Глава 10. Проповедь Павла. Начало раскола в Раннех
Из Книги «Деяния св. апостолов» следует, что существовали трения между Павлом и лидерами «Иерусалимской церкви»,непосредственными учениками Иисуса, но эти трения были преодолены и они все стали лучшими друзьями с общими целями и задачами. Однако,как становится очевидным из писем Павла, особенно, «К Галатам», и других источников , трения были гораздо более серьёзны, чем это изображается в Деяниях, которые являются большей частью пропагандой единства в ранней церкви.
Главным отличием иудеохристианского течения назореев, состоявшего из последователей Иисуса , от главного фарисейского направления в иудаизме была вера в Христа как еврейского Мессию, который приходил, чтобы спасти народ Израиля, но был распят римлянами и воскрес из мертвых. Они верили, что это деяние совершил над Ним Бог ради них, иудеев. В теологическом плане назореи расходились с фарисеями только в двух отношениях: во-первых, иначе понимали сущность и роль еврейского Мессии, а во-вторых, по примеру Своего Учителя, более либерально толковали законы Устной Торы. Иудаизм того времени не был монолитным учением, и появление еще одного направления в нем мало что изменило в религиозной атмосфере Иудеи. Однако вполне вероятно, что некоторые молодые образованные фарисеи болезненно отнеслись к расколу их направления , а к назореям – враждебно. Среди таких молодых и идейно непримиримых фарисеев Савл,будущий ап.Павел,будучи неумеренным "ревнителем отеческих моих преданий" (Гал. 1: 13–14), занимал видное место(глава 9).
В описании жестокостей фарисейского прошлого Павла в книге «Деяний» (Деян. 8: 3) атмосфера насилия фарисеев ,за исключением их крайнего, фанатически настроенного течения, к которому, вероятно, относился Савл,- явно преувеличена (Примечание 1), поскольку иудаизм того времени состоял из совершенно разных направлений, которые вместе с тем достаточно мирно уживались друг с другом.
Можно делать разные предположения относительно того, что "на самом деле" произошло на пути в Дамаск с Павлом. Mожнo сколько угодно и очень логично "объяснять" случившееся "припадком" страдающего психическими заболеваниями Павла и т.п.,но всё это не имеет значения: важно то, что Павел ПОВЕРИЛ, что увидел воскресшего после смерти Иисуса- и это изменило не только его мышление, но и дальнейший ход истории.
Что же могло явиться причиной гонения христиан ортодоксальными иудеями?
Почему Павел, впервые услышав о евреях-христианах ,так яростно отвергал их
взгляды и устроил на них, по его собственному признанию, жесточайшие гонения?
Ответить на этот вопрос можно следующим образом.
Гонения христиан (Примечание 2), в которых принимал участие Савл, были вызваны первоначальной проповедью последователей Иисуса, неприемлемой для ортодоксального иудаизма вследствие следующих моментов.
1.Признание Иисуса Мессией Израиля. Во времена Павла , до появления христианства, даже мысли не могло возникнуть, что Мессия,Освободитель Израиля может быть распят или воскреснет из мёртвых.
Проповедь распятого Мессии воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии,Помазанника Божьего, который, согласно обещанию самого Бога, должен прийти как царь и победитель.Для фарисея Павла было немыслимо видеть в распятом,a следовательно, прОклятом Богом преступнике Мессию , ибо "Проклят всяк висящий на древе" (Второзак.21:33; Посл к галатам:3:13). Поэтому для него ТОГДА проповедь христиан была полная чушь, богохульство и хула на Самого Бога! Поэтому , по его же, Павла, собственным словам, он "гнал церковь", причём "жестоко" (Гал.1:13)
Именно решительное противостояние Павла христианам делает столь поразительным его обращение в христианскую веру.
2. Критика Храмового культа. В речи Стефана содержались открытые нападки на Храм и служителей ( Деян 7:51- 53).Возможно, критика Храмового культа стала одной из основных причин преследований .
