Я спросил сегодня у менялы. Основные результаты

На фото Сергей Александрович Есенин. 1925 год.





Я спросил сегодня у менялы. Основные результаты.



  Если я пользовался какими-то источниками (а я ими пользовался и всегда об этом указывал), то только для почёрпывания каких-то сведений о жизни Есенина. Я никак не покушаюсь на авторские выводы и их творческие открытия, если таковые имели место быть. Я выражаю огромную благодарность тем людям, чьи данные я использовал. Я выражаю огромную благодарность сайтам, посвящённым Есенину, материалы которых я использовал в своей работе: esenin-lit.ru и esenin.ru.

  Я использовал в своей работе только данные из открытых источников и только данные из интернета. Я не работал в архивах. Если я пришёл к каким-то новым или даже неожиданным результатам, то только благодаря чуть более внимательному ознакомлению с данными. Плюс аналитика и интуиция.

 Мне приходилось совать нос в такие материалы, которые обычный есениновед не смотрит. Кто будет смотреть какой-то Дневник Презента, повествующий о деятелях Коминтерна? Кому нужны подробные биографии Петерса, Бокия, Рейснер, Раскольникова, Ротштейна, Шумяцкого применительно к Есенину?! В конце концов, была использована примерно половина от просмотренного материала.

Теперь давайте по порядку о результатах исследования.

ПЕРВОЕ.
  Вначале во втором «персидском» стихотворении Есенина, с чтения которого и моего озадачивания от которого началась эта работа, идут слова «сегодня» и «меняла» («Я спросил сегодня у менялы»).
 
 СЕГОДНЯ – ЭТО 8-9 ОКТЯБРЯ 1924 ГОДА (ОБОСНОВАНИЯ СМ. В ЧАСТИ 16). НЕ 18-19 ОКТЯБРЯ, КАК СЕЙЧАС ОФИЦИАЛЬНО СЧИТАЕТСЯ.

 Я НАСТАИВАЮ НА ЭТОМ: 8-9 ОКТЯБРЯ СЧИТАТЬ ДАТОЙ НАПИСАНИЯ ПЕРВЫХ ДВУХ СТИХОТВОРЕНИЙ ПЕРСИДСКОГО ЦИКЛА. И ПРОШУ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЛЮДЕЙ СДЕЛАТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В СВОИХ ПРИМЕЧАНИЯХ.

 Меняла? - Блюмкин, Болдовкин или просто меняла для персидских рабочих, переправлявших своим родным заработанные деньги на нефтяных промыслах, где бывал Сергей Есенин, например, в Балаханах? Или меняла, встреченный уже в Персии? На базаре Тавриза.

Мой окончательный вывод из части 21:
МЕНЯЛА – ЯКОВ БЛЮМКИН (ОБОСНОВАНИЯ СМ. ПО ВСЕЙ РАБОТЕ).

ВТОРОЕ.
Потом шли полтумана и рубль.

Мой окончательный вывод из части 21:
КУРС ОБМЕНА ПОЛТУМАНА И РУБЛЯ ПРИ НЕОФИЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ УКАЗАН ЕСЕНИНЫМ ДОСТОВЕРНО. ЯКОВ БЛЮМКИН МЕНЯЛ ПЕРСАМ В ТАВРИЗЕ ПРИ ЕСЕНИНЕ В ОКТЯБРЕ 1924 ГОДА СОВЕТСКИЙ РУБЛЬ В БАНКНОТЕ НА СЕРЕБРЯНУЮ ПЕРСИДСКУЮ МОНЕТУ ДОСТОИНСТВОМ 5 КРАНОВ, В ПРОСТОРЕЧИИ ИМЕНУЕМУЮ ПОЛТУМАНОМ. ЗОЛОТАЯ МОНЕТА ПОЛТУМАНА В ОБМЕНЕ НЕ УЧАСТВОВАЛА.

ТРЕТЬЕ.
  Для поиска возможностей выезда Есенина в Персию в качестве основы я брал Хронологию (Скороходов М. В., Юсов Н. Г., Юшкин Ю. Б. Хронологическая канва жизни и творчества Сергея Александровича Есенина (1895-1925) // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995-2002). Выражаю отдельную благодарность авторам этой работы.

