О религии, религиозном сознании и смысле религии

 Религия давно уже стала в человеческом обществе одной из важнейших форм общественного сознания в виде совокупности представлений, покоящихся НА ВЕРЕ в некие могущественные и сверхъестественные силы природы, которыми создан и управляется весь существующий мир, а поклонение этим силам и сущностям, именуемым духами, богами или Богом единым (в авраамических религиях) и являются предметом поклонения и веры, составляющим основу любой религии.
 
Религиозное сознание – это совершенно ОСОБЫЙ тип мышления и восприятия мира, который формируется на основе доминанты религиозных верований, практик и традиций, которые подобно когнитивному ФИЛЬТРУ сознания весь мир окрашивают сугубо в религиозные цвета и краски религиозных смыслов, символов и значений, которые подчас сильно КОНФЛИКТУЮТ с другими смыслами – естественными и научными (рациональными).
 
Любое религиозно модифицированное сознание всегда включает в себя целый комплект представлений о сверхъестественном (божественном) в виде догматов, канонов, правил и соответствующих моральных нормах, которые в разных мировых религиях очень различны, как и сами представления о Боге (богах), что уже говорит об относительности любого религиозного сознания.
 
Особенностью религиозного сознания в рамках любой мировой религии является своё уникальное представление не только о сверхъестественном (о Боге и духовном мире), но и о судьбе человека в рамках данной религии и его высшем предназначении, которое также в разных религиях определяется по разному: достижение просветления, соединение с Богом, обретение свободы, спасение души, достижение высшего духовного совершенства и т.д.
 
Любое религиозное сознание – это относительно целостная и устойчивая мировоззренческая система и модель ума и мышления, которую очень сложно разрушить или изменить после того, как она была сформирована и закреплена по неким устойчивым методологиям и схемам религиозного образования, которые обязательно включают в себя:

1. Слепую и безусловную веру в сверхъестественное, которая не является знанием, а является формой глубокого самоубеждения в существование высших сил, духов и божеств, которые влияют на жизнь человека и мир в целом.

2. Определённую систему религиозных ценностей, которые превосходят все прочие с точки зрения приоритета и чаще всего касаются определенных моральных и этических норм, регулирующих мышление, поведение верующих и их отношения с окружающими.

3. Определённый религиозный символизм, отличный для каждой из религий, включающий целый комплекс религиозно-обрядовой атрибутики, соответствующего символизма, а также ритуальности и мистической мифологии, которая поддерживает религиозный миф и помогает верующим выражать и передать религиозные идеи и чувства.

4. Определённое религиозное сообщество, как социальную систему и модель, управляемую религиозной организацией (церковью), которая и поддерживает всю организационно-административную, финансовую, хозяйственную и культовую стороны соответствующей религии, а также способствует формированию общин и сообществ, объединенных общими верованиями и практиками, что создает чувство принадлежности и идентичности.

5. Система поиска религиозного смысла, которая через основополагающие документы религии (догматы, каноны, правила, инструкции, постановления и т.д.) отвечает на фундаментальные вопросы о смысле жизни и смерти, справедливости, страдании и т.д., предлагая готовые варианты и ответы.

6. Религиозно-экзистенциальная трансцендентность является неотъемлемым атрибутом любого религиозного сознания, как попытка не просто понимания, а личного переживания чего-то высшего и большего, чем повседневная реальность, что проявляется в тех или иных таинствах, обрядах, ритуалах, как мистических опытах практического взаимодействия со сверхъестественным.

7. Противоречивость миру обыденности и повседневности. Не сложно понять, что любое религиозное сознание, как иррациональное и мифологическое по сути, не совсем стыкуется с обычным рациональным умом и мышлением, а чаще даже конфликтует по целому ряду ценностей, установок и доминант сознания и при этом крайне трудно сказать какой тип мышления можно считать более совершенным и адекватным – религиозный или сугубо рациональный (обыденный).

