Глава 12. Первый Апостольский собор

                Глава 12. Первый Апостольский собор

     Предпосылкой для  созыва Апостольского собора  (примерно 50 год) была проповедь ап. Павла, основу которой составляло учение "о всеобщем спасении верою и благодатию Христовой", помимо "дел"  Закона Моисеева (Рим.3:28 ;Гал.2:16), что перетолковывалось  как упразднение  обрядов, предписанных Законом, как возможность и повод к «угождению плоти». «Новозаветные»  учения Павла  вызывали у иудеохристиан Иерусалимской Церкви негодование ,поскольку в корне ниспровергали  не только букву, но и дух Моисеева Закона и Пророков, в угоду присоединяемым язычникам.
     Причиной созыва  послужило то, что «некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и не малое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян. 15:1-2).  В Послании к Галатам, ап. Павел также упоминает о разногласии с ап. Петром, упрекая его в нежелании есть вместе с язычниками при иудеях (Гал. 2:11-15),что  также могло послужить причиной созыва апостолов.
     На этом соборе христиане отказались от необходимости соблюдения крещёными язычниками обрезания, жертвоприношений животных в Иерусалимском храме, левирата, а также множества обрядовых ритуалов, введённых  в религиозную жизнь иудеев. Несмотря на это, уверовавшие из евреев всё так же соблюдали традиции и обряды, установленные старцами (Деян. 15:10), а также правила кашрута, и другие законы Торы.
    Упоминание  о том,что  «Закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян. 15:21), возможно, предполагает, что христиане из язычников, посещая собрания, могут  постепенно изучать Закон в синагогах; для начала же  им было предписано воздержание от "идоложертвенного, крови, удавленины и блуда, а также соблюдать запрет делать другим того, чего себе не хотят" (Деян. 15:28-29).
    Апостольское постановление об отказе от обязательного обрезания для крещения стало одним из первых шагов к отделению раннего христианства от иудаизма. Призыв к несоблюдению закона Моисея привёл к расколу с такими радикальными группами иудеев верующих в Христа, как эбиониты.

        Последние годы жизни Иаков занимался отправкой  миссионеров  из Иерусалимской Церкви в те общины, где проповедовал Павел, чтобы они исправили то, что Иаков считал ошибками последнего.Судя по собственным посланиям Павла, эти попытки были успешными, поскольку многие из  бывших последователей Павла отвернулись от него и обратили свой взгляд в сторону иерусалимских учителей.     Гнев и горечь   чувствовал Павел в отношении этих «лжеапостолов и лукавых делателей», этих «служителей Сатаны», посланных с целью тайно проникнуть в его, Павла, общины тем человеком, которого он сам считал всего лишь одним из «якобы знаменитых» людей, тем человеком, в котором для Павла «нет ничего особенного» (2 Кор. 11. 13; Гал. 2. 6). Но попытки Павла убедить своих слушателей не отрекаться от его учения оказались, в итоге, тщетными. Ни у кого никогда не было и доли сомнения в том, на чьей стороне должна быть церковь в споре между бывшим фарисеем и родственником Христа по плоти и крови.
     Авторитет внутри общины, которым обладали при жизни Иаков и апостолы, был несокрушим. Даже Павел не мог не подчиниться ему, как выяснилось в 57 г. н. э., когда ему пришлось публично раскаяться в своих убеждениях и пройти очищение в Иерусалимском Храме.
    После сообщения Павла о том,«что сотворил Бог у язычников служением его», апостолы  сказали ему:  «видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они -ревнители закона; а о тебе наслышались они, что ты всех иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению  от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям»  (Деян 21:19-21).
Иаков с сочувствием относился к иудеям, соблюдавшим иудейский Закон, и убедительно настаивал на том, чтобы не оскорбляли их убеждений . Он убедил Павла продемонстрировать публично свою верность Закону и уважение к обрядам ,побудив его принять на себя расходы некоторых иудеев, давших обет назорейства.. Павел не мог отказаться и решился принять предложение  вместе с четырьмя братиями из иудеев  возложить на себя на семь дней обет назорейства.  Он подверг себя тем же отречениям, какие требовались от назореев, и объявил священникам храма, что внесет за себя и за своих соучастников обета следующую за них сумму для принесения жертвы Богу в разрешении обета.
Речь идет об обете назорейства (Числ., гл. 6), при котором не стригли волосы. Когда период обета оканчивался, волосы остригались и сжигались вместе с общей жертвой ( Числ. 6, 18). Апостол Павел уплатил издержки за четырех назореев и вместе с ними принес жертву перед священником.Можно представить, чего стоило Павлу участие в этом обряде, цель которого заключалась в том, чтобы продемонстрировать Иерусалиму, что он больше не верит в то, о чем проповедовал на протяжении почти десяти лет.
      Нельзя сказать, что Иаков и апостолы были совсем не заинтересованы в том, чтобы распространить свое учение среди язычников, или что они считали, будто язычники не могут присоединиться к движению. Как свидетельствует решение Иакова на Апостольском соборе, он хотел воздержаться от принуждения язычников к обрезанию и прочим «тяготам закона». Иаков не хотел заставлять язычников становиться иудеями, прежде чем они станут христианами. Он просто настаивал, чтобы они не порывали с иудаизмом полностью и соблюдали известную степень почтительности к верованиям и традициям Того, последователями Которого они себя называли (Деян. 15. 1221).
      Иными словами, движение грозило превратиться в совершенно новую религию, а об этом никогда не помышляли ни Иаков, ни его брат Иисус.

