Нулевой аргумент
– Только факты могут выступать настоящим аргументом! – демонстрирует русский милиционер Иван Данко (которого играет Шварценеггер), вытряхивая наркотики из протеза поверженного мафиози.
Аргумент – доказательный довод, – как масло масляное, но каши маслом не испортишь! Аргумент как способ убеждения…
Странное слово, имеющее понятие преимущества. Аргумент в переносном смысле – это уже средство силового воздействия, давления на кого-либо или что-либо, используемое для достижения цели.
Аргумент в математике – независимая переменная величина, от изменения которой зависит другая величина, называемая функцией.
И в компе и в программах есть аргументы командной строки…
Происходит от лат. argumentum «повесть, рассказ; содержание, тема; умозаключение», далее из arguere «показывать, выявлять; осуждать, порицать», далее из праиндоевропейских корень *arg- «белый, блестящий».
По толковым словарям – довод, доказательство, соображение, основание, обоснование, резон.
Философия – выдающаяся наука в смысле того, что она выдаёт то, что выдаётся. По ней аргумент – это суждение или совокупность взаимосвязанных суждений, посредством которого обосновывается истинность какого-либо другого суждения.
Аргументы, используемые в процессе доказательства, должны удовлетворять следующим правилам: 1) должны быть суждениями, истинность которых устанавливается независимо от тезиса; 2) должны быть достаточным основанием для доказываемого тезиса.
Аргументы могут быть разделены на два вида: 1) к существу дела и 2) к человеку. Второй вид аргументов не относятся к существу дела и используются лишь для того, чтобы одержать победу в полемике, в споре. Они переходят на личности, апеллируют к мнениям, стремятся манипулировать.
Есть математические доказательства существования Бога и даже жизни после смерти. У них и аргументы должны быть математические.
Как бы отдельно от правил, от относимости к каким-то видам манипуляций должен держаться космологический аргумент. Но и он в основном сводятся к логической цепочке рассуждений, ведущей к доказательству существования Бога. В совсем уж сжатом виде он гласит: поскольку в мире неукоснительно действует закон причинно-следственных связей и у всего есть причина, то и у самого мира тоже должна быть причина, и такая первопричина и есть Бог.
Тут логика порождает вопрос: откуда же в таком случае появился сам Бог?
Многие богословы утверждают, что к понятию Бога сей вопрос неприменим, ибо Бог – это абсолют вне времени и пространства.
Поэтому в строго формализованном виде космологический аргумент выглядит так:
- всякая вещь во вселенной имеет свою причину вне себя;
- вселенная как состоящая из вещей, имеющих свою причину вне себя, сама должна иметь свою причину вне себя;
- поскольку вселенная является материей, существующей во времени и пространстве, то следовательно причина вселенной должна находиться вне этих категорий;
- следовательно существует нематериальная причина Вселенной, не ограниченная пространством и временем;
- такую первопричину можно назвать Бог.
Начала такой аргументации обнаруживаются в древнегреческой философии.
Вопрос, существует ли небытие, исследовал Парменид. И пришёл к выводу, что не существует, поскольку существование небытия логически противоречиво, ибо сводится к утверждению «есть то, чего нет».
А про бытие утверждал, что его существование для нас абсолютно самоочевидно, поскольку то, что мы мыслим уже говорит о бытии самой мысли. Это утверждение потом Рене Декарт сформулировал так: «Я мыслю, а следовательно я существую».
Из существования бытия и несуществования небытия Парменид делает два вывода: о том, что бытие ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из небытия, которого не существует, и о том, что бытие вечно и неуничтожимо, иначе оно превратилось бы в небытие, которого не существует.
Незадолго до него Пифагор, известный своей знаменитой теоремой «Пифагоровы штаны», открыл соотношение высоты издаваемого арфой звука от длины её струн, а затем создал первую в истории математическую теорию музыки.
Видя, что и остальные закономерности природы описываются математикой, Пифагор выдвинул гипотезу, что математика лежит в основе всего сущего, и «всё есть число». Математическую красоту мироустройства Пифагор по аналогии с музыкой называл великой гармонией вселенной.
Единицу Пифагор называл монадой и считал её высшим абсолютом, символом единой и неделимой первоосновы всего сущего, божеством. Двойка в его теории была принципом раздвоения всего сущего на противоположности: предельное и беспредельное, чётное и нечётное, единое и множественное, покой и движение, свет и тьму, добро и зло.
Нельзя не отметить, что слово «математика» является производным от слов, которыми называли учение последователи и ученики Пифагора: «матэма» – «наука», а себя называли «маситэс», – «ученик».