В ранних гонениях на христиан можно увидеть попытку иудейских общин навести порядок путём "дисциплинарного" наказания неортодоксальных взглядов, хотя сами христиане считали себя не "дисциплинируемыми", а преследуемыми.
Возможно, Павел, став христианином, подвергся подобному"дисциплинарному наказанию"- бичеванию "5 раз по 40 ударов без одного"(2 Кор.11:23-24).
Основную роль в гонениях первых христиан играли, вероятно, храмовое саддукейское священство. В Деяниях (9:1-2) описано, как Павел получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим христиан из Дамаска для наказания .
Гонения христиан 37-го г., душой которых был Савл-Павел, угасли неожиданным образом. Савл, прибытия которого с полномочиями от Иерусалимского Синедриона с ужасом ожидала христианская община в Дамаске(Деян.9:1-2), вдруг вместо разгрома христиан , сам стал проповедовать в синагогах об Иисусe, что Он есть воистину Мессия и Сын Божий(Деян.9:20).После своего «обращения» Савл становится одним из тех назореев, которых раньше немилосердно преследовал.
Он не скрывает, что ни у кого из первых христиан не учился и сообщает:«церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял» (Гал.1: 22–23). Павел утверждает, что учение Иисуса принял от самого Христа, через Его откровение ему ; он называет себя апостолом, избранным «не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых». Поэтому он провозгласил свои интерпретации не просто собственными открытиями, но пришедшими к нему "откровениями"через личное знакомство с воскресшим Иисусом. Такое знакомство, по его словам, стоит выше, нежели знакомство с Иисусом в течение Его земной жизни.
В те времена господствовало мнение, что любой желавший приобщиться к Христу должен стать сначала евреем, то есть перейти в иудаизм. Но язычников отпугивала сложность иудейских законов.Пытаясь найти решение этой проблемы, Павел стал утверждать, что вера в Иисуса освобождает от необходимости выполнения законов Моисея. Сначала он избавил язычников от "бремени" иудейских законов, но, желая быть последовательным и создать единую христианскую общину, он пошел много дальше – стал освобождать и евреев от их исторического наследия.
Мысль о том, что можно стать христианином, не становясь сначала евреем, казалась тогда дикой и крамольной, поэтому очень многие выступили против проповедей Павла. В своем Послании к Галатам апостол обращал внимание, что его гонят и преследуют именно за то, что он освобождает новообращенных язычников от трудноисполнимых иудейских законов, а главное, от необходимости обрезания и что именно в этом и есть преимущество его проповеди (Гал. 5: 11).
Можно предположить, что для Павла его миссия- обращение язычников означала как бы осуществление пророчества Исайи: «И пойдут многие народы и скажут:и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева..»(Ис 2:2-3), или пророчества Захарии: «И будут приходить многие племена.., чтобы помолиться лицу Господа,возьмутся за полу иудея и будут говорить:мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог»(Зах.8:22-23). Вполне возможно, что Павел видел собственную исключительную роль в этих словах пророка: « Я, Господь, призвал Тебя.. и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, узников вывести из заключения и сидящих во тьме-из темницы. Я сделаю Тебя светом народов...» (Ис 42:6-7; 49:6). В Гал. 1 Павел описывал свой опыт обращения: «Бог призвал меня ..чтобы я благовествовал Его язычникам» (Гал 1:15-16). Т.е. миссию Павла определил сам Бог: Он призвал его, чтобы распространять по всему миру весть о спасении язычников проповедью смерти и воскресения Иисуса, и именно ему , Павлу, предстояло привести историю Иисуса к ее предсказанной пророками вершине. Павел видел себя миссионером именно язычников, а не иудеев.Все содержание Послания к Галатам связано с тем, что читатели его-христиане из язычников, которых некоторые «лжеучителя», как он называл Иакова и др лидеров Иерусалимской церкви, призывают выполнять иудейские практики.
