Психология Логоса и массовая религия
Другой вопрос в том в какой мере духовность и религиозность были частью общественного сознания и какими именно были древняя духовность и религиозность, но сам факт неразрывной связи человека и любого человеческого социума с духовностью и религиозностью налицо и не вызывает никаких сомнений.
По мнению целого ряда специалистов в области религиоведения и исследований ведущих антропологов мира, древняя религиозность была гораздо более всеобъемлющей в сравнении с современной и составляла основу и смысл жизни древнего человека и самого общества, тогда как рациональная, прикладная и сугубо мирская основа жизни была глубоко второстепенной в отличие от подхода к религии современного человека и общества, где именно религиозность является второстепенной и атрибутивной составляющей в сравнении с мирской.
Объяснение данного феномена многие антропологи и когнитивисты видят в глобальном состоянии фокуса сознания всего древнего человечества, которое было магическим, а потому имело отношение к магической культуре в аспектах анимизма, шаманизма и тотемизма, где в принципе не было рационального и естественно-научного подхода к жизни, а был подход исключительно мистический и силовой, основанный на познании и использовании сверхъестественных сил и энергий природы и соответствующих сущностей и духов.
Таким образом древняя магическая культура человечества, основанная на мистическом знании сверхъестественного, относящегося к тонкому миру духов, сущностей, сил и энергий, несомненно, лежит в основе феномена религии, как его наиболее древняя корневая система, уходящая в глубины мистического и эзотерического знания о силовом и энергетическом устройстве мира и человека с возможностью практического использования этих сил и энергий.
Очевидно, что проблема использования сверхъестественных сил и энергий духовного мира магической культурой упиралась в морально-этическую дилемму, связанную с характером использования мистического и сверхъестественного знания. Проще говоря, по мере развития социума моральная составляющая стала предъявлять к носителям магических знаний всё более чёткие моральные требования об этичности использования этих знаний и возможностей только во благо человека и общества.
Из этих этических проблем, которые хорошо отражены в зороастрийской мифологии и культуре, как праматери современных религий, фактически и происходит большое разделение всей магической традиции на белых магов и чёрных. Белыми магами или волхвами, именовались те носители мистического знания, которые следовали этическому закону не причинения вреда другим, а чёрными магами или колдунами именовались те, кто не следовал этическому закону не причинения вреда другим. Соответственно для волхвов следование морально-нравственному закону и освобождению от влияния эгоизма было обязательно, а для чёрных магов и колдунов – нет.
Именно из данного разделения древней магической культуры на волхвов и колдунов и берёт начало феномен религии, как того направления мистического (сверхъестественного) знания, которое зиждется не на любой оккультно-силовой и магической основе, а исключительно НА ЭТИЧЕСКОЙ и морально-нравственной, которая может использовать духовное знание и возможности исключительно в благих целях и во благо человека и социума.
В данной связи ВОЛХВИЗМ, как особое духовно-аскетическое течение и направление исключительно БЕЛОЙ МАГИИ, и лежит в основе практически всех мировых религий, как сугубо этичный способ и метод достижения высшего духовного совершенства строго в соответствии с законом морали и нравственности во благо всего общества. В данной связи большинство древних духовных практиков: отшельников, подвижников, аскетов и пустынников разных религий вполне правомерно более считать волхвами и людьми духовного знания, чем религиозными людьми.
Таким образом применительно к религиозности человечества совершенно правомерно говорить о мировом ДРЕВЕ РЕЛИГИИ образ которого и был дан в Библии посредством архетипов Древа Жизни и Древа познания, которые по толкованиям святых отцов являются идеальными образами Бога и человека.
В данной связи ДРЕВО РЕЛИГИИ совершенно правомерно рассматривать в качестве символа духовной культуры всего человечества и нашей цивилизации, которое как и любое древо имеет:
1. Свою "корневую систему", уходящую в Логос и мир божественных энергий в виде древнейшего духовного знания человечества об энергетическом устройстве мироздания и самого человека.
2. Свой "ствол", как магистральную линию роста и развития изначально единого и целостного духовного знания человечества о смысле жизни и высшем предназначении человека, как телесно-духовного существа.
3. Свою систему "ветвей" в виде ответвлений от единого "ствола" духовного знания различных духовных течений, учений и школ, ставших впоследствии отдельными мировыми религиями со своим понятийно-категориальным аппаратом.
