Глава 3. Посмертные явления Иисуса Христа
Первое сообщение о том, как появилась вера в воскресение Иисуса среди его учеников, мы находим у апостола Павла, однако сам он не был очевидцем тех "явлений", на которых утверждалась эта вера, о них он даже и по собственному признанию сообщает лишь со слов других. Он говорит (1 Кор. 15:3-7), что, как ему передано от других, Иисус умер, был погребен и воскрес, согласно Писанию, в третий день, и что он явился Кифе, потом 12 апостолам, затем сразу более чем 500 братиям, наконец, Иакову и также всем апостолам.Скорее всего, апостол Павел слышал это от Петра, Иакова и, может быть, от других учеников (Гал. 1:18; 2:9), и все они, а также 500 братий (среди которых, вероятно, были и 11 апостолов), были уверены, что видели вновь живым умершего Иисуса. Но так как речь идет здесь о вере в нечто совершенно неслыханное,возникает вопрос: каким образом все эти лица убедились, что их видение не было самообманом и иллюзией? На такой вопрос свидетель ничего не отвечает.Он говорит просто, что воскресший Иисус "явился" им, то есть они верили, что видят его явственно, но как дошли до этой веры и по какому основанию они сочли это видение действительным явлением своего умершего учителя, об этом Павел ничего не сообщает. Весьма сомнительно, чтобы он и сам задавался подобными вопросами.
Вот как интерпретировал евангельские описания посмертных явлений Христа Давид Штраус ("Жизнь Иисуса" ).
"Отдельные рассказы евангелистов о явлении воскресшего Иисуса не трудно свести к происшествиям вполне естественного характера.
По сообщению Луки, на второй день после казни Иисуса двое учеников, идя полем из Иерусалима, встретили незнакомца, который объяснил им во вдохновенной речи смерть Мессии и ее значение, и в то мгновение, когда он в вечерних сумерках стал удаляться от них, они подумали, что он - сам Иисус.
В добавочной главе к четвертому евангелию имеется такой рассказ: несколько учеников, ловя рано утром рыбу с лодки на Тивериадском озере, увидали на берегу незнакомца, который подал им удачный совет относительно закидывания сетей и которого они за это признали "Господом", хотя и не решились спросить его, действительно ли он Иисус.
Признав эти рассказы, по существу, историческими, можно допустить, что ученики Иисуса, взволнованные внезапной его смертью и постоянно вспоминая его образ, легко могли принять за утраченного ими учителя первого встречного незнакомца, если он сталкивался с ними при необычных условиях и производил на них сколько-нибудь сильное впечатление. К тому же и в истории можно указать немалое число примеров такой же иллюзии, имеющих место при аналогичных обстоятельствах.
Первые явления Иисуса отдельным лицам едва ли были простыми иллюзиями. Когда распространилась весть о том, что Иисуса видели живым, иллюзии был еще возможны, но изначально такое верование могло возникнуть лишь иным путем, так как речь шла не о живом изгнаннике, а об умершем Иисусе.
Заявление Марка (16: 9) о том, что Иисус "явился сперва Марии Магдалине,из которой изгнал семь бесов",- весьма знаменательно:у такой женщины при ее физическом и душевном состоянии внутреннее возбуждение легко могло разрешиться видением.
И мужчинам той эпохи и при тогдашнем уровне образования также было не чуждо подобное душевное состояние,- это мы видели на примере апостола Павла.
Что касается Петра, то и он , видимо, был предрасположен к разным видениям, и в подтверждение этого можно указать указать на происшествие(Деян. гл. 10), когда неожиданно среди бела дня во время молитвы на кровле дома он пришел в исступление и увидел сходящий с неба как бы полотняный сосуд, наполненный разными зверями, и услыхал из отверстого неба некий глас. Мы, разумеется, относим этот эпизод к числу легенд христианской общины и объясняем его прагматизмом автора Деяний, но вместе с тем считаем возможным предположить, что тотчас после смерти Иисуса в тесном кругу его последователей преобладало общее всем душевное и нервное возбуждение, которым нивелировались все индивидуальные черты отдельных лиц. Об Иакове сохранилось в Евангелии Евреев предание, что после многодневного поста ему явился воскресший Иисус; признав этот рассказ исторически верным и сравнив его с рассказом о Деяниях апостолов (10: 10), мы снова приходим к тому выводу, что явления Иисуса были видениями, галлюцинациями...."
Д.Штраус(1808-1874 г) и Э.Ренан ( 1823-1892 г)были популяризаторами теории галюцинации ;ее разделяют Барт Эрман, Джеймс Элисон, Герд Людеман и многие др .ученые, дополнив данными современных научных исследований. .Визионерская теория обрела новую жизнь в 20-21 веке.