С психологической точки зрения любое религиозное сознание – это своего рода попытка ума и мышления человека выйти из под управляющей доминанты эгоизма и инстинктов (страстей) и встать под управляющую доминанту религиозной морали, которая считается более отвечающей НОРМАМ коллективного (общинного) поведения. При этом сугубо духовная и мистическая сторона религии как-то опускается и религиозная мораль фактически становится синонимом духовности.
 
На примере той же России и русской православной церкви (РПЦ) можно наглядно видеть эту моральную трансформацию религии с полной подменой духовного сугубо моральным, которая после 100 лет торжества научного атеизма, коммунизма и советской идеологии, вся Россия буквально ПРОВАЛИЛАСЬ в религиозность, но не в духовном, а сугубо моральном (душевном) понимании духовности в виде морализма, патриотизма и победобесия, что к подлинной духовности и даже подлинной религиозности вообще не имеет никакого отношения, а имеет к социальной ИДЕОЛОГИИ МОРАЛИЗМА, искусственно подведенной под религиозность.
 
Таким образом, религиозное сознание можно считать важным и даже неотъемлемым аспектом человеческой культуры и психологии, который самым прямым и тесным образом влияет на мышление, ценности, поведение, мировосприятие и социальные отношения между людьми.

Проще говоря, религиозное сознание – это тот уникальный инструмент в руках любой религии, её церкви и власти, с помощью которого можно умело управлять социумом и эффективно регулировать систему социальных ценностей и все без исключения социальные отношения между людьми.
 
Именно поэтому любая власть в настоящее время крайне дорожит своей религией, как по существу главным инструментом тотального социального регулирования и намного более эффективной АЛЬТЕРНАТИВОЙ ИДЕОЛОГИИ.
 
Это связано с тем, что религия через религиозное сознание задействует на только сознательное и поверхностное в человеке, но и глубоко безсознательное и интуитивное (душевное), относящееся к совести и сердцу, что обеспечивает ПОЛНОЕ УПРАВЛЕНИЕ человеком и обществом на всех уровнях, о чём только может мечтать любой правитель.
 
Если обратиться к ИСТОРИИ вопроса возникновения религии, как явления, то какого-то точного, определённого и окончательного ответа на этот вопрос уже не найти, так глубоко уходят в историю человечества корни религии.
 
Если коснуться этимологии понятия, то само слово “религия” происходит от латинского термина “religio”. При этом существует несколько теорий о его происхождении:

1. От понятия “religare” — что означает “связывать” или “воссоединять”. Смысл воссоединять как раз и обозначает соединение некой утраченной связи. Эта интерпретация подчеркивает идею о том, что религия связывает человека с божественным, которое он некогда утратил, а также объединяет (связывает) людей в сообщества.

2. От понятия “relegere” — что переводится как “пересматривать” или “внимательно просматривать” (перепросматривать). Эта версия больше акцентирует внимание на важности внутренних душевных размышлений, самоисследований и разбирательств человека с сами собой и собственной душой.

В любом случае оба значения имеют самое непосредственное отношение к смыслу религии и в аспекте соединения с божеством и в аспекте внутреннего душевного исцеления через перепросмотр и покаяние.
 
В данной связи понятие религии охватывает как индивидуальные, так и коллективные аспекты веры, а само слово подчеркивает связь человека как с высшими силами, так и с другими людьми. И хотя одно принципиально отличается от другого, как варианты индивидуальной веры и коллективной, в религии они смешаны в одно целое и нераздельное.
 
Появление религии
 
Точно определить момент появления религии практически НЕВОЗМОЖНО, так как религиозные верования и практики развивались постепенно на протяжении очень длительного периода человеческой истории.
 
Однако археологические и антропологические находки позволяют приблизительно оценить временные рамки появления первых религиозных проявлений:
 
- Средний палеолит (200 000 – 50 000 лет назад): К концу этого периода появляются первые свидетельства того, что можно считать религиозными или духовными практиками. Это подтверждается находками ритуальных захоронений и наскальных рисунков, которые указывают на веру в духовный мир или божеств, населяющих природу.
 