В своих Посланиях Павел сосредотачивается на одном чуде: Бог воскресил Иисуса из мертвых , и он сам, Павел , своими глазами видел живым распятого Иисуса ! И "свидетельство" Павла звучало для многих из его собеседников-язычников убедительно: Иисус воскрес, взят на небеса,но Он вернется в силе и славе и — наступит Царство Божие, которое обретут верующие в Него.
Миссия Павла среди иудеев не имела успеха, но церкви Павла, состоящие из бывших язычников, продолжали расти...Уже ко второй половине первого столетия Церковь состояла по всей видимости, из большого числа языческих новообращенных.
Первой смешанной христианской общиной (из евреев и неевреев) стала община в Антиохии (Деян. 11: 20), где проповедь среди эллинов смогла принести несравненно больший результат, чем среди евреев в диаспоре. Язычники составляли подавляющее большинство населения и реальная власть была в их руках.В Антиохии верующие стали называться христианами. Арамейский язык — язык Иисуса -был почти неизвестен новым Его последователям: христианство говорило на греческом языке.
Иерусалимская церковь была лишена всяких средств. Вся общинная касса в Иерусалиме была предназначена для помощи бедным, чтобы «благородные нищие» не умерли от голода. В языческих городах в общину вступали довольно состоятельные верующие.Христиане Антиохии собирали и передавали деньги братьям из Иудеи.
Иерусалим оставался городом «бедняков Божьих», благочестивых мечтателей, которых Бог избрал быть богатыми верою и «наследниками Царства». Антиохия, почти чуждая слову Иисуса, которое она никогда не слышала, была городом Павла; Иерусалим-городом старой апостольской коллегии, богатой лишь своими бесценными воспоминаниями.
Примечание 1.
В Палестине выделялись три гонения иудеев на христиан, в результате которых погибли три человека: убийство Стефана в 37 г.; казнь Иакова Заведеева в 44 г. (Деян.12:3) , организованная внуком Ирода Великого Иродом Агриппой, и убийство , согласно церковному преданию, Иакова, брата Господня в 62 году.
Произвольная редакция «Деяний» со стороны переписчиков во II веке сместила все пропорции в отношении тех, кто препятствовал проповедям Павла в трех его миссионерских путешествиях по Малой Азии и Греции. Любых противников апостола из евреев переписчики именуют одинаково – "иудеи". Но враги Павла из язычников-эллинов называются только по их именам или указываются как жители определенного города, например, эфесяне, выступившие против Павла и его проповедей. И это несмотря на то, что только иудеи давали Павлу право проповедовать об Иисусе в своих синагогах. Подобная проповедь в греческих храмах могла бы стоить апостолу его жизни. И именно евреи, а не новообращенные греки, были главными помощниками Павла в его миссионерских поездках. И избивали апостола порой чуть ли не до смерти, например, в Листре, вовсе не иудеи, а язычники-эллины. И в городе Филиппах Павла и Силу посадили в темницу опять-таки не иудеи, а македоняне. И в Афинах издевались над Павлом как «суесловом» вовсе не евреи, а все те же греки. Те из иудеев, кто действительно был недоволен призывами Павла отказаться от всего национального и религиозного наследия, пытались лишь возражать ему, в то время как эллины-язычники готовы были убить апостола и за гораздо меньшее.
Примечание 2.Следует заметить, что называть апостолов и первых последователей Иисуса "христианами", а их общины "христианскими" - не корректно, поскольку все они продолжали оставаться иудеями. Они так же молились в синагогах, соблюдали еврейские праздники, были преданы Закону (Торе) , как и их Учитель. От остальных иудеев их отличало только то, что они верили в воскресение Иисуса Христа после Его смерти и считали Его Мессией Израиля. Название "христиане" было принято в 64 году во время преследования сторонников Христа императором Нероном.Первые же последователи Христа, включая апостолов, были иудеохристиане.Около 80 г. иудео-христиане были отлучены от иудейской общины , а когда "иудейское христианство" было побеждено "языческим" и учение Павла было принято в качестве церковной доктрины, иудео-христианские группы были осуждены как еретические и в конце концов, исчезли.
Свидетельство о публикации №225022001179