Пророчества и предупреждения И. А. Ильина
Предупреждения и пророчества И.А.Ильина и Ф.М.Достоевского.
Пророческий ДАР русских Поэтов и мыслителей!
"Мы верим в Россию потому, что созерцаем её в Боге...
Не имея этого дара, она не получила бы и этого призвания"
(И.А.Ильин "Почему мы верим в Россию?")
За окном солнечный февраль 2025 года. Прям, как у Пушкина, мол, "мороз и солнце, день чудесный...". Где ж ты, друг мой? О чем печалишься, куда идешь?.. Да, именно, Пушкин! В чем скрыта сила твоя, Поэт? Вот, смотри на это голубое небо, где там в золотистых лучах непостижимого солнца кроется он -- пророческий Дар поэтов и мыслителей. Запредельно ослепительно, как "Солнечный день в ослепительных снах" (В.Цоя). Именно, пророческий Дар русских мыслителей -- то невидимое оружие, которое более боятся наши враги, враги России. А потому они всё делают к тому, чтоб это орудие Духа профанировать, умалить, стереть с нашей памяти.
За окном солнечный февраль 2025 года. Вот удивительно и парадоксально, но со временем пророчества русских поэтов и мыслителей только набирают силу, ещё более становятся актуальны, как то чудное Слово, как-будто не от мира сего.
Читаешь и поражаешься до слёз, ведь это о нас, о нашем времени говорят пророки. Как так видеть сквозь до глубины вещей? Поразительно!
Так послушаем, что и КАК говорят русские пророки! Услышим ли голоса?..
***
"Где бы мы, русские эмигранты, ни находились в нашем рассеянии, мы должны помнить, что другие народы НАС НЕ ЗНАЮТ и НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ОНИ БОЯТСЯ России, не сочувствуют ей и ГОТОВЫ РАДОВАТЬСЯ ВСЯКОМУ ЕЁ ОСЛАБЛЕНИЮ. Только одна маленькая Сербия инстинктивно сочувствовала России, однако без знания и без понимания её; и только Соединенные Штаты инстинктивно склонны предпочесть единую национальную Россию как неопасного им антипода и крупного, лояльного и платежеспособного покупателя.
В остальных странах и среди остальных народов -- мы ОДИНОКИ, НЕПОНЯТНЫ и "НЕПОПУЛЯРНЫ". Это не новое явление. Оно имеет свою историю. М.В.Ломоносов и А.С.Пушкин первые поняли своеобразие России, её особенность от Европы, её "не-европейскость". Ф.М.Достоевский и Н.Я.Данилевский первые поняли, что Европа нас не знает, не понимает и не любит. С тех пор прошли долгие годы и мы должны были ИСПЫТАТЬ НА СЕБЕ и подтвердить, что все эти великие русские люди были ПРОЗОРЛИВЫ и ПРАВЫ.
Западная Европа нас не знает, во-первых, потому, что ЕЙ ЧУЖД русский язык...
...Во-вторых, потому, что ЕЙ ЧУЖДА РУССКАЯ (ПРАВОСЛАВНАЯ) РЕЛИГИОЗНОСТЬ...
Европа не знает нас, в-третьих, потому, что ЕЙ ЧУЖДО СЛАВЯНО-РУССКОЕ СОЗЕРЦАНИЕ мира, природы и человека...
Из всего этого выросло глубокое различие между западной и восточнорусской культурой. У нас ВСЯ культура -- ИНАЯ, СВОЯ, и притом потому, что у нас ИНОЙ, ОСОБЫЙ ДУХОВНЫЙ УКЛАД. У нас совсем иные храмы, иное богослужение, иная доброта, иная храбрость, иной семейный уклад; у нас совсем другая литература, другая музыка, театр, живопись, танец; не такая наука, не такая медицина, не такой суд, не такое отношение к преступлению, не такое чувство ранга, не такое ОТНОШЕНИЕ к НАШИМ ГЕРОЯМ, ГЕНИЯМ и ЦАРЯМ. И притом НАША ДУША ОТКРЫТА для западной культуры: мы её видим, изучаем, знаем и если есть чему, то учимся у неё; мы овладеваем их языками и ценим искусство их лучших художников; у нас есть ДАР ВЧУВСТВОВАНИЯ и ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.
