Глава 20. Распространение христианства среди богат
Христианство выросло как историческое мессианское движение в среде бедных необразованных масс, преимущественно выходцев из низов общества.
Христианская доктрина была обращена не к образованным людям и обладателям собственности, а к нищим ,угнетенным и страдающим:
"Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь...Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк. 6: 20-25). Эти обещания выражают не только надежды на новый лучший мир, но также ненависть к властям - к богатым, ученым, людям, облеченным властью. Такое же настроение ощущается в рассказе о нищем Лазаре, который "желал напитаться крошками, падающими со стола богача" (Лк. 16; 21), и в известных словах Иисуса: "как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие!" (Лк. 18; 24, 25).В раннехристианском братстве бедняков особую роль играла взаимная экономическая помощь и поддержка, "любовный коммунизм";их
объединяла общая надежда и общая ненависть. Они верили, что после Воскресения Иисус занял место справа от Бога, но скоро Он вернется, чтобы установить Царство на земле. Тот, кто верит в Иисуса и кого приняли в сообщество Его учеников , может быть уверен, что в будущем Царстве он получит спасение .Концепция Иисуса, которой придерживались ранние христиане, гласила, что Он был Человеком, избранным Богом и возвеличенным Им после своей смерти, который вскоре должен вернуться, чтобы свершить суд, сделать счастливыми тех, кто страдает, и наказать богатых и власть имеющих.
Известное суждение Павла о коринфской общине правомерно для второго и третьего поколения большинства христианских общин, а также для периода деятельности апостолов:
"Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; И незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее..." (1 Кор. 1:26-28).
Во втором столетии существенную часть в общинах составляли всё ещё представители низших классов. Об этом свидетельствуют некоторые места в ранней литературе, которая, подобно Посланию Иакова или Книге Откровения, дышит горячей ненавистью к могущественным и богатым.
Но приблизительно в середине второго столетия христианство начало завоевывать последователей в среде среднего и высшего классов Римской империи. К концу второго столетия христианство уже перестало быть религией бедных ремесленников и рабов.
Во втором-третьем веках все больше и больше людей состоятельных, в том числе занимавших высокое положение в обществе, принимали новое вероучение. Из дошедших до нас свидетельств следует, что с середины второго века некоторые богатые римские христиане делали значительные денежные взносы в казну римской общины.Состоятельные христиане достаточно часто завещали свое имущество общине, пресвиторы назначались опекунами над малолетними детьми . Христианские общины богатели.
В изданном в середине третьего века императорском эддикте говорится о наказании , которому должны подвергаться за приверженность к христианству люди, принадлежащие к высшим сословиям в государстве (сенаторы и всадники). Встал вопрос об отношении к богатству конкретных людей, входящих в христианские общины.В одном из литературных произведений тех лет под называнием «Пастырь» автор говорит, что будучи богатым, он был бесполезным богу, а разорившись, - стал полезен. Чтобы спастись, богатые должны благотворить, отдавая часть богатства неимущим , этим они становятся угодными Богу, так как бедняки , живущие за счет подаяний , молятся за них.
Так, в среде христиан из низов постепенно появляется примирительное отношение к богатым, что способствует притоку зажиточных людей в общины. В сочинении «Какой богатый спасется?» христианский богослов третьего века Климент Александрийский осуждал стремление к роскоши, но при этом не выступал против богатства как такового , утверждая, что Бог не осуждает людей за то, что они богаты, если они помогают бедным и исполняют заповеди.
Важным фактором развития и распространения христианского вероучения было появление среди христиан второго века высокообразованных интеллектуалов, таких как первые христианские теологи: епископ Корфагена Киприан; выходец из аристократической семьи, обладающий огромной эрудицией Климент Александрийский, Иустин, Тертуллиан. Во второй половине второго века была создана школа христианского богословия, во главе которой стоял Климент, а затем Ориген. Деятельность этих людей привлекала к христианам все больше образованных людей, которые переставали видеть в христианстве только зловредное суеверие,каким его описывал , напр. Тацит.Но все же это было явным исключением из правил .
При таком распространении христианства в верхах общества, не уменьшался приток в общины бедных и обездоленных. Бедным и необразованным было подавляющее большинство населения Рима, и к тем же категориям относилась большая часть христиан.Христианская теология образованной элиты была непонятна большинству верующих, поэтому обращенные (в основном из сельских местностей) вносили в христианство элементы традиционных языческих представлений.
Свидетельство о публикации №225022001271