Математика и война
Тема в заглавии – очень важная и широкая; потому ограничимся только личным опытом и лишь одним городом – Хмельницким.
Заметно падение уровня обучения, прежде всего из-за следствия войны – дистанционного метода. Но и миграция граждан семьями, быт беженцев тоже причины кризиса школьной математики.
Жалко учеников, их родителей, да и учителей – отсюда снижение требований к оценкам итогов работы.
“Война всё спишет?” Увы, это очень опасное мнение: война беспощадна ко всему, даже к освите. Помню шутку моего студенчества: “Математика – это то, что в Соединённых Штатах преподают русские профессора студентам-китайцам”. И где ныне Китай, а где РФ?
В своё время украинец Леонтий Магницкий учил всю Россию арифметике.
Математика – богатство и сила державы. Как любит говорить Роман Григорович Свитан: “Война – это математика”.
Понятно, мои клиенты обычно самые слабые, можно пасть духом. Зато особая радость, когда они смогут сдать ЗНО, ДПА или НМТ.
Каждый второй – “гуманитарий”, но эту маску лучше бы снять: это сигнал, что он боится математики. Можно сказать, что математики были и среди политиков, и футболистов, и писателей...
Иногда при знакомстве тактично даю тест: пару софизмов, “доказавших”, что дважды два – пять. Это сбивает излишнюю спесь, настраивает на внимание.
Запрет делить на ноль, особенно скрытно, надо обосновать: перед математикой все равны, она не терпит “тётя запретила”.
Думаю, не вредно даже слабым ученикам сообщить о квадратуре круга и трисекции угла, сказав, что эти задачи не решаются циркулем и слепой линейкой – иногда такое рождает интерес.
Ещё один вопрос: мнемонические приёмы; они снимают нагрузку на память, особо помогают тем, у кого она слабая. Особенно хороши они в тригонометрии.
Запрещённых приёмов нет в математике: она не бокс и даже не шахматы.
Вопросы мобилизации памяти возникают всё чаще. Причины этого – стресс военного времени, надежды на сотовый телефон и отказ от гигиены умственного труда.
Стресс войны был ярко выражен у одного ученика: он в 12 лет бежал с матерью от оккупантов из Голой Пристани в Херсон, переплыл на лодке Днепр ночью под обстрелом. Какая уж тут математика...
Сотовый телефон и в связи с ним “искусственный интеллект” – это электронная шпаргалка, и потому применять его можно лишь для проверки своих трудов, а не взамен их.
И ещё: решения заданий в интернете нечасто бывают остроумными. Обычно действия там в лоб, по шаблону.
А гигиена умственной работы – это отдельная большая тема. Пока лишь скажу, что по-моему два часа математики подряд не эффективны.
По-моему, очень ценны графические методы: они полезны всем, особенно “гуманитариям”. Многие задания ЗНО мгновенно решаются ими.
Кажется, перебить утомление на занятии удаётся шуткой, математическим анекдотом об экспоненте, о двух полицейских, тангенсе и т. п.
Но гораздо интереснее работать с ребятами не без таланта к математике. Такие тоже приходят, хотя редко; им даю немного сверх программы.
К примеру, основы аналитической геометрии можно подать чуть шире.
Комбинаторика и элементы теории вероятностей нужны будущим айтишникам, военным, экономистам. Основы дискретной математики им не помешают, если по желанию.
Между делом, пусть они знают о теореме Нётер, о теории групп, о дифференциальных уравнениях и методе Хевисайда.
С доброй иронией будущим профессионалам напомним начало “Марша математиков” из моего студенчества на мотив марша военных лётчиков “Всё выше, и выше, и выше...”
Мы соль земли, мы украшенье мира,
Мы полубоги – это постулат!
Пусть в нашу честь
Играет звонко лира,
Литавры медные звенят, звенят, звенят!
Всё дальше, и дальше, и дальше
Другие от нас отстают.
И физики, младшие братья,
Нам громкую славу поют!
Наконец, вопрос о скорости работы. К математике он не относится, но для НМТ, да и для будущего ЗНО, критично важен.
Есть много “тугодумов” или просто неторопливых мыслителей. Они могут провалить НМТ из-за цейтнота или сдать его ниже своих талантов. Поэтому приёмы быстрого анализа и устного счёта пригодятся.
А применение теоремы Вьета в разных её проявлениях очень желательно. Да и первые “египетские” треугольники пригодятся почти наверняка: их любят составители тестов.
Итак, диапазон учеников – от пятиклашек без таблицы умножения в голове, до сержанта ВСУ, сотрудника СБУ и старшего лейтенанта авиабазы: подготовка в адъюнкты.
Принципы для всех просты:
1. заинтересовать, иногда – привить любовь к предмету,
2. отучить от зубрёжки и шпаргалок,
3. приучить к пониманию предмета,
4. поднять самоуважение ученика,
5. работать на перспективу, а не только на НМТ,
6. через патриотизм взывать к математике.
Разные ученики были и будут.
P.S. Эта заметка - служебная.
Свидетельство о публикации №225021901345
Андрей Ефимов Энгельс 17.04.2025 09:21 Заявить о нарушении