Берта
-Расскажи про Берту.
-Ой, Юленька, опять? Не надоело тебе?
Но мне не надоедало. Я каждый раз, затаив дыхание, слушала эту простую , немудренную историю и каждый раз надеялась, что в этот раз она может кончиться по-другому.
Бабушка Валя когда-то жила в большой деревне на Алтае. Тогда она еще была не бабушкой, а просто девочкой с огромными, в пол лица, васильковыми глазами. А еще у Вали был младший брат Володя, которого она очень любила, и собака Берта, которая тоже очень любила и Володю, и Валю, и всю окрестную детвору. В деревне тяжело представить себе двор без собаки. Она и имущество посторожит, и за бестолковыми курами приглядит, чтобы не лезли, куда не надо. Но Берта из всех собачьих обязанностей самой главной считала присмотр за детьми. Они в школу, Берта их провожает и встречает, они за грибами - и она за ними, они в магазин- и Берта туда же.
-Ах ты, бестолковая, куда потащилась опять? - ворчала Валина мать на Берту, глядя, как та пробиралась к калитке вслед за детьми,- а двор кто охранять будет?
Берта виновато поджимала уши и замедляла шаг. Весь ее вид говорил о покорности судьбе и вселенской тоске. Она устремляла умоляющий взгляд на мать и тихонько поскуливала.
-Фу ты, ну чего лупоглазишь? Ничего с ними не станется!
Берта продолжала гипнотизировать упрямую женщину. Наконец та не выдерживала.
-Ну иди, иди, шаромыжница! Никакого толку от тебя, только бы по улицам с малышней таскаться ! Вот если только чего на дворе не досчитаюсь, я тебя прям поленом отхожу! Бестолочь хвостатая!
Но Берта уже не слушала нотаций. Когда хотела, она могла перемещаться с удивительной быстротой.
Но однажды в конце весны у Берты появились и другие интересы.В ее жизнь ворвалась настоящая страсть. Никто не видел героя, покорившего сердце простодушной и наивной Берты, а вот последствия вскоре стали очевидны всем.
-Ах ты ж , шалопутница! Ты где ж это живот нагуляла?- удивлялась мать.- И когда ты только успела? Все нормальные кобели на цепи сидят, дворы охраняют, просто так не шляются. Не то, что ты. Неужто с тем шелудивым спуталась, что около фермы постоянно трется? И не стыдно тебе? Он же страшенный, как голодный год. Облезлый весь , и хвост в репьях!
Но Берта только умильно мотала хвостом и тыкалась носом хозяйке в юбку.
Не прошло и месяца как она родила пятерых хорошеньких щенков .
-Ишь ты, какие ладненькие, - умилялась мать, - Только куда столько? Что с ними делать? Потопить видать придется. Мне псарня на дворе без надобности.
У Вали от этих слов больно сжималось сердце . Но мать никого не утопила. Она даже стала нежнее к Берте. Подбрасывала ей лишние кусочки , называла мамкой и не ругала детей, когда те таскали собаке сахар. Одно оставалась неизменным : мать считала, что Берта - небольшого ума животина, и постоянно ее журила.
-Ох, и бестолковая же ты псина! Только что хвостом хорошо вертишь, да ластишься.
Июль того года выдался особенно жарким. Щенки уже открыли глазки , и Берта начала с беспокойством поглядывать не только на них, но и в сторону калитки, когда Валя с Володей уходили со двора. В тот день они с деревенскими ребятами собрались на речку. Идти надо было долго. Сначала через пригорок, потом прямо, по железнодорожным путям, потом через лес . Берта неожиданно увязалась следом.
-А ты куда? – охнула мать. - А щенки? Ах, ты кукушка !
Но Берта только вильнула хвостом и шмыгнула за калитку.
Она долго шла вместе с ребятами. То забегала вперед, то покусывала травку, то прыгала около Вали. Но когда до речки оставалось совсем чуть-чуть, Берта заволновалась. Пришло время кормить щенков. Берта почувствовала, как прибывает молоко, и повернула обратно.
-Берта, ты куда? Берта! Берта! – кричала Валя, но собака впервые оставила человеческих детей и побежала к своим.
Она быстро проскочила пролесок и потрусила по железнодорожным путям. Быстрее, быстрее. Вдруг рельсы загудели. Приближался поезд. Берта услышала гудок и прибавила скорость. Еще гудок. Еще, еще. Страшный громкий звук и грохот колес. Она неслась, что было сил. Ей бы свернуть с этой роковой дороги. Всего несколько шагов в сторону. Но она чувствовала тяжесть молока и могла только бежать вперед, к своим щенкам. Они скулят от голода и ждут мать. Поэтому только прямо, прямо, прямо…
Берта не вернулась домой. Осиротевшие голодные щенки плакали целый день. Валя плакала вместе с ними. А потом мать сложила их в свой передник и понесла по дворам, тихо ругая глупую Берту . Домой она пришла затемно. Раздала всех. Берту все любили , и хоть собаками в деревне никого не удивишь, ее щенков разобрали. Потом Валя узнает, что из пятерых выживет только один. Слишком маленькими они были.
