Культурная революция, или факультеты искусства

Там, где гарантий быть не может, - это сфера искусства. Не потому что качественных изменений в «психиках» не будет, - потому что просчитать их количественно невозможно. И про качество. Не всегда первичный результат указывает на то, что произойдет далее. Есть периоды, этапы. И они не всегда строго нормативны. А теперь про практическую психологию или немедикаментозную терапию. Я считаю, что для обучения этому виду искусства в системе высшего образования нужны качественные преобразования. Не нужно психологам- практикам стесняться того, что они «занимаются искусством, работая символизмом», и, в связи с этим токсическим стыдом, осуществлять профанацию. Единицы остаются адекватными в ситуации двойных стандартов. Кто-то до сих пор считает, что психолог, работающий в арт-методе с подростком, никак не нарушит терапевтический сеттинг просьбой пройти «тестики» или заполнить опросники. Это не всегда, но зачастую рушит возможность доверия в контакте. А значит, и смысл этого лечения души. И начинает такой психолог ерзать на стуле, а не смотреть в душу…
 Эти жертвы, на мой взгляд, не нужны.
Мало у кого есть вопросы, что в системе высшего образования есть факультеты, выпускающие актеров, условно, «факультеты искусства». Или те же историки, единственной строгой доказательной базой которых являются архивы или археологические находки. Строга ли эта база? Конечно, нет. А литераторы? При множественности стилей, «авторском праве», и навеки укоренившейся проблеме герменевтики? Так зачем психологов-практиков тянуть в психологию как в естественно-научную парадигму? Психологи все (и естественники, и гуманитарии) обязаны изучать научную теорию со времен Вундта, но обучаться «практической психологии» (психологии помощи человеку, людям)  они должны на «факультетах искусства», как актёры в театральных Вузах. И все это на государственной основе. А не в частных сообществах.  Все вопросы на гуманитарном поприще решить невозможно. Оно в корень мистическое, если честно. Но многое можно упорядочить и очеловечить. Многое. Здесь крайне важно объединить государственное с личным. Но не формальным путем. Не на тех факультетах, где по-прежнему психология хороша как лабораторный эксперимент, ну, или около социологический. А в  реальности специальных факультетов сейчас для психологов-практиков-терапевтов не существует. Они есть вне государственного поля. Но нашей стране, на мой взгляд, такая практика, по крайней мере сейчас, противопоказана. Полезно легализовать практиков на «факультетах искусства». Таро туда же ;. Потому что Таро - это богатейший символический язык. Культура. Всё перечисленное есть культура. С ее чёрным, и белым. И, конечно, если преобразования начнутся, не надо трогать стариков (людей, много лет отдавших профессии). Переаттестации и переподготовки для них - это символическое убийство. И они и так всю жизнь учатся. Потому что в этих профессиях торгаши (в плохом смысле этого слова, потому что бывают прекрасные торгаши, помогающие миру) надолго, как правило, не задерживаются. Старики в профессии уже отдали десятилетия миру. Пусть с ошибками… Но сколько исправлений! Ценою собственных лет, поисков, дефицитов, рисков и любви. Но менять ситуацию нужно. Но только качественно. Если на это нет ресурсов, тогда лучше, вообще, не менять.

Всем спасибо.
Когда-то так и будет… Факультеты искусства. Для психологов и не только.

Анфиса Бондаренко-Глазунова


Рецензии