 Я искал в Хронологии по годам, в тех местах, где это может быть связано с выездами в Персию, окна в датах, когда пропадает информация о местонахождении поэта, о его каких-то действиях. Каких действиях? - Например, такого-то числа ЧИТАЕТ кому-то стихи, ВЫСТУПАЕТ на вечере, ПОДПИСЫВАЕТ книгу или автограф стихотворения, ВСТРЕЧАЕТСЯ с кем-то. По возможности, эти действия поэта я выделил в приводимых частях Хронологии прописными буквами.

 В выделенном окне могут оставаться только данные о публикациях и т. д. На них не надо обращать особого внимания.

 Почему искал такие окна? Так потому, что официально Есенин ни в какой же Персии не был! Значит, если он всё-таки был там, то информация о нём, если ничего не врать, просто должна пропасть!

 Затем искал в письмах, воспоминаниях современников, протоколах допросов, то есть, в тех местах, которые не упоминаются в Хронологии, какую-то информацию, подтверждающую или опровергающую наличие выделенного окна. Или корректирующую его размеры. Плюс аналитика, интуиция = АИР (аналитико-интуитивное расследование).

 Читал, смотрел стихи, написанные в это время. Оценивал их тоже применительно к окну, думал, можно ли выявить в них, кроме поэзии, какую-то конкретную информацию, в данном случае, о Персии. Она, эта информация, должна хотя бы иногда проявляться, даже независимо от желания самого пишущего.

  Для улыбки вспомним: «О! Эта грудь! О! Барабан! И эти палочки ...». –
 То ли в Кабачке «13 стульев», то ли ещё в какой передаче говорили о криминальной ужасной истории с участием автомобиля в давние времена. Из свидетелей был только восторженный поэт, витающий в облаках. И он ничего не помнил о происшествии. Он только написал стих. Тогда детектив попросил поэта прочитать, что он сотворил вследствие пережитого. И там были эти, запомненные мною с тех пор, слова. Детектив по стиху нашёл разгадку, определил номер машины, поскольку был не дурак. Грудь – это 3, барабан – 0, палочки – 11.

  Было бы неплохо, конечно, если бы я ещё смог увидеть хотя бы календарный план по работе сотрудников советского посольства в Тегеране в те годы (это в основном к перемещениям коменданта В.Болдовкина).
 Было бы здорово, если бы я смог увидеть бортовые журналы «бакинских» или «тифлисских» Юнкерсов за 1924-25 годы особенно с записями нерегулярных рейсов. Там должны упоминаться пассажиры.
 Я уже не говорю об архивах спецслужб в Москве, Тбилиси, Баку, Тегеране, Лондоне. Кто поехал, кто приехал. В Персию, из Персии. Хотя бы. Есть ли там фамилии Блюмкина, Могилевского. Есенина могли не писать.
 
 Я говорю о спецслужбах, потому что считаю, что только с их представителями Есенин попадал в Персию. Ни одной официальной поездки у него не было!

 Почему никто из исследователей не обратил внимания на то, что всё время пребывания Есенина на Кавказе или в Туркестане - там, почти при нём, находился высокий представитель ЧК-ОГПУ Яков Блюмкин? Со всеми должностными обязанностями и заданиями по соседним странам?! Особенно по Персии. По совместительству друг.

 Обратили внимание (Вержбицкий, со слов) только на ссору в бакинском ресторане Есенина и Блюмкина, не привязанную больше ни к чему. Была и была. Как будто двое пьяных, не знающих друг друга, случайно встретились и чуть не подрались.


 ИТАК, БЫЛА ЛИ ПЕРСИЯ У ЕСЕНИНА ВООБЩЕ?
 ДУМАЮ, ЧТО ДА, БЫЛА.

  Наиболее вероятными из 1920, 21, 24-25 годов мне представляются следующие четыре окна.

1. Поход в Персию во второй половине мая 1921 года из Туркестана (единственное окно 1921 года) вместе с Блюмкиным и другими чекистами, сопровождавшими Ротштейна, назначенного послом в Персию (см. части 8, 9 и 16).

