Слова пастрома и бастурма означают нетленный
При изучении навания города Костромы мы обратили внимание на созвучие слова "кострома" со словами "пастрома" и
"бастурма" и решили рассмотреть их отдельно. О названии г. Клстромы см. "Название города Костромы означает Божья
Матерь" на http://proza.ru/2025/02/02/249 .
Изображения к записи можно посмотреть на https://pin.it/4L6cXOIzT .
Оглавление
##########################
ОПРЕДЕЛНИЯ
# Чья пастрома?
ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО
# Общепринятое толкование
# Совпадения по смыслу
# ПАСТЕРИЗАЦИЯ
ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ ПАСТРОМА, БАСТУРМА И ПАСТЕРИЗАЦИЯ
# Святой и нетленный
# Пастух
# НЕТЛЕННЫЕ МОЩИ
# АГНЕЦ БОЖИЙ - ИИСУС ХРИСТОС
# ЛУИ ПАСТЕР
# ПАСТРОМА - фамилия
ПРОИСХОЖДЕНИЕ - БОЛГАРСКАЯ ПАСТРОМА
# ПАСТЪРМА
# Первоисточники
# КАК ПРИДУМАЛИ ?
# ПАСТОН - пластон
# "Горская" пастрома
# Жертвенное мясо
# О кошерности пастромы
# # БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО
# Молдавия и рядом не стояла!
# РЕЦЕПТЫ НАСТОЯЩЕЙ ПАСТРОМЫ
##############################
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Изначально и пастрома и бастурма - это просто просоленное и провяленное на солнце мясо. Пастрому можно делать из
любого мяса. Отличие бастурмы и пастромы состоит в том, что бастурму делают только из говядины и дополнительно её ещё
давят под прессом. Однако пастрому тоже прессовали, точно также как сейчас прессуют бастурму.
Самая главная особенность и пастромы и бастурмы - это их способность долго храниться и не портиться, что особенно
важно в тёплых краях. Консервов в давние времена не было. Вкусности от приправ, копчения и пропарки - здесь дело
десятое. Говяжья БАСТУРМА хранится дольше - до 2-х лет, а ПАСТРОМА из свинины - до 1-го года. Увеличение срока
сохранности как раз и связанно с прессованием.
Рассматривать как продукт, мы будем пастрому, имея в виду, и пастрома и баструма похожи как по названиям, так и по
своему назначению.
Пастрома в наше время - это продукт из вяленого, или закопчённого, или пропаренного в духовке мяса со специями. В
России пастроме примерно соответствует мясной продукт со страшным названием КАРБОНАД. Карбонад - это мясо протушенное
паром на углях - карбоне, от лат. carbo - уголь, или carboneum - углерод. Та построма, которую делают сейчас мягче и
вкуснее исторической пастромы, благодаря копчению, пропарке и специям.
Способность пастромы долго храниться и не портиться покажем на следующем примере. После войны с Турцией в 1833 году
русские войска стояли в Силистрии(современной Болгарии). Русские солдаты питались мясом из обозов, которое быстро
портилось, и поголовно травились и болели. Переболело до трети всего личного состава. При этом две роты Литовского
егерского полка оказались отрезанными от подвоза продуктов. В продолжение всего времени эти две роты не имели ни одного
заболевшего. Всё дело в том, что солдаты этих рот питались местным мясным продуктом - пастромой. Этот случай описал
военный историк Иван Петрович Липранди. Привычное питание русских годное для холодного климата, в тёплых краях не
работало, а пастрома - местный продукт, созданный для длительного хранения в условиях жаркого климата.
# Чья пастрома?
Считается, что пастрома - это продукт родом из Молдавии, хотя как мы видим, с пастромой русский солдат познакомился в
Силистрии - нынешней Болгарии. Под Молдавией мы подразумеваем историческую Молдавию - Великое Молдавское Княжество, в
которую входили и земли современной Румынии.
