Глава 15. Христианство переходного периода
Наиболее полное представление о христианской общине рубежа I и II вв. дает "Учение двенадцати апостолов", или "Дидахе".
Христианские экклесии и их состав
Христиане создавали свои немногочисленные религиозные объединения — экклесии (собрания верующих),в которые мог придти любой, желающий принять веру христиан.
Христиане вели активную миссионерскую деятельность, проповедуя «благую весть» как можно большему числу людей.Но себя они отделяли от окружающих, с одной стороны, призывая «проповедовать с крыш», а с другой- противопоставляя себя обществу язычников- «псам и свиньям», ощущая свою избранность.
Собрания состояли из разных людей: еврейских праведников, рабов, блудниц и пр. Никаких следов иерархий в первых христианских общинах не было.Существовала общность имущества, напоминавшая Кумранскую общину.
Если судить по назидательному рассказу об Анании и Сапфире ( глава 7),
наказание, как это следует из контекста, постигло их не за то, что они не отдали всех денег, а за то, что солгали из корыстных побуждений. Можно по этим словам предположить, что приношения были добровольными, но, с точки зрения автора этого рассказа, образцовый христианин должен был по собственной воле от имущества отказаться.
Однако,все описание Иерусалимской общины: ее многочисленность,множество чудес, совершаемых апостолами (главными среди которых были Петр и Иаков) и пр.– не соответствовало реальной обстановке в Иерусалиме середины I в.; оно рассчитано на то, чтобы поразить воображение верующих, показав идеальную общину, где не было нуждающихся, где ученики Иисуса повторяли совершенные их учителем чудеса, где все были едины . Те же Деяния рисуют иную картину : большинство общин были бедны. Христиане действительно делали взносы на общие нужды, но нигде нет и намека на то, что они продавали все свое имущество. Павел, упрекая коринфских христиан в невоздержанности во время общих трапез, писал: «Разве у вас нет домов, чтобы есть и пить?»( 1 коринф,16:2) . Взносы христиан прежде всего, использовались для оказания помощи тем членам общины, которые были больны, оказались в заключении, а также для организации погребений. Индивидуальная благотворительность играла огромную роль в привлечении бедняков в христианские общины. Христиане стремились помогать каждому своему собрату, кем бы он ни был, если он нуждался в этом. Требование делиться со своим ближним вытесняло требование полного отречения от всех земных благ. Впоследствии благотворительность стала оправданием существования богатых и богатства, но на первых порах обязательная взаимопомощь сплачивала христиан и привлекала к ним всех, кто в такой помощи нуждался. Однако помощь неимущим не означала, что бедняки могли жить за счет христианской общины: у последней было слишком мало средств. Призывы трудиться содержатся в ряде посланий Павла. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»( 1 Фессалон.) Таким образом христианские общины боролись против паразитической психологии.
В составе христианских общин преобладали низы общества, но при этом среди христиан были и зажиточные люди, владеющие рабами, которых призывали повиноваться господам своим, «как образу бога». Члены общины совершали покаяние в грехах на совместных собраниях: именно собрание, экклесия, включавшая всех верующих округа, обладала для них благодатью; публичность покаяния имела ритуальный смысл. Еще не выделились люди, которые владели исключительным правом отпущения грехов.
В общине, описанной в Дидахе, имелись также епископы и дьяконы. Повышение авторитета епископов достигалось, по-видимому, тем, что они стали брать на себя функции учителей и пророков, т. е. становились руководителями не только в организационно-хозяйственных вопросах, но и в вопросах вероучения.
Переходный период рубежа I-II вв., отраженный в Дидахе, характеризовался ожесточенной борьбой внутри христианских общин и между ними. Боролись сторонники сохранения связей с иудаизмом и противники его, новые обряды воспринимались отдельными группами как отход от принципа духовного очищения, почитавшегося единственным средством спасения.
Итак, на рубеже I-II вв. в малочисленных еще группах христиан в разных городах империи идут сложные процессы становления христианского учения, создания новой, собственно христианской обрядности и новой организации; начинает складываться аппарат управления христианскими общинами.
Этнический и социальный состав христианских общин
Проповедь нового учения осуществлялась в основном в синагогах или при непосредственном общении. В посланиях Павла преобладают в основном греческие имена, римских имен мало; встречаются рабские прозвища-клички, соответствующие их занятиям. Анализ первохристианских общин показывает преобладание в них греков и эллинизированных иудеев. В Палестине христиане были довольно малочисленны, наиболее значимые общины формировались прежде всего, в Сирии и Малой Азии.