2. Персидский Тавриз 8-11 октября 1924 года из Тифлиса на поезде (2-е окно 1924 года) вместе с Блюмкиным (см. часть 16).

3. Поездка на поезде или полёт в Персию из Тифлиса в первой половине января 1925 года (1-е окно 1925 года) вместе с Блюмкиным.

   Далее приведу опять выписку из Википедии, не то чтобы подтверждающую мои мысли об этом окне начала января 1925-го, но не отметающую их:
 К тому моменту персидский цикл Есенина пополнился стихотворением «Никогда я не был на Босфоре…», написанным 21 декабря. ШЕСТОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ЦИКЛА, «СВЕТ ШАФРАННЫЙ ВЕЧЕРНЕГО КРАЯ…», ИЗНАЧАЛЬНО ДАТИРОВАВШЕЕСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ ПРИМЕРНО ЭТИМ ЖЕ ВРЕМЕНЕМ, ПО НОВЫМ ОЦЕНКАМ БЫЛО НАПИСАНО НЕСКОЛЬКО ПОЗДНЕЕ, ХОТЯ ТОЖЕ В ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ В БАТУМЕ И НЕ ПОЗЖЕ СЕРЕДИНЫ ЯНВАРЯ 1925 ГОДА, ПОСКОЛЬКУ УЖЕ 18 ЯНВАРЯ ОНИ ОБА ПОЯВИЛИСЬ В ГАЗЕТЕ «ЗАРЯ ВОСТОКА».
Конец выписки.

4. Полёт в Персию из Баку 8-13 апреля 1925 года (3-е окно 1925 года, 1-е «бакинское») вместе с чекистами или военными, знакомыми Блюмкина (см. части 18 и 19).

 5?. Полёт в Персию из Баку 19-21 мая 1925 года (2-е «бакинское» окно 1925 года) вместе с чекистами или военными, знакомыми Блюмкина, после встречи с Качаловым в бакинском театре. Есенин собирался под утро лететь в Персию с компанией и говорил об этом Качалову.

 Я поставил вопрос. Есенину могли не дать этого сделать после первомайского наказа Кирова «не пущать» и совершённого уже полёта в апреле. Его просто повязали (кто-то сообщил Чагину из театра) и срочно вызвали из Тегерана Болдовкина для конвоирования поэта в Москву (Болдовкин прибыл в Баку 22 мая).

 Для сомневающихся в отсутствии полёта в Персию в это окно могу для поддержки привести кусочек из Воспоминаний Качалова:
 «… Мелькают, вспоминаются еще встречи. Короткие, и немного их было, того же года, в Москве, в середине лета. Он уже «слетал» в Тегеран и вернулся в Москву. Женится. Зовет меня на мальчишник. Совсем здоровый, мне показалось, ясный, трезвый…».
 – То есть, Качалов встретился через месяц примерно с Есениным уже в Москве и спросил того о полёте в Персию 19 мая. Есенин ответил, что слетал. Думайте.


  В 1920-м (самом раннем году, когда могла случиться Персия), перед 1 съездом народов Востока, была ли возможность у Блюмкина заниматься Есениным сначала в Баку, потом поезд, если не добираться пароходом, потом в Тифлисе, потом в Персии?

  Мог ли вагон НКПС оказаться в Персии? Тогда о Персии должны были бы знать все из вагона. И Колобов, и Мариенгоф, и Есенин. Не считая Блюмкина. Сомнительно. Много свидетелей.

  А если Есенин уехал с Блюмкиным в Баку, например, от Петровского порта (Махачкалы) уже в спецпоезде, а Мариенгоф остался болтаться на перегонах в вагоне НКПС?

 «…Наш вагон прыгает, словно блоха, между Минеральными — Петровским портом — Баку…»

 И свидетели пребывания поэта Есенина в августе 1920 года в Тифлисе (см. часть 6) почему-то свидетельствуют только о Есенине, но ни слова о Мариенгофе. А ведь он для читающих людей тоже должен был бы известен. Есенин по гостям уходил один? Сомнительно. И Мариенгоф похвалился бы, но молчит. Что-то не так. Хотя, если вспомним, Мариенгоф вообще молчит в «Романе без вранья» о пребывании в Закавказье. На это у него были причины, на мой взгляд (см. части 6 и 7). Но уж о тифлисских безобидных встречах с почитателями он бы вряд ли смолчал.