Почему-то везде пишут, что пастрома относится к еврейской кухне молдавских евреев. Для этого даже придумывают, что
пастрома делалась из кошерного мяса - говядины, индейки и т.п. Однако, в Молдавии пастрому изготавливают и продают
почему-то одни молдаване из сёл и делают они её из свинины.
В Америку пастрому завезли еврейские иммигранты примерно с 1872 года под названием "пастрами". Хотя пастрома -
блюдо еврейских иммигрантов из Румынии- Молдавии, но в Америке по преданиям она почему-то стала известна благодаря
литовскому еврейскому иммигранту, который продавал кошерное мясо в Нью-Йорке, его звали Суссман Волк. Что-то здсь
не чисто.
ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО
# Общепринятое толкование
Про происхождение слова пастрома пишут, что это румынское слово турецкого происхождения, но турки его взяли у румын?!
А слово бастурма - это тюркское слово, тоже взятое у румын, от слова "пастрамэ", которое происходит от рум. "пэстра"
- "сохранять надолго"?! Такое странное происхождение: турки взяли у румын интересное слово, а потом изобрели бастурму(и
пастрому естественно) и передали эти продукты румынам вместе со словами их описывающими. А иначе, как мы обойдёмся без
тюркских - турецких корней?!
# Совпадения по смыслу
Для расшифровки слова пастрома воспользуемся понятием "пастеризация". Слова "пастеризация" и "пастрома" звучат
очень похоже и означают по сути одно и то же - обработку продукта нагреванием для придания ему способности к
длительному хранению. Возникает вопрос: почему слова "пастрома" и "пастеризация" звучат так похоже. Для того, чтобы
разобраться в этом рассмотрим, что такое пастеризация.
# ПАСТЕРИЗАЦИЯ
Пастеризацию изобрёл французский учёный Луи Пастер в 1854 году для предотвращения скисания вина, что очень символично,
поскольку имеет отношение к церкви, вину и требам. Пастеризацией называют продолжительное нагревание продуктов в
пределах 57 -80 градусов; а стерилизация - нагревание при температуре выше 100 градусов, то есть более жёсткая
температурная обработка. В честь этого великого учёного и саму обработку продуктов мягким нагреванием назвали словом
"пастреизация". Теперь рассмотрим каким образом образовалось слово "пастрома" и ответим на вопрос, почему оно похоже на
слово "пастеризация".
ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ ПАСТРОМА, БАСТУРМА И ПАСТЕРИЗАЦИЯ
# Святой и нетленный
Слова "Пастер" и "пастро-ма", происходят от слов "пасти", "пастух", "паства" и далее "пастор" - лат. священник. А
священник он же пастух, как известно, действует от имени Бога для очищения и защиты своей паствы от греха. Таким
образом слова "пастрома", "бастурма" и фамилия "Пастер" восходят к христианским понятиям "священник", "святой" в смысле
чистый, не испорченный грехом, и далее не портящийся. Если же вспомнить про нетленные мощи чистых святых, то к этим
понятиям относится и слово "нетленный". Таким образом и возникли рассматриваемые слова, в которых богоугодное очищение
связалось с обработкой продуктов, чтобы сделать их непортящимися - нетленными.
Что касается окончания "ма" в словах "пастрома" и "бастурма", то оно означает "мама". Слово "мама" изначально означает
"источник пищи", что в общем-то понятно(См. мою заметку "Слова да и нет происходят от понятия еда"). Также от слова
"ма" происходит слово "мясо" в смысле "мять", "мягкий". Напомним, что мясо для бастурмы давят, мнут под прессом.
# Пастух
В словах "пастрома", "бастурма" содержится слово "пастух" - что означает "пастушеское мясо". Исторически пастрома
возникла в пастушеской стране, по-видимому в Болгарии, историческая Молдавия в которую входили и горные Карпаты тоже
пастушеская страна. Если объединить понятия "пастух" и "мама", то мы сможем вывести смысл этих слов следующим образом:
пастрома, бастурма < - пастух, пастор + мя-со < - нетленное мясо.