Пропаганда Павла, направленная прежде всего, на привлечение к христианству неиудеев, заложила основы для распространения христианства на территории Римской империи. Однако при жизни Павла она по-видимому, успеха не имела, если судить по тому, что в конце своего апостольского пути он оказался в одиночестве. Количество христиан в период создания Павловых посланий было незначительно. Во время пребывания Павла в малоазийской области Троада все его ученики вместились в одной комнате (Деян. 20:7).
Чтобы понять психологический смысл веры первых христиан в Христа, - необходимо взглянуть, какого рода люди поддерживали раннее христианство.
Подобно проповеди Иоанна Крестителя, христианская доктрина была обращена не к образованным людям и обладателям собственности, а к бедным, угнетенным и страдающим:
"Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь...Напротив, горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк. 6: 20-25).
Ранними христианами были бедные, необразованные, угнетенные массы еврейского народа, а позднее и других народов.Поскольку люди видели, что становится все меньше возможности изменить ситуацию реальными средствами, стало нарастать настроение ожидания, что такое изменение случится чудесным образом быстро и радикально и что тогда все эти люди найдут счастье, о котором они раньше только мечтали, а богатые и знатные будут наказаны согласно закону справедливости и желаниям обездоленных масс. Первые христиане представляли собой братство социально и экономически угнетенных низов, объединенных общей надеждой.
Суждение Павла о коринфской общине правомерно, без всякого сомнения, для периода деятельности апостолов, а также для второго и третьего поколения большинства христианских общин :
"Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; И незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее..." (1 Кор. 1:26-28).
Первое большое изменение в составе верующих произошло тогда, когда христианская проповедь обратилась к язычникам .Изменения национальной принадлежности среди последователей христианства не играли решающей роли, пока социальный состав христианской общины существенно не менялся, пока она состояла из бедных, угнетенных, необразованных, страдающих людей, испытывающих чувства общей ненависти и общей надежды.
Хотя значительное большинство последователей, привлеченных Павлом в христианство в первом столетии, были все еще людьми самых низших классов - простые ремесленники, рабы и вольноотпущенники, тем не менее постепенно другой социальный элемент, образованные и зажиточные, начал проникать в общины.
Фактически Павел был одним из первых христианских лидеров, не происходивших из низших классов.Со своей проповедью он обратился и к некоторым зажиточным и образованным людям, в особенности к купцам, которые благодаря своим странствованиям и путешествиям приобрели несомненно важное значение в распространении христианства. с конца 1-начала 2 века стал постепенно увеличиваться приток к христианам людей из средних и даже высших слоев общества. Среди христиан оказывались даже люди, имевшие римское гражданство. Приход к христианству таких людей был следствием углубляющегося духовного кризиса, но пока это являлось исключением и подобные случаи подлежали специальному расследованию . Однако на рубеже первого и второго столетий существенную часть в общинах составляли всё ещё представители низших классов.
Вера первохристиан на рубеже веков
Основой первоначального христианства была вера в искупительную жертву Мессии Иисуса, который пострадал за грехи людей и воскрес, обещая тем самым спасение для всех уверовавших в Него.Сущность первых проповедей, которые передавали устное предание, можно выразить словами, вложенными в уста ап. Петра. в Деяниях апостолов:
"Он повелел нам проповедать народу и засвидетельствовать, что Он есть поставленный Богом Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит отпущение грехов именем Его."(Деян 10:38-43)
Итак,первые христиане верили в Мессию Иисуса, верили, что Он пострадал за них, что Он вернется на землю, чтобы установить Царство Божье на земле.
Большинство христиан второй половины первого века еще мыслило себя в рамках иудаизма, считая себя своего рода «истинным иудейством»
Главными аргументами, доказывающими мессианизм Иисуса, были не столько совершенные Им чудеса,сколько предсказания библейских пророков, которые тщательно подбирались и цитировались христианскими проповедниками.В изложении проповеди Петра подчеркнуто, что об Иисусе свидетельствовали все пророки, а о Его деятельности сказано только, что Он исцелял людей, одержимых дьяволом.
В раннем сообществе энтузиастов христианской проповеди Иисус был человеком, возвеличенный до Бога после своей смерти, который вскоре должен вернуться, чтобы свершить суд, сделать счастливыми тех, кто страдает, и наказать правителей.