Пифагорейскую школа стала религиозно-математическим учением, в котором поклонялись Единому, а в качестве материального воплощения Единого было Солнце. Пифагорейцы искали у себя грехи и совершали исповеди. Пифагор учил: «Да не коснётся очей твоих сон, смежающий веки, прежде чем трижды дневные дела разберёшь по порядку: «В чём прегрешил? Что сделал? Что должное не исполнил?».
В наследие Пифагора вникали Ньютон, Кеплер, Эйнштейн. А гипотеза о математическом устройстве вселенной подтверждается последними научными исследованиями на микроуровне, что материальный мир рассыпается на чистые математические абстракции: гильбертово пространство, комплексные числа, волновые уравнения Шредингера, тензоры, линейные операторы и прочее.
Пифагора и математику уважал Платон, который написал над воротами основанной им в Афинах академии: «Не геометр да не войдёт». И создал учение об идеях, ныне известную как идеализм. С ним он делает вывод, что мир идей в отличии от материального мира вечный и бесконечный.
Кроме того, по мнению Платона, мир идей, несмотря на все свое многообразие, является единым. Отсюда следует вывод: если душа, имея разум, является суммой огромного множества идей, а идеи есть вечные сущности, то получается, что душа тоже не рождается и не умирает. То есть после физической смерти душа человека возвращается обратно в мир идей и достигает с ним полного единения. Это согласно учениям о посмертном возвращении к Богу во многих религиозных традициях.
Ученик Платона Аристотель, анализируя мысли своего учителя, впервые сформулировал космологический аргумент: если у всего есть причина, то должна существовать самая первая причина, начало всякого действия в мире – Перводвигатель.
В древнеиндийской философской традиции Единого называли Брахман.
Брахман – это скорее душа мира, индифферентный абсолют, и непосредственно сама реальность. Утверждалось, что Брахману не может быть дано никакое определение.
Поклонником индийской философской школы веданты был физик Эрвин Шрёдингер, и он написал трактат про связь квантовой механики и Брахмана.
Во времена Пифагора и Парменида жил великий индийский философ Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда Шакьямуни. Ведущей идеей его философии стала ШУНЬЯТА – лежащая в основе всего пустота. Так как абсолютно все объекты и явления в мире являются составными, то есть могут быть разложены на две и более части, то взаимодействие этих частей порождает иллюзию существования самой этой вещи, и никаких собственных свойств у вещи нет – её природа «пуста». К примеру, атом водорода состоит из протона и электрона, и все его свойства порождаются взаимодействием этих элементарных частиц. Сам атом водорода – это лишь идея в нашей голове, на самом деле никакого атома нет, есть лишь взаимодействие протона и электрона.
Будда указывал, что при взаимодействии самих составных вещей друг с другом порождаются всё более сложные составные вещи, и предела этому нет. Как взаимодействие элементарных частиц порождает атомы, так взаимодействие атомов порождает молекулы, взаимодействие молекул порождает клетки, взаимодействие клеток порождает живые организмы, а взаимодействие живых организмов порождает экосистемы и цивилизации.
А все составные вещи и явления недолговечны, стремятся обратно в пустоту и рано или поздно, но уходят в небытие.
Именно Будда указал на то, что вещи и явления возникают вокруг пустоты только взаимозависимо и симметрично. День возникает взаимно с ночью, тепло с холодом, свет с тьмой, прошлое с будущим, причина со следствием.
Шуньята не только философски связана с математикой и физикой.
Цифру «ноль» индийцы назвали шунья – «пустой». Этим подчеркивался сакральный смысл нуля: как пустота лежит в основе всех вещей, так и ноль лежит в самом основании всей математики. Именно относительно нуля взаимно возникают положительные и отрицательные числа.
В Индии ноль начал применяться как используемый в счётных операциях математический символ, первые сведения об этом относятся к V веку н.э. В VII веке арабы захватили часть Индии и благодаря этому пополнили свою науку такими терминами как «алгебра», «алгоритм» и др.
Ноль прозвали «аль-сифр», отсюда наше слово «цифра».
Подтверждение философских воззрений Будды в физике: гравитация и электромагнетизм возникают между двумя объектами только взаимно; в случае электромагнетизма также симметрично существуют пары положительно и отрицательно заряженных частиц. И всё стремится обратно в пустоту, к нулю.
