Когда река Зима есть, а Зиминского станца нет

Это карта не простая – это карта золотая! И это не я придумал. Почитайте название -«Сибирь восточная, юго-западная часть. Общая карта золотых промыслов Восточной Сибири. 1845 год. С. Петербург. Корпус горных инженеров. Автор - Гельмерсен Григорий Петрович».

 Зачем мне эта карта, если я «золотой лихорадкой» не страдаю? Я страдаю другой «лихорадкой» - мне интересна история моего города, с красочным названием - Зима. И это первая карта с зафиксированным на чертеже названием реки Зима. Но названия почтового станца Зиминского, либо поселения при нём, которое в 1735 году упомянул в отчёте о Сибирской экспедиции немецкий учёный Миллер, тут нет. Видимо – золотоискатели обозначали селения на Московском тракте, имея свои каналы информации о том, где и кто живёт в Сибири. Зиминского поселения-то нет, но вы гляньте, как называется населенный пункт, чуть ниже по течению Оки, где в неё впадает эта, впервые упомянутая река Зима. А там почтовый станец прозывается Онтуйской, а не Зиминской. Эти инженеры-золотоискатели даже не понимают, что натворили. В  указанном месте сейчас село Ухтуй – одно из старейших документально подтверждённых поселений в Зиминском районе. Мимо села протекает речка Ухтуйка и местные связывают название села с этой речкой. Но, я толкую название речки как маленькая Ухта, что в переводе с татарского – «грязная вода». Она не более десяти километров в длину и течёт исключительно по болотам, до самой Оки. И хотя, вода в ней ключевая и чистая, но её путь через болота отразился в названии негативно. Если поселение называлось Онотуй – то это не село «на грязных водах», а что-то более приличное. К примеру, река Онот – от бурятского «оно» - "развилка". Гляньте на карту, где Онот, вилкой впадает в Малую Белую. А мимо Ухтуя проходило два важных тракта, это была развилка дорог. Екатерининский тракт шёл на Балаганск, а Московский на Залари. На этой карте отражён только Московский тракт, так как, Екатерининский к 1845 году утратил своё былое значение. В период его расцвета Балаганск находился на перекрёстке путей – водного по Ангаре - к Иркутску и Красноярску, и сухопутного - через паром к Якутску.  Исходя из того, что первоначально Якутск был центром сбора ясака, а не Иркутск, путь туда из Москвы и обратно был торным. Таким же торным стал тракт на Иркутск, занявший место Якутска. Ему подчинялась даже Аляска! Путь от Онтуйского к Заларинской лежит аж через три переправы. На карте этого не видно, но я вам и так доложу – река Зима впадает в Оку двумя рукавами, обтекая остров Муринский. Левый рукав это Муринская протока, а правый основной водоток реки Зима. Затем, ещё надо форсировать саму Оку. Вот скажите мне, в чём тут прикол!? Три переправы, вместо одной! А возле Ухтуя воды в Оке больше именно на объём реки Зимы. Там и течение сильнее и Ока на переправе шире в два раза. В общем – знали люди что делали и не нам их учить. А вот про Окинский караул, минуя который князь Кропоткин решился двинуть «прямо через горы напрямик» в Зиму, я не перестаю удивляться. Будущий лидер российских анархистов описал свое путешествие, заверив публику в том, что казаки и бурятские патрули шастали вдоль верховий реки Оки, терроризируя контрабандистов. Дескать, тащили жулики из Китая, через Монголию, рулоны тончайшего шёлка и прочий дефицит и, минуя таможню, по Оке, или горным перевалам, пробирались к Зиме. А там Московский тракт - только их таможенники и видели. Но караул то оказался золотым! Судя по карте – казаки прикрывали от монгольской границы два золотых месторождения! На этой карте нет бурятской пограничной крепости Нарынхора, но есть Отводной Окинской караул прямо на границе – он в истоках реки Тес, а это современная Тисса. Ближе к истоку Оки впадает в неё Хоре, где и была крепость Нарынхора, которую золотоискатели не потрудились отметить на карте, демонстрируя злоумышленникам, что путь к местному «Эльдорадо» свободен. Но бурятские пограничники бдили не на шутку и, через сорок километров съезжались с русскими казаками, скакавшими бурятам навстречу из Окинского караула, который я усмотрел перед окинским мостом в районе селения Хара-Хужир. Однако, на этой карте можно наблюдать, что казаки скакали сорок километров от Окинского караула и на другом берегу Оки, в обратном направлении, через современное поселение Саяны в просто Хужир, безо всякого Хара. И, если «хара» - это «кара», то солончак был «чёрным». Но, может быть – это первая половина слова «караул». Это не точно, только на противоположном от Хара-Хужира берегу видна просёлочная дорога. Местами, на этой старой дороге, ведущей к поселению Саяны, большие деревья растут прямо посредине проезжей части. Эта дорога начинается сразу от реки и в её основании видны развалины деревянного дома. Похоже, что это дом паромщика. А это значит, что казаки, чтобы скакать на конечную заставу, плавились на левый берег на пароме, не рискуя возводить мост над бурной горной рекой, опасаясь паводков.  Получается, что буряты построили своё жильё прямо рядом с караулом!? Так ведь Кропоткин в своём отчёте «поездка в Окинский крараул», прямо пишет, что буряты охотно селились в окрестностях Окинского караула – в левобережных устьях рек Тиссы, Сенцы и Жом-Болока проживало около трёхсот бурят. А это, по тем временам, целый городок кочевников. Но, «под боком» у русского караула, в Хара-Хужире, могли селиться только семьи «служилых» бурят. Этот же Кропоткин отчитался, что на русской заставе, казаков четыре, или пять человек с семьями, а причисленных к караулу бурятских всадников более двадцати. Это по самым скромным подсчётам – так-как размеры крепости с церковью, казармой, кухней, амбаром и другими хозяйственными постройками занимали территорию девятьсот на пятьсот метров. А перевод слова «хужир» – это вам не шутки – в районе поселения Саяны видны «соляные копи». И из космоса можно наблюдать, как предприимчивые местные жители выпаривают на солнышке рассол в самодельных бассейнах из полиэтиленовой плёнки и получают горы белоснежной соли.  Современная конспирация казачьей крепости получилась мощная – «бурятское поселение на солончаке». А в старину Хужир, судя по представленной мной карте,  носил название Кинчиской караул. Кинчиским он стал называться, как мне кажется, оттого, что там объезд верховий Оки кончался и этот форпорст был конечным (Кончинским). Сейчас всё выглядит совсем безобидно - оттуда, по горной Оке, постоянно сплавляются экстремалы на катамаранах. Но, в низовьях, их шмонают менты (на всякий случай).


Рецензии