Артисты каких национальностей играли в кино татар
Если бы не Муса Джалиль...
Возможность прорваться на большой экран у татарских персонажей и актеров была реализована только в 1968 году, когда режиссер «Ленфильма» Леонид Квинихидзе (по отцу Файнциммер) снял фильм «Моабитская тетрадь». Звезды камаловского театра Азгар Шакиров в роли Абдуллы Алиша, Ильдар Хайруллин в роли Зайни, Рафкат Бикчентаев (отец нынешнего главрежа Камаловского Фарида Бикчентаева) в роли Шафи Алмаза. И это в картине, где не требовалось показать «национальный колорит», «сущность татарского народа», и т.д.
Считается, что первым татарским персонажем в истории советского кино стал Кирилл Иванов, он же Йыван Кырла, мордвин по национальности, сыгравший в кинофильме «Путевка в жизнь» татарина Мустафу по прозвищу Ферт. В 19 лет он был направлен из марийского района Сернур на учёбу в марийское отделение рабфака при казанском университете, после чего в 22 года сыграл, по сути дела, подростка-беспризорника. Это, конечно, не предел в истории советского кино, где 37-летняя тетя Янина Жеймо играла девушку Золушку.
В 1966 году на экраны выходит еще одна картина, посвященная беспризорникам, но тут татарин уже не в числе воспитанников, а обслуги — дворник Мефтахутдын в исполнении Георгия Колосова. Дворники, дворничихи, старьевщики, вот роли для татар в «Кортике» Анатолия Рыбакова (режиссер Николай Калинин), «Двух капитанах» Вениамина Каверина (в постановках Владимира Венгерова и Евгения Карелова), и даже «Судьбе барабанщика» Аркадия Гайдара (также в двух постановках Виктора Эйсымонта и Александра Игишова). В роли татар выступали, в частности, широко известный в узких кругах Иван Матвеев, которому изменение растительности на лице, а именно размера и формы усов и бороды, позволяло 30 лет подряд играть простодушных-хитроватых старичков любой национальности (в «Зеленом фургоне» он просто великолепен, запоминаясь одной экранной минутой на всю жизнь). И Людмила Иванова, не вписавшаяся в «Два капитана» за год до исполнения своей самой яркой роли второго плана: профсоюзной активистки Шуры в «Служебном романе».
Как Райкин стал Каюмом
После марийца запоминающуюся роль татарина сыграл еврей Константин Райкин. По хронологии это 1974 год, Никита Михалков снимает «Свой среди чужих, чужой среди своих». Причем, у него в числе артистов есть настоящий татарин Сергей Шакуров, в прошлом чемпион Москвы по спортивной акробатике (не забываем о привязке автора текста к спортивной составляющей). В целом, Райкин и Шакуров проводят на экране примерно равное количество времени, но Шакуров в роли красного командира, а Райкин в роли бандита по имени Каюм. Отчество Шакурова — Каюмович, и не исключено, что именно поэтому Райкин-младший стал Каюмом, а не очередным Ахметом.
—...Я конь жалел. Бай, собак, лицо камча бил...— Каюм жениться хотел! Деньга не был — калым платить! Папка старый у мине. Старый! Мамка старый. Юрт совсем худая стал... Халат не был у мене... Каждый шакал халат носит. Я целый год без халат ходил! Конь! Конь держал, конь болел! Конь жалел!
Этот частично сокращенный монолог эксцентричного Константина Райкина разбавляется одним татарским словом «шайтан», и одним совсем не татарским словом «юрт». Йорт — дом, это понятно, юрта — совсем не понятно, какие татары жили в них? Может быть астраханские, либо касимовские, поскольку действие фильма происходит где-то на Юге России, и на кадрах отчетливо видна степная местность.
Во время сьемок фильма, Никита Михалков сделал предложение своей будущей супруге Татьяне, помимо того, сняв ее в эпизодической роли. Татьяна Михалкова уже успела к тому времени побывать в браке, будучи замужем за специалистом в спортивной психологии. Вот такой вот семейный треугольник...