Согласно законам квантовой физики, даже в пустоте энергия не может быть постоянно равна нулю. Она постоянно испытывает колебания и равна нулю лишь в среднем. Нулевые колебания поляризованного вакуума постоянно порождают симметричные пары виртуальных частиц и античастиц. При столкновении частицы и античастицы аннигилируют, возвращаясь обратно в пустоту.
Существует гипотеза нулевой энергии Вселенной, по которой общее количество энергии во Вселенной равно нулю, так как количество положительной энергии в форме материи равно количеству отрицательной энергии в форме гравитации.
А согласно теореме Нётер каждый закон сохранения соответствует некоторой непрерывной симметрии физической системы: закон сохранения энергии соответствует однородности времени, а закон сохранения импульса соответствует однородности пространства.
Через несколько сотен лет после смерти Гаутамы другой буддийский философ Нагарджуна задумался над вопросом: можем ли мы вообще найти различия между идеальным и материальным мирами и сказать, что реально, а что нет?
И пришёл к выводу, что ничего реального и материального вообще не существует, что вся материя – это лишь идеи и впечатления в нашем сознании, а следовательно материальный и идеальный мир – одно и то же.
Эти мысли вписались в теорию известного австрийского философа XX века Людвига Витгенштейна о том, что наш язык в принципе не может описать реальность, а вся философия является не рассуждениями о мире, а рассуждениями о наших представлениях о мире. Мысль изреченная есть ложь. Всё реальное неописуемо, всё описываемое – нереально, и никакой иной реальности кроме мира идей не существует.
Даже такое, казалось бы, фундаментальное свойство вселенной как время – лишь иллюзия. Мы делим время на прошлое, настоящее и будущее. Прошлое определено относительно настоящего и будущего, будущее определено относительно настоящего и прошлого, а настоящее определено относительно прошлого и будущего. Прошлого уже нет, будущее еще не наступило. Так где же тогда находится настоящее – тот самый миг между прошлым и будущим? Между тем, чего уже нет, и тем, чего еще нет. Это значит, что настоящее и само время – это «ноль», это также «пусто», как и всё остальное.
Современный физик и космолог Макс Тегмарк в своей книге «Наша Математическая Вселенная» задумывается над «пифагоризмом» и вопросами, поднятыми двумя великими физиками: Юджином Вигнером и Стивеном Хокингом.
Вигнер удивлялся тому, что математика так непостижимо эффективна в описании физики вселенной.
Хокинг размышлял, что даже если в будущем мы завершим работу над теорией всего и получим все уравнения, по которым работает вселенная, то перед нами тут же встанут вопросы: «Почему именно эти уравнения?» и «Что вдыхает в них жизнь?».
Тегмарк заявляет, что ответить можно только одним способом. И этот ответ в том, что вся вселенная и есть математика, а точнее – лишь одна из возможных математических структур. По его утверждению, само бытие – это множественные непротиворечивые математические структуры, и каждая такая структура – это отдельная вселенная со своими законами. В каждой такой математической вселенной взаимодействие её простейших частей порождает всё более и более сложные подструктуры, некоторые из которых настолько сложны, что могут даже обладать сознанием и созерцать всю Божественную красоту этой самой вселенной.
Получается, что математика – это основа всего сущего, вечная и бесконечная истина, существующая сама по себе, единственная реальность. Математика – это тот самый всепорождающий Бог, или в представлении индийцев всеобъемлющий Брахман.
В XVIII веке состоялся спор между великим швейцарским математиком Леонардом Эйлером и французским философом Дени Дидро о существовании Бога. На утверждение Дидро, что Бога не существует, Эйлер написал на стене формулу e^{i\pi}+1=0 и прокомментировал запись: «следовательно Бог существует».
Одни пишут, что это было при дворе Екатерины II, чуть ли ни в её присутствии. Другие относят это к байкам.
Для сторонников неопровержимых аргументов в виде фактов, преимущественно голых, тема где, как и что существует, и действительно ли это существенно, остаётся закрытой.
Свидетельство о публикации №225021900404
А вот что писал упомянутый Юджин Вигнер:
1. "философия - это просто злоупотребление терминологией, придуманной именно для этой цели",
2. "математика является наукой изощренного манипулирования понятиями и правилами, придуманными как раз для этой цели".
3. "Далее, хотя нет сомнений в том, что понятия элементарной математики, в особенности элементарной геометрии, были сформулированы для описания предметов окружающего мира, такое утверждение уже явно несправедливо для более абстрактных понятий, в частности понятий, играющих столь важную роль в физике..."
Клинкер 19.02.2025 11:15 Заявить о нарушении