Состав интеллекта

Человеческий интеллект состоит из накопленных человечеством способностей в процессе своего развития. Способностей не физического труда, а умственного. Люди  научились передавать друг другу эти способности за счет воспитания и обучения.  А в основном, способности совершенствуются в результате деятельности человека в обществе.  Иногда, человек после получения и тренировки некоторого количества способностей оказывается  в состоянии самостоятельно развивать свои умственные способности. Направление этого развития, конечно, зависит от предварительного воспитания и обучения, но может оказаться и неожиданным.

Прежде чем размышлять об интеллектуальном развитии человека, тем более о формировании какого либо интеллекта вне живых организмов, следует продумать из чего должен состоять интеллект, чтобы не иметь катастрофических  противоречий с менталитетом основной массы окружающих . 
Об этом уже говорилось, но еще раз будет не лишним.

 Во-первых это отношения человека с природой. Человек научился анализировать природные явления и приспособился к ним с помощью развития природной науки, также он научился использовать эти явления в свою пользу и до некоторой степени управлять этими явлениями.  У искусственно создаваемого интеллекта это может  осуществиться через посредника, который воспринимает и формализует природные явления переводя их отражение в общепринятую форму, а также способен реализовывать выводы искусственного интеллекта для преобразования  природы в более благоприятный вид.  При этом сразу встает вопрос, для кого более благоприятный.
Человек непосредственно контактирует с природой, так как сам часть этой природы. Контакт ИИ с природой предстоит еще обеспечить.


Во-вторых это отношения человека (индивидуума) и общества, со стороны человека, это освоение понятия общественного порядка,  со стороны общества, это выработка законов , утверждающих компромисс между общественным понятием о справедливости и достижением порядка за счёт насилия. Не может человек терпеть насилие со стороны устройства, как не может понять справедливость по отношению к нему.  Неприязнь к устройству выразится не только в помехах функционированию, как уже бывало , но и  перенесётся и на автора программы.  Пока не существует программ, способных понять чувства человека и мотивы его поступков. А такие программы требуются , без них ИИ останется тупым автоматом, возможно даже изощрённым.





В-третьих он смог развить науки о самом себе  и физиологические и психологические, физиологические в части основ медицинских наук, психологические в части чувств, межличностных отношений и отношений крупных социальных групп. Человек смог строить свою логику не только на основе фактов и имеющихся данных, но и на основе предположений , даже фантастических.
Попутно были созданы науки о собственно мышлении, в основном о  мышлении среднего уровня, Гениальность и примитивность пока научному объяснению не поддаются. Эти науки в основном касаются логики и статистической обработки ощущений и впечатлений. Чувства в науку не помещаются в силу отсутствия количественных и качественных оценок. Чувства определяют личность, а интеллекта без личности быть не может.

Наука до сих пор не дошла до четкого объяснения парапсихологических явлений, гипноза,  интуиции,   Интеллект включает в себя личностные черты характера, во многом определяющие сферу приложения интересов человека. У искусственного интеллекта сфера приложения  его способностей ограничена естественным образом, невозможностью существования в окружающем мире некоторых объектов, или некоторых параметров реально существующих объектов.  Для человека это не столь важно, он может анализировать и рассчитывать невозможные объекты и несуществующие параметры, в надежде по результатам расчета выйти в область реальных параметров и перспективных путей развития. У искусственного интеллекта не может быть «авось», а значит и неожиданных решений.

 На пути развития искусственного интеллекта нет технических трудностей, есть трудности принципиальные,  ИИ предстоит сначала научиться фанатизму, интуиции, риску, авантюризму, методам штурма непреодолимых преград, методам анализа предположительной действительности, и в конце концов, пониманию , что такое хорошо и что такое плохо даже  в совершенно  незнакомой, новой области знания.

На это прежде всего и следует обратить внимание разработчикам.