4. Свою систему "кроны" в виде разделения и ответвления не только наиболее крупных ветвей отдельных религий, но и разделения внутри самих религий на отдельные религиозные течения и конфессии.
5. И наконец свою систему "плодов" мирового "Древа религии" в виде духовного качества и состояния самого человека и всего человечества - или в виде общества мира, всеобщей гармонии и любви или в виде тоталитарного режима, сдерживающего всеобщий хаос, несправедливость и противостояние в мире всему и вся, грозящее перерасти в апокалипсис.
Второй итог, ставший из гипотезы печальной действительностью и реальностью нашего времени, более чем убедительно говорит о том, что мировое "Древо религии" дало за 10 000 лет своего роста и развития ГОРЬКИЕ ПЛОДЫ, не выполнив священной задачи духовного просвещения человечества и создания на земле воплощённого Рая, как аналога Царства Божьего в виде общества мира, гармонии и безусловной любви.
Собственно нынешняя ситуация в мире, который реально подошёл к своей финальной черте, достигнув самого края бездны и пропасти завершения нашей цивилизации, которая утонула в бездуховности, лжи, коррупции, глобализме, соперничестве и вопиющей несправедливости при полном расцвете всех мировых религий, убедительно говорит о том, что религия мертва и больше не работает как инструмент достижения мира, гармонии и безусловной любви.
В чём же причина такого парадокса, когда мировое "Древо религии" после казалось бы полного расцвета всех мировых религий, утвердивших себя в мире в качестве безальтернативных духовных институтов цивилизации, дало такие горькие и совсем не желательные плоды ?
Ответ на этот вопрос крайне не прост, поскольку не связан с рациональной логикой, а подчиняется высшей логике самого Логоса, как глобального Закона движения энергии во вселенной, который также именуется Богом и положен в основу управления всем сущим.
Так вот с точки зрения Закона и психологии Логоса, задачи приведения мiра и всего человечества к воображаемому Раю на земле, как обществу мира, гармонии и безусловной любви, НЕ СТОЯЛО изначально.
Пусть это не покажется кому-то странным, но дело в том, что Рай, как особое смысловое пространство благоденствия, гармонии и безусловной любви - это не материальное, а исключительно ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ, связанное с полным отсутствием энергий эгоизма, соперничества и невежества, которое в принципе не достижимо на земле, поскольку главный закон выживания на земле - это принцип выживания сильнейшего посредством естественного ОТБОРА.
Говоря другими словами, с точки зрения Логоса и психологии Логоса главный энергетический (кармический) Закон планеты Земля - это не закон безусловной любви, а закон ЭГОИЗМА, который полностью доминирует над всеми прочими законами человеческого бытия, создавая мир глобального соперничества, конкуренции и выживания самых сильных, а вовсе не любвеобильных.
Вот почему этот мир всегда катили, катят и будут катить до самого конца и упора вовсе не Исайи, не Захарии, не Иоанны Крестители, не Христы, не апостолы и им подобные, а сверх расчётливые кесари - Ироды, сверх глобалисты и сверх олигархи - иллюминаты, подобные Маску и другим миллиардерам, как сверх эгоисты мира сего.
Исайи, Захарии, Иоанны Крестители, Христы, апостолы и им подобные праведники и священномученики, казнённые и пролившие свою кровь за проповедь миру сему правды, всегда были, есть и будут только редчайшим исключением из общего правила мирского и вселенского эгоизма.
В данной связи честный ответ на поставленный вопрос всем был дан в Евангелии в цитате - "Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу в житницу Свою, а солому сожжёт огнём неугасимым". (Лк. 3; 17) (Мф. 3; 12), что изначально означает СЕПАРАЦИЮ и глубокое разделение всего человечества на пшеницу и солому, зёрна и плевлы.
Говоря другими словами, Земля со всем человечеством изначально не задумывалась Логосом (Богом) как "Рай" и "царство земного благоденствия, процветания, мира, гармонии и любви", а задумывалась ТРЕНАЖЁРОМ для "Древа Познания" человеческой души с помощью которого и можно было взрастить на земле душу (когнитом) и выявить её склонность или к эгоизму или к любви или к ценностям преходящим или к ценностям непреходящим или к богатству "ветхому" или к богатству "новому" и т.д.
