Глава 14. Гонения на христиан имперского масштаба
Поначалу не было гонений на христиан в масштабах всей страны, однако, затем в гонениях начали участвовать императоры.
От своего возникновения до легализации при Константине христианство не имело официального статуса в Римской империи.Против христиан имели место общественная враждебность и гнев толпы, а не официальные действия. Религиозные практики христиан являлись вызовом для традиционных устоев. Христиане отказывались отмечать народные праздники, участвовать в мероприятиях императорского культа и публично критиковали древние обычаи. Тем не менее, в первые два века христианской истории законов против христиан не принималось, а преследования проводились лишь по инициативе местных властей. Когда император Нерон казнил христиан после пожара 64 года, это было исключительно местным делом, не выходящим за границы Рима. Эти ранние преследования были хотя и жестокими, но спорадическими, короткими, локальными, не представлявшими угроз для христианской общины в целом.
Первая известная попытка сформулировать официальную позицию была предпринята императорским легатом Плинием Младшим, который в своём письме Траяну (53-117 гг) сообщил о том, что он получил большое количество доносов на христиан, и просил совета, поскольку полагал дело серьёзным. Ответ императора сводился к тому, что не следует специально выискивать христиан, а если они будут изобличены и откажутся от своей веры, то их следует отпустить. Однако практическим следствием рескрипта Траяна было то, что выявленных, сознавшихся и неотрёкшихся христиан подвергали пыткам и казням.
Марк Аврелии ( 121-180 гг) принял следующее решение : твёрдых в христианстве казнить, римских граждан- мечом, прочих зверями, отступников отпустить.Однако даже ужасные пытки, которым подвергали христиан, чтобы заставить их отречься от веры, не достигли цели. Мучители делали это , полагая, что мстят за своих богов. Однако христиане предпочитали «помучиться неделю, чем целую вечность». По очевидным причинам понятно, что дошедшие рассказы сообщают о подвигах стойких верующих, а не о малодушии отступников, которых по-видимому было не мало.
К III веку ситуация изменилась: численность христиан начала резко расти, среди христиан появились состоятельные и знатные граждане империи — и это обеспокоило императоров.
Одним из первых законов против христиан стал изданный в 202 году указ императора Александра Севера ( 208-235 гг) , запрещающий обращение в иудаизм или христианство. После убийства Севера целью преследований стали христианские лидеры ; император Деций (249—251) потребовал всеобщего и явного отправления языческих обрядов. Христиане упорствовали в своём нежелании приносить императору присягу, в результате чего их лидеры подвергались пыткам и казням, страдали также и простые верующие.
В 257 году был издан издал эдикт, осуждавший христиан на изгнание и каторжные работы, а затем ещё один, устанавливающий для них в качестве наказания смертную казнь .В 260 г.был объявлен «мир всех церквей», продолжавшийся до правления Диоклетиана(242-316 гг.)
Диоклетиан, провозглашённый императором в 284 году, в религиозном отношении был консерватором и приверженцем традиционного римского культа, предпочитая поклонение олимпийским богам и стремясь вдохнуть новую жизнь в древнюю религию.
В этой ситуации особое положение иудеев и христиан становилось особенно заметным. Однако иудеям удалось за счёт древности своей веры, малочисленности и отсутствия прозелитизма ,добиться толерантного к себе отношения империи. Соответственно христиане, последовательно противопоставляющие себя иудеям, и чья вера воспринималась как новая и необычная, уже к этому времени не смешиваемая с иудаизмом, не заслужили такой терпимости.
Диоклетиан, человек очень религиозный, считал распространение христианского «безбожия» угрозой для империи. Возможно, перейти к действиям его подтолкнула книга философа-неоплатоника Порфирия (232-304 гг.) «Против христиан» – полемическое сочинение, в котором позднейшие христианские апологеты видели самое серьезное и глубокое нападение на свою веру, когда-либо вышедшее из-под пера язычника. Диоклетиан знал Порфирия и слушал его лекции в Никомидии, где находилась официальная императорская резиденция .