      Итак, в первые десятиления после Голгофы христианские общины как Иудеи, так и греко-римского мира состояли из иудеохристиан и тех бывших язычников, которые фактически приняли иудаизм ( за исключением ритуальных правил).Разногласия между этими двумя группами привели к возникновению двух различных и соперничавших между собой лагерей в раннем христианстве.Во главе одного из них ,который представляла Иерусалимская церковь, стояли апостолы- ученики Христа ; вторую группу возглавлял апостол язычников Павел.
Евреи-христиане, сплотившиеся вокруг апостолов под руководством Иaкова, по-прежнему пунктуально выполняли все обряды, хранили Субботу, молились в синагогах, ограничивались дозволенной пищей.Церковь св.Иакова хранила подлинное предание о событиях из жизни Иисуса,в этой среде помнили Его притчи и изречения. Именно отсюда выйдут в мир первые зaписи, которые составят основу Евангелий.
     Тенденцию крайнего законничества выражало ядро эбионитов ( «бедняков») , которое образовалось из обращенных в христианство ессеев. Самые строгие поборники традиции считали, что те, кто хочет войти в Церковь Нового Завета, должны вначале принять знак Первого Завета — Закон Моисея.По мнению эбионитов, Иисус пришёл исполнить закон и пророчества, как новый Моисей, считали Его учителем веры, праведником, пророком и Мессией;отрицали апостольство Павла, его послания, и считали его отступником веры.
Эбиониты считали себя мостом между Церковью и Синагогой, сочетая в себе черты как христианства, так и еврейства. В результате они были обвинены Церковью как еретики, а Синагогой — как вероотступники ; в 4-7 в эбиониты исчезли.

     Позиция ап. Павла принципиально отличалась от позиции апостолов. Он смотрел на ритуальные традиции как на отжившие даже для евреев. По его мнению,с приходом Христа наступила мессианская эра, когда прежний Завет стал «ветхим». Новое время открывает Новый Завет, в котором все древние традиционные установки исчезают. Эти символы Старого Завета- пройденный этап. Во Христе имеет силу только вера .
     Т.образом, взгляды последователей апостолов и последователей Павла существенно различались.  Уже при Павле религия Иисуса стала религией про Иисуса, а несколько позднее христиане придали еще бОльшую определённость разграничительной черте, очерченной Павлом. Как мы знаем, победила в этом первом споре христиан партия Павла.
ТАК начался первый раскол в первоначальной Христианской Церкви, который ПОКА носил мирный характер.

      Несмотря на внутренние противоречия, до разрушения Иерусалима в 70 г. христианство продолжало оставаться  одним из течений иудаизма. Другие религиозные течения (фарисеи, саддукеи, ессеи), а также римляне видели в иудеохристианах (а позже в христианах) течение или секту внутри иудаизма.Христианство в целом воспринималось  как одно из многих  мессианских движений внутри иудаизма.
   Разделение между  иудаизмом и христианством началось внутри иудейско-христианской общины ещё в первом поколении двенадцати апостолов и усиливалось в течение первого и второго веков,  до тех пор, пока две общины полностью не разошлись в  третьем веке.