Это очень грустное для многих откровение, но человеческой эгоизм - это не итог досадного "грехопадения", как учит массовая религия, а совершенно преднамеренный и мудрый подход Логоса к созданию ИГРОВОГО ПОЛЯ бытия с испытательным ТРЕНАЖЁРОМ ЭГО и условиями игры в "Жизнь" по которым получить свободу можно только успешно преодолев действие тренажёра ЭГО, который коварен, силён и очень могущественен, как управляющая программа сознания.
На преодоление этого тренажёра уходит практически вся жизнь и религия изначально до тех пор пока не стала послушным инструментом власти, государства и империи, и была тем уникальным инструментом, который при помощи сакрального духовно-аскетического знания об энергетическом устройстве человека помогал подвижникам и подвизающимся успешно преодолевать встроенный тренажёр ЭГОИЗМА для обретения духовного совершенства и безсмертного тела энергии "нового" человека.
Христос лично и на самом себе продемонстрировал своим ученикам и всему человечеству то, как работает принцип духовного спасения и ОСВОБОЖДЕНИЯ души от действия тренажёра эго, инстинктов и страстей "ветхого" человека, который через покаяние и самораспятие собственного ЭГО может трансформироваться в "нового" и безсмертного человека.
Но мир и религия не поняли этого урока духовного спасения и фактически из высшего духовного знания и духовно-аскетического пути преодоления тренажёра эгоизма создали МАССОВЫЙ КУЛЬТ морализма, почитания и славления Христа как Бога и Логоса. И было бы пол беды, ели бы этот культ так и остался культом религиозного морализма при сохранении древнего духовно-аскетического знания о душе и трансформации "ветхого" человека.
Бедой массового христианства и не только его одного, а фактически всех мировых религий стало то, что все они УТРАТИЛИ к настоящему времени древнее духовно-аскетическое наследие и знание об энергетическом устройстве человека и его духовной трансформации из "ветхого" состояния в "новое", а превратились в поверхностные моральные профанации духовности, как голые и пустые формы, которые создают видимость духовной трансформации.
Собственно именно в этой утрате древнего духовно-аскетического знания об энергетической природе человека и методологии трансформации (исцеления) этой природы, как глубоко искажённой эгоизмом и страстями души, и есть главная причина того, что массовая религия давно уже перестала быть инструментом духовного совершенствования и спасения, а стала в руках власти и государства инструментом управления социумом и каждым человеком в отдельности.
Именно поэтому фактически все религии мира из ПУСТЫНЬ и школ аскетики превратились в БИЗНЕС ИМПЕРИИ и школы национальной идеологии и морали, и любая власть в настоящее время крайне дорожит своей религией, как по существу главным инструментом не духовного, а социального регулирования общества, который работает через совесть, чувство вины и страх наказания намного более эффективней любой идеологии.
Так чем же является и стала современная массовая религия ?
Откровенно говоря, процесс падения и деградации массовой религии начался ещё очень давно и массовая религия времён ветхозаветного иудаизма периода 2-го храма Иерусалима уже являла собой вариант фарисейства и профанации в интересах власти древнего духовного знания кумранитов, ессеев и терапевтов.
Собственно миссия Иисуса Христа и была для массовой религии и церкви Иудеи формой самой беспощадной КРИТИКИ и сермяжной ПРАВДЫ о том, какой должна быть подлинная религия от Логоса и церковь и какие духовные цели и задачи они должны решать.
Библейская история восхождения Христа на Голгофу чётко показывает внутреннюю двойственную суть любой массовой религии и её церкви, которая хочет усидеть сразу на двух стульях - державном (кесаревом), являясь инструментом кесаря, и аскетическом (неотмирном), являясь инструментом Бога.
Как показывает история, усидеть одновременно на этих двух стульях у массовой религии никак не получается, но зато получается прекрасно манипулировать сознанием верующих и общества и в интересах власти и государства и в собственных имперских интересах.
В данной связи массовая религия с церковью за более чем 2500 лет накопили просто колоссальный опыт манипулирования общественным сознанием, используя в этом ВИДИМОСТЬ владения духовным знанием о душе, которое было утрачено практически всей массовой религией ещё в первом тысячелетии христианства.
