Математика и война

               
    Тема  в  заглавии – очень  важная  и  широкая;  потому  ограничимся  только  личным  опытом  и  лишь  одним  городом – Хмельницким.
  Заметно  падение  уровня  обучения,  прежде  всего  из-за  следствия  войны – дистанционного  метода.  Но  и  миграция  граждан  семьями,  быт  беженцев  тоже  причины  кризиса  школьной  математики.
    Жалко  учеников,  их  родителей,  да  и  учителей – отсюда  снижение  требований  к  оценкам  итогов  работы. 
  “Война  всё  спишет?”  Увы,  это  очень  опасное  мнение:  война  беспощадна  ко  всему,  даже  к  освите.  Помню  шутку  моего  студенчества:  “Математика – это  то,  что  в  Соединённых  Штатах    преподают  русские  профессора  студентам-китайцам”.  И  где  ныне  Китай,  а  где  РФ?
    В  своё  время  украинец  Леонтий  Магницкий  учил  всю  Россию  арифметике.
    Математика – богатство  и  сила  державы.  Как  любит  говорить  Роман  Григорович  Свитан:  “Война – это  математика”.

    Понятно,  мои  клиенты  обычно  самые  слабые,  можно  пасть  духом.  Зато  особая  радость,  когда  они  смогут  сдать  ЗНО,  ДПА  или  НМТ.
   Каждый  второй – “гуманитарий”,  но  эту  маску  лучше  бы  снять:  это  сигнал,  что  он  боится  математики.  Можно  сказать,  что  математики  были  и  среди  политиков,  и  футболистов,  и  писателей...
    Иногда  при  знакомстве  тактично  даю  тест:  пару  софизмов,  “доказавших”,  что  дважды  два – пять.  Это  сбивает  излишнюю  спесь,  настраивает  на  внимание.
   Запрет  делить  на  ноль,  особенно  скрытно,  надо  обосновать:  перед  математикой  все  равны,  она  не  терпит  “тётя  запретила”.

  Думаю,  не  вредно  даже  слабым  ученикам  сообщить  о  квадратуре  круга  и  трисекции  угла,  сказав,  что  эти  задачи  не  решаются  циркулем  и  слепой  линейкой – иногда  такое  рождает  интерес.
    Ещё  один  вопрос:  мнемонические  приёмы;  они  снимают  нагрузку  на  память,  особо  помогают  тем,  у  кого  она  слабая.  Особенно  хороши  они  в  тригонометрии.
  Запрещённых  приёмов  нет  в  математике:  она  не  бокс  и  даже  не  шахматы.

    Вопросы  мобилизации  памяти  возникают  всё  чаще.  Причины  этого – стресс  военного  времени,  надежды  на  сотовый  телефон  и  отказ  от  гигиены  умственного  труда.
    Стресс  войны  был  ярко  выражен  у  одного  ученика:  он  в  12  лет  бежал  с  матерью  от  оккупантов  из  Голой  Пристани  в  Херсон,  переплыл  на  лодке  Днепр  ночью  под  обстрелом.  Какая  уж  тут  математика...
    Сотовый  телефон  и  в  связи  с  ним  “искусственный  интеллект” – это  электронная  шпаргалка,  и  потому  применять  его  можно  лишь  для  проверки  своих  трудов,  а  не  взамен  их.
   И  ещё:  решения  заданий  в  интернете  нечасто  бывают  остроумными.  Обычно  действия  там  в  лоб,  по  шаблону.
   А  гигиена  умственной  работы – это  отдельная  большая  тема.  Пока  лишь  скажу,  что  по-моему    два  часа  математики  подряд  не  эффективны. 

  По-моему,  очень  ценны  графические  методы:  они  полезны  всем,  особенно  “гуманитариям”.  Многие  задания  ЗНО  мгновенно  решаются  ими.
   Кажется,  перебить  утомление  на  занятии  удаётся  шуткой,  математическим  анекдотом  об  экспоненте,  о  двух  полицейских,  тангенсе  и  т. п.

   Но  гораздо  интереснее  работать  с  ребятами  не  без  таланта  к  математике.  Такие  тоже  приходят,  хотя  редко;  им  даю  немного  сверх  программы.
     К  примеру,  основы  аналитической  геометрии  можно  подать  чуть  шире.
     Комбинаторика  и  элементы  теории  вероятностей  нужны  будущим  айтишникам,  военным,  экономистам.   Основы  дискретной  математики  им  не  помешают,  если  по  желанию.
Между  делом,  пусть  они  знают  о  теореме  Нётер,  о  теории  групп,  о  дифференциальных    уравнениях  и  методе  Хевисайда.
 
     С  доброй  иронией  будущим  профессионалам  напомним  начало  “Марша  математиков”  из  моего  студенчества  на  мотив  марша  военных  лётчиков  “Всё  выше,  и  выше,  и  выше...”
Мы  соль  земли,  мы  украшенье  мира,
Мы  полубоги – это  постулат!
Пусть  в  нашу  честь 
Играет  звонко  лира,
Литавры  медные  звенят,  звенят,  звенят!

Всё  дальше,  и  дальше,  и  дальше
Другие  от  нас  отстают.
И  физики,  младшие  братья,
Нам  громкую  славу  поют!

    Наконец,  вопрос  о  скорости  работы.  К  математике  он  не  относится,  но  для  НМТ,  да  и  для  будущего  ЗНО,  критично  важен.
   Есть  много  “тугодумов”  или  просто  неторопливых  мыслителей.  Они  могут  провалить  НМТ  из-за  цейтнота  или  сдать  его  ниже  своих  талантов.  Поэтому  приёмы  быстрого  анализа  и  устного  счёта  пригодятся.
  А  применение  теоремы  Вьета  в  разных  её  проявлениях  очень  желательно.  Да  и  первые  “египетские”  треугольники  пригодятся  почти  наверняка:  их  любят  составители  тестов.

    Итак,  диапазон  учеников – от  пятиклашек  без  таблицы  умножения  в  голове,  до  сержанта  ВСУ,  сотрудника  СБУ  и  старшего  лейтенанта  авиабазы:  подготовка  в  адъюнкты.
    Принципы  для всех  просты:
1. заинтересовать,  иногда – привить  любовь  к  предмету,
2. отучить  от  зубрёжки  и  шпаргалок,
3. приучить  к  пониманию  предмета,
4. поднять  самоуважение  ученика,
5. работать  на  перспективу,  а  не  только  на  НМТ,
6. через  патриотизм  взывать  к  математике.
                Разные  ученики  были  и  будут.

  P.S. Эта  заметка - служебная. 








   


Рецензии
Владимир, здравствуйие! Математика и шизофрения, тоже неплохая тема для заглавия. Джон Нэш не даст соврать...

Андрей Ефимов Энгельс   17.04.2025 09:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.