  В письмах Есенина несколько раз (и какой-то случай выделить трудно) довольно обыденным языком говорится о намерении поехать в Персию. Но потом, когда, казалось бы, должна быть куча впечатлений от поездки, тишина. Только «Персидские мотивы». И АВТОБИОГРАФИИ.

  В Автобиографии за 1921 год (февраль) ничего не сказано о Персии. О том, что Есенин побывал там. Но В ЭТОЙ АВТОБИОГРАФИИ ЕЩЁ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СКАЗАНО НИ О КАКИХ ДАЛЬНИХ СТРАНАХ:
«…Устное слово всегда играло в моей жизни гораздо бо;льшую роль…
А в детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии…».

Потом в автобиографии идут бабка, дед, Клюев, размышления о влиянии религии.


 В Автобиографии 1922 года (май, отъезд в Европу и Америку) появляется Персия наряду с Китаем и Индией:
«… За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону. Россию я исколесил вдоль и поперек, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, ПЕРСИИ и Индии».

 В Автобиографии 1923 года (август или позднее, Есенин уже вернулся):
  «…19-20-21 ‹годы› ездил по России: Мурман, Соловки, Архангельск, Туркестан, Киргизские степи, Кавказ, ПЕРСИЯ, Украина и Крым».

 Наиболее чётко Есенин сказал о Персии в Автобиографии 1924 года от 20 июня (ещё не было тифлисско-батумского 1924-25 и бакинского 1925 года периодов, благодатных для посещения Персии):

  «…  после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918-21. За ЭТИ годы я был в Туркестане, на Кавказе, в ПЕРСИИ, в Крыму, в Бессарабии, в оренбургских степях, на мурманском побережье, в Архангельске и Соловках».

 Особенно обращаю ваше внимание на то, что в этой автобиографии 1924 года и в предыдущей 1923 года ЕСЕНИН УКАЗАЛ ОТДЕЛЬНО ТУРКЕСТАН И ПЕРСИЮ, хотя за 1922 год написал, что исколесил Россию «до Китая, Персии и Индии», что особо въедливые читатели могли бы истолковать как пребывание на территориях, в том числе и Туркестане, только граничащих с Китаем, Персией и Индией. Но Есенин указал отдельно.

В автобиографии 1925 года (октябрь) опять ничего нет о странствиях. Как и в Автобиографии 1921 года. Только:

«… Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах».

 Думайте. Если есть Персидский цикл из 15 стихов, то…

 Эта Автобиография была написана уже после дачи Шумяцкого в Малаховке (см. часть 19), где я предполагаю, они, Есенин, Чагин, Болдовкин, Толстая, под напором Чагина, договорились по возможности молчать о поездках в Персию.


 Почему же мы так не хотим при слове «Персия» верить Есенину? Есть ли у нас на то какие-либо уважительные причины? На мой взгляд, их нет.

  Мы верим опекунам П.Чагину, Н.Вержбицкому, Л.Повицкому про полное отсутствие Персии, хотя Чагин был только в Баку, Вержбицкий – в Тифлисе, Повицкий – в Батуме. И они не чекисты из верхов, чтобы всё знать о перемещениях полуопального поэта.

  Как они могут кричать о полном отсутствии Персии, если ни один из них не контролировал полностью пребывание поэта в Закавказье?! Да, и не могли они вмешиваться в действия Блюмкина или Могилевского по чекистским надобностям! Кто они такие? Могли только сообщить, но не вмешаться. Разве что Чагин что-то мог по партийной линии.

 Выходит, сговорились впоследствии. – «Не было Персии». Так спокойнее для них самих тоже, если все поездки Есенина были неофициальными. С троцкистами Блюмкиным, Могилевским…

  По Туркестану у нас в основном проходит ташкентский В.Вольпин. Он, по-моему, не претендует на звание опекуна, он – частичный свидетель, но тоже говорит нам о полном (!) отсутствии Персии, хотя не контролировал целиком по перемещениям поездку Есенина в Туркестан и окрестности. Не контролировал даже в Туркестане. Он находился только в Ташкенте. А ребята уезжали в сторону Полторацка (Ашхабада). На 10-12 дней. От Ашхабада - рукой достать до Персии. В Хороссане есть такие двери.

