Глава 8. Смерть Стефана. Начало гонений и рассеяни

Смерть Стефана . Начало гонений и рассеяние Иерусалимской церкви


          36 ( 37 ) год. Семья Анны продолжала властвовать.Кайафа оставался первосвящеником до 36 года.Пилат был отстранен от своей должности.  Несколько раз Петр, Иоанн и другие апостолы были заключены в тюрьму и подвергались бичеванию,но это  считавшееся «дисциплинарным» раввинистическое наказание их только радовало: они пострадали за Иисуса. Апостолы  продолжали проповедовать «всякий день в Храме и по домам» и «не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5:42).  Насилия исходили   от саддукеев;  фарисеи и даже некоторые аристократы относились хорошо к безобидной секте  иудеохристиан.Иосиф Аримафейский и Никодим , знавшие Иисуса, поддерживали  отношения с сектой. Знаменитый  иудейский ученый того времени, « уважаемый всем народом» раввин Гамалеил выступил в Синедрионе  в защиту свободы евангельского учения (Деян. 5:34-39), но его либеральные взгляды не имели большого успеха среди фанатиков.
      Первые гонения против христиан  были вызваны проповедями  дьякона Стефана.  Он  не был учеником Иисуса, никогда не встречался с Ним.
Иудей Стефан, говоривший по-гречески и живший в одной из провинций за пределами Святой Земли, пришел в Иерусалим как паломник вместе с тысячами других иудеев, таких же как и он сам. Его внимание,вероятно, привлекла  группа галилейских крестьян и рыбаков, проповедовавших о простом человеке из Назарета, которого они  называли мессией.  Этот человек был уже убит — распят на кресте, что по определению, лишало его права считаться освободителем Израиля,но после своей смерти  был похоронен в дорогой гробнице , которая подошла бы кому-нибудь из самых богатых людей в Иудее, и- самое главное -  его последователи утверждали, будто через три дня после помещения тела в гробницу , их мессия вернулся к жизни: Бог воскресил Его из мертвых.
Ничего подобного тому, о чем говорили эти последователи Иисуса, люди того времени не знали.  Мысль о том, что человек может умереть и затем вновь воскреснуть во плоти для вечной жизни, чрезвычайно редко встречалась в античности и не существовала в иудаизме. Это было беспрецедентное заявление в иудейской истории: вера в умирающего и воскресающего мессию не существовала в иудаизме. Пророк Исайя говорит о таинственном «страдающем рабе» , который будет «изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис. 53 ), но  нигде не называет этого раба мессией и не утверждает, что тот восстанет из мертвых.
     Стефан  примкнул к движению последователей Иисуса вскоре после казни на Голгофе. Подобно многим новообращенным иудеям из диаспоры, он оставил свой родной город, продал имущество и отдал все средства общине .Вместе с ещё шестью единоверцами Стефан был избран апостолами диаконом  для поддержания порядка и справедливости при «ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1). Избрание диаконов произошло после возмущений несправедливыми раздачами, возникших в среде христиан из «эллинистов», то есть евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке.
     Проповеди Стефана  пользовались большим успехом. Он проповедовал, что Иисус был Мессией, что старейшины совершили преступление, осудив его на смерть.Власти решились уничтожить этого проповедника , настраивавшего  против них толпу. Его обвиняли в том же, что служило поводом для осуждения на смерть Иисуса: якобы он сказал, что Иисус  разрушит храм и изменит заветы, данные, по преданию, Моисеем.На суде Стефан в свою защиту подробно изложил христианское учение, подтверждая его обильными ссылками на закон Моисеев и цитатами из псалмов и пророков, и в заключение бросил членам Синедриона упрек в убийстве Иисуса:
"Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами!  Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили и предвозвестивших пришествие Праведника, которого предателями и убийцами сделались ныне вы,.."  И, наконец, он «воздел глаза к небу и, видя славу Бога и Иисуса, воскликнул: "Я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога". Присутствующие, "слушая сие, рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами" и ,наконец, "единодушно устремились на него и выведши за город,стали побивать его камнями.И побивали камнями Стефана, который молился и говорил:Господи Иисусе!приими дух мой  И преклонив колена, воскликнул громким голосом:Господи! не вмени им греха сего.И сказав сие,почил» (Деян.7:49-60).
     Для иудеев не было большего богохульства, нежели слова Стефана. Утверждение о том, что человек умер и воскрес, могло просто не иметь прецедентов в иудаизме. Но мысль о «боге-человеке» была откровенно еретической. Слова, которые Стефан выкрикивал в своих смертных муках, явились никак не меньше, чем началом новой религии, радикально и непримиримо отвергающей все то, что собственная религия Стефана когда-либо говорила о природе Бога и человека и о взаимоотношениях между ними.
С точки зрения гражданского закона,  выполнение смертного приговора без участия римлян было противозаконно. По отношению к Иисусу приговор должен был быть утвержден прокуратором. Может быть, и в этом случае  дело обстояло так же и выполнение приговора  не следовало сразу же после его произнесения, как это утверждает автор Деяний. Но в любом случае, гонителями здесь были не римляне , а ортодоксальные иудеи.
     Смерть Стефана произошла примерно между 33 и 35 гг. н. э( по другим сведениям, между 36 и 38 гг.) и произвела  большое впечатление на верующих.   Смерть Стефана открыла эру христианских мучеников. Не говоря об Иоанне Крестителе и Иисусе Христе,  евреи имели своих мучеников в эпоху Антиоха Эпифана. Но начиная со Стефана,  в мир была внесена новая  мысль: исключительная и абсолютная вера, что существует только одна хорошая и истинная религия. Люди, приносившие себя в жертву , защищая эту религию, оказали на историю  человеческого духа огромное влияние. Христианская вера, подвергавшаяся гонениям в течение трех столетий, достигнув господства, станет более нетерпимой гонительницей, чем какая-либо другая религия. В этом смысле мученики открыли эру нетерпимости.
     Гонения ортодоксальных иудеев  на церковную общину были направлены главным образом на эллинистов и прозелитов, поведение которых выводило их из себя .  Как сообщают Деяния, «все, кроме апостолов,рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» ( Деян8:1).
     Итак, Иерусалимская община  вынуждена была рассеяться. Апостолы, ведущие совершенно такую же жизнь , как и прочие благочестивые иудеи, не вызывали с их стороны преследований и не покинули Иерусалим, продолжая ждать пришествие Христа.
Но начиная с этого времени, прекратилась навсегда совместная жизнь верующих, продожавшаяся три или четыре года. Гонение , начавшееся со смертью Стефана, повлекло за собой распространение учения, которое хотели подавить. До тех пор проповедь христианства   почти не выходила за пределы Иерусалима, христианская церковная община не основывала нигде своих разветвлений. Вследствие рассеяния члены  общины  оказались в Иудее и Самарии и везде проповедовали Царство Божие. В противоположность  консервативному ядру , состоявшему из апостолов и  иудеев, принявших христианскую веру,они составили активный, деятельный элемент секты и отодвинули постепенно в деле проповедничества Иерусалимских иудеохристиан на второй план .Можно сказать, что  вся заслуга дальнейшего покорения мира христианству принадлежит эллинистам.
      


Рецензии