "Домбайский вальс".

     Также он вспоминает, что на занятиях, более серьёзных, чем пение в кругу, обнявшись за плечи, пионерские активисты не столько обсуждали, не столько "прели", сколько восхищались произведениями такого прозаика, как Владислав Крапивин.

      Считалось, что Владислав Крапивин, как педагог дополнительного образования, лучше других проник во внутренний мир ребёнка, который по совместительству является  ещё и коллективистом.

     Поэтому он, вспомнив о своём пребывании в атмосфере лагеря для пионерских активистов, рекомендует тем,  которые  её, данную атмосферу, хотели бы воспроизвести-реконструировать в кинематографических или культурологических целях, помнить не только об исполняемых в таких лагерях песнях, но и о важном  значении для советского пионерского активиста восхищения прозаическими произведениями Владислава Крапивина.

     Кстати, в прозаических произведениях В.Крапивина часто встречались стихи, некоторые из которых можно было, как песни, петь. Но на этом он решил закончить свои воспоминания о личном пребывании в атмосфере лагеря для советского пионерского актива.

     P.S. Автор данного текста вынужден сообщить чттельницам и читателям, что некоторый резкий тон приведённых в данном тексте воспоминаний объясняется тем, что их осуществил не он, не автор, а его персонаж, который оказался больше анархистом, чем государственником. Из-за резкости тона воспоминаний своего персонажа, автор хотел поместить данный текст или в раздел иронической прозы, или в раздел миниатюр. Но его персонаж, узнав о таком волюнтаристском решении автора, считая, что, осуществив воспоминания, он, персонаж, проделал довольно достойное культурологическое исследование, решительно настоял на том, чтобы автор разместил данный текст хотя бы в разделе мемуаров.               

         


Рецензии
Борис, Вы прямо заставили меня ностальгировать! Папа хорошо играл на гитаре, и у нас все дни рождения проходили не за столом, а за песнями. А песни он пел вот эти, которые Вы смешно сложили в винегрет.
Я даже сейчас помню:
"Лыжи у печки стоят.
....
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой".

"Вечер бродит
По лесным дорожкам.
Ты ведь тоже любишь вечера.
Подожди, постой еще немножко,.
Посидим с товарищами у костра".

А я, маленький, думал, что лыжи у печки - как-то нехорошо, могут сгореть.

Спасибо Вам за эти полузабытые строки.

С уважением,

Федя Заокский   18.02.2025 21:54     Заявить о нарушении
А разве не винегрет -// Наша память? // Но не я за винегрет должен держать ответ, // А мой персонаж,// который вошёл в раж. // Передам, Фёдор, ему, // Это будет по его уму, // Что как бы ни затрагивать прошлое, // Это будет "мощно", // Если ностальгию вызовет. И от моего персонажа, - добрый Вам привет!

Светлан Туголобов   19.02.2025 07:32   Заявить о нарушении