# НЕТЛЕННЫЕ МОЩИ
Сравните выражение "нетленное мясо" и устоявшееся в православии выражение "нетленные мощи". Мощи - это оставшиеся
нетленными после смерти, тела святых в христианской церкви. Изначально эти останки считались состоящими из костей с
плотью, то есть с мясом. Таким образом понятие "нетленные мощи" является отголоском способа заготовки "нетленного мяса"
для жертвоприношений, для богоугодного дела. Здесь мы видим, как смыкаются понятия "еда" и "бог". Вспомним в связи со
сказанным слова из молитвы "Отче наш": "Хлеб наш насущный даждь нам днесь", - еда, это первое о чём молящийся должен
просить у Бога, предварительно задобрив Бога похвалой.
# АГНЕЦ БОЖИЙ - ИИСУС ХРИСТОС
Поскольку мы выяснили, что слова "пастрома", "бастурма" и фамилия "Пастер" относятся к пастухам, то эти слова
совершенно чётко указывают и на пастушеских животных - овец и коз. Детёныш пастушеского животного ОВЦЫ называется
ягнёнком, а от слова ЯГНЁНОК происходит новозаветное слово АГНЕЦ. В Новом Завете выражение АГНЕЦ БОЖИЙ служит для
возвышенного именования Иисуса Христа потому, что он отдал себя на заклание во искупление грехов людей, для очищения
людей. Христа часто изображают в окружении стада овец, с ягнёнком на руках и даже с овцой, агнцем, на шее. Таким
образом понятия Христос и ПАСТЫРЬ, в смысле пастух человеческих стад, сближают Христа с понятием ПАСТУХ. Пастух, в
отличие от Христа, пасёт не грешных людей, но мирных чистых агнцев, а чистых животных-агнцев положено съедать и делать
из них пастрому и бастурму. Овца, как известно - единственное животное, которое не запрещено употреблять в пищу ни в
одной религии. Ещё раз мы видим подтверждение того, что продукты "пастрома" и "бастурма" возникли первоначально как
жертвенное мясо. Таким образом мы можем расширить наше понимание этих слов введя в них понятие "жертва":
пастрома, бастурма < - пастух, пастор + жертва + мя-со < - жертвенное нетленное мясо.
# ЛУИ ПАСТЕР
В связи с тем, что продукт с названием "пастрома" был известен с незапамятных времён, задолго ДО Луи Пастера, а
фамилия Луи Пастера совпадает по смыслу и произношению с названием "пастрома", то возникают сомнения в существовании
исторического лица Луи Пастера. Возможно такой человек и существовал, но он был всего-лишь куклой, которая исполняет
заданную ей роль. В нашем понимании его фамилия, Пастер - это не фамилия, а кличка, данная с благословения церкви
историческому действующему лицу в виде картинок и текста в учебниках и литературе по роду его занятия - созданию
нетленных, чистых продуктов.
# ПАСТРОМА - фамилия
Такая фамилия существует и она означает, то же самое, что мы выяснили для пастромы - "святой".
ПРОИСХОЖДЕНИЕ - БОЛГАРСКАЯ ПАСТРОМА
# ПАСТЪРМА
К нашему удивлению оказалось, что пастрома происходит не из исторической Молдавии, а из исторической Болгарии! Для
того, чтобы показать это, а также, подтвердить наши выводы, рассмотрим интересную статью Е.И. Водинчары в соавторстве
с М.П. Кляус "ПАСТЪРМА КАК МАРКЕР КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БОЛГАР", - идентичность болгар и не меньше того. Как мы
видим нешуточные бои разгораюся не только между украинским или русским борщём.
