Голод

               
Август 1947 год. Дождей не было много дней. Днем жара стоит такая, что дышать трудно. Каждый колхозник наделен земельным участком в 30 сотых, где посажены кукуруза, картошка, фасоль, огурцы, помидоры и многое другое. Это основное пропитание на предстоящую зиму. Чтобы сохранить урожай, его надо регулярно поливать. Воды в арыках мало и чтобы ею насытить посевы, сельчане установили очередь для полива.
Нам в этот раз выпало время с 3 ночи до 5 утра. До наступления этого срока предстоит очистить старые арыки, сделать запруды, собрать в определенных местах кучу земли, чтобы перенаправить воду. Кроме того следует заготовить несколько самодельных факелов, чтобы ночью видеть куда направить воду. Они представляют из себя намотанную на палку с железным наконечником тряпку, намоченную в солярке и обваленную в золе.
Днем в работе участвуют все мужчины от трех лет и выше. Ночью работают одни взрослые. Во многих семьях нет мужчин, одни женщины. К ним на помощь приходят соседи и знакомые. Для этого не требуется кого то просить, каждый знает кто как живет. Взаимопомощь происходит в годы, когда от недоедания, голода и усталости, люди замертво падают на улице.
У чеченцев такие отношения были веками. Среди киргизов, русских, украинцев они стали внедряться по нашему примеру. У народов, проживавших в селе, нет отчужденности и выборности по национальному признаку. Все уважительно относятся друг к другу.
Нередки случаи, когда от безысходности, хозяева выкапывают и срывают незрелый урожай картошки, кукурузы и едят его, хотя заранее знают, что зимой им нечего будет есть. Голод  превалирует над разумом. До зимы, еще надо дожить. Едят голубей, ворон, воробьев. По рассказам старших известны были случаи, когда некоторые ели крыс. Старшие и этому не удивлены, потому как жизнь детей дороже предрассудков.
В такой знойный полдень мы с сестрой направляемся на убранное пшеничное поле, где по краям участков остались колоски и рассыпанные зерна пшеницы. Идем в полдень потому, что старшие такую жару не выдерживают и сидят в тени. Полагаем, что и объездчик будет в их числе. Мне 5 лет, сестра старше на 4 года. Колоски собирают всем селом, но это очень опасное занятие. Если человек наткнется на объездчика, ему не избежать расправы. Объездчик на коне. Догнать ребенка или взрослого пешего, ему ничего не стоит. Взрослым грозит тюремный срок. По детским спинам прогуляется кнут – это очень больно. Среди объездчиков были и такие,  что делали вид, будто не заметили нас и поворачивали в другую сторону. Но и садистов тоже хватало.
Чтобы избежать солнечного удара, мама давала нам молочную сыворотку. Для нас это был очень вкусный напиток, который нынешние дети и в рот бы не взяли. Солнце нещадно палило лицо и спины, но мы этого не замечали. Радость от каждого собранного зернышка, превалировала над трудностями. За час, два могли собрать до 2-3 килограммов зерна, это была еда на несколько дней.
Дома почти у каждого сельского жителя имелось два плоских камня - самодельная мельница. Через них натирали зерно и кукурузу, делали муку. Я часто бывал «мельником» и мне эта работа доставляла удовольствие. По окончании моей работы мама тут же готовила лепешки. Ели их с молоком; в первое время козлиным. Корову купили позже, спустя два года.
Люди, будучи сами в нужде, занимались благотворительностью. Не было случая, чтобы мне мама не поручала по четвергам относить еду соседям, кто бы они по национальности не были. Если не было чего - либо из приготовленной еды, то мама раздавала комковой сахар соль или муку.
В тот тяжелый для населения страны период мы не ощущали на себе ни голод, ни холод. Нам было невдомек, что люди пухнут и умирают от недоедания. Мы всегда были одеты, обуты и сыты. Нам казалось, что такая ситуация во всех семьях. На столе в нашем доме всегда лежал хлеб и сахар. Перед каждым гостем мама сразу ставила чай, сметану, а потом начинала готовить другую еду, но прежде дав человеку утолить голод.
Однажды, в 6 летнем возрасте, я побывал в гостях у чеченской семьи. Придя домой я оказывается признался маме, что мне там не понравилось. На вопрос почему, ответил – у них на столе не было хлеба и сахара. Когда к нам приходили мои ровесники, мы со стола брали хлеб, намазывали сахаром и ели. В тот день в гостях, такой возможности я был лишен, что мне и не понравилось.
Помятую о том сложном времени, давайте понять своим детям, что не все и сегодня в мире имеют возможность сытно поесть. Пусть растут милосердными, без гордыни, бережно относясь к каждому куску хлеба. Будьте доступны для людей, понимайте и принимайте их.


Рецензии