Критика христианства Порфирием
Порфирий, которого считают наиболее крупным и эрудированным критиком христиан,не призывал к преследованиям и не одобрял «бесчеловечные наказания», которым подвергались христиане. Аргументация Порфирия, опубликовавшего в 270-х годах сочинение против христиан, имеющая целью доказать абсурдность и несостоятельность христианских верований, была рассчитана не на уже состоявшихся христиан, а на тех, кто колебался в своём желании к ним присоединиться . 15-томное сочинение «Против христиан» представляло такую опасность для новой религии, что по изданному в 448 году императорскому указу ,все существовавшие в империи экземпляры этого произведения были уничтожены. При этом, насколько можно судить по сохранившимся отрывкам и отзывам христианских авторов, это был выдающийся труд с убедительной аргументацией.Неудивительно, что отцы церкви наделяли Порфирия самыми оскорбительными эпитетами.
Произведение Порфирия «Против христиан» дало ранний образец библейской критики. Порфирий жёстко критиковал христианское представление о будущем преображении «образа мира сего», веру христиан в воскресение тел а самое главное — учение о воплотившемся и страдавшем Боге.
Вот некоторые примеры критики Порфирия, на которые и сегодня церковные толкователи не дали вразумительного ответа .
«...Есть и другой рассказ, который может изобличить беспочвенность этого учения, – рассказ о его воскресении, о котором болтают. Чего ради Иисус после страстей своих и, как вы говорите, воскресения своего не явился Пилату, казнившему его, хотя и заявившему, что тот ничего не совершил достойного смерти, или Ироду, царю иудейскому, или первосвященнику иудейскому, или сразу многим достойным доверия лицам, особенно римскому сенату и народу, чтобы они прониклись удивлением перед его деяниями и не стали общим приговором осуждать на смерть его последователей за нечестивость? А между тем он является Марии Магдалине, простой женщине, которая прибыла из какой-то весьма жалкой деревушки и была некогда одержима семью демонами, а с нею – другой Марии, тоже совершенно ничтожной деревенской женщине, и нескольким другим не очень приметным людям; а ведь Матфей говорит, что Иисус предвещал иудейскому первосвященнику, говоря: "Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных"(Мф., 26:64). Если б он явился людям значительным, то через них все уверовали бы, и ни один судья не стал бы наказывать их, как измышляющих диковинные сказки; а ведь ни богу, ни разумному человеку не должно быть приятно, чтобы многие из-за него подвергались наихудшим наказаниям.»
« ...Почему Христос, когда его привели к первосвященнику и к прокуратору, ничего не сказал, что было бы достойно мудрого и божественного человека, нечто такое, что могло бы просветить судью и присутствующих и исправить их, а позволил, чтоб его били тростью, чтоб на него плевали и увенчали его терниями... если уж Христос должен был пострадать по предписанию бога, то ему следовало подчиниться наказанию, но претерпеть страдания, по крайней мере, после яркой, свободной речи: ему следовало произнести перед судьей Пилатом серьезные, мудрые слова, а не подвергнуться поношениям, как первый встречный из подонков общества...»
«... Как понимать: "Если возможно, да минет меня чаша"?
Право, полны неясности, проникнуты невежеством и те слова, которые Иисус сказал своим ученикам: "Не бойтесь убивающих тело"(Мф 10:28), а сам он в смертной тревоге в ожидании страшного не спал, в молитве просил, чтоб миновало его страдание, а ученикам сказал: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение" (Мк 143:38). Эти речи недостойны сына божьего и даже (просто) мудрого человека, презирающего смерть.»
«...Как понимать: "Если бы верили Моисею, то поверили бы и мне"?
Верхом неясности мне представляется также сказанное в евангелии: "Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне" (Ин., 5:46), а между тем от Моисея ничего не сохранилось, ибо все его произведения, говорят, сгорели вместе с храмом, а то, что написано под именем Моисея, написано через 1180 лет после смерти Моисея Ездрой и его людьми. А если бы даже допустить, что это сочинения Моисея, то нельзя доказать, что где-нибудь Христос назван богом, или богом-словом, или демиургом. Вообще, кто говорил о распятии Христа?...»
