Глава 9. Обращение и призвание Павла
Среди толпы, одобрявшей побивание камнями Стефана, находился молодой Савл из Тарса, богатого римского города на Средиземном море. Он был ревностным последователем Закона Моисея и имел блестящую репутацию борца с ересями, подобными той, что проповедовал Стефан . Спустя примерно пятнадцать лет, около 49 г. н. э., бывший фарисей Савл, а ныне — страстный проповедник христианства по имени Павел напишет своим друзьям из греческого города Филиппы послание, в котором, как и ранее Стефан, назовет Иисуса из Назарета Богом: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2. 6–7).
Савл как говорится в Деяниях, был учеником фарисея Гамалеила, считавшегося самым образованным человеком Иерусалима. В Иерусалиме Савл дошел до высшей степени фанатизма. Он стоял во главе партии молодых фарисеев, доходивших до крайности в своей приверженности к национальному прошлому. Савл не знал Иисуса, не принимал участия в событиях на голгофе, но он стоял в первых рядах гонителей церкви.Как позднее Павел сам писал о себе, он дышал ненавистью и местью и, как бешеный, рыскал по Иерусалиму с указом, разрешавшим всякие зверства. Он ходил из синагоги в синагогу, принуждая робких людей отрекаться от Иисуса; тех же, кто не соглашался на это, приказывал бичевать или сажать в тюрьму (Деян.22:4,19; 26:10-11). Его приводили в бешенство успехи новой веры. Узнав, что в Дамаске образовалась группа последователей Христа , он по своей инициативе получил у первосвященника верительную грамоту в синагогу этого города с полномочием задержать там всех неблагонамеренных людей " и привести их в оковах в Иерусалим на истязание"(Деян.9:1-2,14; 22:4-5; 26:12).
Однако на пути в Дамаск случилось чудо...
Деяния так описывают "обращение и призвание" Павла.
Группа шла, вероятно, пешком, и когда она приблизилась к Дамаску Дамаску, было около полудня (Деян.22:6). Сломившись под натиском крайнего возбуждения,он упал в полубессознательном состоянии на землю (Деян.9:4; 22:7) и " услышал" голос: «Савл, Савл! зачем ты гонишь Меня?» (Деян.22:7). «Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя"(Деян.9:7), или по другому описанию свет видели, но голоса не слышали"(Деян.22:9).
После этого находившегося в глубоком трансе Савла довели до дома, он несколько дней болел, в его сознании случился некий переворот, и он начал проповедовать за Христа.
Рассказ Павла о явлениях Иисуса не дает никаких ценных подтверждений историчности самого факта воскресения Иисуса. Павел настолько уверовал в реальность своих болезненных видений, что в течение трех лет даже и не думал подтверждать их сведениями апостолов в Иерусалиме (Гал.1:17-18). Лишь спустя этот срок он явился в столицу Иудеи, однако ни с кем, кроме Петра и Иакова Праведного, из апостолов не говорил (Гал.1:18-19). Оба апостола (Петр и Иаков), вероятно, рассказали ему о явлениях, которые они сподобились увидеть, но проверять эти рассказы, дознаваться о степени их достоверности или разбираться в противоречиях Павел не стал, да и нельзя было этого требовать от человека, который полностью уверовал в реальность собственных видений.
Сам Павел не раз признавался, что экстаз он переживал нередко. Во Втором послании к коринфянам апостол пишет: «Не полезно хвалиться мне; ибо я приду к видениям и откровениям Господним» (2 Кор.12:1), — то есть что видения его удостаивают часто. Кроме того, тут же Павел указывает на то, что он знает человека, который четырнадцать лет тому назад «восхищен был до третьего неба» и «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать», причем «Бог знает», в теле был тот человек или вне тела (2 Кор.12:2-4). Такие высказывания явно указывают на психическое расстройство Павла, который, кстати, здесь же, вслед за этим рассказом, говорит, что ему можно похваляться «только немощами своими», ибо дано ему «жало в плоть» для удручения, дабы он «не превозносился» (2 Кор.12:5,7). Это замечание наводит на мысль, что Павел страдал какими-то припадками, возможно, эпилепсией; недаром он постоянно упоминает о своих немощах (Гал.4:13). Кроме того, о психическом расстройстве апостола говорит также факт его частых впадений в глоссолалию (1 Кор.14:18).
Учение новой веры было так просто, что ему не понадобилось и учиться. Павел разом стал христианином в полном значении этого слова. Да и кто мог бы наставить его в вере? Ему являлся сам Иисус. Он имел такое же видение воскресшего Учителя, как Иаков, как Петр. Он все познал путем непосредственного откровения. Впоследствии Павел настойчиво утверждал, что он с умыслом не пошел в Иерусалим тотчас после своего обращения и не вступил в сношения с теми, которые были апостолами до него. Он говорил, что получил свое особое откровение и никому ничем не обязан; что он, как и Двенадцать, был посвящен прямо Иисусом по велению Бога; что его учение истинно, хотя бы сам ангел с небес стал оспаривать его.Он не делает различий в характере видений, посетивших его самого и других апостолов. (Гал.1:1,8-9,11 и сл.; 1 Кор.9:1; 11:23; 15:8,9; Кол.1:25; Еф.1:19; 3:3,7,8; Деян.20:24; 22:14,15,21; 26:16).
С таким же горячим рвением к новой вере, какое он проявлял по отношению к прежней, Павел, в один день перешел от роли гонителя к роли апостола . Он был потрясен до глубины души, преображен, но в сущности говоря, он только изменил фанатизм.
Свидетельство о публикации №225022001170