Рецензия на книгу Олега Роя Человек за шкафом
Тема, часто обсуждаемая в литературе — человек и его предназначение, а вернее талант, которым наградил Бог. Каждый житель планеты понимает насколько важно самоопределение личности, ведь это не для его гордыни (вернее не только его процветание), но и эволюция планеты в целом. Так как от навыков человека и насколько он превосходно ими обладает зависит каким путём идёт развитие общества. При этом именно наибольшее достижение в прогрессе точные науки получили когда духовная сторона человека стала возвышеннее, наполнилась прекрасными произведениями искусства в музыке, литературе, живописи и других сторон творчества. С чем можно сравнить искусство и технический прогресс?
Самая понятная ассоциация — это океан и корабль соответственно. Искусство — естественная среда человечества, данная Богом. Он наделил нас талантом, который мы развиваем, и создаем шедевры. Человек строит корабль, который движется в океане, держится на этом столпе. И скорее всего учёный, придумавший самую современную техническую вещь — это поэт или писатель, а может композитор или художник, но сумевший в реальном времени своим талантом выловить из океана необходимые слова, чтобы сочинить изобретение.
В своей книге Олег Рой тоже об этом пишет:
До того момента вопрос о выборе профессии в семье даже не обсуждался – никто, во всяком случае никто из взрослых, не сомневался, что после школы Оля будет поступать в консерваторию...дочь станет пианисткой...настоящий талант и великолепная техника, абсолютный слух – музыка была ее призванием...И лишь сдав его (экзамен) на «отлично», вдруг заявила родителям, что поступать в консерваторию не собирается...
– Я хочу быть ученым. Мне нравится наука. Химия,..И очень-очень нужна сейчас нашему обществу, нашей стране! Ведь мы живем в эпоху великих открытий!
Наша литература — говорящая, глубинная. Она с нами общается, обсуждает, показывает моменты, которые мы в силу наших дел не замечает, но элемент общества такой как самоопределение очень важен и в данном случае подчеркивается, что применим и для более практических целей. Понимая, что творчество создано вдохновением — слышишь вселенские мотивы, умеешь говорить с ними на одном языке, то можно смело утверждать, что такой человек и в современном мире сможет определить для себя направление — услышать и проявить себя успешно.
Но это лишь небольшой лирический отступ для более сложного диалога, который так противоречиво вплелся в строки.
Прежде чем продолжить рецензирование в данном случае уместно будет кратко рассказать о сюжете книги Олега Роя «Человек за шкафом». Повествование книги идёт в настоящем и прошлом времени. Две женщины рассказывают антикварщику историю из прошлого, связанную со старинным шкафом. Семья, живущая во времена СССР, прошедшая ВОВ, обустраивается в квартире. Становление семьи, рождение ребенка, учеба и работа, замужество единственной дочери, рождение внуков — жизнь послевоенного общества, общества довольно таки ярких героев: генерала и его жены — талантливой пианистки, которая обучила мастерству детей. Но трагедии, которые случились в семье, кардинально поменяли настроение сюжета книги.
Рецензирование же будет скорее не о поверхностном сюжете, а смысловой нагрузке, которую несёт в себе сюжет.
Самое интересное, что писатель и книгу написал в таком формате — два времени — реальное (довольно таки простая история без усложненных деталей) и прошлое время (история насыщенная, элементами, ситуациями, героями, эмоциями). И опять ассоциация этих времен: в настоящем времени — это шкаф, а прошлые воспоминания — это «А там чего только не было! Ковры и покрывала, фарфоровые вазы и статуэтки, роскошная посуда, серебряные столовые приборы, зеркала… А мебель, какую им привезли мебель! Вся добротная, из дуба, а то и красного дерева, красивая, точно из дворца или музея.»
Сюжетная линия из прошлого с десятью главными героями (важный аспект):
генерал Назаров Степан,
его жена Татьяна — пианистка,
помощница по дому — Катерина,
дочь Степана и Татьяны — Ольга,
муж Ольги — Илья,
старший сын Ильи и Ольги — Андрей,
младший сын Ильи и Ольги — Антон,
Зоя — сестра Ильи,
Ольга — квартирантка,
фортепиано (шкаф).
Выше я уже показала, что речь идёт о таланте человека, о возможности его реализовать. Удивительная история словно отголоском из Библии напомнила читателю важные строки, чтобы он сделал вывод. Нам, читателям, предоставляется возможность услышать именно на том языке Вселенную, который близок и ясен. Если библейский сюжет кажется на сегодняшний момент многим сложен, не всегда понятен, то всегда можно увидеть руку помощи в творчестве современных авторов.
Книга «Человек за шкафом» — это строки Евангелие от Матфея, глава 25, некоторые строки процитирую:
десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли…
Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла...
