Глава 6. Первая Иерусалимская община

      Через несколько дней после окончания празднования Пасхи ученики якобы получили повеление свыше вернуться на родину и  возвратились в Галилею.
Возможно,  многие из них отправились туда сразу после взятия Иисуса под стражу или после его смерти. Как только распространился слух о Воскресении, стали говорить, что снова увидят его в Галилее. Женщины , бывшие у гробницы , рассказывали, что ангел возвестил им, что будто бы Иисус встретит их в Галилее (Мф.28:7; Мк.16:7). Другие уверяли, что Иисус сам повелел им отправиться туда (Мф.28:10). Припоминали, что кажется, Он говорил об этом еще при жизни (Мф.26:32; Мк.14:28).
     В Галилее они  действительно,  «увидели» его. Петр, Фома, Нафанаил, сыновья Зеведеевы поселившись на берегу озера(Ин.21:2 ) и  взялись за свое прежнее занятие - рыбную ловлю.  Их беседы с призраками  усопшего продолжались целые дни и месяцы.
     Память об Иисусе  объединила уже более пятисот человек (1 Кор.15:6). Потеряв Учителя, они повиновались главным его ученикам, особенно Петру. Однажды они поднялись на одну из гор и там - увидели его.  На этот раз Иисус сам   указал ученикам на всю землю и обещал им ее в будущем. Они спустились с горы убежденные, что Он повелел им обратить в христианство все человечество и обещал пребывать с ними до скончания века; начать проповедь им следовало с Иерусалима (Лк 24:47).
     Итак,  стоявшие в тот момент во главе секты решили вернуться в Иерусалим. Возвращение произошло в конце 33-го, или на пасху 34-го года.
     Вероятно,  часть  учеников Иисуса в его последние дни осталась в Иерусалиме. К тому моменту, когда ученики расставались, вера в Воскресение уже установилась и распространялась с двух сторон,  что и было причиной полного разночтения в рассказах о явлениях. Сложилось два предания: Галилейское и Иерусалимское. По первому, все явления (кроме относящихся к первым моментам Воскресения) имели место в Галилее; по второму - в Иерусалиме. Обе фракции маленькой Церкви сходились на основном догмате: "Он воскрес!"
    Со дня возвращения в Иерусалим апостолы больше не расстаются, если не считать временных отлучек. Иерусалим становится их постоянным центром (Деян.8:1; Гал.1:1-19; 2:1).
    Утверждали, что Иисус   приказал  ученикам не отлучаться из Иерусалима и ждать "обещанного от Бога" (Лк.24:49; Деян.1:4). Явления становились все реже, начинали думать, что учитель никому больше не покажется до дня своего торжественного возвращения в облаках.  Он обещал ученикам, что пошлет  им Дух Святой  как  свое второе "я" , как  «утешителя», который будет   руководить ими и вдохновлять  в трудные минуты (Ин.20:22; Лк.24:49; Деян.1:4 ).
    Последователи Иисуса  составляли маленькую, совершенно обособленную общину, жившую своей жизнью. Их было в Иерусалиме около ста двадцати человек.
Вскоре в этой первоначальной церкви установились известные правила, сообщившие ей некоторое сходство с  монашеской жизнью, которая впоследствии проникла в христианство.
Первые христиане жили в сообществе, где никто не владел личной собственностью (Деян.2:42-47; 4:32-37; 5:1-11; 6:1 ).  Становясь учеником Иисуса, всякий продавал свое имение и приносил его в дар общине. Затем старшины общины распределяли общее имущество между всеми, каждому по его  поребностям. Жили все они в одном квартале (Деян.2:44,46,47), пищу  вкушали все вместе, продолжая придавать этой трапезе мистическое значение, преподанное Иисусом (Деян.2:46; 20:7,11). Они проводили в молитвах долгие часы, нередко впадая в экстаз.
    У Иисуса очень заметна  склонность к учению эбионизма, т. е. абсолютной бедности.  Духу его проповеди вполне соответствует отречение от земных благ и милостыня, доведенная до полной раздачи всего своего состояния . Вера в  скорый конец мира  порождала отвращение к земным благам и стремление жить сообща. Образец такой жизни уже дали ессеи .
    Первые последователи Иисуса считались очень ревностными и набожными, они  соблюдали в точности все иудейские обряды, молились в положенные часы и исполняли все предписания еврейского закона (Деян.3:1).Ото всех прочих евреев они отличались лишь тем, что верили в пришествие Мессии как в совершившееся. Иудеи, не посвященные в их жизнь , смотрели на них как на секту хасидим . Секта  вызывала мало  толков и не нарушала общего спокойствия, так как пребывала в неизвестности.
    В маленькой общине неоспоримым преобладанием пользовались избранные Иисусом апостолы, которых считали получившими от него особые полномочия для благовестия миру о Царствии Божием . Иерусалим служил их постоянным местопребыванием ; почти вплоть до 60-го года апостолы покидали святой город только для временных миссионерских поездок. Вот почему большинство из них осталось в неизвестности; очень немногим выпала видная роль. Апостолы составляли нечто вроде священной коллегии  (Гал.1:17-19), предназначенной главным образом для того, чтобы блюсти традиции и представлять консервативный элемент. Но, в конце концов, их освободили от всяких активных обязанностей, так что им оставалось только проповедовать и молиться (Деян.6:4). За пределами Иерусалима их имена были почти неизвестны, и к 70-80 годам в списках, куда заносились эти двенадцать первоначальных избранников, не встречалось разногласий только относительно главных имен ( Мф.10:2-4; Мк.3:16-19; Лк.6:14-16; Деян.1:13).
      Петру принадлежало некоторое первенство над другими апостолами, в основном, за его рвение и энергичную деятельность (Деян.1:15; 2:14,37; Гал.1:18; 2:8). В эти первые годы Петр почти не разлучается с Иоанном, сыном Заведеевым.  "Братья Господни" часто появляются наряду с "апостолами", хотя между теми и другими есть разница (Деян.1:14; Гал.1:19; 1 Кор.9:5). Тем не менее, авторитет первых по меньшей мере равнялся авторитету апостолов. В нарождающейся церкви эти две группы составляли род знати, права которой основывались единственно на большей или меньшей близости членов ее к учителю. Это были те самые люди, которых Павел называет "столпами" Иерусалимской церкви (Гал.2:9).  Различий в духовной иерархии, очевидно, еще не существовало. Однако, уже тогда нетрудно было предвидеть, что не пройдет 2-3 столетий, как вся эта демократия превратится в олигархию.