В настоящее время фактически все религии мира решают уже не духовные, а сугубо мирские и социальные задачи, выступая в роли морально-этических регуляторов социальных отношений в обществе и государстве с точки зрения утверждения морально-нравственной НОРМЫ.
Иными словами с точки зрения психологии Логоса современная массовая религиозность - это ИСКУСНАЯ ПОДДЕЛКА и ИМИТАЦИЯ духовности, которая уже около 2000 лет разыгрывает перед миром и обществом религиозный спектакль - маскарад, как образ "Божественной комедии" с бутафорским антуражем и декорациями, изображающими Бога и Царство Божье.
К большому сожалению подлинная духовная реальность Логоса, как реального мира духовной энергии, к этой религиозной бутафории со сказочной мифологией не имеет практически никакого отношения, как и сам образ религиозного Бога, столь разный в каждой из мировых религий.
Можно сказать, что образ реального БОЖЕСТВА в лице Логоса, как высшего Закона движения божественной энергии, собирается в одно целое (и то лишь условно) только путём интегрального объединения образов и описаний божеств из всех религий мира.
Но сделать такое интегральное объединение сегодня не под силу ни одной религии мира в силу действия апологетики (науке о защите религии) и убеждённости в верности только данной религии и её описания божества, что и создаёт на планете пока не решаемую проблему религиозного и духовного противостояния.
Проблема создания единой модели и единого описания божества осложняется тем, что сделать это можно только выйдя из рамок всех религий в область АБСОЛЮТА и прямого восприятия Логоса, как единого духовного Закона внутренним духовным зрением.
А сделать это может только духовно видящий человек, который сможет преодолеть вторую завесу ума 12-го слоя, как порог сознания парокет. Это очень высокий уровень духовности, который уже совершенно недоступен для представителей массовой религии, пребывающих на слоях с 3-го по 11-й. В итоге такое описание реального божества - это удел только духовных практиков, а не массовой религии.
Можно ли в данной связи понять каким образом массовая религия искажает реальное представление о Логосе и какие она использует подходы, которые могут быть объяснены с точки зрения современной науки ?
В значительной мере сегодня это уже стало можно в связи с развитием нейропсихологии, которая почти вплотную приблизилась к тайне понимания души (когнитома) как конгломерата гиперсетевых структур мозга, разума и сознания.
1. Во-первых, массовая религия давно уже использует в своих интересах фундаментальный ЗАКОН СОБИРАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ с помощью внимания согласно которого для мозга нет никакой разницы в том, воспринимает он реальность, проекцию больного ума (галлюцинацию), проекцию духовную (видение) от духа или сущности или собственное воображение и фантазию.
Для нейросети мозга все эти "картины" реальности из совершенно разных источников одинаково реальны. Проще говоря, с точки зрения этого закона и принципа массовая религия может без труда создавать и поддерживать любое религиозное сознание как чистое воображение и иллюзию не связанную с реальностью.
Это происходит по существу естественным путём через самоубеждение верующего в том, что Бог такой-то и такой-то, духовный мир такой-то и такой-то, рай такой-то и такой-то, а спасение такое-то и такое-то. И у верующего нет ни малейшей возможности это опровергнуть, как и убедиться в реальности того, что предлагает ему массовая религия.
Феномен ВЕРЫ вынуждает его безальтернативно принимать на веру всё, то что ему об этом говорят в религии и церкви. Именно таким путём в любой религии создаётся не реальный, а сугубо
ВООБРАЖАЕМЫЙ религиозный мир, как религиозно-изменённая пародия, сказка и иллюзия, которая и запечатлевается в сознании верующих на всю жизнь и в дальнейшем практически не меняется.
Инструменты формирования религиозного сознания через символизм, сообщество, язык, смысловой аппарат, обряды и ритуалы надёжно закрепляют эту лубочную и сказочную картинку в сознании верующих на всю жизнь. Это по сути главный механизм и инструмент формирования массовой религией специфического религиозного сознания, как по сути сознания прелестно-изменённого.
2. Во-вторых в решении своих задач массовая религия пользует другой фундаментальный закон РАСШИРЕНИЯ СОЗНАНИЯ, согласно которого любое сознание обладает свойством (свободой) расширения с момента рождения. К слову только у человека есть полнота свободы расширения осознания во всех направлениях. У животных такой степени свободы нет.