« Павел говорит: "Вот я, Павел, свидетельствую, что если кто сделал одно по закону, то он должен исполнить весь закон" (Гал., 5:3 ) ,желая этим сказать, что вовсе не нужно следовать велениям закона. Этот наилучший, мудрец, разумник, "тщательно наставленный в отечественном законе"(Деян., 22:3.),столько раз ловко поминающий Моисея, своим учением, как пропитанный вином и пьянством, отменяет предписание закона, говоря галатам: "Кто прельстил вас не покоряться истине?"(Гал., 3:1.), то есть евангелию; затем, напугивая и устрашая тех, кто повинуется закону, он говорит: "Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под проклятием" (Гал. 3:10),.тот самый Павел, который римлянам писал, что "закон духовен"(Рим., 7:14),. и, далее: "Закон свят, и заповедь свята и праведна"(Рим. 7:12.) ставит под проклятие тех, кто повинуется святому. Затем запутывая во всех направлениях суть дела, смешивает все в одну кашу и опутывает это мраком, так что у слушателя почти в глазах темнеет и, как во тьме ночной, он спотыкается об то и другое: и против закона грешит, и евангелие нарушает в этой путанице из-за неразумия руководителя.
"...Вы только послушайте рассуждения этого мудреца! После того как он взял из закона тысячи цитат для связи, он лишает силы и значения свои собственные высказывания, заявляя: "Закон же пришел после, чтобы умножилось преступление"(Рим., 5:20) и раньше: "Жало же смерти – грех, а сила греха – закон";( 1 Кор., 15:56.) отточив свой собственный язык чуть ли не как меч, он нещадно режет закон на части; а ведь он же многократно увещевает повиноваться закону и говорит, что жить сообразно с ним похвально. Но, как бы усвоив себе привычку выражать невежественные суждения, он всюду сам опровергает собственные положения…...»
Однако приказ о гонениях отдал именно Диоклетиан. Это была попытка государства смести христианскую Церковь с лица земли – репрессии, превышавшие все, что когда-либо видела империя. Продолжались они, то разгораясь, то затухая, целое десятилетие.
Первый свой эдикт против христиан Диоклетиан выпустил 24 февраля 303 года . Все собрания христиан были объявлены вне закона; христианские молитвенные дома должны были быть разрушены, христианские Писания – конфискованы; христиане из высших социальных слоев теряли свои привилегии, христиане-вольноотпущенники на государственной службе снова обращались в рабство.
Однако воплотить указ в жизнь было очень трудно: в империи не было федеральной полиции, способной добиться выполнения эдикта по всей стране. В западной части империи были снесены несколько церквей – тем дело и ограничилось
Несколько месяцев спустя в императорском дворце в Никомидии дважды случился пожар. В случившемся обвинили христиан, и летом 303 года последовал второй указ – об аресте всех христианских священнослужителей. А в ноябре вышел и третий – о том, что арестованных клириков следует отпускать на свободу, только если они принесут жертвы богам. Еще через несколько месяцев, весной 304 года, был выпущен четвертый, последний и самый суровый указ. Он требовал, чтобы все жители империи, собравшись в общественных местах, публично совершили жертвоприношение. Некоторые христиане сумели этого избежать, подкупив власти; другие отпали от христианства; но третьи отказались – их ждали тюремное заключение, пытки и смерть.
Сколько христиан попало в темницы, сколько погибло от рук властей, мы просто не знаем – возможно, сотни, но вряд ли больше нескольких тысяч. Точно известно нам другое: из этого испытания христиане вышли победителями.
В западной части империи, по-видимому, действовал только первый указ, да и его действие было приостановлено в 306 году, после восшествия на престол Константина
Государственные преследования христиан сделались в Риме невозможны.
Гонения на христиан не были постоянным явлением. Нельзя сказать, что в эти первые столетия христиан беспрерывно гнали, били, пытали и казнили. Большую часть времени и в большинстве мест они жили спокойно. Многие христиане вообще не сталкивались ни с гонениями, ни с противостоянием, ни даже с общественным порицанием. Об этих христианах мы знаем немного по очевидным причинам : мир и спокойствие редко попадают на страницы истории.
Свидетельство о публикации №225022001220