Глава 20. Распространение христианства среди богат

        Распространение христианства среди богатых и образованных людей


     Христианство выросло как  историческое мессианское движение в  среде бедных необразованных масс, преимущественно выходцев из низов общества.
Христианская доктрина была обращена не к образованным людям и обладателям собственности, а к нищим ,угнетенным и страдающим:
"Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь...Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк. 6: 20-25). Эти обещания выражают не только надежды на новый лучший мир, но также  ненависть к властям - к богатым, ученым, людям, облеченным властью. Такое же настроение ощущается в рассказе о нищем Лазаре, который "желал напитаться крошками, падающими со стола богача" (Лк. 16; 21), и в известных словах Иисуса: "как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие!" (Лк. 18; 24, 25).В раннехристианском братстве бедняков особую роль играла взаимная экономическая помощь и поддержка, "любовный коммунизм";их
объединяла  общая надежда и  общая ненависть. Они верили, что после Воскресения Иисус занял место справа от Бога, но скоро Он вернется, чтобы установить Царство на земле. Тот, кто верит в Иисуса и кого приняли в сообщество Его учеников , может быть уверен, что  в будущем  Царстве он  получит спасение .Концепция Иисуса, которой придерживались ранние христиане, гласила, что  Он  был Человеком, избранным  Богом и возвеличенным  Им после своей смерти, который вскоре должен вернуться, чтобы свершить суд, сделать счастливыми тех, кто страдает, и наказать  богатых и власть имеющих.

      Известное суждение Павла о коринфской общине правомерно для второго и третьего поколения большинства христианских общин, а также для периода деятельности апостолов:
"Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; И незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее..." (1 Кор. 1:26-28).
Во втором столетии существенную часть в общинах составляли всё ещё представители низших классов. Об этом свидетельствуют некоторые места в ранней литературе, которая, подобно Посланию Иакова или Книге Откровения, дышит горячей ненавистью к могущественным и богатым.
     Но приблизительно в середине второго столетия христианство начало завоевывать последователей в среде среднего и высшего классов Римской империи. К концу второго столетия христианство уже перестало быть религией бедных ремесленников и рабов.
Во  втором-третьем веках  все больше и больше людей состоятельных, в том числе  занимавших высокое положение в обществе, принимали новое вероучение.  Из дошедших до нас свидетельств  следует, что с середины  второго века некоторые богатые римские христиане делали  значительные денежные взносы в казну римской общины.Состоятельные христиане достаточно часто завещали  свое имущество общине, пресвиторы назначались опекунами над малолетними детьми .  Христианские общины богатели.
     В изданном в  середине третьего века императорском  эддикте говорится о наказании , которому должны подвергаться  за приверженность к христианству люди, принадлежащие к высшим сословиям в государстве  (сенаторы и всадники).  Встал вопрос об отношении к богатству конкретных людей, входящих в христианские общины.В одном из  литературных произведений тех лет под называнием «Пастырь» автор говорит, что будучи богатым, он был бесполезным богу, а разорившись, - стал полезен. Чтобы спастись, богатые  должны благотворить, отдавая часть   богатства неимущим  , этим  они становятся угодными Богу, так как бедняки , живущие за счет подаяний , молятся за них.
     Так, в среде христиан из низов постепенно появляется примирительное отношение  к богатым, что  способствует  притоку зажиточных людей  в  общины. В сочинении «Какой богатый спасется?» христианский богослов  третьего века Климент Александрийский осуждал стремление к роскоши, но при этом не выступал  против богатства как такового , утверждая, что  Бог не  осуждает людей за то, что они богаты, если они  помогают бедным и  исполняют   заповеди.
     Важным фактором развития и распространения христианского вероучения было появление среди христиан  второго века высокообразованных  интеллектуалов,   таких как первые христианские теологи:  епископ Корфагена Киприан; выходец из аристократической семьи, обладающий огромной эрудицией Климент Александрийский, Иустин, Тертуллиан.  Во второй половине  второго века   была создана школа христианского богословия, во главе которой стоял Климент, а затем Ориген. Деятельность этих людей  привлекала к христианам все больше образованных людей, которые переставали видеть  в христианстве только зловредное суеверие,каким его описывал , напр. Тацит.Но  все же это  было явным исключением из правил .
При таком распространении христианства в верхах общества,  не  уменьшался приток в общины бедных и обездоленных.  Бедным и необразованным было подавляющее большинство населения Рима, и к тем же категориям относилась большая часть христиан.Христианская теология  образованной элиты  была непонятна большинству верующих, поэтому обращенные  (в основном из сельских местностей) вносили в христианство элементы  традиционных языческих представлений.


Рецензии