У европейцев ЭТОГО ДАРА НЕТ. Они понимают только то, что на них похоже, но и то искажая все на свой лад. Для них русское инородно, беспокойно, чуждо, странно, непривлекательно... Они горделиво смотрят на нас сверху вниз и считают нашу культуру или ничтожною, или каким-то большим и загадочным "недоразумением".
Итак, Западная Европа не знает России. Но НЕИЗВЕСТНОЕ всегда страшновато. А Россия по численности своего населения, по территории и по своим естественным богатствам огромна. Огромное НЕИЗВЕСТНОЕ переживается всегда, как сущая опасность. Особенно после того, как Россия в 18 и 19 веках показала Европе доблесть своего солдата и гениальность своих исторических полководцев. С Петра Великого Европа опасалась России; с Салтыкова (Кунерсдорф), Суворова и Александра Первого -- Европа БОИТСЯ России. "Что, если этот нависающий с востока массив двинется на Запад?" Две последние мировые войны закрепили этот страх. Мировая политика коммунистической революции превратила его в НЕУТИХАЮЩУЮ ТРЕВОГУ.
Но страх унижает человека; поэтому он прикрывает его презрением и ненавистью. Незнание, пропитанное страхом, презрением и ненавистью, фантазирует, злопыхательствует и выдумывает. Правда, мы видели пленных немцев и австрийцев, вернувшихся в Европу из русских лагерей и МЕЧТАВШИХ о России и РУССКОМ НАРОДЕ. Но европейское большинство и особенно его демократические министры кормятся незнанием, боятся России и постоянно МЕЧТАЮТ о её ОСЛАБЛЕНИИ.
Вот уже полтораста лет Западная Европа боится России. Никакое служение России общеевропейскому делу (семилетняя война, борьба с Наполеоном, спасение Пруссии в 1805-1815 годах, спасение Австрии в 1849 году, спасение Франции в 1875 году, миролюбие Александра-3, Гаагские конференции, жертвенная борьба с Германией 1914-1917 г.г.) НЕ ВЕСИТ ПЕРЕД ЛИЦОМ ЭТОГО СТРАХА; никакое благородство и бескорыстие русских Государей не рассеивало этого европейского злопыхательства. И когда Европа увидела, что Россия стала жертвою большевистской революции то она решила, что это ЕСТЬ ТОРЖЕСТВО европейской цивилизации, что новая "демократия" расчленит и ослабит Россию, что можно перестать боятся её и что советский коммунизм означает "прогресс" и "успокоение" для Европы. Какая слепота! Какое заблуждение!
Вот откуда это основное отношение Европы к России: Россия -- это загадочная, полуварварская "пустота"; её надо "евангелизировать" или обратить в католичество, "колонизировать" (буквально) и цивилизировать; в случае нужды её можно и должно использовать для своей торговли и для своих западноевропейских целей и интриг; а впрочем, её необходимо ВСЯЧЕСКИ ОСЛАБЛЯТЬ. Как?
Вовлечением её в невыгодный момент в разорительные для неё войны; недопущение её к свободным морям; если возможно -- то расчленение её на мелкие государства; если возможно -- то сокращением её народонаселения (например, через поддержание большевизма с его террором -- политика германцев 1917-1938 г.г.); если возможно то насаждением в ней революций и гражданских войн (по образцу Китая); а затем -- внедрением в Россию международной "закулисы", упорным навязыванием русскому народу непосильных для него западноевропейских форм республики, демократии и федерализма, политической и дипломатической изоляцией её, неустанным обличением её мнимого "империализма", её мнимой "реакционности", её "некультурности" и "агрессивности".
Всё это мы должны понять, удостовериться в этом и никогда не забывать этого. Не для того чтобы отвечать на вражду -- ненавистью, но для того, чтобы верно ПРЕДВИДЕТЬ СОБЫТИЯ и НЕ ПОДДАВАТЬСЯ СТОЛЬ СВОЙСТВЕННЫМ русской душе СЕНТИМЕНТАЛЬНЫМ ИЛЛЮЗИЯМ.
Нам нужны ТРЕЗВОСТЬ и ЗОРКОСТЬ.