В те годы достаточно популярны фильмы, созданные киностудиями двух разных стран, включая сотрудничество с капиталистическими державами. В 1973 году Эльдар Рязанов снимает «Невероятные приключения итальянцев в России», совместно с итальянскими коллегами и актерами. В 1974 году Александр Митта (Рабинович) производит советско-японский фильм «Москва — любовь моя» с японскими актерами. В 1980 году Леонид Гайдай отправится «За спичками» в Суоми, задействовав финских артистов. Только вот нет татар в русских селениях.
«Если чо, мы поворачиваемся, и Алга!»
А мы, тем самым, переходим к «Черному треугольнику», историческому детективу 1981 года, посвященному опять же событиям Гражданской войны. Здоровенный латыш Харий Швейц, ранее сыгравший в фильмах «Стрелы Робин Гуда», «Черная стрела», а позже в «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго», в данной кинокартине играет очередного Ахмеда, татарина, как про него говорят «Козырную шестерку» у местного вора в законе. Швейц убедителен в своем коротком появлении в кадре, уверенно ругается «Дунгыз» (Свинья), и акцентирует на татарском ничуть не хуже Райкина-младшего, между тем, не будучи профессиональным артистом.
Швейц — регбист, причем начав играть в московском «Динамо», затем он переходит в московский «Фили», став в его составе чемпионом СССР. «Фили» - это команда 22 завода, имени С. П. Горбунова, который в Казани взял на содержание футбольный «Рубин». Кстати, московский телевизионный завод «Рубин» располагался в районе Филёвского парка). Понятно, что сам текст уже стал носить в себе потенциал для сценаристов индийских мелодрам, но к этому невольно ведет странное сочетание спорта, кино, и персонажей татар.
«ТАСС уполномочен...» презентовать
В 1984 году в советском мини-сериале «ТАСС уполномочен заявить» спортивного врача Раису Ниязметову сыграла яркая красавица Татьяна Плотникова. Актрисе было всего 25 лет, но ее в фильме назвали по имени-отчеству — Раиса Исмаиловна, а еще через пять лет и вовсе короновали. Режиссер Булат Мансуров увидел в ней восточную красавицу Шадияр, жену султана Ас-Салих Наджм ад-Дин Айюб ибн Мухаммада, и снял ее в течении одного 1989-го года одновременно в двух своих кинокартинах «Бейбарс» и «Султан Бейбарс».
Плотникова, после роли супруги Султана, перестала сниматься в кино. А вот родившийся в Туркмении, работавший на «Туркменфильм» и «Казахфильм» Булат Мансуров, после развала СССР и кинематографии в Средней Азии, вспомнил о своих татарских корнях, и безуспешно пытался снимать в Казани «Теплые ветры Древних булгар».
Развалился СССР, что привело к постепенной гибели команд филевского спортклуба. Неистребимое желание последнего генсека СССР Михаила Горбачева «выпускать кастрюли вместо танков» почему-то коррелировались с тем, что в Европе осталось большое количество советского вооружения, которым Старый Свет насыщал затем Украину. Но на стыке конца 80-начала 90-х, кастрюли уничтожали оборонку, Чтобы со временем хохлам было что надевать на головы. Оборонка избавлялась от непрофильных активов, поскольку не было ни госзаказов, ни госденег.
А татарский ответ латышам прозвучит в 1999 году, на фестивале «Музыкальный КиВиН», когда команда «Четыре татарина» с нынешним министром спорта РТ Владимиром Леоновым в составе, исполнит сцену, которая войдет в историю КВН, и не только. Это там прозвучит: «У татар нет слова назад. Если чо, мы поворачиваемся и Алга», что, в целом, позволило «Четырем татарам» выиграть «Золотой КиВиН» 1999 года.
(Окончание следует)
Свидетельство о публикации №225021900111