Театральная студия Физтеха. Часть 2

Третий курс на Физтехе для меня начался с больших сомнений. Володя Федоров студию бросил, а что ждать от Марины Карповой было совсем не понятно. Еще в прошлом году у меня не сложились с ней отношения. Она интриговала против Федорова, пытаясь перетянуть студийцев на свою сторону. А я был сторонником Федорова, так что ждать теплых отношений не приходилось.

По сравнению с Федоровым она была слабовата: и как режиссер, и как организатор. Несколько ребят вообще ушли из студии, часть просто окончили институт, но некоторые по принципиальным соображениям, а один перевелся на физфак МГУ.

От прошлогодних спектаклей мне достались на хранение три рапиры для «Ромео и Джульетты» и теплые воспоминания о славном прошлом.

Невзначай мы узнали, что Карпова вышла замуж за нашего «Ромео» - Фарида Макалеева. Их роман для нас оказался полной неожиданностью.

Из студии я не ушел. Решил посмотреть, что получится дальше. А пока занялся восстановлением факультетской агитбригады, поскольку студенты 4-5 курсов уехали в наше общежитие в Зюзино и ряды агитбригады резко оскудели. Набрал первокурсников и второкурсников и начал заниматься с ними актерским мастерством, используя опыт, полученный у Федорова. Сценическое движение, этюды — все как было в студии при Федорове.

Ну а Карпова объявила, что собирается ставить «Понтия Пилата». Тот самый роман,  который написал Мастер из романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

На роль Понтия она пригласила Сашу Иванова и Володю Овчинкина, как дублеров. Иванов — аспирант второго года, играл роль Инквизитора в «Жаворонке», а Овчинкин уже окончил аспирантуру, защитил диссертацию и стал преподавателем на кафедре общей физики на Физтехе, это был его дебют в студии. На роль Иешуа она назначила Наиля Ханнанова, студента 6 курса физхима, фамилию мог и перепутать (старческий маразм).

Прочие роли она предложила на конкурс остальным студийцам. То есть, устроить пробы. Ролей в пьесе не много, а претендентов хватало. Фактически образовалось два состава. В конце концов, так и решили играть двумя составами. Бороться за роли я не хотел и заявился на роль Вар-раввана.
 
Роль без слов. На 5 минут. Самая короткая роль в пьесе. Это мятежник, которого освободил Понтий Пилат по требованию толпы. Просто мне захотелось сыграть страх человека перед казнью и катарсис после помилования. Такого мне никогда не приходилось играть. Подумал, что сыграть такое — это настоящее мастерство.

Кстати, именно тогда я понял, почему иудеи спасли Вар-раввана, а не Христа. Христос призывал к человеколюбию и миру: «Богу — богово, кесарю — кесарево», а Вар-равван воевал с римлянами за свободу Иудеи. Иудеи выбрали сопротивление, а не мир. Христос рушил основы иудейской веры.

Карпова была удивлена моим выбором, но утвердила меня без проб.

Сцену она решила оформить в виде фрагмента римского амфитеатра. Для этого она выпросила во МГИКе списанные декорации для какой-то античной пьесы, поставленной несколько лет назад. Пять ярусов ступеней дугой. На нашей сцене всё разместилось как родное. Эта же декорация должна была стать Голгофой, когда над ней поднимали три креста.

Мне было интереснее работать с агитбригадой, поскольку в студии я был мало занят. Новенькие — четыре парня и две девочки вполне могли обеспечить приличное представление агитбригады. Работали они с удовольствием, занимались мы раз в неделю, чтобы не навредить их учебе в институте.

Своих авторов у нас в то время не было, поэтому я выпросил в институтской библиотеке подписки журналов «Юность» и «Литературной газеты» за несколько лет. Скрупулезно изучил все юморески и отобрал то, что мне особо понравилось. Получилась небольшая пьеса, примерно на час-полтора. Этакое попурри. Добавили и музыкальное сопровождение, правда — фонограмму, поскольку группа Крокодила уже переехала в Зюзино.

Студийцы с нашего факультета, узнав о моих инициативах, предложили свои услуги, так что наше количество и качество только выросло. Я даже использовал половинку декорации от «Ромео и Джульетты». Один портал дома Капулетти.

На Неделе факультета мой спектакль имел успех. Все ребята были в восторге от результата нашей работы. И фонограмма всем понравилась. Выступление признали лучшим среди всех факультетских агитбригад.

А в мае, как и планировалось, студия запустила два спектакля «Понтий Пилат».

Спектакли сыграли классно, без осечек. Как обычно — овации, поклоны, цветы. Иванов, Овчинкин и Ханнанов сыграли отлично. И мне удалось все, что я задумал для своей роли. Ну, а дальше как обычно — поход в клуб и большая порция алкоголя.

Как же я скучаю по тем временам!

Собственно, вот так и закончился второй год существования студии МФТИ.


Рецензии
Как искренне прозвучали слова о том, о тех временах остается только скучать. Когда читала продолжение темы о театре, то тоже что-то о театре вспомнила. Не помню почему, но отвела внука-школьника в театр с названием "МЕЛ". Это район "Отрадное", театр находился у самой дороги, которая тянулась прямо вдоль улицы. Похоже, что это было его желание. Мне же досталась роль сопровождающей. Ничего особенного в нем не замечала, что могло как-то его связывать со сценой. К нам вышла руководитель. На меня никакого внимания она не обращала. Попросила молодого человека пройтись, потом подойти к белому полотну и что-то произнести. Ничего не было особенного. И я готовилась уже его увести. Но руководитель сообщила, что принимает его в студию. И он может начинать здесь заниматься. Я не стала спрашивать, что такое в нем нашли, но он, действительно, несколько лет в этот театр ходил, а потом был задействован и в спектаклях. В старшем классе, правда, закончил. И выбрал физику вместо театра. Потом, конечно, когда видела его в спектаклях, то понимала, что это было ему близко и интересно. На сцене он был совсем другим. С удовольствием читаю продолжение этой темы у вас. Нечто близкое к этой теме вспоминается.

Екатерина Адасова   12.06.2025 22:28     Заявить о нарушении
Спасибо за добрый отзыв.
Я регулярно участвовал в "ломках" на распродажах билетов в лучших московских театрах. Побывал и в Вахтангова, и у Образцова, и на Таганке, и в Моссовета, и в Сатире, и в Современнике и в других театрах и театральных студиях. Года три я был на этом помешан. Но потом понял - от добра добра не ищут. Стать посредственным актером хуже, чем хорошим физиком. Театр так и остался моей любовью. Но не более того. Моя будущая жена, мама и брат не поняли бы меня.

Николай Михневич   12.06.2025 22:59   Заявить о нарушении
Тоже во многих театрах была. Такое тогда было время. Еще любительницей оперы считалась. Но слуха и голоса не имела. Хотя потом мне объяснили, что слух есть, но воспроизведение мелодии, совсем другое время. И Таганка была, конечно. Главное, что театр у вас был. И было что-то, что могло оторвать от учебы. Отдушина должна быть. Единственно и важно, что наш институт был хорош тем, что посещение занятий было не особенно обязательным. Главное, чтобы предмет был освоен. А вот работа в жестком графике была первоначально очень тяжелым испытанием. Тогда еще больше хотелось иметь хоть что-то для себя интересное.

Екатерина Адасова   12.06.2025 23:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.