Лесное озеро
пока, как шарик ты в рулетке,
что там –гусиное перо,
что там ракушки и креветки!
Но если начинать с азов,
то вместе с комариным писком-
миниатюрное Азов-
ское-оно, а ,может, и Каспийское.
В разрезе если, то поди-
то ль изумруд, то ли карбункул.
Кто ж тех сокровищ господин?
Ответа нет пока как будто.
В нем, словно в капле янтаря,
заключены реликты рыбин,
и надо в том поднатореть,
чтоб их извлечь из этой глыби.
Как глыбы, павшие с высот
осколками метеоритов,
переродившихся в осоку,
в придонных древних трилобитов,
они застряли в тех веках,
когда у щуки были крылья,
карась же шлялся на ногах,
влача по грязи жабер брыли.
Средь ряски рыскать? В камышах
мешать малькам на солнце греться?
Чего-то требует душа.
Ну а чего –не разобраться.
Я лодку, словно дирижабль
на берег вытащу сушиться,
и гладь озерная, дрожа,
мне тихо в сердце постучится.
Откроется- я в небесах,
весь день парил среди летучих
существ – бесплотно –невесом,
и веслами буровил тучи.
11, июнь, 2010 г.
Свидетельство о публикации №225021800965
В нем, словно в капле янтаря,
заключены реликты рыбин - Красиво, понравилось.
жабер брыли - классный образ!
Финал красивый и умиротворяющий.
Ритм ровный, но есть пара сбоев, рифма имеет сбои в некоторых местах, в рифме главное - опора на гласный, не на согласные.
Чуть доработать - и стихотворение будет идеальным и просто великолепным!
Если интересно, то по поэзии могу предложить кое-то, пишите тогда в личные сообщения.
С уважением и удовольствием от прочтения,
Наталья Евтеева 10.04.2025 10:00 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 10.04.2025 19:11 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 10.04.2025 19:23 Заявить о нарушении
Совсем не настаиваю ни на каких предложениях, тем более, что вы так уверены.
Дольники тоже можно назвать архаикой:)) 20 века.
Но "Лесное озеро" - не дольник.
Оставим эту тему. И не будем мешать почивать на лаврах тем... архаичным:)
Наталья Евтеева 10.04.2025 20:17 Заявить о нарушении
Мне тоже это нравится.
Признаю: я пока предпочту позицию "наблюдателя". Вы так хорошо все выражаете и сами...
Мне с вами приятно общаться, меня это вдохновляет, хотя это то слово, которое тут нужно.
Именно поэтому я не буду говорить вам многое из того, что имею сказать, а только тепло вам улыбнусь в ответ.
Мне защищаться не от чего и нечем. Моя проза? - звучит смешно. Где она, моя проза?:)) сами посудите.
Я ее еще не написала.
То, чего вам хотелось бы достичь в стихах и вы думаете, что достигли, это... Вы только у подножия горы.
Про себя - промолчу. Мои стихи - это не Стихи в том понимании, к какому я стремлюсь. Есть только надежды пока, увы.
Подводя итог, у меня лишь один вопрос к вам - зачем вы так защищаетесь?? Вы что думаете меня переубедить в чем-то? Фото что ли создает впечатление, что это возможно? Или тут другое? - вы больше хотите услышать? - о вашей прозе, о всем направлении, о том, насколько оно верно. Вы ведь доказываете, понимаете Доказываете, что оно верно. Зачем? Разве это требует доказательств?
Главное. Я очень не хотела бы обидеть вас чем-нибудь. Тем более, что не имею на это никакого права. И желания.
Но наше общение убеждает меня в том, что это, как ни странно (это правда странно), такое возможно.
Хотите, не стану вам больше писать.
Но ведь вы не хотите? или я ошибаюсь?
Я к вам с теплом,
Наталья Евтеева 10.04.2025 20:27 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 11.04.2025 02:27 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 11.04.2025 02:50 Заявить о нарушении
И я совсем о другой "Горе".
Насчет скромности - претендовать нужно на максимальное, на мой взгляд, углубляться пока не буду.
Стихи ваши - хороши (это сейчас не отступление от прежних слов). Я почитала. И еще почитаю. Хотелось бы больше "волшебства" что ли, глубинных смыслов ваших неплохих образов. Хочется, чтобы вы "шагнули" еще дальше в гиперболу до немыслимого, чуть ли не абсурдного, как, например, в финале "Лесного озера".
Но сбои в них есть. И если вы готовы к продолжению подобного общения, как вы называете "злой полицейский", я вам могу написать более конкретно про произведениям. Только я повторю - если хотите. Потому что как ни отмахивайся, процесс совершенствования не безболезненный. Вам ли не знать.
Да я бы вообще не писала вам, если бы не считала вас интересным современным писателем, так что можно расслабиться на этот счет и перестать мне уже доказывать, как вы "велики" строчками рейтингов, популярностью и прочее прочее. Что ж я не вижу, по вашему?! Будь я совсем уже глупа, вы бы тоже не общались со мной, признайте. Впрочем, этот танец ни к чему. Не будем терять на подобные расшаркивания времени, согласны? Понимаю я, что пишу писателю, как и вы понимаете, что вам пишет филолог, учитель, ученый, исследователь и аналитик, хоть и пытаетесь принижать подобный труд, скажем так, не будем вдаваться в детали.