- Верхний палеолит (50 000 – 11 000 лет назад): В этот период религиозные верования и практики становятся ещё более выраженными. Наличие ритуального искусства и погребальных обрядов свидетельствует о более структурированной форме духовных верований, возможно, включающих анимизм или шаманизм.
 
- Неолитический период (около 10 000 – 4 500 до н.э.): Переход от кочевых и страннических форм существования к оседлым общинам привел к формированию ещё более сложных религиозных систем. В этот период были построены первые известные мегалитические сооружения, такие как Стоунхендж, которые, как считается, имели религиозное значение.

История  мировых религий
 
Первую религию мира определить также невозможно, поскольку ранние религиозные верования не были чётко структурированными и организованными, чем современные религии. Однако можно выделить несколько древнейших форм религиозных верований:
 
1.   Анимизм, магизм и шаманизм: Эти формы верований считаются одними из самых ранних, относящихся к тольтекской цивилизации и культуре инков и ацтеков. Анимизм и шаманизм характеризуется верой в то, что природные объекты и явления обладают духовной сущностью с которой можно взаимодействовать как напрямую, так и через посредников магов и шаманов.
Эти верования датируются доисторическим периодом около 8 000 – 5 000 до н.э. и предшествуют всем организованным религиям.
 
2. Тотемизм: Это верование в сверхъестественную связь между людьми и животными или природными элементами, также считается одной из древнейших форм религиозных представлений. Близко к этому направлению примыкает и зороастризм с учением Авесты, как предок авраамических религий.
 
Далее можно назвать Политеистические религиозные системы: Ранние цивилизации, такие как Месопотамия и Египет, развили сложные политеистические системы с богами, представляющими различные аспекты жизни и природы.
 
Эти системы появились в связи с развитием древних цивилизаций, примерно с 4500 г. до н.э.
 
3. Индуизм: Хотя современный индуизм сформировался гораздо позже, его корни уходят в древние ведические традиции. Ригведа, один из древнейших известных религиозных текстов, датируется примерно 1500 г. до н.э. или ранее.
 
4. Буддизм: Возникновение буддизма, появившегося в Индии как очень близкого индуизму течения с несколько отличной философией относят к VI – V веках до н.э. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, который стал известен как Будда, что означает “Просветленный”.
 
Монотеистические религиозные системы
 
5. Иудаизм: Считается одной из древнейших монотеистических (авраамических) религий, возникшей во втором тысячелетии до н.э. на основе древнеегипетской культуры и знания, заимствованного Моисеем и его последователями после освобождения от египетского рабства.
 
6. Христианство: Возникновения христианства напрямую связано с иудаизмом из которого оно по существу вытекло как отдельное течение и учение Иисуса Христа, которое вначале именовалось “сектой иудейской”, сконцентрированной в I веке н.э. в Римской империи, в основном в регионе Сирии и Палестины.
 
Официальное признание христианства как государственной религии Римской империи произошло в IV веке, когда император Константин Великий издал Миланский эдикт в 313 году, который гарантировал свободу вероисповедания.
 
7. Ислам: Ислам возник ещё позже в VII веке н.э. на Аравийском полуострове. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, который, согласно мусульманской традиции, получил прямое божественное откровения от Аллаха (Бога) через архангела Гавриила.
 
Откровения пророка Мухаммеда и составили основу Корана, который в своей нравственно-этической части очень близок учению Христа и раннему христианству, в частности православию. Ислам начал проповедоваться в Мекке, а затем, после миграции Мухаммеда в Медину в 622 году (событие, известное как Хиджра).
 
Данную историю религий можно и дополнять и корректировать, но не она сама, как история ДРЕВА РЕЛИГИЙ мира составляет суть вопроса, а то какое именно духовное знание лежало в основе понятий: “religare” — что означает “связывать” или “воссоединять” и “relegere” — что переводится как “пересматривать” или “внимательно просматривать”.
 
