Глава 11. Разделение в ранней церкви

     Глава 11.Разделение  в ранней церкви.
 
    Хотя автор книги "Деяния апостолов" пытается представить взаимоотношения между апостолами как "братские", истинная картина , согласно дошедшим до нас источникам, была далеко не идеальна. Раннюю Церковь,можно сказать, разрывали внутренние конфликты и противоречия между "иудео-христианской партией" , состоящей из учеников, знавших Иисуса при жизни, и "партии эллинистов" во главе с ап. Павлом.Иерусалимские апостолы оставались иудеями, верными закону Моисея; Павел же последовательно выступал против "дел Закона".

                Иаков Праведный как оппонент ап.Павлу

     Во главе иудео-христианской Иерусалимской Церкви стоял избранный апостолами глава иудеохристиан, Иаков Праведный, брат Господень. Все данные в Новом Завете о Иакове "Праведном" ( "Справедливом" или "брате Господнем")  хоть и противоречивы, но говорят о нём в принципе одно: этот человек пользовался огромным уважением у народа и играл большую роль в первые 30 лет христианства, будучи главой Иерусалимской общины и одним из 70 апостолов.
    В период проповедования Иисуса Его семья не могла ни понять Его, ни сочувствовать Ему и желала приостановить Его деятельность (Мф. 12:46-50; Мк. 3:21.31-35; Ин. 7:3-9). Иоанн говорит прямо: "ибо и братья Его не веровали в Него" (Ин. 7:5); вероятно, что  в период земной жизни Иисуса Иаков относился к Его противникам. Павел, приводя перечень явлений Иисуса после Воскресения,  сообщает : "Потом явился Иакову" (1 Кор. 15, 7).Можно предположить, что обращение Иакова  произошло  после «явления» ему воскресшего Иисуса: Иаков, прежде недружелюбно настроенный к Иисусу, стал Его рабом в жизни и мучеником в смерти.
     Древнейшее церковное предание(конца I или начала II века) говорит, что
«Петр, Иаков (Зеведеев) и Иоанн, хотя от Самого Господа предпочтены были (другим ученикам), однако по Вознесении Спасителя не стали состязаться о славе, но Иерусалимским епископом избрали Иакова Праведного». Церковные историки  также свидетельствуют о том, что Иаков около трех десятилетий возглавлял  Первую Иерусалимскую церковь.При этом он строго соблюдал все установления Закона Моисея ,включая ритуальные.Для последователей Иисуса Иаков был живой связью с их мессией, его кровным родственником; для всех остальных в Иерусалиме он был просто «праведником».
    Иудейские власти уважали Иакова и видели в нем праведного и почтенного человека. Иакова неоднократно просили использовать свое влияние среди людей, чтобы уговорить их не называть Иисуса мессией,но эти просьбы были  оставлены без внимания. Хотя Иаков и был ревностным приверженцем Закона, он вместе с тем, был и преданным последователем Иисуса.
    Слова Иосифа Флавия : «Иаков, брат Иисуса, именуемого Христом (т. е. мессией)», свидетельствуют о том, что к 94 г. н. э. Иисус из Назарета уже был признан как основатель влиятельного религиозного движения. Но внимание Флавия сосредоточено в основном не на Христе, а на Иакове. Тот факт, что иудейский историк, пишущий для римских читателей, пересказывает в деталях обстоятельства смерти Иакова и описывает возмущение, которое вызвала его казнь не только среди иерусалимских христиан, но и среди самых преданных и послушных Закону иудеев, свидетельствует о том, насколько выдающейся фигурой был Иаков в то время.Флавий пишет,что «Иаков славился такою святостью и такой известностью в народе, что было верование, будто бы Иерусалим разрушен за убиение его». Слова Флавия приводит в своей Церковной истории Евсевий Кесарийский : «Это ( т.е. Иудейская война и разрушение Иерусалима) случилось с иудеями в наказание за Иакова Праведного, брата Иисуса, называемого Христом...Иаков был человеком настолько удивительным и праведность его всем была так известна, что разумные люди из иудеев сочли дерзостное преступление, над ним совершенное, причиной осады Иерусалима, последовавшей сразу после его мученической кончины.»
     Всей своей праведной жизнью Иаков, вождь и глава иерусалимских иудео-христиан, свидетельствовал, что сделаться христианином не значит порвать с верой отцов . Если велико было уважение к праведному Апостолу среди необращенного еврейства, то еще большей любовью и значением пользовался он во всей христианской Церкви – как праведник, как родственник  Христа  и как глава Иерусалимской Церкви.
Христиане-евреи Иерусалима строго соблюдали Закон и обряды, их спокойно допускали в течение тридцати или сорока лет в Иерусалимский храм, который евреи ревниво оберегали от всякого, чуждого их вере. Быть может, уважение и любовь народа побуждали священников как бы закрывать глаза на христианскую веру благодаря авторитету  праведного  еврея – Апостола Иакова.
       Одним из двух основных направлений иудео-христиан были назореи , вторым направлением были эбиониты.Оба течения строго придерживались норм Закона Моисеева :соблюдали субботу, совершали обрезание, соблюдали пищевые ограничения и прочее. Эбиониты были более строгим и радикальным направлением, чем назореи;они не только имели собственные взгляды и убеждения, но и активно защищали их от нападок.
Миссионерская деятельность иудеохристиан протекала преимущественно в еврейской среде.
Неофитов из язычников обязывали при приеме в христианские общины следовать законам Моисея. Но по мере роста числа таких неофитов иудеохристиане оттеснялись на задний план. Следы этого процесса заметны в евангелиях и, в особенности, в посланиях Павла.
      Многие исследователи представляют Иакова как ярого оппонента Павлу, апостолу язычников . Павел отрицал обязательность законов Торы вначале только для прозелитов из язычников и лишь позднее,вероятно, для христиан вообще.Павел не только не руководствовался указаниями Иакова , но и учил об Иисусе прямо противоположно тому, чему учил он . Мысль о том, что человек оправдан и избавлен от смерти через веру , регулярно повторяется Павлом, причём "веру" он каждый раз подчёркнуто противопоставляет "делам", т.е. исполнению Закона(Гал 2:21;Рим 11:6; 3:28;4:4-5)
В своём Послании (Иак2:24) Иаков опровергает представление о том, что вера сама по себе может оправдать человека перед Богом:"Человек оправдывается делами, а не верою только" . Вера должна проявляться в деятельности, ибо "вера без дел мертва...как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак2:14-17; 2:17-21).
     Апостолы  и их ученики  говорили Павлу ,что "видения" могут быть у идолопоклонников, как и у праведников, и если спрашивать у видения, то можно ответить себе всё, что хочется. Они предлагали Павлу признать авторитет апостолов, которые не только знали лично Иисуса, но которых Он обучал в течение своей земной деятельности, и предлагали ему стать учеником апостолов, их помощником и соратником. В ответ на это Павел заявлял, что видеть Иисуса сверхъестественным образом значит больше,чем знать Его лично. И хотя всё произошедшее с ним по дороге в Дамаск было только на основе его собственных слов, это ничуть не мешало ему не чувствовать ни малейшего превосходства со стороны Петра и др. учеников Христа , скорее, наоборот.
      Первые годы после смерти Иисуса, Иерусалимская община оставалась центром раннего христианства. Иаков не покидал Иерусалим, соглашаясь с тем, что обращенные язычники могут спастись и не соблюдая Закон Моисеев. Однако, он категорически возражал, чтобы "настоящие" евреи могли нарушать Закон. Апостол Пётр постояно не оставался в Иерусалиме , ведя "кочевую" житнь миссионера.
Всё более определённо выяснялось, что Павел - апостол язычников, а Пётр - апостол евреев, и в соответствии с этим они проповедовали.