Итак, Юрий. Давайте без масок. Откровеннее, если получится.
"Лесного озера зеро" - очень хорошо как раз. Только это скорее вот так: лЕснОгО ОЗЕРА ЗЕРО. Это звукопись, ассонанс и богатая рифма. Какие изобретения? Повторюсь - это хорошо.
Сбой в данном стихотворении вот тут:
Но если начинать с азов,
то вместе с комариным писком-
миниатюрное Азов-
ское-оно, а ,может, и Каспийское.
Скажите мне, что он намеренный - и я соглашусь. И это так и есть между третьей и четвертой строкой разрыв - богатую рифму снова вижу, разумеется. Но последняя строка выбивается. Сравните звучание со второй строкой катрена. Написанное вами я поняла уже.
Если это песня, тогда другое дело, там многое возможно. Рассматриваю именно как стихотворение. Тогда рифма "пИском- КаспИйское", но Каспийское легло "позже", и в рифму попадает другая И от союзов "а может И". Это получается из-за лишних слогов в середине строки. Убрать их, и настала бы гармония. Если нет цели ее достижения - другой вопрос, но сбои чаще всего несут смысловую нагрузку и тут это есть уже выше, в разрыве слов в предыдущей строке.
В остальном тут "придирок" нет ни к длине строк, где она не соблюдена, как например в четверостишии:
как глЫбы, пАвшие с высОт
оскОлками метеорИтов,
переродИвшихся в осОку,
в придОнных дрЕвних трилобИтов,
Тут все гармонично.
Ни к неточным рифмам "греться - разобраться", "небесах-невесом", это дает стиху свободу, изюминку, делает его не таким ожидаемым. Тут я во всем согласна.
Насчет дольника - это другое чередование, где один или два безударных слога между ударными, но не бессистемно или случайно где-нибудь разок на весь стих. Это совсем другое звучание. "Лесное озеро", я думаю, ямб с пиррихиями.
Спасибо за ваше внимание к моим посланиям:)
Наталья Евтеева 11.04.2025 10:59 Заявить о нарушении
Напишу о том, как понят ваш текст.
В первом катрене лесное озеро противопоставлено обыденной жизни - бегу белки по кругу, где счастье - лотерейный билетик, где человек - деталь большой машины, "шарик в рулетке". Озеро же "обнуляет" все это, ибо являет другой мир, хотя и внешне просто похоже на этот самый ноль - зеро.
Далее раскрывается образ самого озера - оно ведь так мало! Как комар, даже как его писк. И если начинать с начала - с азов, тогда это озеро - самое маленькое море - Азовское, хорошая игра слов. Либо же вообще - Каспийское - ибо это море вообще не связано с мировым океаном и потому в строгом смысле слова и вовсе не море, а озеро. Происходит соединение и расширение, или детализация и углубление образа.
В третьем катрене изучение объекта продолжается: по схожести или даже по смежности появляется, как срез камня драгоценного, срез озера - это ново! И ставится вопрос о том, кто владеет такими сокровищами - философски. Сам Творец? Но, кажется, поиск ответа не цель.
Продолжаем рассматривать озеро - теперь образ стал застывшими реликтовыми рыбинами в янтаре, извлечь их - раскрыть некую тайну? узнать суть? И вот мы погружаемся внутрь "глыби" и мир преображается в волшебный -
В следующем четверостишии сами глыбы метеоритов стали осокой, древними членистоногими, такая история зарождения или перерождения.
В те давние, волшебные времена "у щуки были крылья". У этого символа много значений - богатства (тогда это золотой век получается), волшебный помощник, символ иного мира (мы в нем и оказались), душа человека...
Карась шлялся... это принять за образ долговечности, храбрости и опыта, то можно и до рыцарства добраться, но можно просто оставить его чем-то приземленным, ведь без крыльев и по грязи.
Следующий катрен - переход к земному. И вот оказывается, может это просто рыбалка была на озере и этакой медитацией, когда душе хотелось не разобраться чего (вдохновения, возможно).
Эта линия развивается в образе лодки, вытащенной на берег, ну конечно, рыбак плавал по озеру, вот и насочинял, есть успокоение и реалистичное объяснение. Если бы не символичность опять же самого образа лодки - это странствия души, стремление к свободе, уединенности, может быть, самой души, ищущей духовного преображения. Может быть, это в виде озерной глади тихо постучалось в сердце лирического героя?
И вот финал - раскрыта тайна. Да, именно так, именно об этом и сказано, никакая это не просто рыбалка, это полет души! "я в небесах, весь день парил среди летучих существ" - сообщает лирический герой! приводя, словно доказательство, еще один красивый образ - гиперболу "веслами буровил тучи".
Я где-нибудь права в своем прочтении?
С теплой улыбкой,
Наталья Евтеева 11.04.2025 12:35 Заявить о нарушении