Как это ни странно, но в основе данных понятий лежало по сути ОДНО или точнее единое духовное знание о двойственной телесно-духовной природе первозданного человека, который изначально был богом (с маленькой буквы) и магом (могущественным), обладавшим уникальными телесно-духовными свойствами и возможностями, которые позднее после начала социализации были полностью утрачены.
 
Восстановление этих уникальных и утраченных в незапамятные времена возможностей и было целью и смыслом создания мировых религий. Проще говоря, оба понятия и “religare” и “relegere” изначально говорят об одном – о достижении человеком своей изначальной и утраченной ЦЕЛОСТНОСТИ быть одновременно в двух ипостасях – и телом (материей) и духом (энергией), с возможностью свободно переключаться между одним и другим.
 
Проще говоря, утраченная в веках “божественность” человека – это вовсе не чудотворство или волшебство делать некие превращения, фокусы и чудеса, подобно факиру или волшебнику, как думают религиозные профаны, простачки и дурачки, а возможность проявлять себя одновременно и телом материи и телом энергии, подобно высшим существам, которых люди именовали “богами”.
 
Тело материи – это ПЛОТЬ, созданная для жизни на земле в условиях гравитации и вещества, а тело энергии – это ДУША (когнитом), предназначенный для жизни в духовном мире – мире энергии и свободы. Религия изначально и была священным путём ПЕРЕХОДА от ветхого и смертного тела материи к высшему и безсмертному телу энергии.
 
Как произошло разделение некогда ЕДИНОГО ТЕЛЕСНО-ДУХОВНОГО богочеловеческого существа на два независимых состояния – телесное и духовное – это отдельный вопрос, но суть религии изначально была именно в том, чтобы эти два разделённых состояния снова ВОС-соединить. Это и была основа “religare”, а воссоединить эти два состояния можно было только посредством самоисследования, осознания своей разделённости и обращения к душе и её истоку – Логосу. Это и было основой “religare” – покаяния и перепросмотра.
 
Собственно именно по этой причине покаяние и обращение ума к сердцу и Логосу в лице (Моисея, Мухаммеда, Христа, Будды, Кришны и т.д.) – это суть любой религии мира, как становление с пути произвола и эгоизма (пути падения) на путь морали и нравственности (путь восстановления).
 
Вся беда мировых религий в том, что они ЗАСТРЯЛИ и УВЯЗЛИ в морализме и нравственности, совершенно забыв про высшую цель – ТЕЛО ЭНЕРГИИ духовного человека, как конечную цель достижения единства и целостности.
 
Таким образом, подлинной задачей всех мировых религий с точки зрения психологии Логоса является конечно же НЕ МОРАЛЬ или НРАВСТВЕННОСТЬ, как промежуточное (душевное) состояние, а достижение духовного состояния в виде ТЕЛА ЭНЕРГИИ нового и безсмертного человека.
 
В этой связи подлинная суть любой мировой религии сводится к следующим задачам:

1. Высвобождение существующей в нас энергии, скованной эгоизмом и страстями через становление на духовно-аскетический путь подвизания, иночества и монашества.

2. Использование высвобожденной энергии для “рождения” и развития энергетического тела (нового человека) с помощью практик ночного бдения (сновидения), исихии и умного делания.

3. Обучение и развитие (уплотнение) тела энергии для вхождения энергетического тела в Логос и другие миры со всеми нашими физическими проявлениями.
Вот как выглядела изначальная задача религии, как высшей духовной науки достижения человеком утраченных целостности, безсмертия и совершенства, и во что превратилась эта задача за более чем 3000 лет торжества религии на земле.
 
Можно сказать, что религия не просто потеряла свою высшую цель и задачу, но что она её извратила и исказила до противоположности…
 
(По материалам книги “Психология Логоса”, К.В. Яцкевич, Минск, 2024 г.)


Рецензии