Сначала о самой статье. Она размещена в русском интернет издании Этнографическое обозрение, №4, от 21.09.2020 года,
статья содержит 15 страниц и её можно найти по аресу https://ethnorev.jes.su/issue.2020.3.8.4/ . Авторы Елена Илиева
Водинчар - из Болгарии Софии, Марина Петровна Кляус - из Москвы. В названии статьи слово "пастрома" пишется как
"пастърма" и явно читается по-русски ПАСТЫРЬМА, то есть содержит корень ПАСТЫРЬ - пастух.
# Первоисточники
Самое раннее упоминание слова "пастрома" в письменных источниках содержится в письмах, естественно болгарского
архиепископа и только потом византийского книжника, Феофилакта Охридского от 1084 до 1107 годов. Цитируем: "болгары
умели делать пастрому (пастърма)". Другое, более редкое, название пастромы у болгар - пласА, что явно звучит как
"полоса" - мясо нарезанное полосками, пластами, ср. "пластать мясо".
# КАК ПРИДУМАЛИ ?
Оказывается, что дикие "проболгары" были кочевниками и клали под седло лошади полоски мяса, которые просаливались
потом животного, и получали пастрому в чистом виде! Давайте остановимся на этом месте подробнее. Мы понимаем, что
болгарам нужно доказать своё первенство в происхождении пастромы, засунуть её себе под жопу, но здравый смысл всё же
должен преобладать. У диких кочевников могло и не быть сёдел, а ёрзать голым задом по сырому мясу на скачущей лошади не
так уж и весело, да и непонятно чей ещё пот перейдёт в будущую вкусняшку - пастрому. Даже безотносительно к кочевникам
и вспотевшим лошадям, подумаем о том, где могла возникнуть мысль о том, что мясо может длительно сохраняться и не
портиться. Болгары считаются нашими людьми - выходцами с Волги: болгары - волгары, волгари. А только в севреных землях,
каковой является Волжская равнина для Болгарии, представление о том, что мясо может долго хранится, возникает само собой
- стоит пережить хотя бы одну зиму в степи. Таким образом только человек с северным мироощущением, может знать, что мясо
можно хранить долго, причём не только зимой, но и летом: достаточно выкопать заранее глубокую яму - ледник и забросать
его снегом, тогда мясо можно будет хранить в нём до середины лета.
# ПАСТОН - пластон
Другое, уже византийское название продукта из вяленного мяса - ПАСТОН. Это слово мы тоже выводим от слова "палстать":
пастон < - пласт он < - пластать мясо. Другое византийское слово ТАРИХОН - от слово СТАРИТЬ - ср. старуха. Пастрому
делали из мяса старых животных - овец, коз и пр.
# "Горская" пастрома
Для изготовления пастромы использовали мясо овец и коз, которых пасли в горах. Оказывается, что козы, будучи более
неприхотливыми, нежели овцы, не нуждались в такой заботе, и каждый мог позволить себе их содержать. Вяленую пастрому
болгарские горцы употребляли как в сыром, так и в варенном виде, другими словами делали из неё похлёбку, что-то вроде
борща. Таким образом мы видим намёк на русские корни болгарских "горцев". Напомним, что Загорьем называется Брестская
область в Белоруссии.
# Жертвенное мясо
В статье проступает и то, для чего предназначалась пастрома - для принесения жертв и празднества: "В первый день
Пасхи и Рождества крестьянин не ест свинину или другое мясо, а ест высушенное мясо, приготовленное с различными
гарнирами: бобы, капуста, лук или другие. Также с Пасхи до Дня святого Георгия крестьянин снова ест вяленое мясо...
Пастрома входила в число важных элементов ритуальной трапезы, на которую собиралась вся семья для разговения после
поста. Например, в великотырновском округе, после того как разламывали ритуальный хлеб БОГОВИЦУ и раздавали каждому по
кусочку, подавали вино и мясные изделия – свиной окорок (болг. еленски бут), пастрому и др.