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
Это основа книги — идёт человек с талантом своим, использую его или ему кажется, что это не так важно или важно, но время позволяет отложить, но в Евангелии сказано:
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
В книге мы видим талантливых людей, которые воплотили свои возможности для своего блага и блага общества — генерал и его жена, их дочь Ольга и её муж, помощница Катерина, которую они очень ценили. Также мы видим героев, которые не смогли показать себя в полной мере — Андрей, погибший на войне, Антон — у него своя война, скрытая от посторонних глаз, война с родственницей Зоей. Война в жизни героев: как хорошо, что старшее поколение смогло выжить в страшное время и воспитать достойных людей для будущего, как плохо, что война нарушает путь героев (Андрей и Антон). Стихи из Евангелия от Матфея, главу 25 можно и дальше продолжить цитировать, почти каждая строчка отразилась в книге в современные, понятные для общества ситуации.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов.
Здесь можно вспомнить о квартирантке Ольге — скрипачке, которая приехала развивать свой талант, она помогла Антону в сложной ситуации — пианисту-композитору. Антон написал для неё музыку, она спасла талантливейшего композитора, который слышал музыку природы, музыку жизни:
Это была удивительная музыка – музыка, льющаяся из души, открытой потоку жизни.
Ещё бы хотела упомянуть об отрицательном герое Зое, характеризовать её одним словом — чудовище, мне кажется, достаточно. Оправдать поведение в силу сложных ситуаций в жизни и вымещении зла за потерянное время тоже не хочется. Если бы природа была так устроена, что живое существо после развития, роста — эволюционного процесса начинала мстить за упущенное время без навыков, которые приобрело на данный момент, то скорее всего наша Вселенная превратилась в нечто — Ничего. Какой нашли Зою? …женщины, скукожившейся там в неестественной позе.
А теперь расскажу об интересном герое книги — фортепиано, который нам также является в виде шкафа. Почему я его вижу одним из героев книги?
Потому что вся суть произведения именно показать как звучит талант человека, насколько он помогает нам скрыться от опасностей, как с нами говорит Вселенная, а мы своими шедеврами отвечаем ей. Зоя, которая даже не попыталась понять, любовь к творчеству, к музыке Антона, запирала на замок фортепиано, чтобы не слышно было звучания. Соответственно она не увидела и своего предназначения, и своих возможностей — быть любящим человеком и помочь ему стать композитором. А какие мечты Зоя смогла бы воплотить, можно только предполагать? В книге, конечно, можно прочитать о магии, которой воспользовалась Зоя, чтобы семья Назаровых разрушилась. Но если впустить эти мысли как возможный элемент жизни для дальнейшего построения, улучшения чьей то жизни, в данном случае Зои, то я думаю, что мы себя ограничим. Опять же мы видим как воплотилось ограничение по всему сюжету книги — запрятанный Антон, смерть Зои за шкафом.
Объяснение трагической истории этой семьи — это эмоциональная составляющая, чувствительность героев. Каждая последующая трагическая ситуация — это невозможность справиться с потерей любимого человека. Это не магия, не влияние чудовищ, речь о сильной любви к близким людям. И как же в этом случае правильно было Антона — книжного героя, одаренного композитора показать с диагнозом аутиста. Так как в данном случае советов как правильно должен человек боль чувствовать, как правильно пройти такие ситуации нет.
Особенностью книги "Человек за шкафом" является грань реалистичности. Читатель может увидеть схожесть героев с настоящими людьми. Например, пианистом Гленн Гульдом. У него схожее заболевание с главным героем книги - Антоном, талантливый музыкант и композитор. Но судьба для пианиста Гленна Гульда складывалась удачно, с девства признанный мастер своего искусства. В романе Антон позже стал узнаваемым композитором (хотя его музыка, которую он сочинил в детстве, была записана на пластинке заграницей и была популярна - о чём он долгое время не знал).
Ещё в начале рецензии я говорила, что люди искусства и науки - это люди одной стихии. Отличие только умение применить талант в реальности, в более современных условиях для практических целей. Поэтому в книге воплощён ещё один настоящий талант - это Альберт Эйнштейн. С ним история перекликается трагичностью судьбы близких людей, направление, которое он выбрал в жизни - науку, которая действительно была необходима в то время для движения человечества к новым открытиям.
Книга Олега Роя «Человек за шкафом» о личности, о красоте душевной, о семейной идиллии, о понимании и глупости, о вере в добро. Произведение читается очень легко, увлекает читателя сюжетом. Он может его читать как легкий роман с эмоциональными качелями, а может задумываться над характером каждого героя, видеть в нём человечность.
Свидетельство о публикации №225022001665