Тайны европейского христианства времен гуннов

    IV век знаменуется началом строительства христианских храмов в Европе. Это совпало со временем появления там гуннов и активизации германских варваров, которые, в большинстве своем, принимают христианство пресвитера Ария. Последователи Ария не признавали триединства Святой Троицы.
   
    Германские племена принимают крещение от ариан
   
    Период европейской истории от 300 до 600 годов н.э., когда пала Западная Римская империя и возникли ее приемники – средневековые королевства, традиционно воспринимается как «черная дыра», как бы ничейная территория в промежутке между древностью и Средневековьем (1).
    В IV – VI вв. большинство германских племен оказались в стане еретиков по отношению официальной христианской Церкви, центром которой вначале стал Константинополь. Связывают это с именем готского просветителя, пресвитера Ульфилы (Вульфилы). Считается, он не просто перевел Евангелие на готский язык, он создал готский алфавит взамен рунического письма, которое готы использовали ранее. К сожалению, рунические тексты в Европе, в том числе и этрусские, практически не сохранились, за исключением отдельных надписей. Тогда как в Южной Сибири и на северо-западе современной Монголии, выбитая руническими текстами на каменных памятниках практически вся история Тюркских каганатов VI – VIII вв., сохранилась. 
    Перевод библии Ульфилы на готском остался в Codex Argenteus - манускрипте перевода Библии на готский язык, сделанного несколькими переводчиками, возможно, под руководством Ульфилы. Датируется VI веком.
   
    Загадки европейского письма до принятия христианства
   
    Ульфила не принял никейский Символ христианской веры о триединстве Святой Троицы, как не дававший возможности отличить Бога-Отца от Бога-Сына. Он занял позицию проигравших в спорах сторон. Известно, что Ульфила оставил несколько трактатов и множество комментариев на разных языках (готский, латинский и греческий).  К несчастью, эти трактаты и комментарии не сохранились и, подобно многим трудам его единомышленников, не дошли до нашего времени.
    Не дошло до наших дней ничего, что имело хоть какое-то отношение и к верованию европейских гуннов, возглавлявших могущественную коалицию из германских и других европейских племен тех времен, называемых язычниками. Хотя достоверно известно о переписке не только Аттилы, но и предшествующих ему вождей гуннов с германскими вождями и римлянами. На каком языке и каким письмом велась переписка, остается загадкой.
    В 330 году римский император Константин I перенес столицу империи в город Византий на западном берегу Босфора, где государство образующим языком становится греческий. На греческом языке стали писаться церковные тексты, впоследствии переведенные на латынь. Вот что по этому поводу пишет Юрий Николаевич Дроздов: «…Все тексты Священного Писания, начиная с самых ранних, существуют только на древнегреческом языке. Естественно, греческий язык исходным для этих текстов быть не мог, и, соответственно, христианско-религиозная терминология не была грекоязычной. Но что самое главное, эта терминология не выводится и из древнееврейского языка. Отсюда можно предположить, что та языковая среда, в которой формировалось христианство как религия, была не греческой и не еврейской» (2).
    Более того Ю.Н. Дроздов предполагает тюркскоязычность первоначальных текстов. Он считает, что этнонимия слов «апостол», «епископ», «пресвитер» и многие другие церковные термины, могла исходить из языка гуннов.
    Предположительно, для гуннов учение Ария было ближе к их древнему мировоззрению и вере в Вечное Синее Небо, в первенство Вселенского Духа – хана Тенгри. В том числе этим можно объяснить столь быстрое распространение арианства среди германцев во времена восьмидесятилетнего господства гуннов в Европе.
    
    Особенности храмового строительства и терминология
   
    С провозглашением Константинополя (так стали именовать Византий) столицей Восточной Римской империи начинается строительство храмов, что совпадает с приходом гуннов в Европу. Это называют простым совпадением. Но есть нюансы…. К примеру, размещение алтаря в восточной части православных храмов, когда верующие молятся лицом на восток. Ведь Иерусалим был расположен к югу от Византии!
    По Ю.Н. Дроздову немецкая kirche, норвежская kirke, английская church, чешская cirkev, русская церковь представляют собой искаженную запись латинскими буквами одного и того же тюркскоязычного слова. Составляющая рассматриваемого термина представляла собой древнетюркское слово kir (кир) «входить».
    Вторая составляющая первых вариантов – это несколько искаженное слово ка, а у двух последних – искаженное слово кыу. И то, и другое в переводе с тюркского означает «светлый». Таким образом, считает Ю.Н. Дроздов, у христианских народов арианского вероисповедания в тюркскоязычный период их истории религиозные собрания стали называться кирка или киркыу с возможной семантикой «светлое вхождение. А со временем семантика этого словосочетания трансформировалось в понятие «приход» (2).
    В свете того, что сегодня все больше ученых приходят к мнению тюркоязычности гуннов, точка зрения Юрия Дроздова представляется весьма интересной.   
 
Литература:
1. Хизер, Питер. Падение Римской империи; [пер. с англ. А. Короленкова]. Москва: Издательство АСТ, 2019. С.9.
2. Дроздов Ю.Н. Тюркскоязычный период европейской истории. М.; Ярославль: ООО ИПК «Литера», 2011. С. 108 – 109.

    В качестве иллюстрации изображение Ария из открытых источников

    Прибайкалье, пос. Нижний Кочергат, февраль 2025 г.


Рецензии