Хорошо быть ответственным!

 На иллюстрации моя таблица последовательного изменения психо-сущности людей и их потомков с 1 по 5 тип под действием социальных и материальных условий, и воспитания. В таблицу попал и 0 тип личности "ВЫЧЕРКНУТЫХ". Такими становятся под  действием социальных и материальных условий, воспитания и конечной  самореализации.

 Причём, все свойство типов личности через 2 изменения становятся обратными, то есть: 1 т.л. обратен 4 т.л.; 2 т.л. обратен 5 т.л.; 3 т.л. обратен 0 т.л. Где т.л. - тип личности. Оборотность свойств у таких людей выражается в резком неприятии своего противника, вплоть до полного игнорирования.

 А близкие свойства в личностях могут смешиваться (сочетаться). Например: 0 т.л. и 2 т.л.; 5 т.л. и 3 т.л.; 4 т.л. и 2 т.л.; или 0 т.л. и 4 т.л.; 5 т.л. и 1 т.л.; 0 т.л. и 1 т.л. .


 Начну изложение темы издалека. В середине 20 века успешно работал в области социальной психологии: «Клер Уильям Грейвз,  (англ. Clare William Graves) (21 декабря 1914 — 3 января 1986) — американский психолог, доктор психологии (1945), профессор (1956). Является основоположником теории уровней развития человеческих биопсихосоциальных систем. Грейвз утверждал, что человек — это открытая развивающаяся система, что адаптационные возможности нашего мозга неограниченны, что в ответ на изменившиеся условия жизни люди развивают новые системы ценностей, изменяя собственный уровень психологического существования». Википедия

 Он провёл последовательное тестирование (в течение длительного периода - на протяжении почти 30 лет) 50 000 респондентов из переселенцев в Австралию и установил, что по мере социализации они последовательно повышали свой этический и социальный уровень от примитива (дикости) к более значимому культурно-социальному типу.

 Он установил примерные границы культурно-социальной типизации респондентов, чтобы их понимать и распределять по определённым ступеням развития. Думаю, что не надо убеждать Вас, дорогой читатель, насколько это важно для любого высокоразвитого общества с большим  разделением труда по важности и степени  ответственности.

 Итак, давайте кратко рассмотрим эти границы ступеней развития человека. На формирование каждой системы (человека) влияет несколько решающих факторов: окружение;  мотивы; самореализация. При переселении в Австралию у вновь прибывших появилась возможность повысить свой уровень. Давайте рассмотрим, какие же уровни по мере развития (социализации) человек может достигнуть по системе Грейвза.

 Самим Клером Грейвзом было сформулировано 8 уровней развития динамики в этой системе, из которых чаще всего используются на практике только семь.
Уровни развития в системе Грейвза (для их различения используют специальные цвета) таковы: 1. - бежевый, 2. - фиолетовый, 3. - красный, 4. - синий, 5. - оранжевый, 6. - зелёный, 7. - жёлтый, 8. - бирюзовый.

Перечислим предложенные им уровни развития людей:

1.  Бежевый, первый уровень, характерный для самых ранних периодов существования: младенчество человека и выживание человека в дикой природе. На этом этапе нет никакого чувства коллективного единения, только само выживание. Ценности этого уровня – это базовые физические потребности и ощущение безопасности. Характерно лишь для совместного (случайного) проживания небольшой группы семей.

2.   Фиолетовый, второй уровень, – племенной, коллективный, единение. На этом этапе преобладает желание быть принятым обществом, потребность в семье. Ради чувства принятия происходит отказ от любых проявлений индивидуальности. Главная цель этого уровня – поддерживать безопасность и уют в коллективе, быть, как все, приспосабливаться к существующим нормам, формирование общей субкультуры, мифического сознания. Преобладающие убеждения и ценности этого уровня связаны с поддержанием группы. Характерно  для совместного проживания небольшой группы родственных семей (племенное единение).

3.    Красный, третий уровень характеризуется началом поисков себя, формированием самооценки, проявлением во всем индивидуальности. В психологии личностного развития на этом этапе ребенок подрастает и начинает проявлять здоровую агрессию, хитрость, бунт, которые способствуют наращиванию эго, уверенности в себе. В зависимости от условий на данном этапе личность может развить или здоровую самооценку, или впасть в крайности инфантилизма в форме эгоцентризма или со зависимости (невнимание к себе так, что теряется само-идентификация).

 Несмотря на то, что желание проявлять индивидуальность очень сильно, на этом уровне самооценка очень шаткая, остается очень важной потребность утвердиться в глазах общества. Поэтому важнее всего не потерять лицо перед обществом. Мотивы, которые движут человеком на этом уровне, – это выгода здесь и сейчас, ощущение причинно-следственных связей еще не выработано.

