IX. 10. Морфогенез

  На мой взгляд, человечество занимается чем-то не тем, что по-настоящему интересно. Большинство занимается выживанием, решением проблем личного характера, обеспечением себе лучших условий существования. А по-настоящему интересные и полезные задачи остаются в стороне и ждут своего решения. До сих пор не изучены вопросы формирования организмов, и не решены многие вопросы здоровья и долголетия.

   О морфогенезе я впервые услышала от Сергея, а до того я не имела о нем понятия. Развитием эмбрионов что-то движет, и вот это что-то ищут и находят исследователи, а в целом и механизмы развития, и само развитие названо морфогенезом. Кроме того, Сергей уже тогда занимался изучением мозга животных и человека, и работал в Институте Мозга. Да, да в том самом, уже упомянутым мною ранее. Моя подруга Оля тоже работала там некоторое время, но они работали в разных лабораториях, и близко не познакомились. Сергей же начал там работать еще до неё. Он называл своим учителем Заварыкина, и очень его уважал. Он позже даже зачем-то подарил мне его фото, хотя его учителя к тому времени уже не было на свете. А я подарила ему небольшой красивый Атлас мозга человека, только что вышедший и выпущенный в продажу, который купила и не успела еще даже пролистать. Но он сделал мне позже и другие подарки, и я на него не в обиде. 

   Сергей делал удивительные вещи. Он мастерил парафиновые модели мозга животных. Он владел рисовальным аппаратом, и рисовал срезы мозга, поглядывая в микроскоп. Все тонкости этого процесса я не смогу передать, поскольку сама этим никогда не владела и только слегка познакомилась с этим благодаря Сергею. Он изучал и сопоставлял мозг различных животных и мозг человека, читал литературу по этим вопросам, научные работы мирового уровня. Я дала краткую характеристику его занятиям, но вряд ли смогла бы удовлетворить в этом интерес читателя в большей степени, тем более, что с тех пор прошло не одно десятилетие. Да ведь это и не моя задача, и это было его личное научное пространство.


Рецензии