                Обращение в новую веру.Проповедь апостолов

      До сих пор Иерусалимская церковь представляла  маленькую галилейскую колонию. Забыты галилейские самоотверженные женщины,до конца остававшиеся преданными Иисусу  , сошли со сцены  его друзья  в Иерусалиме и окрестностях, такие, как Лазарь, Марфа и Мария из Вифании, Иосиф Аримафейский, Никодим. Одна лишь кучка галилеян, сгруппировавшаяся около двенадцати апостолов, оставалась тесно сплоченной и активной. Проповедническая деятельность этих ревностных учеников не прерывалась.  Обращение в новую веру совершалось, главным образом, путем задушевных бесед в тесном, немногочисленном кружке (Деян.5:42).
Содержание таких речей сводилось преимущественно к цитатам из Ветхого Завета, в которых искали доказательств того, что Иисус был Мессия. Аргументация была туманна и слаба, но такова была и вся экзегетика  проповедников новой веры.
     Еще слабее был тот довод, к которому прибегали проповедники для подтверждения своей аргументации: довод, основанный на чудесах Иисуса. Не подлежит сомнению, что апостолы были уверены в своей власти творить чудеса. Чудеса почитались знаком божественного призвания (1 Кор.1:22; 2:4-5; 2 Кор.12:12  и др.);тот факт, что Иисус совершал их, считался несомненным. Чудеса апостолов имели  такой же характер, как и чудеса Иисуса, и состояли преимущественно в исцелении больных и в изгнании бесов.

    Весь символ веры первобытной церкви мог уместиться в одной строке: "Иисус - Мессия, сын Божий". Эта вера покоилась на одном неоспоримом доказательстве - факте Воскресения, свидетелями которого считали себя ученики. В действительности же никто (даже и галилейские женщины) не утверждал, что сам был очевидцем Воскресения. Но исчезновение тела из гробницы и последовавшие затем явления казались равнозначащими самому факту. Свидетельствовать о воскресении Иисуса - вот в чем заключалась, по их убеждению, главная миссия, возложенная на них (Лк.24:48; Деян.1:22; 2:32; 3:45 и др.).
Очень скоро создалось убеждение, что это событие было предсказано самим учителем. Вспоминались различные его слова, не вполне ими понятые,  в которых, уже после Воскресения,они увидели его предсказание . Вера в будущее славное Второе  пришествие Иисуса стала всеобщей.  Припоминались слова, которые приписывались Иисусу: не успеет проповедь обойти всех городов Израиля, как придет Сын Человеческий во всей славе своей (Мф.10:23). А до того дня воскресший Иисус будет сидеть одесную Бога Отца, где и пребудет до торжественного дня, когда Он явится в облаках судить живых и мертвых (Деян.2:33 ; 10:42).
     Ученики имели об Иисусе то представление, которое Он сам им внушил. Он был "великий пророк, сильный словом и делом" (Лк.24:19), Божий избранник, облеченный миссией спасти человечество,  которую Он засвидетельствовал чудесами и, главное, своим Воскресением. Он был помазан от Бога Духом Святым и облечен властью. Он был уникальный сын Божий,представитель Бога на земле; Он был Мессия, спаситель Израиля, о котором возвещали пророки (Деян.2:36; 8:37  и др.). В христианской секте обычным делом было чтение книг Ветхого Завета, в особенности, пророков и псалмов. К этому чтению  приступали с предвзятой мыслью повсюду находить провозвестие об Иисусе. Христиане были убеждены, что древние еврейские книги были полны им, и с первых же лет составилась целая коллекция текстов, взятых из пророков, псалмов и некоторых апокрифических книг, в которых, по общему убеждению, жизнь Иисуса была предсказана и описана заранее.
   


Рецензии