О чувственной достоверности
Откуда берется представление о том, что нечто есть на свете? На самом деле, никакого «нечто» отыскать не получится. Есть конкретные вещи. И для удобства рассмотрения темы пусть этим «нечто» будет любимый философский предмет изучения – стол, который находится здесь, в нашей аудитории.
Откуда известно, что этот самый стол есть? Ответ очевиден: мы видим стол глазами, можем его потрогать руками, можем даже лизнуть языком, если появится такое желания (этого делать не стоит, так как стол грязный). Итак, о том, что этот стол есть говорят нам наши органы чувств, при помощи которых мы ощущаем наличие стола. Говоря специфическим философским языком, этот стол дан нам в наших ощущениях. Можно десятки раз посмотреть на стол, можно сотни раз погладить крышку стола, можно даже сесть на столешницу. И всякий раз наши ощущения скажут нам, что стол здесь, вот он, стоит, где и стоял.
Философия не была бы философией, если успокоилась на констатации простого и очевидного факта, что стол существует. Поэтому, у нормального философа возникает вопрос: а кто эти «мы», существуют ли эти «мы»? О том, что мы есть весьма убедительно расскажут нам наши же ощущения. Глаза, которые видят стол, руки, которые этот стол ощупывают, даже (извиняюсь) задница, которая на столе сидит – все эти источники ощущений, сами по себе, отдельно от своих хозяев, не вступают в отношения со столами. И ощущения отдельно от своих источников тоже не пребывают в эмпиреях. Для ощущений нужен носитель, который обладает способностью ощущать, т.е. воспринимать данные органов чувств о наличии внешних предметов. Т.е. нужен цельный человек, который видит стол, может его потрогать. Другими словами: если есть ощущение, то есть и тот, кто ощущает, а, значит есть то, что он ощущает. И еще, наши ощущения показывают нам, что ощущаем именно мы, а не стол, что мы отличны от стола.
Еще раз вернемся к философии, которая немедленно задаст вопрос: а может быть твои ощущения тебя обманывают? На этом свете, конечно, может быть все что угодно. Но для того, чтобы проверить, что мы видим и трогаем именно стол можно обратиться к соседу, который стоит рядом с нами. Можно обратиться ко всей аудитории, и каждый, если, конечно, он находится в здравом уме, подтвердит, что это именно стол, а не что-то иное. Откуда взялось у этих людей представление о столах вообще – это отдельный интересный вопрос, но мы рассмотрим в другом месте.
Итак, зафиксируем результат нашего небольшого философского исследования (а это именно исследование): быть – это значит обязательно находиться в отношении с чем-либо и с кем-либо.
Попробуем представить себе стол, который ни с чем и ни с кем не соотносится, «сам-по-себе-стол». Этот стол никто не ощущает, не видит, не прикасается к нему. Не понятно, почему «это» вообще является столом, если этот «стол» ни с чем не соотносится, значит нигде не оставляет своих следов.
«Сам-по-себе-стол» или вообще не существует (следов-то его существования нет) или этот «стол» включает в себя все мироздание, или, как говорят философы, весь универсум. Он включает в себя все возможные свойства мира, но именно поэтому о нем нечего сказать конкретного, кроме того, что он есть. Такой стол является простым бытием, или чистым бытием. Единственная его характеристика выражается словом «есть».
Итак, здесь, перед нами стоит стол. Мы его видим, прикасаемся к нему. Он точно есть, конкретный стол. Если этот стол стоит перед нами, то зададимся вопросом: а есть ли этот конкретный стол еще и в коридоре. Выйдем в коридор, и собственными глазами убедимся, что стола там нет. Значит, бытие этого стола в конкретном помещении означает, что его нет в коридоре. Можно пройтись по всему зданию и выяснить, что данный стол стоит только в этом кабинете. Таким образом, если отвлечься от всяческих столов, то можно сделать вывод, что бытие тесно связано с отсутствием, небытием. Говоря философским языком, бытие и небытие не бывают друг без друга. Бытие чего-то здесь обязательно приводит небытию этого самого там, в другом месте. Другими словами, бытие и небытие взаимно ограничивают друг друга, но и взаимно определяют друг друга. Студент Иванов есть в аудитории, поэтому его нет в клубе, студента Иванова нет в клубе, потому что он сидит на лекции по философии в аудитории и изучает бытие стола. Примерно вот так это выглядит в жизни.
Свидетельство о публикации №225021901662