# О кошерности пастромы
Оказывается, что нечистым мясом может быть не только свинина, но и царица чистоты - говядина. В болгарском городе
Белая Церковь: "Мясные блюда готовили из домашней птицы, свинину ели на Рождество, свиней раньше этого праздника не
резали; мясо ягнят употребляли на День св. Георгия, овец – на День св. Дмитрия. <...> Никто не ел говяжье мясо.
Говядиной гнушались". Правда говядиной в статье называют мясо волов и мешают их с мясом коров. Это вполне объяснимо с
точки зрения мировоззрения русского человека. Для русского человек вол, на котором пашут - это что-то близкое к коням,
на которых тоже пашут, а конину русские не едят.
В статье говорится, что сами пастухи пастрому не готовили, что довольно странно: "Пастухи пастрому не делают, ее
готовят мясники и торговцы мелким скотом." Кто такие "мясники" и торговцы" - объяснять не приходится, именно среди них
и возникают "кошерные люди".
# БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО
В статье указывается на пастрому как национальный для Болгарии продукт, который объединяет весь болгарский народ в
единое целое. И это не пустые слова. В статье сообщается, что Болгария в 2017 году внесла в Европейский реестр
продуктов питания Европейского союза, национальный болгарский продукт, говяжью пастрому - "пастърма говежда".
# Молдавия и рядом не стояла!
Не забыли в статье подвинуть и ближайшего соперника "болгарской идентичности" - Молдавию. Поскольку Болгария северной
своей стороной упирается в историческую Молдавию, то, что мы сейчас называем Румынией, то в результате нескольких
миграционных волн, болгары бежавшие от турецко-османского ига оседали в Бессарабии - нынешней Молдавии и даже попадали
на земли Украины. Для доказательства того, что молдаване в Бессарабии не знали настоящей "болгарской" пастромы
приводятся данные опроса(был даже и такой!) бессарабских молдаван до 1950 гг. Приведём пару цитат из статьи:
"– Я не ел пастрому, не видел, как ее делают, но имею представление о ней.
– Пастрому ем только тогда, когда бываю в Болгарии, поскольку в Бессарабии ее негде купить."
Как видим, пока Модавия борется за возвращение себе Приднестровья и не знает вливаться ей в Румынию или нет, болгары
тихой сапой подгребают под себя нашу пастромушку-пастрому.
# РЕЦЕПТЫ НАСТОЯЩЕЙ ПАСТРОМЫ
В статье приводятся сведения о том, как делали пастрому в далёком прошлом.
1) Животных свежуют, рассекают, мясо делят на длинные и тонкие пласты. Впоследствии эти пласты покрываются солью и
складываются друг на друга для посола. После 10–15 дней такой засолки пастрома готова. Делают ее осенью из старых овец.
Готовится с фасолью и пшеничной крупой.
2) Мясные пласты натирали солью, затем выдерживали в рассоле в течение определенного времени и только после этого
вывешивали сушиться в проветриваемом месте.
3) Осенью овечье мясо нарезали длинными полосками, солили, помещали на месяц в деревянное корыто для просаливания, после
чего раскатывали и прессовали с помощью деревянного валика, а затем кусочки подвешивали на длинном стержне или длинной
веревке для провяливания).
4) Взять свиное или телячье бедро без костей и сала, натереть солью и выдержать в течение 20 дней в рассоле из морской
соли, лаврового листа и перца. Вымочить мясо и надрезать кусочки мяса, при этом выпрямляя и закругляя края. Из муки
(200-250 гмуки – одна горсть), красного и черного молотого перца и белого вина сделать густую кашу. Мясо смазать этой
кашицей и вывесить для вяления в хорошо проветриваемом месте, при этом зимой нет необходимости укутывать его тканью или
марлей. После того как мясо затвердело, его необходимо поместить в бочку или сундук, заполненный пеплом. После того как
мясо пролежит 1-2 месяца, оно готово к употреблению. Консервированная таким способом свинина может храниться до 1 года,
а телятина – до 2 лет.
Свидетельство о публикации №225021900295