       Интеллект и цивилизация

Человек рождается с инстинктом самосохранения,  с инстинктом зависимости , а также подражания и следования за матерью.. первый интеллект начинается в семье. В семье зарождается и устанавливается определённый порядок,  вызывающий привычку  и определяющий поступки , по сути дела формируется интеллект, но  ограниченный   территорией и размером семьи, то есть стереотип. Когда необходимы действия вне семьи, оказывается нужным анализ ситуации, имеющей неограниченные варианты и требующей отклонения от стереотипов.  И это уже интеллект.

Просто потрясает фотография боевого похода племени шимпанзе колонной, сосредоточено, видно, что организовано, а ведь у них еще нет развитой речи, не сложилось общество , происходит переходной процесс преобразования стаи в племя. У них зачаточный разум, и можно ли говорить о каком-то интеллекте.  Становится ясно, что цивилизация и интеллект развиваются с нуля и одновременно.

Цивилизации в истории человечества возникали и погибали,   и каждая придавала новый эффект в развитии человеческого интеллекта. Первобытные, первобытно общинные, ранние племенные , кочевые и оседлые земледельческие, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические., давали каждая свой толчок развитию общего интеллекта. Существование каждой, кроме последней, порождало и развивало очередной тип государственности, общественно-политической формации. Социалистическая цивилизация - переходной процесс к коммунистической формации не успела завершиться , однако сформировала социалистический интеллект, который до сих пор пытаются подавить буржуазные власти.

Чтобы понять отличие интеллекта от убогого представления о нем как о хорошо запрограммированном биологическом устройстве, нужно внимательно проанализировать состав развитого  человеческого интеллекта. Как было показано классиками физиологии, основой развития нервно-информационной системы живых организмов служили формирующиеся устойчивые сигнальные связи  рефлексы; условные, сформированные повторениями ситуации и безусловные врождённые и наследуемые.
 
Рефлексы явились основой для эмоций, чувств представлений, и,
наконец, появились в нервной системе логические цепочки, связывающие прошлое и будущее, не особенно понимая причины связей. Возможность волеизъявления давала возможность влияния на будущее окружения. И это стало первым проявлением интеллекта.

Интеллектом называют развитые способности человеческого мышления. Рассмотрим, какие же это способности.
 Во-первых это отношения человека с природой. Человек научился анализировать природные явления и приспособился к ним с помощью развития природной науки, также он научился использовать эти явления в свою пользу и до некоторой степени управлять этими явлениями.
Во-вторых это отношения человека (индивидуума) и общества, со стороны человека, это освоение понятия общественного порядка,  со стороны общества, это выработка законов , утверждающих компромисс между общественным понятием о справедливости и достижением порядка за счёт насилия.
В-третьих он смог развить науки о самом себе  и физиологические и психологические, физиологические в части основ медицинских наук, психологические в части чувств, межличностных отношений и отношений крупных социальных групп.
Попутно были созданы науки о собственно мышлении, в основном о среднем мышлении, Гениальность и примитивность пока научному объяснению не поддаются. Эти науки в основном касаются логики и статистической обработки ощущений и впечатлений. Чувства в науку не помещаются в силу отсутствия количественных и качественных оценок.
Развитие цивилизации привело к тому, что люди задумались о создании мыслящего устройства. Наиболее подходящим показалось использование ЭВМ.
ЭВМ имеет способности находить решение по заданной программе и практически неограниченной базе данных, может по разработанной теории поиска находить оптимальные пути решения, может даже строить внутри себя дополнительные цепи, фиксирующие обнаруженные закономерности (самообучение), используемые при дальнейшем решении..

Но вычислительное устройство, это всё-таки автомат, способный к развитию своих функций, но не обладающий способностями взаимодействия с природой,  взаимодействия с обществом, формирования своей точки зрения, понимания расхождения законов с логикой., не имеющий чувств и эмоций, силы воли, других духовных достоинств и никаких социальных признаков.
В общем, безличностной разум, вероятный помощник человеческому разуму, но не могущий его заменить.   

Надеяться на возможности искусственного интеллекта можно, только как на инструмент,   повышающий способности человека.


Рецензии