 Главное убеждение данного уровня – только силой можно получить желаемое. На этом этапе человек, стремясь к цели, не испытывает ощущения совести, желает достичь цели любой ценой.

 Мы можем идентифицировать эти три уровня, как начальные. или примитивные  состояния психики ребёнка или человека при жизни в естественной дикости. Я (не зная систему Грейвза) примерно так же детерминировал состояние дикости человека.

"Толпа людей, с нуля жизнь начиная,
Живя в тягчайших муках и трудах,
От своего насущного, частицу отнимая,
На "чёрный день" запасец создавая,
Пытается собрать в  Народную копилку
Немного знаний, веры и (материального) добра".

 Людей, подобных людям третьего уровня в списке Грейвза, я отнёс к первой группе (1 - людей своего списка) – «ПРИЗЕМЛЁННЫХ».

 Чтобы ему перейти к современному (цивилизованному) состоянию, ребёнок (взрослый) должен быть воспитан школой и близкими людьми (наставниками). Тогда он начинает осознавать, что сила не есть единственное и надёжное средство для его существования в человеческом обществе и происходит переход его психо-социальной сущности на следующий уровень.

4. Синий, четвёртый по Грейвзу. Синий, четвертый уровень – это проявление дисциплины и порядка, которое наступает после длительного периода бунтарства и хаоса предыдущего периода. Человек начитает ценить не сиюминутное желание, а правила и стабильность. Ценности этого уровня – порядок, нормы, осознание правильного и неправильного поведения, дисциплина, возникновение сильного чувства вины. Главный мотив здесь – моральное поведение и наличие абсолютной истины. В отличии от предыдущего уровня, на этом очень ценится иерархия. Главное убеждение – необходимость поддержания дисциплины».

 *В нашей стране (России) мы часто имели дело с людьми такого типа в армии, на производстве, в различных службах...  50 Лет назад они составляли абсолютное большинство. Они-то и обеспечивали стабильность и уверенность в завтрашнем дне нашей страны - СССР. 

"Их дети - поколение второе (2),
Живут не накопительством простым,
А правилами честной жизни
И славным и продуманным трудом".

 Людей этого уровня я назвал вторыми  (2) и «ОТВЕТСТВЕННЫМИ».

5.  Оранжевый, пятый уровень – осознание, что прогресс и перемены – необходимые двигатели существования и самореализации. Доминантное убеждение оранжевого уровня в том, что результат и деньги – важны во всем. Обычно на этом уровне пребывают люди, которые и создают правила для предыдущего, также они управляют ресурсами (как человеческими, так и материальными) для достижения успеха. На этом уровне люди готовы идти против правил ради достижения цели, подавлять собственные чувства ради результата. Поведение на этом этапе отличается от агрессивности красного уровня тем, что человек рационально взвешивает свои шаги, готов откладывать сиюминутное удовольствие.
Для оранжевого уровня свойственно проявление здоровой конкуренции, соперничества и желания утвердить собственное превосходство. Поэтому ценится здесь превыше всего прагматизм и рационализация. Уровень нацелен на наполнение себя самого, удовлетворение своих потребностей. Когда человек насыщается на этом уровне преимущественно материальными благами, он продвигается далее и опять готов отдавать».

 * В СССР люди этого типа  были новаторами и первооткрывателями.
 
"Их дети - третье (3) поколение, отринут правила отцов,
В стремленье гордом, взмыть под облака.
Получится, аль нет - они себя над всеми вознесут.
Всё новое – трудами их вершится, неся им славу и почёт".

 Людей этого уровня я назвал «ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫМИ». Этот уровень сознания людей я идентифицирую с предложенным Львом Гумилёвым - «ПАССИОНАРНЫМИ».

6.  «Зеленый, шестой уровень проявляется в желании сделать мир лучше не только для себя, но и для окружения. На этой стадии больше ценятся взаимоотношения, мир во всем мире, сохранение экологии, и ради достижения этой цели человек опять готов отказаться от собственного комфорта. Поэтому на зеленом этапе преобладает духовность, тяга к партнерству во имя общего блага. Для человека на этом уровне статус и иерархия уже не имеют такого четкого и важного значения, как раньше, происходит переход от иерархического мышления до системного. Самый яркий пример этого этапа развития – это движение хиппи, их вера в пацифизм, важность дружеских отношений, подавление гордыни и эго».

"Их дети – четвёртое (4) в чреде, от появившихся на свете предков,
Не примет гордое стремление отцов.
Они лишь к миру, равновесию стремятся,
Неся семье и обществу покой и благодать.
Назвал их «благодушными», ведь зла вокруг себя
Они не видят и сами не творят".