Массовая религия использует это свойство расширения сознания через жёсткое форматирование данного расширения и задание ему только одного вектора, нужного религии. Проще говоря, религия СУЖАЕТ все степени свободы человека после обращения к религии до одного - сугубо религиозного, говоря что это и есть единственный путь "истины" от данной религии.
По существу - это грубое манипулирование осознанием, которое можно буквально сравнить с установкой в сознании человека пункта "ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ" со стороны религии, которая буквально контролирует ум, чувство и волю и ещё взимает за это "таможенную" (религиозную) оплату за пропуск к Истине в виде пожертвования религии и церкви.
Формой оплаты религиозных услуг являются не только деньги, но полное доверие к массовой религии и всем её институтам, как институтам самой божественной "истины" от которых нужно всё принимать безоговорочно за чистую "правду" и "истину".
Итогом подобного безоговорочного принятия от религии всего и вся за "истину" является то, что адепт добровольно одевает себе на голову "виртуальный шлем" религиозной реальности и контрольный "браслет" зависимости от пастыря и религии, после чего теряет свободу воли и становится полностью зависимым от пастыря, поступая под полное управление церковью и религиозной моралью.
Данный механизм был в совершенстве отработан церковью иудейской периода 2-го храма и в чистом виде перекочевал из иудаизма в христианство и православие. Удерживать адепта всеми силами в рамках церкви и религиозной морали - это и есть единственная и главная задача любой массовой религии во все времена.
Пускать адепта далее к высшему духовному знанию, открывающему путь к духовной свободе уже не входит в планы ни одной массовой религии. Именно поэтому путь массовой религии и духовный путь - это совершенно разные и непересекающиеся пути во все времена.
3. В- третьих, массовая религия умело использует в своих целях знание о возможности модификации ума и мышления через эффект ОБРАЩЕНИЯ УМА (метанойи), который связан с возможностью радикального изменения мировоззрения и всей системы ценностей через изменение вектора расширения гиперсети разума.
Данный ЭФФЕКТ изменения вектора расширения сознания от внешнего мира вовнутрь в сторону центра духовного сердца, именуемый духовной ИНИЦИАЦИЕЙ, массовая религия и называет личной "встречей с Богом" (Христом, Аллахом, Яхве и т.д. и т.п).
Иными словами, религия знает о том, что в момент ИНИЦИАЦИИ, как обращения ума к сердцу, происходит открытие духовного сердца и душа делается доступной для прямого воздействия. В этот момент религия и ВКЛАДЫВАЕТ в открывшееся сердце свои моральные принципы и установки, после чего принявший их становится уже не просто зависимым, а ЗАЛОЖНИКОМ (рабом) данной религии и её догматов, канонов и правил фактически до самой смерти.
Изменить эти установки религии, вложенные в сердце и закреплённые умом, потом становится практически невозможно. Как показывает практика, очень не многие, уловленные массовой религией (профанным обрядоверием), способны самостоятельно выпутаться из сетей обрядоверия и чудоверия и выйти к реальному духовному знанию. Т.е. массовая религия не так проста и безобидна, как это может показаться.
4. В-четвёртых, при создании религиозного самосознания, как иллюзии духовного мира, религия активно пользуется и знанием психологии и отталкивается от реальных потребностей и реальных душевных ЧУВСТВ каждого человека.
Можно сказать, что за несколько тысяч лет религия прекрасно научилась ИГРАТЬ на чувствах и душевных потребностях верующих и в частности на внутреннем и неосознаваемом чувстве ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (к Богу, истине, вере, церкви, общине, пастырю и т.д.), чувстве ЕДИНСТВА (с Богом, истиной, верой, церковью, общиной), чувстве ЗАЩИЩЁННОСТИ (от всего), чувстве ДОЛГА (морально-нравственного), чувстве СОВЕСТИ и т.д., которые и создают ощущение покоя и уверенности от принадлежности массовой религии.
Ведь не может же абсолютное большинство верующих людей ошибаться и заблуждаться ?
Но в этом и скрыт главный секрет массовой религии о том, что любое профанное большинство невежественно, слепо и глупо по определению.