 Значит, здорово они, опекуны-свидетели, как-то где-то собрались и договорились. По телефону, в письме? – Вряд ли. Если свидетели так здорово и чётко в один голос поют, хотя и не были, не видели всего и везде, значит, дело серьёзное.

 Заметим, что воспоминания Вольпина напечатаны в 1926 году, то есть раньше воспоминаний всех других опекунов: Чагин – 1958, Вержбицкий – 1958, Повицкий - 1969, отрывки. Получается, что к 1926 году они уже договорились об отсутствии Персии у Есенина.

 Мы верим и есениноведам, которые перепевают в основном трёх вышеуказанных благодетелей-опекунов: «Не было Персии!».

 Насчёт опекуна В.Болдовкина, брата П.Чагина, есть вопросики. Мне кажется, он не очень хотел врать.

 Всё это («Есенин никогда не был в Персии») утверждается по существу без глубоких доказательств. Есенину читают приговор без производства надлежащего расследования, приведения документов. «Обвинили» и всё. Тащи срок. А срок уже не малый. Впрочем, с доказательствами по самоубийству поэта – почти то же самое.

 Да, я понимаю, что нужен «Фокс». Что хорошо было бы, если бы у нас на руках присутствовало фото Есенина вместе с аятоллой в обнимку на фоне тегеранской мечети. Но, если этого нет, если чекисты, особенно при выполнении задания, почему-то не любят фотографироваться, почему мы хором кричим одно и то же? Одни слова. Нет бы, ещё раз подумать да поискать.

 Мы даже не хотим серьёзно искать исчезнувшее по неизвестным причинам письмо Есенина к А.Берзинь от 8-9 октября 1924 года с первыми двумя стихотворениями «Персидского цикла». А оно могло бы быть по ценности почти как фото с аятоллой. Оно могло быть послано из Персии.


  Почему же у Есенина не получилась Персия так, как получились на годы Океания у Гогена, Капри у Горького, Персия на 4 месяца у ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА, наконец? Почему он не смог жить и творить там, в Персии, длительное время? Почему он, судя по выявленным мною окнам, мог находиться там только от 3-х до 10-ти дней, ни разу не «засветиться» и как будто всё бегом, бегом?

 Это был ВОПРОС ВОПРОСОВ ДЛЯ МЕНЯ. И один из камней преткновения. Ведь, если Есенин оказался в Персии, о чём много говорил, мечтал, то почему его как будто ветром выдувало из неё спустя несколько дней? И не один раз так было. И ни одного стороннего свидетельства.

  Я не говорю о туче исследователей, есениноведов, которые вообще запретили ему туда показываться. Я говорю о себе и о нём, своих раздумьях и выводах. Выводах о том, что Персия была у него. Но вот эти быстрые возвращения сильно колебали мою уверенность. Прав ли я? Всё ли обдумал? И через некоторое время я пришёл, надеюсь, к правильному ответу.

 ОТВЕТ: Есенин каждый раз был в Персии не сам по себе, не только по своим желаниям и возможностям, он находился там благодаря наличию и исполнению служебных обязанностей другими людьми. И хорошему отношению этих людей к себе. Эти люди были чекисты или военные. Эти люди находились в Персии несколько дней, потом возвращались обратно. О миссиях этих людей знали только посвящённые.

 Можем здесь вспомнить, что писатель КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ в молодые годы на один-два дня оказался в Северной Персии в 1923 году случайно, просто потому что БЫЛ В КОМПАНИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ОБЛЕЧЁННЫХ ПОЛНОМОЧИЯМИ (РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ, РКИ), выполняющих определённую миссию и могущих переехать через советско-персидскую границу и доехать до Тавриза.

 И кто, кроме самого Паустовского, нам сказал об этом? Что он был в Персии. Но мы сразу ему поверили и утвердили это. - Паустовский был в Персии. А фото с аятоллой есть?