Валя долго ждала мать. Наконец она услышала, как хлопнула калитка, но прошло минут десять, а в дом никто не вошел. Валя выглянула в окно. Мать стояла во дворе, зажав кончиком платка рот, и гладила крышу опустевшей будки.
Х Х Х Х
Шли годы. Володя уже ходил в пятый класс. Раз по осени они с мальчишками пошли за грибами . Но день был неудачный, почти ничего не собрали. Володя не хотел идти домой с полупустой корзинкой и забирался все глубже в лес, подальше от знакомых всем грибных мест. Вот уже и голосов друзей почти не слышно. Вдруг ему показалось, что кто-то плачет вдалеке. Володя осторожно пошел на этот звук. Вскоре он понял , что это не плач. Где-то жалобно скулил какой-то зверь. Володе стало не по себе, мало ли кто там. Но ноги сами несли его вперед. Зверь видимо тоже учуял мальчика и отчаянно залаял.
-Это собака!- удивленно воскликнул Володя и прибавил хода.
Вскоре он увидел худющую , измученную собачку , которая металась около большого дерева. Володя громко свистнул, подзывая ее к себе. Собачка рванулась и завыла. Тут только Володя заметил, что она была привязана. Толстая веревка несколько раз обернула шею и стерла ее до крови. Видимо пес долго бился, пытаясь выбраться. Володя остолбенел. Он не мог понять, кому могла прийти в голову такая жестокая мысль обречь бедную животину на лютую смерть. Мальчик кинулся к собаке и долго пытался перерезать ножиком веревку .
-Подожди, не вертись, я сейчас, сейчас, - уговаривал он беднягу, но та лизала ему руки, лицо и прыгала, прыгала, не давая сосредоточиться.
Наконец веревка поддалась, и Володя привел своего найденыша домой.
Мать вышла на крыльцо и молча смотрела то на сына, то на собаку. Те стояли посреди двора и ждали, что будет дальше.
-Ох, до чего же паршивая,- буркнула наконец мать.
Но тут Володя неожиданно залился слезами.
-Она не паршивая! Не паршивая! Ее мучили! Привязали к дереву в лесу на смерь! НА СМЕРТЬ! Понимаешь?!
Мать подошла к собаке , почесала ей за ухом. Та посмотрела на свою новую хозяйку и жалобно заскулила.
-Ишь ты…,-задумчиво протянула мать, потом заглянула ей в глаза, помолчала и добавила, - Бертой будешь.
Новоиспеченная Берта почувствовала , что ее не гонят, радостно обежала весь двор и сделала пару собачьих меток.
-Ишь ты..- хмыкнула мать, ушла в дом и вынесла собаке миску, полную всякой всячины. Берта жадно набросилась на еду, а потом ,сытая и осоловевшая, уютно устроилась в пустовавшей столько лет будке.
С тех пор у Валиного двора снова появился сторож. Берта хорошо выполняла свои обязанности и с благодарностью относилась ко всем обитателям своего нового дома. Она уважала отца и ласкалась к матери, радостно встречала Валю, но по-настоящему любила только Володю. Любила со всей силой и нежностью, на какую только была способна ее собачья душа. После восьмого класса Володя поступил в училище . Теперь он жил в городе, а домой приезжал только на праздники и каникулы. Берта никак не могла к этому привыкнуть. Каждый раз , когда за Володей захлопывалась калитка, она забивалась под крыльцо и горестно выла несколько дней. Ничего не ела, ни к кому не шла.
-Да что ж ты убиваешься так, болезная ? Как по покойнику. Приедет он, приедет, -говорила мать, пододвигая Берте миску с едой.
Но та только отворачивалась. Тогда мать, кряхтя, садилась рядом с ней, гладила по голове, утешала, рассказывала о Володиных делах в городе.
-Вот приедет он скоро домой, я пирогов напеку, а ты побежишь и будешь высматривать , вынюхивать его через калитку. Как подходить станет, я тебя выпущу , будешь ему до носа прыгать и лапами рубашку пачкать. Вон в прошлый раз даже воротник порвала. А потом и Валентина приедет , и Валерика маленького привезет. То-то будет радости, а ты все тоскуешь. Хватит уже, вылезай.
Потихоньку Бертино горе притуплялось, но полностью не проходило никогда. Она вылезала из-под крыльца, понемногу начинала есть, гоняла кур с грядок и чутко прислушивалась к звукам чужих шагов возле дома. Все как обычно. Только в глазах ее стояла влажная неизбывная тоска. Но много ли людей заглядывают в глаза дворовым собакам?
По вечерам они с матерью сидели на крыльце и смотрели в сторону дороги. Они обе ждали. Ждали свою радость.
Свидетельство о публикации №225022001518
Тема - щемяще-душевная. Раскрыта великолепно рукой профессионала.
Вот так, в общении с братьями нашими меньшими, и приходит в раннем детстве понимание добросердечия.
С уважением и тёплыми весенними улыбками - Т.С.
Коза-Дереза 14.04.2025 19:09 Заявить о нарушении
С уважением, Юлия.
Юлия Соколова -Морозова 14.04.2025 19:13 Заявить о нарушении