Мысли на заметку. 12 июля 2022 года

       [...].
       _________________

       Бывает счастье без жизни, а бывает жизнь без счастья. Мне бы нужна была жизнь, а не счастье. Никогда не променял бы «несчастье» Толстого на «счастье» Пришвина. Толстой всегда уходил от состояния нежизни туда, где жизнь. Искал жизни. Живой жизни. И в этом сила Толстого.

       Так надо «Толстого» моего и начать: считается уходом Толстого тот факт, что они 28 октября 1910 года вместе с доктором Маковицким уехали в Оптину пустынь, а на самом деле Толстой «уходил» всю свою жизнь. Уходил оттуда, где для него не было жизни.
       _________________

       [...].

       От лета всё-таки шалею. Хочется упиваться летом. И дачной жизнью.
       _________________

       Думал сегодня над тем, что означает новый уровень абстрагирования для внешней, событийной жизни. Невольно приходишь к мысли, что усиливаются два вектора: неделание и непротивление. Не хочется воевать со средой и спорить с судьбой. И наоборот, очень хочется переработать всё внешнее, весь мир в свою собственную Систему смыслов, во Вселенную смыслов. Там ты всё, а в материальной вселенной ты ничто.

       В материальном мире человеческая свобода это узкий-узкий коридорчик, извилистый, плохо освещённый и заканчивающийся тупиком. (Что очень многие люди под конец жизни ясно понимают.)

       А всё равно, хожу по участку, и глаз замечает, где что надо сделать, где непорядок, где возможность для улучшения. И тому подобное. Мозг прекрасно себя чувствует и там, и там. В материальной конкретике ему даже проще.
       _________________

       Пришвин пишет о чувстве, что Иисус нас спас. Человек испытывает чувство (может быть ложное), что он спасён. Спасён от чего? От полного исчезновения? от посмертного наказания за грехи? от того, что не исполнил предназначение?
Не знаю, говорят верующие, но чувствуем, что спасены.

       Поразительный психологический трюк.
       _________________

       Впервые так ясно понял, почему Толстой так стыдился своего привилегированного положения. У него была гипертрофированно развита личность. А личность всегда есть результат взаимодействия индивидуума с другими людьми. И значение отношения с другими людьми у Толстого тоже была сильно завышено. Отсюда гипертрофированный комплекс вины. Я аристократ, ты плебей. Я счастлив, ты нет. Я сыт, ты голоден. Я богат, ты беден. Я в славе, ты в бесславии.

       Личность — это тяжелейшее бремя. Я Лев Толстой, а ты — аноним. Личность может задавить живое в человеке, даже самого человека.


Рецензии