 Вернёмся к Есенину. Допустим Есенин попадал в Персию в связи с делами других людей. Быстро возвращался. Но что его несло опять туда же на пару-тройку дней через неделю, через две, через месяц? У меня ведь выделено не одно, а несколько окон для Персии в 1924-25 годах. Это, не считая одного окна в 1920 году и одного в 1921-м.

 Ответ на это у меня один: у него не было других, официальных, возможностей, его бы не выпустили, и ему оставалось довольствоваться по Персии тем, что есть. Нелегальные выезды на короткое время. Он был хулиган. В результате – Персидский цикл. 15 стихотворений. Много это или мало? Если бы он был там, например, полгода, наверное, стихов было бы с сотню. Но мы благодарны ему и за эти 15 прекрасных стихов. Так получилось.


Из основных побочных результатов своей работы я бы отметил следующие.

1.Движение имажинизм (1918-1925) было созданием искусственным.
   Как только в конце сентября-начале октября 1918-го Есенин подписывает «Заявление» о желании образования крестьянской секции поэтов и писателей, так тут же появляется Мариенгоф из Пензы, лезет в друзья и говорит: «А не организовать ли нам, друг Серёжа, новое, ни на что не похожее движение – имажинизм, и ты будешь там командовать? На кой нам крестьянство?» (см. части 4 и 5).

 … Мариенгофа подпустили к Есенину, чтобы на несколько лет пристегнуть к имажинизму, увести с ненужной крестьянской дорожки. Ну и приглядывать заодно. Что Есенин написал в 1918-21 годах, когда был разгар имажинизма? Сколько?

 – Вспоминаем количество написанного Есениным по годам с осени 1918-го - времени знакомства с Мариенгофом: 1918 - 18, 1919 - 8, 1920 - 5, 1921 - 5, 1922 - 8, 1923 - 14, 1924 - 40, 1925 - 65(!).

 К 22-му году Есенин уходит от Мариенгофа, женится на Дункан (1922-23), что очень не понравилось Анатолию Борисовичу. Через Дункан Есенин соскочил с имажинизма! И взлёт пред гибелью! Тут уже, в 1924-25 годах, упустив вожжи, надо было браться за Есенина всерьёз, прерывать полёт любыми средствами.


2.Версия о том, что какое-то время (лето 1924) С. Есенин и Т.Файнерман, в то время жена Я.Блюмкина, состояли в любовных отношениях (см. части 3, 12, 16). У Я.Блюмкина с Т.Файнерман в течение 5 лет брака не было детей. Т.Файнерман, по моему предположению, забеременела от Есенина и в апреле 1925 года родила от него сына Мартина.
 Если верить М.Ройзману, что С.Есенин при встрече в мае 1925 года по возвращении из Баку в Москву сказал ему со свежей радостью, когда они вспомнили о «северянке» из «Шаганэ, ты моя», что эта «северянка» родила ему сына, то я предполагаю, что «северянка» - это могла быть только Татьяна Файнерман (не З.Райх и не Н.Вольпин).


3.Версия о тайном выезде-бегстве С.Есенина в феврале-марте 1924 года из Москвы в Баку и нахождении там примерно с 9 февраля по 23 марта (см. часть 13 «Нюансик»).


4.Горький вывод о друге С.Есенина – П.Чагине (см. часть 20).


5.Версия о том, что наиболее вероятным виновником гибели С.Есенина является Г.Зиновьев (см. части 6, 7).

 Заинтересованными в гибели С.Есенина (метка Троцкого) также являются П.Чагин, С.Киров, И.Сталин.

 Информацией о пребывании Есенина вместе с чекистами в Персии интересовалась английская разведка. Она могла приложить свою руку в конце декабря 1925 года в «Англетере».



  Напоследок. Наверное, у миссий сопровождения Есениным служивых людей в Персию и один раз в Абхазию была и обратная сторона для Есенина. Не только положительно-познавательная лицевая сторона, но и негативная. Он узнал, увидел и то, что ему было бы лучше не знать, не видеть. Это всегда чревато последствиями. Всегда найдутся люди, которые тоже захотят знать, и не всегда эти люди – наши друзья. Как это повлияло на судьбу Есенина, могу только догадываться.