               Из-за чего поссорились апостол Павел и апостол Пётр

    Столкновение произошло между Павлом и Петром, прибывшим в Антиохию, чтобы познакомиться с новообращенными христианами из язычников. Первоначально Пётр жил в Антиохии "по-язычески", не заморачиваясь исполнением иудейских заповедей (в данном случае речь о кашруте) и участвуя в совместных трапезах с обращенными язычниками: ел , что дают, пил, что дают и т.д.
Но в это время из Иерусалима в Антиохию прибыла группа евреев-христиан, посланных Иаковом. Можно представить их ужас, когда они увидели, что Пётр, апостол иудео-христиан , живёт настоящим язычником. Возможно, они поговорили с Петром, и он малодушно испугался иудеев, которые считали соблюдение закона Моисеева необходимым дополнением к вере в Христа. Стоя между двумя группами, каждую из которых он не мог удовлетворить, не оскорбив другой, Петр вероятно, "самоустранился" , уклоняясь от сношения с христианами-язычниками , что тех, естественно, оскорбило. Варнава (сподвижник Павла) также стал по примеру Петра, избегать их. Об этом доложили Павлу - и он разразился упрёками, обвиняя Петра и его "подражателей" в лицемерии (Гал. 2:11-14).
Пётр балансировал между позицией местных христиан, которые были заодно с Павлом и считали соблюдение иудейских обычаев необязательным, и позицией Иерусалимских иудео-христиан во главе с Иаковом, придерживавшихся противоположной точки зрения.Такое поведение в общем характерно для импульсивного добряка Петра, хотя его действительно можно назвать "лицемерным".
Павел в этой истории  без колебаний при всех публично обличил и в общем, - унизил апостола Петра, показывая этим равноправность его и апостолов- свидетелей земной жизни Христа.
Павел ничего не сообщает о реакции Петра. Другую сторону в споре мы не слышим и даже не знаем, был ли спор, или дело ограничилось тем, что Павел обличил Петра, а тот смолчал.
В своих посланиях Пётр называл Павла "возлюбленным братом" (2 Петра 3:15)

      В действительности, конфликт между Павлом и Петром имел более серьезные корни, нежели разногласия по поводу соблюдения кашрута при совместных трапезах христиан из евреев и христиан из язычников. 15-я глава книги "Деяния" описывает ситуацию, когда среди христиан случился спор о том, должны ли обращенные из язычников соблюдать предписания закона Моисеева, и именно эти споры стали поводом к созыву первого собора в истории Церкви – Апостольского собора в Иерусалиме.Иерусалимский собор был фактически шатким компромиссом между позициями "эллинистской группы" Павла, с одной стороны, и "еврейской группы" учеников Иисуса, с другой.
 


Рецензии