 * В СССР люди этого типа (в небольшом количестве) стали социально активными в 80-е годы прошлого века.
Людей этого уровня я назвал «БЛАГОДУШНЫМИ МИРОТВОРЦАМИ».
Три уровня Грейвза: синий, оранжевый  и зелёный – активные созидатели с нормативным поведением (правда с разной производительностью).

И дети "благодушных" - пятое (5 - в моей системе совершенства)
От становления предков поколение,
Развеют прахом то, что те им собирали.
Ведь их как белоручек и господ,
Родители готовили для жизни.

"Гедонистами" я их в сердцах назвал.
И то учение, что им в головы вбивали,
Как от личинки шкурка отпадёт,
Когда в крылатое творение превратится.

7.  «Желтый, седьмой уровень – интегральный уровень. Человек, достигший этого этапа развития, обычно выходит из шаблонности предыдущих типов мышления, а также может легко переключаться и вести разговор на ценностном уровне предыдущих ступеней. Это яркое проявление гибкости мышления, принятие разнообразия мира без оценочных суждений. Для человека на этом этапе важнее всего возможность самореализации, ощущение миссии, а не статус в обществе.
Убеждения желтого уровня – холистическое восприятие (Холистический подход простыми словами — это учёт всех сторон рассматриваемого явления и критическое отношение к любому одностороннему подходу. Он предполагает, что целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. Нейро.) всех уровней, ощущение собственной самодостаточности и свободы выбора. Люди на этом уровне обладают сильной внутренней мотивацией, не зависят от окружающих взглядов.
* В СССР были большие учёные, философы и мыслители (Лев Гумилёв,  Владимир Вернадский...) которых мы можем с уверенностью отнести к этой категории.

8.  Бирюзовый или индиго, восьмой уровень – холистический, осознание единства мира и важности каждого человека как части сложной системы, его уникальности. Люди на этом этапе мыслят и действуют в глобальных масштабах ради общего блага, а не собственной выгоды».
* В СССР к этой категории мы можем отнести некоторых руководителей и замечательных людей (которых мы можем назвать "НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК". Настоящий человек - это… Произнося эту фразу, в памяти сразу всплывает образ героя произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» - Алексея Мересьева.)

 Итак, мы рассмотрели с Вами и  Клером Уильямом  Грейвзом потенциальные уровни развития личности в современном цивилизованном обществе. Как правильно установил Грейвз, такое понимание (идентификация) людей во много повышает их коммуникативность и дружелюбие. Но для оценки их трудопригодности (применимости для тех или иных работ) надо оценить их эгоцентричность. Эгоист будет плохим руководителем и подчинённым (плохим работником и гражданином).

 В моём понимании, эгоисты, в некоторых условиях, могут становиться "не нормативными" и совершать преступления.

У эгоистичных «ПРИЗЕМЛЁННЫХ» в возбуждённом
  состоянии бывает дикая жестокость.
У эгоистичных «ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫХ» в моменты
 одержимости бывает холодная жестокость.
У эгоистичных «ГЕДОНИСТОВ» в моменты развлечений
 бывает бездумная жестокость.
История бесстрастно об этом рассказывает нам.

 Итак, эгоистичные целеустремлённые с эгоистичными приземлёнными, использовали экономические трудности СССР (резкое снижение цен на энергоносители западных покупателей) разрушили (якобы не рентабельные заводы и сельские хозяйства) и разорвали СССР. Они проделали это под предлогом более эффективного управления страной и наиболее рентабельных сырье-добывающих производств.

 В России  (образованной на развалинах СССР)  многие "ОТВЕТСТВЕННЫЕ" (2-е)  остались без работы и без уважения своих детей и домочадцев.  "Производительный труд" для многих в России стал чуждым. С крыш домов в моём городе исчез девиз "СЛАВА ТРУДУ". Учёба – обязательный "интеллектуальный труд" всех детей стала не привлекательной. Её результат совсем не обязательно принесёт интересную и выгодную работу. Среднее образование стало необязательным. Его формальное завершение стала сдача ЕГЭ.

 Москвичка Алиса Теплякова, которой недавно исполнилось девять, сдала ЕГЭ и получила аттестат за одиннадцатый класс. В девять лет она поступила на философский факультет МГУ. Учёба в университете ребёнка не слишком удачна. Она не успевает записывать лекции в тетрадь и на мобилу, поэтому оценки экзаменов не очень высокие. Сейчас ей 11 лет и она  студентка МГУ и продолжает получение высшего образования.

"ОТВЕТСТВЕННЫЕ" – это основа любого государства. Они основные созидатели и продолжатели рода и традиций. Надо чтобы ТРУД в нашей стране опять стал важным и обязательным. А любой общественный и личный труд не будет эффективным без должной самодисциплины и дисциплины окружающих. Эти базовые основы жизни должны снова вернуться в нашу жизнь, обычаи и Конституцию.


Рецензии