  Что жёг в последнем своём сентябре Есенин на квартире у своей бывшей гражданской жены Анны Изрядновой? Какие бумаги?

Изряднова А. Р.: Воспоминания
В сентябре 1925 года пришел с большим белым свертком в 8 часов утра, не здороваясь, обращается с вопросом:
— У тебя есть печь?
— Печь, что ли, что хочешь?
— Нет, мне надо сжечь.

Стала уговаривать его, чтобы не жег, жалеть будет после, потому что и раньше бывали такие случаи: придет, ПОРВЕТ СВОИ КАРТОЧКИ, рукописи, а потом ругает меня — зачем давала. В этот раз никакие уговоры не действовали, волнуется, говорит: «Неужели даже ты не сделаешь для меня то, что я хочу?».

Повела его в кухню, затопила плиту. И вот он в своем сером костюме, в шляпе стоит около плиты с кочергой в руке и тщательно смотрит, как бы чего не осталось несожженным. Когда все сжег, успокоился, стал чай пить и мирно разговаривать. На мой вопрос, почему рано пришел, говорит, что встал давно, уже много работал.

... Видела его незадолго до смерти. Сказал, что пришел проститься. На мой вопрос: «Что? Почему?» — говорит: «Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру». Просил не баловать, беречь сына.
<1926>

Я: Почему он пошёл жечь туда, где его, скорее всего, искать не будут? Вряд ли это были стихи. «Чёрный человек» и «Страна негодяев» уже известны, публично читались автором. Ещё что-то более громкое и опасное? – Если только о Сталине.
 Но, возможно, это были бумаги не со стихами.
 Обратим ещё внимание на слова Изрядновой: «порвёт карточки». Это фотографии, которые уничтожал Есенин. Фотографии с кем и где? На тавризском базаре с Блюмкиным или всё же у мечети с аятоллой?

На этом простимся с тобой, уважаемый читатель. Благодарю всех! Удачи! Ваш Георгий.


Рецензии

Дорогой Георгий! Потрясена! Докторская диссертация! Глубочайшие исследования! Чувствуется огромнейший Ваш интерес к жизни и творчеству Есенина, ко времени, в котором он жил. Мне очень сложно, но интересно следить за Вашими расследованиями. Сколько же надо было перелопатить, пересмотреть, перечитать книг, материалов!!!
Всё скомпоновать. Вы так увлечены всеми этими письмами, протоколами, воспоминаниями. Такое глубокое аналитическое мышление! Восхищаюсь!Вы - геофизик, а это литературоведение! Нравится Ваше обращение к читателям "Думайте" Мариенгофа "роман без вранья " читала, но как обыватель . А Вы!! Талантливый человек во всём талантлив. Такой Труд должен находиться в Российской Национальной библиотеке, в Московском музее Есенина , в литературном музее. и , наверно, где-то еще. Нельзя же такое исследование просто оставить на Вашей странице.
Горжусь дружбой с Вами ! С глубочайшим уважением и наилучшими пожеланиями


Вера Звонарёва   26.02.2025 19:02     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Вера! Рад Вам! Большое спасибо! Есть такая передача - "Время покажет". Насчёт объёма перелопаченного материала - да, это соответствует докторской диссертации. Но насчёт уровня - не мне судить. Пусть судят те, кому интересны жизнь и творчество Сергея Есенина. Главное - чтобы моя работа была полезна людям, тем, кому не безразличен Есенин, чтобы они могли идти дальше меня. Работал, правда, не каждый день, но 5 лет, с 2019 года. И мне было интересно. Сейчас закончил - и какая-то пустота вокруг. Где я, что я? Куда идти дальше? То ли продолжить, если бог даст сил, о Есенине, то ли повернуть в сторону Иисуса. С улыбкой вспоминаю, что Безруков играл и Иисуса и Есенина. Но о Есенине фильм я не смотрел. Там, говорят, наворочено много не того, не обдуманного.
Всего наилучшего! Ваш Георгий.

Георгий Прохоров   26.02.2025 20:25   Заявить о нарушении