5. В-пятых массовая религия активно использует методы психологии восприятия для создания и усиления религиозной реальности в виде: особого убранства церкви по аналогии с раем, особой церковной музыки и песнопений на клиросе, особых благовоний и ароматов ладана и смирны, особых вкусовых ощущений от причастия кагором и употребления просфоры.
Данные элементы и атрибуты религии как бы ЗАТОПЛЯЮТ религиозными смыслами все 5 органов чувств человека, усиливая до предела религиозное чувство, которое в сочетании с таинствами и обрядами создаёт мощный трансирующий эффект, который потом и становится предметом поиска как "божественное посещение" и "благодать", хотя на самом деле это сугубо психический эффект воздействия на безсознательное.
Кроме того, массовая религия активно использует и метод аффирмации через МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ молитв, акафистов, псаломов, обрядов, ритуалов и даже церковных праздников (из годового цикла), что также способствует самому глубокому укоренению религиозного сознания с невозможностью отказаться в последующем, как устойчивой привычки и по сути выработанного УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА, который не имеет никакого отношения к духовности.
6. Шестым принципом, который использует массовая религия, можно назвать принцип естественной потребности каждого человека в ЧИСТОТЕ СОВЕСТИ. Проще говоря, массовая религия эксплуатирует естественный принцип психической и ДУШЕВНОЙ ГИГИЕНЫ, как своего рода необходимо й процедуры согласования сознательного (ума) и безсознательного (сердца) посредством инструмента СОВЕСТИ и её регулярного очищения (облегчения).
Иными словами, в таинстве исповеди на самом деле нет никакой тайны, поскольку когнитому, как гиперсети разума и сознания внутреннего человека, периодически нужно САМООЧИЩАТЬСЯ (облегчаться) от постоянно накапливаемых побочных продуктов работы сетей мозга и разума в виде заблуждений, ошибок, проступков, проблем и прочего, что отягощает когнитом и препятствует циркуляции духовной энергии между центром головного мозга и центром духовного сердца.
Процедура согласования связей между умом и сердцем, как сознательным и безсознательным, посредством инструмента совести и есть таинство исповеди, как “стирания греха Богом”, при котором когнитивные связи восстанавливаются естественным образом. Проще говоря, религия умело использует в своих целях совершенно естественный для когнитома механизм очищения совести через ПЕРЕПРОСМОТР (religere) собственных поступков.
Любопытно то, что с точки зрения психологии Логоса все церковные “таинства” имеют под собой совершенно естественное объяснение через призму психологии гиперсетевых процессов на уровне мозга, разума и сознания. При этом нельзя сказать, что массовая откровенно врёт, прибегая к магии таинств, но можно говорить о том, что религия в ряде случаев откровенно ЛУКАВИТ, выдавая желаемое за действительное и наделяя естественное сверхъестественным.
При желании можно практически всю современную религиозность полностью десакрализовать, обнажив её скрытую неприглядную основу и показав её лукавый манипулятивный характер умелого использования знаний об устройстве души и её движущих силах: ум, чувство, воля в сочетании со знаниями современной психологии, но не это является целью нашего исследования.
Целью является предельно трезвый взгляд на современную религию, которая будучи мощным инструментом общественного и индивидуального сознания, постепенно утратила и разбазарила свою высокую миссию быть Лествицей из мира в Небо, а стала послушным инструментом в руках власти и государства для морализации сознания и решения совершенно не духовных, а самых приземлённых и откровенно мирских, идеологических и политических задач.
Как говорится в отделении религиозных “плевел” от спелых духовных “зёрен” и состоит задача данного исследования. Поэтому перечень приёмов массовой религии, которые используют законы психологии сетевых процессов, приведен не для дискредитации религии как таковой, а для более серьёзного и критичного отношения религии к самой себе в свете современных представлений о духовности и свете того, какой её видел Христос и святые отцы.
Очень хочется чтобы в 21-м веке религия и церковь не скатывались на уровень официальной мега тоталитарной секты, не превращались в ещё одну мага корпорацию и бизнес империю и не становилась послушными инструментами манипулирования самыми сокровенными чувствами и ценностями в откровенно грязных руках и умах власти и государства.
(По материалам книги "Психология Логоса", К.В. Яцкевич, Минск, 2024 г)
Свидетельство о публикации №225022001202