Одержимыми мессианской идеей были страдавшие и впавшие в отчаяние люди. Их чрезвычайно очаровывало христианское благовестие, позволявшее им найти в мире фантазии все то, в чем им отказывала действительность.Искупительное значение распятия мессии - "для иудеев соблазн, а для еллинов безумие" (1 Коринф., 1 : 23),- которое в эпистолярном творчестве, приписанном Павлу, рассматривается как фактор разрыва Иисуса с окружающим миром, легко воспринималось широкими массами рабов, которые видели в нем сублимацию своего социального унижения, коль скоро некое божество приняло на себя их мучения. Сам Бог захотел, чтобы Иисус, Его "гонимый раб", согласно представлениям Исайи и поздних пророков Израиля, стал героем драмы спасения. Но верующий оказывался перед лицом господа в отношениях, аналогичных отношениям раба и господина.
Христианская социальная доктрина, мораль
Каждый должен оставаться в том звании, в котором призван- учил Павел.
"Призван ли ты, когда ты раб? Не заботься о том; окажешься в состоянии стать свободным - лучше продолжай служить, ибо раб, призванный в господе, есть свободный господа, равно и призванный свободным есть раб мессии" (1 Коринф., 7:21 - 22).
В другом послании Павла, появившемся несколькими десятилетиями позже, назидание на этот счет еще более безапелляционно и без мессианских обоснований: "Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу" (Ефес., 6:5). Когда же раб Онисим, который понял равенство в изложении евангелий буквально, бросил своего богатого господина и стал искать защиты у апостола,т.к. бегство раба наказывалось римским правом смертью,Павел препроводил его назад с письмом, которое сохранилось в эпистолярии, призывая господина проявить снисходительность к беглецу, если он "чем обидел" хозяина (Филист., 12:18).
То же самое можно сказать и о почитании императорской власти - в противоположность яростной оппозиции других христианских групп: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога" (Римлян., 13:1). Так начинает обрисовываться процесс укоренения христианства в мире, приведшего затем к эре Константина.
Женщина ничего не выиграла в ходе этого процесса. Более того, состояние приниженности, в котором она удерживалась в обществе, укрепляется. Жена подчиняется мужу, "потому что муж есть глава жены" (Ефес., 5:23).
Итак, безразличие к рабству, повиновение действующим властям, принижение женщины по отношению к мужчине в ожидании, что попранные на земле права будут обеспечены всем в "ином веке", - характерно для этого периода. Изречение Павла о том, что "нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского" (Галат., 3:28), должно быть переосмыслено в религиозном смысле ("ибо все вы одно во Христе Иисусе") и понято в его реальном смысле. Те же евреи могли достичь спасения только после того, как "полное число язычников" (Римлян., 11:25) войдет в царство.
Состояние безбрачия (целибат, то есть полный отказ от половых отношений, в том числе и брачных, в соответствии с этими нормами) признавалось наиболее соответствующим задаче достижений совершенства. Время бежит быстро, финальная развязка близка, "ибо проходит образ мира сего" (1 Коринф., 7:31). Перед лицом неизбежных испытаний предпочтительно, чтобы все были свободны от семейных уз, но это, как замечает Павел, не "повеление господне" (1 Коринф., 7:25 - 26). Если у кого есть жена, то "мужу не оставлять жены своей", у кого нет ее - "хорошо им оставаться, как я", следуя примеру апостола. Но если кто не может иначе, "пусть вступает в брак" - это лучше, "нежели разжигаться" (1 Коринф., 7:8 - 10). Родители пусть выдают своих дочерей замуж; но если они не делают этого, "хорошо поступают" (1 Коринф., 7:37).
Подобные советы соответствуют«переходному времени».Мир, на который эти послания ориентируют верующего, ирреален, что и позволяет сохранять в земном мире все его несправедливости.
Возможно ли обращение в государственные суды? Может ли быть прощен член церкви, который запятнал себя особенно неприглядными проступками? -По всем этим пунктам мнение апостола бесспорно отрицательное.
Христиане, которые "будут судить мир", не должны обращаться к какой-либо внешней по отношению к церкви судебной власти, чтобы решать свои "маловажные дела житейские", поскольку "поставляют" своими судьями "ничего не значащих в церкви" (1 Коринф., 6:2 - 4). Более серьезные нарушения автоматически исключают грешника из жизни общины, и нет этому исключенному возврата назад в общину (1 Коринф., 5:11).
Был и другой большой вопрос о действительности или недействительности для христиан некоторых ритуальных предписаний, унаследованных от иудаизма: обычай обрезания, который Павел решительно отвергает, смешанные браки между евреями и неевреями, и др. В итоге многих дебатов и колебаний эти ограничения были объявлены излишними для христианина, поскольку они порождены древним законом Моисея.
Свидетельство о публикации №225022001214