В мире есть народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди -- ВРАЖДЕБНЫЕ России, особенно ПРАВОСЛАВНОЙ России, тем более императорской и НЕРАСЧЛЕНЕННОЙ России. Подобно тому, как есть "англофобы", "германофобы", "японофобы" -- так МИР ИЗОБИЛУЕТ "русофобами", врагами национальной России, обещающими себе от её крушения, унижения и ослабления всяческий успех. Это надо продумать и прочувствовать до конца.
Поэтому, с кем бы ни говорили, к кому бы мы ни обращались, мы должны зорко и трезво измерять его МЕРИЛОМ ЕГО СИМПАТИЙ и НАМЕРЕНИЙ в отношении к ЕДИНОЙ, национальной России и не ждать от завоевателя -- спасения, от расчленителя -- помощи, от религиозного совратителя -- сочувствия и понимания, от погубителя -- благожелательства и от клеветника -- правды.
Политика есть ИСКУССТВО УЗНАВАТЬ и ОБЕЗВРЕЖИВАТЬ ВРАГА. К этому она, конечно, НЕ сводится. Но кто к этому неспособен, тот сделает лучше, если не будет вмешиваться в политику"
(И.А.Ильин "Против России" // Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 г.г. М, 1992).
"Если нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России. Борьба русского народа за свободу и достойную жизнь на земле -- продолжается. И ныне нам более чем когда-либо подобает верить в Россию, видеть её духовную силу и своеобразие и выговаривать за неё, от её лица и для её будущих поколений её ТВОРЧЕСКУЮ ИДЕЮ.
Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только РУССКОЮ, национальною. Она должна выражать русское историческое СВОЕОБРАЗИЕ и в то же время -- русское историческое ПРИЗВАНИЕ. Эта идея формулирует то, что русскому народу УЖЕ ПРИСУЩЕ, что составляет его БЛАГУЮ СИЛУ, в чем он ПРАВ ПЕРЕД ЛИЦОМ Божиим и САМОБЫТЕН среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу ИСТОРИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ и наш ДУХОВНЫЙ ПУТЬ; это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях и довести до настоящей чистоты и полноты бытия -- во всем: в нашей культуре и в нашем быту, в наших душах и в нашей вере, в наших учреждениях и законах. Русская идея есть нечто ЖИВОЕ, простое и Творческое. Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие дни, во всех своих великих людях. Об этой идее мы можем сказать: ТАК БЫЛО, и когда так бывало, то осуществлялось ПРЕКРАСНОЕ; и ТАК БУДЕТ, и чем полнее и сильнее это будет осуществляться, тем будет лучше...
В чем же сущность этой идеи?
Русская идея есть идея СЕРДЦА. Идея СОЗЕРЦАЮЩЕГО СЕРДЦА. Сердца, созерцающего СВОБОДНО и ПРЕДМЕТНО и передающего свое видение воле для действия и МЫСЛИ для осознания и слова. Вот главный источник русской веры и русской культуры. Вот главная сила России и русской самобытности. Вот ПУТЬ нашего ВОЗРОЖДЕНИЯ и ОБНОВЛЕНИЯ. Вот то, что другие народы смутно чувствуют в русском духе, и когда верно узнают это, то преклоняются и начинают любить и чтить Россию. А пока не умеют или не хотят узнать, отвертываются, судят о России свысока и говорят о ней слова неправды, зависти и вражды..."
(И.А.Ильин "О русской идее" // Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 г.г. М, 1992).
Предчувствие Достоевского!
На нашу русскую Идею, визуально-формально изложенной и показанной на открытии Олимпиады-2014 в Сочи, Запад ответил Майданом, революциями-переворотами, нескрываемою враждебностью и злыми умыслами от "цивилизованных" "благодетелей", наконец, войной против России. Впрочем, как из века в Век.
***
А где же Достоевский?, изумится неизвестный читатель. А Достоевский тут же, вот в этих словах Ильина. Только бы услышать, узнать и угадать. Угадать Человека! Ведь, пророки одиноки, но идут вслед, друг за Друга, по следу невидимого Духа.
"А там, за окном, сказка с несчастливым концом.
Странная сказка"
"Но всё, что мне нужно, --
Это несколько слов и место
Для шага Вперёд!"
(В.Р.Цой)
"Закрой за мной Дверь, я ухожу"
"Если есть тьма, должен быть Свет"
(В.Р.Цой)
Свидетельство о публикации №225022001016