   На расстоянии многих столетий кажется, что спор,разделивший раннюю христианскую церковь, мог бы быть предотвращён, если бы  Иисус Христос точно определил в своём учении место Закона.Но Он проповедовал исключительно среди иудеев, для которых вся Тора была аксиомой. Всё учение и деятельность Иисуса не выходили за рамки иудаизма.Он учил своих учеников, что для того, чтобы войти в Царство Божие,они должны соблюдать Закон, данный им Богом. Но при этом, речь шла в первую очередь, о двух главных заповедях Закона:любить Бога всем сердцем, всей душой( ссылка на Втор.6:4-6) и любить ближнего, как самого себя (ссылка на Лев.19:18). «На этих ДВУХ заповедях утверждается весь Закон и Пророки» (Мф 22-40). Могло сложиться впечатление, что остальные заповеди Моисея особой силы не имеют.
    Из Евангелий не видно, что Иисус имел намерение основать какую-то НОВУЮ религию.Он в основном разъяснял истинный смысл иудейской религии и настаивал, что в  соблюдении Закона ученики были обязаны превосходить самих книжников и фарисеев (Мф 5:17-20).
Однако,  Иисус говорил, что пришёл «восполнить» Закон и затем определил НОВОЕ отношение к мести, клятве, молитве, разводу и запретной пище.А его акцентирование внимания на двух заповедях Торы,как можно было предположить, содержало предпосылки для ПЕРЕСМОТРА Моисеева Закона. Об этом говорила и сама форма Его учения: «Вы слышали, что сказано древним...а Я говорю вам….», которую можно понять как противопоставление Его «Я» тому, что говорил сам Бог; при этом Он сам «учил , как власть имеющий» (Мф 7:29).
    Желая разрушить «ограду вокруг Торы», Иисус хотел убрать из Закона всю фальшь, накопленную в течение всей истории еврейского народа. Но при этом Он постоянно проявлял враждебное отношение к ритуальным заповедям,противопоставляя их моральным. Так, Он утверждал, что «не то,что входит в уста, оскверняет человека, но то, что  из... сердца исходит..ибо из сердца исходят злые помыслы,убийства,прелюбодеяния...это оскверняет человека, а есть неумытыми руками-не оскверняет человека" (Мф 15:11-20). Иисус подчёркивал конфликт между праведностью и ритуалом (Мф 23-27), хотя множество людей были преданы ритуалу , что не мешало им оставаться праведниками. Однако, постоянная евангельская критика Иисусом "лицемеров" фарисеев,их оскорбительные  сравнения  с «гробами окрашенными, полными мёртвых костей и нечистот» и т.п., заявления о том, что «человек-господин Субботы» и др. , - всё это создавало неприглядный образ иудаизма и также могло служить предпосылками  создания НОВОЙ ВЕРЫ.

Иногда задается вопрос:
почему на этой стадии, когда стало уже ясно, что наряду с иудаизмом, который продолжали исповедовать большинство евреев, не принявших Иисуса как Мессию Израиля, возникла НОВАЯ РЕЛИГИЯ, поначалу рассматриваемая как иудейская секта, но идейно противоположная иудаизму,- почему ранняя христианская церковь не признала себя самостоятельной, не зависимой от иудаизма религией?
Но если  вернуться на 2000 лет в прошлое,можно понять, что без Ветхого Завета (т.е. Еврейской Библии), без ветхозаветных пророчеств, которые "исполнились на Христе", всё христианство, т.е. вся история Иисуса как Мессии и все христианские доктрины - все это оказалось бы чисто человеческими изобретениями. Для признания христианства как независимой религии, необходимы были авторитетные свидетельства её древнего происхожения, необходим был «исторический фундамент» новой веры. Массы могли доверять только религии, имеющей корни, освященные временем.
Если бы молодая Христианская церковь порвала все связи с еврейскими источниками и полностью отвергла Ветхий Завет и «еврейского Бога» (как того требовал Маркион, которого церковь осудила как еретика), то НОВАЯ христианская  религия   была бы хотя и враждебной, но по существу отдельной религией по отношению к иудаизму.
Однако Церковь настойчиво подчёкивала, что христианство является продолжением Божественного действия в истории, т.е. всего, о чём сообщает Ветхий Завет.
    Если бы евреи исчезли с исторической арены, христианство могло бы относиться к иудаизму как к «подготовительной стадии».Но  евреи продолжали существовать и настаивать на своём исключительном праве толкования Библии, доказывая, что её христианское толкование- ересь, фальсификация и идолопоклонство.На это Церковь заявляла, что христианство не является НОВОЙ религией, что оно есть воплощение обетований Библии , выраженных в Завете Бога с патриархами и в пророчествах. Другими словами, Церковь признавала, что в еe основе лежит иудаизм.  Практически все тексты Писания были "приспособлены" к событиям жизни, смерти и воскресения Иисуса и рассматривлись каk пророчества о Мессии — Иисусе Христе, хотя Павел утверждал, что на самом деле, все обстоит  наоборот: вся Библия предсказывает явление  Христа, а на иудеях лежит "покрывало Моисея" , препятствующее их  пониманию "истинного " смысла Писания.
       Большинство  исследователей считают вполне обоснованным следующий ответ на поставленный выше вопрос:  без священных текстов Еврейской Библии в первом веке н.э. христианство , в основе которого - вера в смерть и воскресение из мёртвых Иисуса Христа, не нашло бы  подтверждения как новая религия . Христианство утверждает, что пророки Еврейской Библии постоянно, неоднократно предсказывали, что совершит Мессия, каким он будет, с какими событиями связан его приход, а Иисус исполнил все эти пророчества. Только эти "доказательства " , основаннные на древних пророчествах ,  исполнившихся на Иисусе Христе, придавали легитимность религии, которая представлялась как естественное продолжение Библейской истории.
Можно сказать, что ранняя Христианская  Церковь не признала себя независимой как по внутренней причине (первые верующие были  сплошь иудеи),так  и по внешней : Рим был лоялен только к древним религиями, христианство было малоизвестным в масштабах огромной империи. Численностью иудеи на ранней стадии становления новой веры во много раз превосходили христиан, которые не имели тогда социальной или политической власти.


Рецензии