Как писал психолог Д. Роклифф: «Где есть вера в чудеса, там всегда будут доказательства их существования. Вера производит галлюцинации, а галлюцинации подтверждают убеждение".
В любом случае, все описанные в евангелиях явления можно объяснить рационально, а не как чудо ,т.е. явление человека, воскресшего после смерти. .
Как считает Барт Эрман,вне зависимости от того, были ли видения последователей Иисуса достоверными или нет, результат будет одним и тем же:эти видения привели последователей Иисуса к вере в то, что Иисус воскрес из мертвых. Поэтому можно не зацикливаться как на богословских, так и антибогословских предпосылках , а также предубеждениях как за, так и против сверхъестественного, но просто довольствоваться замечанием, что переживания учеников, были ли они галлюцинациями или нет, были подлинными переживаниями, которые, по крайней мере, по их мнению ,– брали начало за пределами их субъективного восприятия.
Здесь будет уместно привести два из многих примеров , приведенных В.Бехтеровым в книге «Внушение и его роль в общественной жизни» .
"В период тяжелой холерной эпидемии в 1885 году жители деревни Корано близ Неаполя начали видеть Мадонну в черном одеянии, молящуюся за спасение людей на ближайшем холме, где стояла часовня. Слух об этом происшествии быстро распространился по окрестностям, и в Корано начал стекаться народ. Видение продолжалось до тех пор, пока правительство не предприняло решительных мер против дальнейшего распространения этой эпидемической галлюцинации. Часовня была перенесена на другое место, холм же был занят отрядом карабинеров, после чего видение прекратилось ".
Данная история стала одним из известнейших исторических примеров массовой галлюцинации .
"Известна также галлюцинаторная эпидемия, развившаяся в среде крестьян Прирейнской провинции во время Франко-Прусской войны и выразившаяся массовыми видениями религиозного и военного содержания, как, например, видениями на коньках крыш, на стеклах и других предметах изображений Мадонны, распятия и т. п.
Подобные видения объяснимы с точки зрения взаимовнушения совершенно невольного со стороны одних лиц на других.
Когда господствует в населении или в группе лиц то или другое настроение и когда мысль работает в известном направлении, тогда у того или другого лица, особенно с психическою неуравновешенностью, легко появляются обманы чувств, по содержанию отвечающие настроению и направлению его мысли, которые тотчас же путем невольного внушения словесного или иного, сообщаются и другим лицам, находящимся в одинаковых психических условиях.
В связи с подобными явлениями Бехтерев говорит о т.наз. «психическом конгадие» или «психических микробах», приводящих к «психоическим заражениям»....
Рене Лорантен – современный католический богослов,обладатель диплома по философии университета Сорбонна , имеющего две докторакие степени, глубоко и искренне верит, что Мария, мать Иисуса, скончавшаяся две тысячи лет назад, действительно являлась людям и продолжает делать это в наши дни.
Суть не в том, что Мария на самом деле являлась в указанное время и в указанных местах, но в том, что люди глубоко в это верят. И не только те люди, которых мы можем «сбросить со счетов» как особенно склонных к суевериям, но и те, от которых мы вправе ожидать большего.
Собрание рассказов о видениях Марии можно найти в бесчисленных книгах, таких, например, как «Встречи с Марией: явления Пресвятой Матери» Дженис Коннелл (1995). Книга Коннелл содержит 14 глав с детальными описаниями явлений Марии, данными с точки зрения верующего человека.
Действительно ли подобные чудеса случаются? Верующие ответят «да», неверующие – «нет». Но удивительно и достойно внимания то, что обычно верующие, укорененные в одной религиозной традиции, часто настаивают на «доказательствах» чудес, подтверждающих их точку зрения, и полностью игнорируют похожие «доказательства» чудес, отмеченных в других религиозных традициях, хотя в конечном счете набор свидетельств один и тот же (например, показания очевидцев), а число их может быть даже большим. Так, протестантские апологеты, заинтересованные в том, чтобы «доказать», что Иисус воскрес из мертвых, крайне редко склонны прилагать свои способности к вознесенной Пресвятой Деве Марии.
В прошлом люди часто давали сверхъестественные объяснения событиям, которые сегодня мы можем объяснить с помощью науки. Но как только тот или иной феномен получает естественное объяснение, мы больше не нуждаемся в сверхъестественном. Вне зависимости от того, были ли видения последователей Иисуса достоверными или нет, результат будет одним и тем же:эти видения привели последователей Иисуса к вере в то, что Иисус воскрес из мертвых.
Свидетельство о публикации №225021900104